Подмена буквального значения образным: 5 примеров. Часть 1

2
106

Подмена буквального значения образным

Когда богослов ошибочно воспринимает буквальное значение как «образное», возможно, не будет преувеличением сказать, что иногда за этим стоят не самые благовидные мотивы.

Давайте рассмотрим следующие примеры подмены буквального значения образным.

Подмена буквального значения образным: 5 примеров. Часть 1
Подмена буквального значения образным: 5 примеров. Часть 1

«Дни» сотворения

В религиозных кругах распространилось такое явление, как восприятие «дней» недели сотворения в качестве тропа, представляющего длительные периоды времени. Пример этого можно найти в книге, написанной преподавателем химии в христианском университете.

Он утверждает, что «дни» сотворения вполне могли представлять собой значительные отрезки времени, и поэтому слово «день» в первой главе Книги Бытия это, возможно, не более чем «метафора». Он также высказывает мнение, что эти слова никогда «не предназначались для такого критичного и буквального подхода» (Ингланд, 1972, стр. 114-119).

В своем более позднем издании этот автор характеризует теорию «дней длиною в эпоху» как «необоснованное допущение», но при этом не исключает ее полностью (1983, стр. 154).

Теория дней сотворения длиной в значительные промежутки времени вошла в моду после издания книги Лайеля «Принципы геологии» (1830).

Чарльз Лайель (1797-1875) распространял идеи «униформизма», согласно которым земные слои очень медленно откладывались на протяжении огромных периодов времени в ходе геофизических процессов, которые мы можем наблюдать и сегодня.

Взгляды Лайеля получили большое распространение и побудили многих людей, на словах уважавших авторитет Библии, начать поиски теории, при помощи которой можно было бы растянуть «неделю» сотворения на миллионы лет.

Такова предыстория теории «дней длиною в эпоху».

Один из защитников этой теории сказал чуть больше, чем он хотел выразить:

«Использование этого подхода к толкованию первой главы Книги Бытия позволяет сохранить библейское повествование и при этом не отказываться от научного подхода»
(О’Брайен, стр. 179).

Истинная наука не требует наличия бесконечных эпох; они нужны для дарвинизма!

Моисей решил этот вопрос, когда он отнес субботний «день» к тому же самому виду дней, к которым принадлежали другие шесть дней первой недели (Исх. 20:11), то есть, к буквальным дням.

Если заменить слово «день» «длительным периодом» в каждом случае его употребления в двадцатой главе Книги Исхода, то нелепость теории «дней длиною в эпоху» станет очевидной. Более того, так как каждый «день» сотворения был поделен на равные периоды света и темноты, как это отражается на сущности каждого «дня»?

Известный ученый Маркус Додс писал:

«Если слово «день» в этих главах не означает отрезок времени в двадцать четыре часа, то толкование Писания это безнадежное занятие».

Более подробно на эту тему смотрите в книге автора «Сотворение, эволюция и возраст земли».

Адам и Ева

Одно из любимых занятий последователей религиозного модернизма заключается в попытках дать образное, а не буквальное, толкование определенным историческим разделам Писания.

Несколько лет назад в одном журнале, представляющем так называемую «Объединенную церковь Христа», была опубликована статья, автор которой утверждает, что история Адама и Евы была «библейским мифом». Вслед за этим «миф» определили как «сочетание символов, указывающих на реальность».

Представление о том, что Адам и Ева были не реальными людьми, но образными выражениями, символизировавшими понятия древнего мира о зарождении человеческого рода, являет собой прямой вызов Библии.

Павел утверждал, что «смерть царствовала от Адама до Моисея» (Рим. 5:14). Разве Моисей был простым символом?

В 1 Послании к Коринфянам Павел говорил о «первом человеке Адаме», а затем противопоставил его «последнему Адаму», то есть, Христу (15:45). Разве Иисус из Назарета был всего лишь «средством словесной образности»?

Даже среди неверующих услышать такое практически невозможно.

Бегемот в Книге Иова

В завершающей части Книги Иова Бог ответил на вызов Иова встретиться с ним в споре. Патриарх древности хотел оспорить положение о том, что Создатель управлял делами на нашей планете справедливо. С точки зрения Иова, подвергнутого страданиям мудреца в земле Уц, его пример свидетельствовал об обратном. В ответ на эти притязания патриарха Господь целым рядом вопросов показал Иову, что он обладает недостаточным знанием. Господь привел в пример множество живых существ, о жизни и повадках которых Иов имел смутное представление (Иов. 38:39 и след.).

Одним из существ, которое завершает этот список животных в «зоопарке» Бога, был «бегемот», крупное животное, описанное как «верх путей Божиих » (40:14).

