Синекдоха, гипербола и пролепсис

1
67

Мы уже упоминали, что сотни тропов и фигур речи служат для украшения различных языков, на которых говорит человечество.

Библейская стилистика в предыдущих статьях:

Многие из этих оборотов речи присутствуют в Писании, но в книге небольшого объема мы можем рассмотреть лишь их малую часть.

В данной статье мы рассмотрим такие средства словесной образности, которые необходимы для правильного понимания основ веры и учения.

Синекдоха

Термин «синекдоха» происходит от двух греческих корней, которые вместе выражают идею «восприятия одного предмета или явления через ассоциации с другим» (Терри, стр. 162).

В дословном переводе с греческого это слово означает «соподразумевание».

Данный стилистический оборот встречается в разных формах, например, при употреблении названия части вместо целого или целого вместо части; общего вместо частного или частного вместо общего; множественного числа вместо единственного и наоборот, и т.п.

Давайте рассмотрим несколько примеров.

Синекдоха: преломление хлеба

Когда Господь учредил вечерю Господню, этот священный обряд состоял из двух элементов – хлеба, который символизировал Его тело, и плода лозы, который символизировал Его кровь. Оба эти элемента упоминаются во всех трех синоптических евангелиях (Мат. 26:26-29; Мар. 14:22-25; Лук. 22:19-20).

Однако иногда причастие изображается упоминанием только одного элемента посредством синекдохи.

Вслед за основанием церкви в день Пятидесятницы первые ученики «постоянно пребывали … в преломлении хлеба» (Деян. 2:42). Вряд ли кто-то станет оспаривать, что речь идет о вечере Господней.

Аналогичным образом, ученики в Троаде «собрались для преломления хлеба» (Деян. 20:7). Практически все соглашаются с тем, что это было собрание церкви, во время которого совершалось причастие.

Слово «хлеб» обозначает здесь оба элемента вечери.

Синекдоха: «верою только»

Одно из самых известных заблуждений протестантизма это догма о спасении «верою только».

Данная концепция возникла как реакция на католическую систему оправдания посредством совершения дел.

Довольно часто можно услышать, как люди цитируют стихи, в которых упоминается только вера (например, Иоан. 3:16), а затем пытаются представить веру как совокупность того, что необходимо для спасения. Однако есть старая поговорка, которая гласит: «То, что доказывает все, не доказывает ничего».

Действительно, в многочисленных отрывках упоминается только один аспект Божьего замысла об искуплении. Но при этом почти все признают, что это единичное условие включает другие по смыслу.

Это происходит от того, что различные отрывки, посвященные одной и той же теме (например, спасение), дополняют друг друга.

Давайте обратимся к нескольким стихам в Послании к Римлянам, имеющим отношение к плану спасения, в которых употребляется синекдоха.

  • В 5:1 Павел говорит, что грешник «оправдывается верой». Совершенно очевидно, что вера необходима для спасения.
  • В 2:4 Павел отмечает, что благость Божия ведет человека «к покаянию». Нет никаких сомнений в том, что покаяние это одно из условий спасения, так как в следующем стихе «нераскаянное сердце» подвергается осуждению.
  • В 10:10 говорится, что исповедание веры в Иисуса необходимо «ко (греч. eis, «для того, чтобы») спасению». Следовательно, исповедание необходимо.
  • Из погребения в крещении человек восстает к «обновленной жизни» (6:4). Обновленная жизнь равнозначна освобождению от греха (6:17-18).

Ни в одном из этих стихов не упоминается вся совокупность условий спасения. Тем не менее, необходимо каждое из них. Можно лишь сделать вывод о том, что в некоторых случаях одно или два условия обозначают весь план спасения целиком. Это – синекдоха!

Синекдоха: три дня и три ночи

Однажды Христос предсказал, что Он проведет в «сердце земли» (то есть, в могиле) «три дня и три ночи» (Мат. 12:40).

Некоторые люди приходят в недоумение, пытаясь понять, когда этот период времени начался и когда он закончился. По этой причине они прибегают к разного рода манипуляциям с текстом, чтобы этот трехдневный период соответствовал их предубеждениям (например, они «передвигают» день распятия с пятницы на четверг).

Однако они упускают из виду тот факт, что, как правило, иудеи использовали синекдоху при обозначении промежутков времени.

Любая часть дня могла быть представлена как целый день или даже день и ночь.

В Писании есть много примеров такого рода:

  • Быт. 7:12, 17;
  • 1 Цар. 30:12-13;
  • Мат. 27:63-64

Поэтому в Новом Завете говорится, что Иисус воскрес «в третий день» (Мат. 16:21; Мар. 8:31); «в три дня» (Иоан. 2:19); через «три дня и три ночи» (Мат. 12:40).

Следует отметить, что противники Господа не обвиняли Его в несоответствии в связи с использованием этих разных обозначений периода Его погребения. Они понимали особенности речи в древнем мире лучше, чем некоторые современные люди.

