Библейские метафоры

0
280

Продолжаем изучение образного языка Писания

В этой статье мы продолжаем изучение образного языка Писания. Существуют различные «уровни» этого языка. Прибегнув к помощи средства словесной образности, можно сказать, что в речи вполне возможно «переключить скорость» с менее выразительного тропа на более выразительный.

Например, сказать: «Бог, как скала» это художественное сравнение. Чтобы усилить образность, можно сказать «Бог – скала» (ср. Пс. 17:3).

Во втором случае используется троп под названием «метафора».

Метафора

Метафора предполагает сравнение между двумя предметами или явлениями на основе сходства (но необязательно полного совпадения) их свойств.

Ученые говорят, что метафора это «более краткая и четкая форма выражения».

Господь сказал о нечестивом Израиле:

«Буду нападать на них, как лишенная детей медведица, и раздирать вместилище сердца их и поедать их там, как львица»
(Ос. 13:8).

Обратите внимание на слово «как»: оно указывает на то, что здесь используется художественное сравнение. Но, когда Иаков говорит: «Молодой лев Иуда» (Быт. 49:9), он использует метафору, и этот образ имеет большую выразительность.

Метафоры преподают нам важные уроки.

Пророк Иеремия сформулировал порицание отступившего от Бога царства Иуды в двух выразительных метафорах.

«Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды»
(Иер. 2:13).

Перед нами наглядно предстают две истины.

Во-первых, «источник», дающий «живую воду», необходимо отличать от «водоема» (то есть, «емкости для воды»), в который вода попадает для хранения из другого источника.

Бог это «источник жизни» (Пс. 35:10), от которого проистекают все благословения (Иак. 1:17). Только Он может дать «источник воды живой» (Отк. 21:6).

Человек неспособен сотворить план собственного искупления, хотя многие и пытались это сделать, предлагая низкопробные переработки данного Богом образца.

Во-вторых, лжерелигия (например, идолы, которые так понравились иудеям под влиянием соседних языческих народов) сравнивается с «разбитым водоемом».

В Палестине было много таких «водоемов» (ям, вырытых в земле и выложенных известняком) для сбора воды, потому что в период с мая по сентябрь там выпадает мало осадков. «Разбитый водоем» не представляет никакой ценности, потому что он не может удержать воду. Измученный жаждой путник может стремиться к известному ему водоему, но, если тот дал трещину, то путника ждет разочарование, которое усилится еще больше от разбитой надежды.

Как ханаанские идолы не могли предложить ничего существенного израильскому народу, так и притворно «христианские» секты много обещают современному человеку, но ничего не дают.

Метафоры Павла

Доктор Дэвид Дж. Вильямс, исследователь Библии из Австралии, написал замечательную книгу под названием «Метафоры Павла: контекст и характерные особенности» (Paul’s Metaphors – Their Context and Character), в которой он показывает, что великий апостол, посланный к язычникам, наполнил свои произведения яркими метафорами, наглядно представляющими десятки вдохновляющих библейских истин.

Павел создает многочисленные образы из различных областей жизни (семья, рабство, независимость, закон, путешествия, архитектура и т.п.), чтобы на примере показать истину евангелия.

Давайте рассмотрим некоторые из этих метафор.

Опасные обстоятельства

Древний мир был полон опасностей, особенно в переполненных городах в ночное время, когда узкие улочки окутывала кромешная тьма. Воры таились в темноте (Иоан. 3:19), а честные люди запирали двери.

Один автор древнеримской эпохи писал, что, прежде чем выходить вечером на улицу, нужно составить завещание!

Павел, подчеркивая некоторые духовные истины, противопоставлял «тьму» и «свет» (Рим. 13:12-13; 1 Кор. 4:5; 2 Кор. 6:14). Он также сравнивал Второе пришествие Христа с неожиданным появлением «тати (вора) ночью» (1 Фес. 5:2, 4).*

С восходом солнца двери распахивались, чтобы впустить в дом свет нового дня.

Обратите внимание на то, как часто апостол использует метафору «открыть дверь» для обозначения новых возможностей. Во время первого миссионерского путешествия Бог «отверз дверь веры язычникам» (Деян. 14:27).

О своей работе в Ефесе Павел говорил, что * Не так давно один автор попытался обосновать доктрину «взятия на небеса» при помощи выражения «тать ночью». Предполагается, что, подобно тому, как вор берет одни вещи и оставляет другие, Господь возьмет святых и оставит грешников! Это являет собой показательный пример привнесения в текст такого значения, которого в нем нет.