Видные исследователи, сторонники библейского учения о сотворении мира Богом, убедительно доказывали, что описание бегемота удивительно похоже на описание древнего динозавра и что нет никаких логических причин отрицать вероятность того, что под этим существом подразумевается именно динозавр.

Тем не менее, некоторые христианские авторы назвали бегемота в Книге Иова примером «поэтической гиперболы» (Шэклфорд, стр. 284). Однако нет никаких оснований полагать, что описание этого животного можно назвать «поэтической гиперболой».

Почему Господу понадобилось показать Его силу и мудрость на примере девяти хорошо известных живых существ (38:39-39:30), каждое из которых действительно существовало, но при этом самый значительный аргумент завершить «поэтической гиперболой»? Можно ли было добиться глубокого смирения Иова при помощи «поэтической гиперболы»?

Трудно отказаться от мысли о том, что современная теория эволюции, утверждающая, что динозавры исчезли за шестьдесят пять миллионов лет до появления на земле человека, оказала такое сильное влияние на многих людей, даже тех из них, которых не назовешь ее открытыми сторонниками.

Воскресение Лазаря

Однажды Лазарь, друг Иисуса, серьезно заболел. Сестры больного, Мария и Марфа, обратились за помощью к Господу, находившемуся на некотором удалении от Вифании, где жила эта семья. Христос сознательно задержался, и Его друг скончался.

Когда Христос в конечном итоге появился на месте действия через четыре дня после кончины Лазаря, Он в сопровождении его сестер и друзей направился к гробнице и воскресил усопшего друга из мертвых (Иоан. 11:1-44).

Даже фарисеи, непримиримые противники Иисуса, не могли отрицать значение этого чуда. Они собрали совет (Синедрион) и выражали свое недовольство:

«Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, – и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом»
(Иоан. 11:47-48).

Вильям Барклей, известный шотландский богослов, с присущей ему тягой к модернизму в религии, попытался дать рациональное объяснение этому чуду, предположив, что, возможно, Лазарь вовсе не умирал. Возможно, что в тот период слабого развития науки Лазарь впал в коматозное состояние и пришел в себя уже после того, как его похоронили. Таким образом, этот удивительный «рассказ» превращается в «иносказание», призванное на примере показать, что Иисус имел силу вернуть грешников из состояния греховной смерти в жизнь (Барклей, «Комментарий к Евангелию от Иоанна», стр. 2.118-119).

Но разлагающееся тело (ст. 39) и свидетельство недругов (ст. 47) опровергают гипотезу «иносказания».

Второе пришествие Христа

Когда приблизилось время смерти Христа и последующего возвращения на небеса, Он утешал Своих учеников обещанием о том, что Он «придет опять» (Иоан. 14:1-3).

Учение о втором пришествии Господа это одна из основных составляющих евангельской истины. Иисус собирался прийти опять (ст. 3); это будет пришествие в буквальном смысле слова, так же как и Его первое пришествие.

Аналогичным образом о пришествии Христа «во второй раз» говорил автор Послания к Евреям (9:28).

Оба события, первое и второе пришествия, подразумевают Его видимое появление. Однако эта тема осложняется тем, что в Новом Завете есть несколько отрывков, в которых говорится о других «явлениях» Иисуса, не в буквальном смысле этого слова.

Их следует отличать от Второго пришествия, так как они имеют духовное, или образное, значение.

  • Например, Христос обещал, что в день Пятидесятницы Он «придет» опосредованно, то есть, посредством посланного Им Святого Духа (Мат. 16:28; ср. Мар. 9:1; Иоан. 14:16-18).
  • В другом значении Иисус предупреждал, что Он придет с наказанием для иудеев и города Иерусалима (Мат. 22:7) в виде осады римского войска в 70 г. н.э. (Мат. 24:29-30, 34; 10:23).
  • В посланиях, обращенных семи церквям Азии, Христос предостерегал святых в Ефесе и Пергаме, что, если они не покаются в своих грехах, Он «придет» и отвергнет их как общины Своего народа (Отк. 2:5, 16).

Это не были пришествия в буквальном смысле, но образы, отражающие необходимость перемен в их поведении.

К сожалению, следует отметить, что незначительное число представителей «христианского мира», называющие себя последователями «свершившейся эсхатологии», на основе этих символичных «пришествий» сделали общий вывод о том, что все пришествия Христа имеют духовное или образное значение.

Поэтому они утверждают, что в будущем не будет Второго пришествия Сына Божьего в буквальном смысле слова. Все упоминания о Его пришествии носят символичный характер. Они настаивают на том, что Второе пришествие произошло в 70 г. н.э., когда пал Иерусалим. Но в этом случае они ошибочно воспринимают буквальное значение как образное.