Синекдоха: тело, душа и дух

Иногда слова «душа» или «дух» употребляются для обозначения отдельной личности, то есть, «внутренний » человек (2 Кор. 4:16) представляет человека в целом.

Петр, говоря о семье Ноя, сказал, что от воды спаслись «восемь душ» (1 Пет. 3:20). Никто не станет отрицать, что в ковчег также вошли тела этих людей.

Когда апостол Иоанн призывал верных братьев, говоря: «не каждому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Иоан. 4:1), он имел в виду лжеучителей, о чем однозначно свидетельствует контекст.

При этом возникает интересный вопрос.

Если человек всецело смертен (как утверждают некоторые деятели от религии), то могут ли эти обороты речи, в которых употребляются слова «дух» и «душа», иметь какой-либо смысл?

Гипербола

Гипербола (греч. hyperbole, «преувеличение») это яркий стилистический оборот, в котором автор или оратор преувеличивает свойства предмета или явления с целью придания высказыванию большей выразительности.

В то время как некоторые склонны подвергать сомнению этичность преувеличений, такое усиление значения не создает проблем, если оно создается сознательно, а его предназначение, а именно, яркое и живое изображение описываемых обстоятельств, очевидно для читателя или слушателя.

Библейский комментатор указывает на то, что подобные выражения «обращают на себя внимание и производят особое впечатление, при условии что они не употребляются слишком часто и не являются чересчур утрированными».

Гипербола: «как саранча»

Когда двенадцать соглядатаев отправились из Синайской пустыни в Ханаан, чтобы исследовать свою будущую землю, десять их них вернулись спустя сорок дней с рассказом о том, что они были, «как саранча», по сравнению с могучими хананеями (Числ. 13:34).

Это преувеличение было отражением их веры, вернее, слабости их веры, которая поразила весь народ (Числ. 14:1-4).

Вследствие этой нерешительности все израильтяне, которым на тот момент было старше двадцати лет, не смогли войти в обетованную землю (Числ. 14:28-29).

Гипербола: «в беззаконии зачат»

Оплакивая свой грех, совершенный с Вирсавией, Давид сказал:

«Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя»
(Пс. 50:7)

Кальвинисты используют данный стих как доказательство своего учения о наследовании грехов.

На самом деле перед нами пример гиперболы, при помощи которой Давид подчеркивает муки своей души, говоря, что вся его жизнь отравлена преступлениями против закона Божьего.

Смотрите также Псалом 57:4

4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы [матери] заблуждаются, говоря ложь.
(Пс.57:4)

Необходимо также обратить внимание на Книгу Иова 31:18, где патриарх утверждает, что он заботился о сиротах и вдовах «от чрева матери». Вряд ли Иов мог заботиться о нуждающихся с самого первого дня своей жизни!

Кроме того, буквальное прочтение Псалма 50:7 противоречит простому свидетельству Книги пророка Иезекииля 18:20 о том, что грех не наследуется.

20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.
(Иез.18:20)

Гипербола: «вырвать глаз»

Когда Иисус сказал, что человеку следует «вырвать » глаз или «отсечь» руку, если они станут для него источником искушения (Мат. 5:29-30), Он использовал гиперболу с тем, чтобы подчеркнуть необходимость любой ценой уклоняться от всех опасных в духовном отношении обстоятельств.

Господь также учил тому, что грехи порождаются в разуме, а не в членах тела (Мар. 7:21-23).

Возможно, в этой связи будет нелишним напомнить о случае с Оригеном, который описан в этой статье:

Гипербола: членовредительство

В Послании к Галатам есть стих, производящий сильное впечатление.

Павел говорит: «О, если бы подвергли себя отсечению возмущающие вас» (5:12, ПК). Под «отсечением» здесь понимается оскопление (греч. apokopto, «ампутировать», «оскоплять»).

Можно ли назвать этот стих неподобающим? Нет.

Очевидно, апостол хотел сказать следующее.

Он надеялся, что эти лжеучителя не смогут произвести потомство, тем самым сохранив церковь от вреда в будущем. Павел вовсе не проявлял жестокость; он усилил свою мысль при помощи смелой гиперболы.

Пролепсис

Термин «пролепсис» происходит от сложного греческого корня со значением «предшествовать; упреждать; происходить раньше». Это такой оборот речи, при котором в высказывании изменяется хронологический порядок вещей. Событие может описываться как уже состоявшееся. Или сведения, ставшие известными в более поздний период, могут быть вставлены в раннее повествование с целью пояснения.

Можно привести такой пример: «Президент Владимир Путин родился в Санкт-Петербурге». Он не был президентом в момент своего рождения, но более поздний факт вводится в высказывание для передачи более полной информации.

Итак, пролепсис это рассказ, забегающий вперед.

Это необходимо иметь в виду при чтении отрывка в Евангелии от Иоанна, который предшествует рассказу о воскресении Лазаря.

