Введение в язык образов: Библейские духовные образы

0
3777

Образный язык

Каким бы скучным и неинтересным было общение людей друг с другом, если бы не средства словесной образности и обороты речи, украшающие язык. По сути дела, вряд ли было бы возможно сколько угодно значимым способом выразить мысль, если бы образная речь не была частью нашего общения.

В первых же словах Адама содержатся образные выражения. Он сказал о Еве:

«Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей»
(Быт. 2:23)

Ева, это удивительное творение, конечно, представляла собой нечто большее, чем просто «плоть» и «кость», но в тот момент эти две основные составляющие ее физического естества представили ее целиком.

В самом начале общения с Адамом Создатель прибег к языку образов.

Говоря о запретном плоде, Господь предостерег первого человека: «… ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь » (Быт. 2:17).

Совершенно очевидно, что Адам не умер в буквальном смысле в день своего грехопадения (хотя его старение началось в момент изгнания из Эдема), ведь в конечном итоге он дожил до 930 лет (Быт. 5:5).

Нет сомнений в том, что слова «смертию умрешь» имели духовное значение, вне связи с упадком физических сил.

«Смерть» также обозначает религиозное или нравственное разделение с Богом (ср. Ис. 59:1-2; Еф. 2:1). Поэтому не следует удивляться тому факту, что Священное писание изобилует оборотами речи и средствами словесной образности.

Эта данность нисколько не умаляет ценность откровения божественной воли в Писании; напротив, она усиливает выразительность и красоту библейского слога. Итак, мы находим в Библии богатство и изобилие средств для придания речи выразительности и образности.

В 1899 году Э. В. Буллингер издал монументальный труд, посвященный библейским фигурам речи и тропам (более 1100 страниц). В нем классифицированы около 200 различных оборотов речи, многие из которых имеют свои разновидности, и поэтому общее количество терминов, называющих средства словесной выразительности в Библии, достигло 500 (Буллингер, ix).

Введение в язык образов: Библейские духовные образы
Введение в язык образов: Библейские духовные образы

Определение оборота речи

Оборот речи как средство словесной образности возникает в том случае, когда слово, выражение или предложение употребляется в значении, отличном от обычного или буквального.

Тропы образного языка

Различают «тропы» (от греч. tropos «поворот») и «фигуры». Троп это оборот речи, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении для достижения большей художественной выразительности.

Пример тропа в греческом тексте Нового Завета можно найти в Послании Иакова 1:17, где движение тени под воздействием «поворота» земли противопоставлено постоянству и неизменности Бога.

17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
(Иак.1:17)

Тропы это лексические средства, так как в их образовании участвуют буквальные и образные значения слов.

Фигура речи это синтаксическое построение (словосочетание, предложение, сверхфразовое единство), которое используется для усиления выразительности высказывания.

В данной разделе мы сосредоточимся на тропах и образном, или переносном, употреблении.

«Когда слово, имеющее привычное значение, употребляется для обозначения чего-то другого, то говорят, что оно употреблено образно. Когда слово употребляется в своем исходном или наиболее привычном значении, то о нем говорят, что оно использовано буквально. Итак, образный оборот речи это отступление от исходного или обычного значения слова или привычного способа выражения мысли»
(Локхарт, стр. 156).

Цель использования образного выражения

Цель использования образного выражения это усиление значения, придание большей выразительности. Троп или фигура речи способны придать мысли убедительность и эмоциональную окраску.

Неверно предполагать, что употребление оборота речи ослабляет высказывание; на самом деле верно обратное.

Например, когда Бог назван «скалой Израилевой » (2 Цар. 23:3), перед нами предстает образ надежности и уверенности, которые дарует Господь.

История образного языка

Каждый язык, известный человеку, перемежается украшениями в виде разнообразных средств словесной образности. Древние греки неустанно совершенствовали искусство языка образов и дали названия более чем двум сотням подобных явлений.

Ученые называют несколько причин, благодаря которым происходит развитие образного языка.

Образование и развитие средств словесной образности

В первую очередь, следует отметить, что любой язык это развивающееся явление. Но при этом не всегда находится подходящее слово, чтобы выразить какую-либо идею. В этом случае на помощь приходят образы, с помощью которых мысли можно передать более точно и выразительно.

Томас Хорн объясняет это следующим образом:
«Образный язык зародился в самом начале существования человечества. Недостаток слов привел к тому, что они стали употребляться в различных, разнообразных значениях. Поэтому образные слова и выражения, составляющие украшение языка, возникли от его скудости. Это по-прежнему верно в отношении всех народов, находящихся на первобытном уровне развития».

Невозможно придумать точное слово для каждого отдельно взятого понятия. По этой причине человек начал употреблять слова в разнообразных значениях, чтобы избежать необходимости придумывать новое слово для каждого нового выражения человеческой мысли.

Во-вторых, разум человека создан таким образом, что он легко воспринимает сравнения. Таким образом, использование аналогий и сопоставлений естественным образом соотносится с нашим образом мышления.

Человек последовательно создавал языковые образцы для описания понятий и придания общению между людьми большей выразительности.

Когда богодухновенный автор сказал, что человек, постоянно размышляющий о слове Божьем, «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» (Пс. 1:3), он нарисовал картинку из слов (посредством художественного сравнения), которое оживляет мысль и благодаря этому делает ее еще более поучительной.

Действительно, трудно выражать некоторые понятия в стерильной атмосфере строгой буквальности.

Например, попробуем дать значимое определение слова «холодный». Можно сказать: «имеющий низкую температуру». Но как совместить это определение с выражением «холодный, как лед», когда речь идет о характере человека? Или с выражением «холодное оружие»?

Также внимательно посмотрите на следующий ряд слов: «камень»; «твердый, как камень»; «каменное сердце». Разве такое словоупотребление было бы возможным в условиях полной буквальности?