Для него «отверста великая и широкая дверь» (1 Кор. 16:9).

Будучи в заключении в Риме, Павел просил церковь в Колоссах молиться о том, чтобы Бог «отверз нам дверь» для благовествования (Кол. 4:3).

Господь мог открыть любую дверь, которую запирали римские власти, и делал это (см. Фил. 1:12-13; ср. 2 Тим. 2:9)!

Врач Лука

Лука, «врач возлюбленный» (Кол. 4:14), был частым спутником Павла в его путешествиях. Это можно проследить в тех разделах Книги Деяний, где употребляются личные и притяжательные местоимения первого лица (16:10-17; 20:5-21:18; 27:1- 28:16). Поэтому неудивительно, что в речи Павла благодаря его общению с Лукой появлялась медицинская тематика.

Например, апостол говорит о «жале в плоти», «ангеле сатаны», которому Бог позволил причинять Павлу страдания, чтобы он не превозносился от важности своих видений (2 Кор. 12:7-9).

Существует множество предположений о том, что это было, – от плохого зрения до малярии. В любом случае, это было болезненно и, очевидно, довольно неприглядным на вид (ср. Гал. 4:14).

В наставлении о единстве церкви Павел с достаточной степенью точности описывал тело как «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей» (Еф. 4:16). Апостол учил тому, что Бог «расположил» членов в теле, как Ему было угодно (1 Кор. 12:18), так что многие члены составляют «одно тело» (ст. 20).

Это богодухновенное высказывание совершенно опровергает эволюционные представления о том, что тело это не более чем механическое соединение бессистемных случайностей, в беспорядке собранных матушкой-природой на протяжении неисчислимого периода времени.

Павел говорит о людях, которые «горды» (греч. typhoo, что может означать психическую неустойчивость) и «заражены» (греч. noseo, «быть больным »; «испытывать нездоровое влечение») (1 Тим. 6:4).

Апостол разоблачал лжеучителей, которых поразил духовный «рак» («гангрена», ВПНЗ) (2 Тим. 2:17).

Павел также говорил о людях, чьи души были настолько бесчувственными, как будто они были «сожжены» (1 Тим. 4:2).

Греческое слово употреблялось для обозначения прижигания раскаленным железом, например, с целью остановить кровотечение.

Рабство

Согласно некоторым подсчетам, в первом столетии в Римской империи было около шестидесяти миллионов рабов (Барклей, 1957, стр. 310).

Предположительно, только в Италии было от двух до трех миллионов рабов, что составляло 35-40 процентов всего населения (Вильямс, стр. 111).

Раб (греч. doulos) считался не человеком, но вещью, частью имущества, которым можно было пользоваться по собственному усмотрению. У раба не было никаких прав; он полностью принадлежал своему хозяину. Его могли убить в любой момент, а за малейшей оплошностью могло последовать жестокое избиение.

Конечно, к некоторым рабам хорошо относились, и они занимали важные посты. Но для большинства это была жизнь, наполненная лишениями.

Знаменательно то, что Святой Дух использовал метафоры, заимствованные из института рабства, чтобы передать нам в библейском повествовании многочисленные ценные уроки.

Слово «раб» занимает особое место в произведениях Библии.

В богословском смысле оно идеальным образом обозначает человека, который безоговорочно предал себя Богу: Создатель стал его Господином. Будучи рабом, человек верно и преданно служит Богу.

Многие выдающиеся персонажи Библии изображены как «рабы» Бога: Авраам, Исаак и Иаков (Втор. 9:27), Моисей (3 Цар. 8:53), Иисус Навин и Халев (Числ. 14:24), Исаия (Ис. 20:3), Иеремия (7:25) и др.

В Книге пророка Исаии Христос представлен как грядущий «раб» (греч. в Септуагинте pais) Господа (42:1-7; 49:1-6; 52:13-53:11).

Либеральные исследователи отрицают мессианское значение этих текстов, но новозаветные авторы признавали, что данное пророчество нашло свое исполнение в Иисусе (Мат. 12:18; Деян. 3:13, 26; 4:27, 30).