Всеобщее воскресение мертвых Христос обещал, что настанет день, когда все умершие восстанут из своих могил, чтобы встретить Божий суд (Иоан. 5:28-29). Некоторое время спустя Павел подтвердил эту истину, а именно то, что произойдет воскресение как праведников, так и нечестивых (Деян. 24:15). То, что речь идет о воскресении в буквальном смысле слова, очевидно из того факта, что богодухновенный апостол в 1 Послании к Коринфянам обратился к теме воскресения из мертвых.

Павел отмечал, что воскресший Иисус был «первенцем» всеобщего воскресения, которое последует во время Его возвращения (15:20, 23).

Слово «первенец» (или «начаток», ПК) заимствовано из ветхозаветной лексики; оно означало приношение Богу первой части весеннего урожая, которое происходило на Пятидесятницу, в знак благодарности иудеев за обильный урожай осенью.

В этом заключается основная мысль.

«Воскресение» мертвых, которое должно произойти, должно иметь одинаковую сущность с воскресением Христа, то есть, быть воскресением тела (ср. Фил. 3:20-21).

Еще раз с сожалением отметим то, что последователи теории «свершившейся эсхатологии» исказили этот аспект учения. Они придали символический смысл обещаниям о буквальном, всеобщем воскресении тела. Они утверждают, что надежда о воскресении была лишь образным выражением, относившимся к освобождению ранней церкви, которое, по их мнению, произошло, когда иудейский народ потерпел полное поражение от римлян в 70 г. н.э.

И, таким образом, только в символичном значении, церковь «воскресла» от «мира иудаизма».

Макс Р. Кинг предпринял попытку доказать, что до 70 г. н.э. «святые пребывали в могилах, то есть, в мире иудаизма, ожидая избавления или воскресения».

Он также утверждал:

«Они считались мертвыми до той поры, пока не настал конец иудейского мира. … Они воскресли после того, как они победили мир, или после того, как пал иудаизм»
(Кинг, стр. 348-349).

Вряд ли можно представить себе более возмутительный пример манипуляций со священным текстом.

Необходимо вновь подчеркнуть эту мысль – ошибочная подмена буквального значения образным может привести к серьезным заблуждениям в толковании Писания.

Приведенные выше примеры представляют лишь малую долю вреда, причиняемого такими ошибками.

Обзор материала для закрепления

  • Какие побуждения могут двигать людьми, которые пытаются «растянуть» дни сотворения в значительные периоды времени продолжительностью в миллионы лет?
  • Приведите пример из первой главы Книги Бытия, который подтверждает, что дни сотворения были обычными астрономическими сутками.
  • Какие слова Моисея в Книге Исхода служат дополнительным подтверждением того, что дни сотворения были обычными астрономическими сутками?
  • Каковы взгляды модернистов относительно Адама и Евы?
  • Назовите отрывок Нового Завета, в котором Павел считает Адама реальным человеком, а не поэтическим мифом.
  • Перечислите девять живых существ, которых Бог привел в пример Своей силы и мудрости (Иов. 38:39-39:30). Являются ли эти животные реальными созданиями или поэтическими образами?
  • Если ли какие-то обоснованные причины того, что «бегемот» нельзя отождествлять с какимлибо видом древнего динозавра? Если да, то какие?
  • Что может стоять за желанием исследователя представить воскресение Лазаря «красивой историей », рассказанной с целью преподнести метафорический урок?
  • Назовите, как минимум, две причины, по которым Второе пришествие Христа должно считаться видимым явлением, явлением в буквальном смысле, как и Его первое пришествие.
  • Какое значение имеет слово «первенец» («начаток»), употребленное в отношении воскресения Иисуса, в связи с сущностью всеобщего воскресения?

Чтобы не совершить подмену буквального значения образным стоить знать:
Как распознать образный язык?

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Начало мудрости — страх Господень. Не страшатся Бога там, где Его нет. А еще не страшатся Бога те, кто сделали себе свою версию бога- «выдумали» себе бога который всех любит и все прощает, который хочет только твоего удовлетворения и радости. Если наш бог(образно) — золотой телец ( Исход 32), мудрость с нами обитать не может.

    Если день в книге Бытие считать как промежуток времени равный милионам лет, как выжили растения сотворенные в третьий «день» когда солнце дающее жизнь растениям было сотворено в четвертый «день»?

    Не исренность — желание защитить предрассудки, предубеждения или личныу похоти толкают человека отказатся от здравого смысла (формы мышления используемой им же в повседневной практической жизни). Здравая форма мышления это и есть мудрость.