В-третьих, в случае с изучением Библии необходимо осознавать, что многие из замечательных духовных истин Писания (представления о Боге, спасение и др.) предполагают наличие абстрактных, отвлеченных понятий, для понимания которых нужны более конкретные выражения.

Такой троп, как антропоморфизм (греч. anthropos «человек» и morphe «форма», то есть, относящаяся к человеку форма), при помощи которого Бог описывается словами, свойственными для тела человека (например, рука, глаза, уши и т.д.; см. Ис. 53:1; 59:1; Евр. 4:13), помогает в понимании некоторых аспектов сущности Господа, в частности, Его всеведения, Его силы и т.д.

Аналогичным образом, когда прощение описывается как омовение (Деян. 22:16) или «очищение» (Еф. 5:26), при передаче основного значения используются наглядные образы.

В-четвертых, следует помнить, что большая часть знаний приобретается нами посредством чувственного восприятия, то есть, посредством того, что мы видим, слышим, чувствуем, осязаем или обоняем.

Зачастую мы мыслим графическими образами. Поэтому неудивительно, что «картинки» нашего языка заимствуются из окружающего нас мира, тем самым способствуя нашему общению друг с другом.

Именно отсюда возникают такие выражения, как «нежный, как кожа младенца», «громогласный» и др.

Библейские духовные образы

Каким образом эта концепция применяется к толкованию образного языка Библии?

В своей классической работе по библейской герменевтике (греч. 396 Библейская стилистика hermeneutike (techne) истолковательное (искусство)) Милтон Терри писал:

«Главные источники образного языка Библии это рельеф Святой земли, обычаи и традиции ее древних племен и формы израильского богослужения. Поэтому необходимо изучать все эти источники, чтобы понимать толкование образных отрывков Писания» (стр. 158).

Можно даже утверждать, что в Своем провидении Бог избрал землю Ханаана именно по причине богатства ее флоры и фауны. Среди прочих причин следует назвать топографическое и климатическое разнообразие,  а также насыщенную событиями историю этих мест. Вряд ли можно найти другое место на земле, дающее такое обилие образов, понятных людям из других частей света.

В. М. Томпсон, которых провел в Палестине двадцать пять лет, исследуя ее холмы и долины более века назад, писал:

«Земля, где среди людей обитало Слово, ставшее плотью, есть неотъемлемая часть божественного откровения. Ее свидетельство необходимо для понимания событий; ее участие в описании этих событий неоценимо. Унылые пустыни и древние развалины укрощают человеческую гордыню и подтверждают истину Божью; бездны от Тофета до Мертвого моря, зияющие смолой и серой, предостерегают нечестивых и пророчествуют о грядущем гневе. Даже деревья в этой земле рассказывают притчи, а дикий репей рождает иносказания; мелкие птицы поют гимны счастливчикам, а лилии преподносят уроки утешения бедным. Холмы и горы, камни, реки и источники вод служат символом и залогом чего-то лучшего, чем они сами. Одним словом, Палестина это одна большая плита, на которой глубоко выгравированы слова Бога, обращенные к человеку и записанные живыми буквами Великим Глашатаем благой вести» (стр. 1).

Посещение мертвого моря:

Этот удивительный абзац помогает понять, почему Священное писание изобилует бесчисленными средствами словесной образности и почему Святая земля была избрана как хранилище этих живых образов.

Один из выдающихся археологов, посвятивший себя изучению истории Израиля, писал:

«География, история и религия настолько тесно переплелись в Библии, что ее религиозный смысл невозможно понять без внимательного изучения окружающей обстановки и условий формирования откровения» (Райт, стр. 5).

Пример многогранности библейской земли как хранилища средств словесной образности очевиден в разнообразии животного мира, который в Писании часто служит для создания поучительных ситуаций (ср. Мат. 10:16).

Например, в Библии упоминаются шестнадцать видов домашних животных, сорок один вид диких животных, пятьдесят пять видов птиц, тридцать семь видов пресмыкающихся и тринадцать различных представителей водной фауны, – всего сто шестьдесят две формы животной жизни (Клотц, стр. 69-99).

В добавление к этому, профессор Филипп Джонсон, обращая внимание на 2300 видов растений, украшающих библейскую землю, отмечает, что «интерес и любовь к природе со стороны древних людей проявляются на каждой странице. Они были близки к природе, и свои мысли они выражали языком окружавшего их мира» (стр. 1353).

Приступая к нашему исследованию, давайте считать его увлекательным приключением.

В средствах словесной образности Библии нужно видеть не лишенные смысла особенности древней поэзии и прозы, но красочные символы, служащие поучительными наглядными пособиями. Они оказались на страницах Писания неслучайно, но с тем, чтобы дать людям возможность лучше понять ум Господень и вознести их душу на новые высоты.

Обзор материала для самостоятельного изучения:

  • В каком смысле Адаму предстояло «умереть» в тот «день», когда он преступил закон Божий?
  • Дайте определение тропам и фигурам речи как средствам словесной образности.
  • Почему использование образного языка необходимо для эффективного общения с другими людьми?
  • Дайте определение слова «холодный». Приведите примеры его употребления в переносном значении.
  • Могут ли средства словесной образности помочь нам в понимании отвлеченных понятий? Объясните свой ответ.
  • Что такое «антропоморфизм»?
  • Почему так много библейских образов было заимствовано из особенной ханаанской земли?
  • Обсудите значение образов в Псалме 1:3.
  • Приведите примеры нескольких средств словесной образности, которые вы иногда используете.
  • Является ли, на ваш взгляд, изучение библейских оборотов речи необходимым? Объясните свой ответ.

Следующая статья раздела: Как распознать образный язык?