Однажды Павел сказал, что Господь Иисус «уничижил» Себя, лишившись равенства с Богом, и во плоти принял «образ раба (греч. doulos)» (Фил. 2:7). Это необычное употребление слова doulos в отношении Христа можно объяснить упоминанием «крестной смерти» Господа в следующем стихе. В те времена распятие было распространенным методом казни преступников (включая рабов), хотя, конечно, Господь был совершенно невиновен.

В Новом Завете один из основных постулатов евангельской истины состоит в том, что, когда мы становимся христианами, нас искупает кровь Спасителя (Деян. 20:28; 1 Кор. 6:19-20; 1 Пет. 1:18-19). Следовательно, в конечном итоге мы принадлежим Богу.

Барклей писал: «У нас нет прав, когда речь идет о наших отношениях с Богом; Он должен быть бесспорным господином в нашей жизни. Мы не можем спрашивать: «Что я хочу сделать?» Мы всегда должны спрашивать: «Чего от меня хочет Бог?»

Христианин не может взять отпуск на своем христианском пути. Нерегулярное служение Богу неприемлемо. Быть христианином означает полную занятость».

Храм и обряды

В ветхозаветные времена устройство скинии и храма, соответствовавшие данному Богом образцу (Евр. 8:5), играли особую роль в священном порядке вещей.

Неудивительно, что Христос и Его богодухновенные авторы заимствовали из этих иудейских систем (при этом скиния была прототипом храма) символы и образы для обучения людей.

Апостол Иоанн пишет, что предвечное Слово (Христос до воплощения) «обитало» (греч. skenoo, «разбивать палатку, шатер») среди людей, когда «стало плотию» (Иоан. 1:14).

Божество жило в палатке из плоти. Кроме того, в данной метафоре указывается на то, что земное служение Иисуса было лишь временным, краткосрочным этапом в осуществлении замысла об искуплении.

Христос сказал иудейским правителям, которые хотели отнять у Него жизнь: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Иоан. 2:19). После этого апостол отметил: «А Он говорил о храме тела Своего» (Иоан. 2:21). Этот «храм» был местом обитания Бога (2 Цар. 22:7; Пс. 10:4; 19:7; Ис. 6:1), что указывает на божественность Иисуса, облеченную в плоть человека.

Новозаветная церковь представлена как храм Бога. В отличие от прежних времен, Господь уже не обитает в строениях материального мира (Деян. 17:24); напротив, Он пребывает в Своем народе.

Апостолы и их богодухновенное учение составили «основание», а «краеугольным камнем» стал Сам Христос. Этот духовный «храм», «слагаясь стройно», возрастает «в жилище Божие Духом» (Еф. 2:19-22).

Павел говорил коринфским христианам, что они были «храмом Божьим», в котором пребывал Дух, и если кто-то разрушит этот храм, то его самого разрушит Бог, потому что тело это святилище (1 Кор. 3:16-17).

Каждый христианин в отдельности должен видеть в своем теле храм Божьего Духа. Таким образом, дети Божьи должны хранить свои тела в чистоте и не осквернять их такими деяниями, как блуд (1 Кор. 6:18-19).

Христиане должны возносить свои тела «в живую жертву», угодную Богу (Рим. 12:1).

Они должны приносить Господу «жертву хвалы», «плод уст» (Евр. 13:15).

Даже в своей неминуемой смерти Павел видел «жертвенное возлияние» для Бога (2 Тим. 4:6, ПК).

В Новом Завете есть множество подобных метафор. Библейские метафоры это исполненные смысла способы передачи истины Божьей человеку. Необходимо научиться правильно определять этот троп и наслаждаться прекрасными образами.

Задания на закрепление материала

  • Дайте определение «метафоры».
  • Покажите различие между «художественным сравнением» и «метафорой» на примере.
  • Объясните различие между «источником» и «водоемом» при помощи метафор в Книге пророка Иеремии (2:13).
  • В чем заключается смысл образа «отверстой двери» в произведениях Павла?
  • Соответствуют ли описания человеческого тела, данные Павлом, концепции божественного творца или эволюционному сценарию действия случайных сил?
  • Как апостол описывает человека, совесть которого утратила всякую восприимчивость к истине?
  • Опишите судьбу раба первого столетия. Какое это имеет отношение к христианину?
  • Кем был «страждущий раб» в Книге пророка Исаии? Приведите доказательства.
  • Изучите употребление слова «скиния» в Новом Завете.
  • Изучите употребление слова «храм» в Новом Завете.