Иоанн упоминает сестер друга Иисуса, Марию и Марфу (11:1). Затем он говорит, что именно Мария помазала ноги Иисуса благовонием (11:2). Однако это помазание произошло после событий, описанных в одиннадцатой главе (ср. Иоан. 12:3), но апостол сжимает временные рамки с тем, чтобы показать, кем была эта женщина. Это и есть пролепсис.

В некоторых случаях распознание этого оборота речи играет важную роль для определения правильного учения.

Пролепсис: Бог почил от всех дел Своих

Рассказывая о неделе сотворения, Моисей повествует о том, что Бог почил (то есть, прекратил сотворение) на седьмой день. Далее мы читаем, что Господь благословил и освятил (сделал святым) седьмой день в память о прекращении Своих дел (Быт. 2:2-3).

Однако в этом тексте не говорится о том, когда суббота стала «освященной».

Многие предполагают, что суббота стала «святым днем» для всего человечества с седьмого дня истории земли. Но это совсем необязательно.

Давайте рассмотрим следующие факты:

  • У нас нет никаких данных о том, что на протяжении первых нескольких тысяч лет истории человечества кто-либо соблюдал субботу как день религиозного поклонения, как это было установлено в законе Моисеевом. В Книге Бытия нет указаний на то, что хоть один патриарх соблюдал субботу как святой день.
  • Более поздние библейские сведения указывают на то, что «святость» субботы была установлена на горе Синай (Неем. 9:14; ср. Втор. 5:3, 12), и это обязательство было особым «знамением» между Иеговой и Израилем (Иез. 20:10-12).

Суббота вряд ли могла стать особым «знамением» между Господом и Израилем, если бы весь мир соблюдал субботу на протяжении многих столетий.

Моисей написал Книгу Бытия после того, как был учрежден закон о соблюдении субботы. Когда он описывал Божий покой на седьмой день, он включил более позднюю информацию относительно ее освящения. Это и есть пролепсис.

Следовательно, сторонники субботничества, которые пытаются обосновать соблюдение субботы в наши дни, не могут использовать Книгу Бытия 2:2-3 в доказательство своих утверждений о том, что суббота была освящена как заповедь для всего человечества еще во времена сотворения.

Пролепсис: прежде основания церкви

В наставлениях относительно мер воспитательного воздействия, которые должны будут применяться в среде Его народа, Христос учил тому, что, если человек сбился с пути, и вы пытаетесь в частном порядке убедить его, а он не реагирует на ваши уговоры, то этот вопрос нужно вынести на обсуждение «церкви» (Мат. 18:17).

Конечно, в тот момент времени «церковь» еще не существовала.

Один из комментаторов писал: «Здесь говорится о церкви еще до ее появления, потому что Спаситель давал подготовительные наставления и был вынужден, как и во многих других случаях, предвосхищать события».

Следовательно, этот стих нельзя использовать в доказательство того, что церковь уже существовала, как утверждают некоторые деятели от религии.

Пролепсис: Духи в темнице

Необходимо отметить еще один пример, имеющий отношение к рассматриваемой теме.

Совмещение ссылок на два временных плана в одном высказывании (аналогичное тому, что происходит в пролепсисе), по мнению автора данного материала, является наилучшим объяснением вызывающего споры отрывка в 1 Послании Петра (3:18-20).

Речь идет о том, что Христос «духом» сошел и «в темнице духам … проповедал».

Каким бы ни было значение данного отрывка, он не может служить обоснованием теории о том, что Христос предложил «еще один шанс» спасения находившимся в аду в течение трехдневного периода, когда Его тело находилось в гробнице.

Это противоречило бы собственному учению Иисуса о невозможности перехода из одной части Гадеса в другую (Лук. 16:26; ср. также Евр. 9:27).

Наиболее убедительным объяснением является употребление Петром языка образов. Он сжимает два события, разделенные во времени, в одно высказывание.

Дух Христов еще до Его воплощения возвещал истину Божью через пророков древности (ср. 1 Пет. 1:11), так же как Господь проповедовал через Своих апостолов после вознесения на небеса (Еф. 2:17). Таким образом, Дух Христов проповедовал посредством Ноя современникам патриарха, непокорным людям допотопного мира.

Но в то время, когда Петр сочинял свое послание, эти непокорные духи были заключены в темнице Гадеса.

Эти два исторических эпизода просто объединены в одном высказывании для удобства и придания большей выразительности.

Аналогичный пример можно увидеть в 1 Послании Петра 4:6, где апостол отмечает, что в определенный момент в прошлом евангелие было «благовествуемо» (прошедшее время) «мертвым», то есть, людям, которые были мертвы в момент написания этого письма.

Обороты речи, которые мы рассмотрели в данной теме, играют важную роль в толковании Писания. По этой причине их должны знать люди, изучающие Библию.

Обзор материала:

  • Перечислите некоторые аспекты употребления синекдохи.
  • Какое отношение имеет синекдоха к некоторым отрывкам, раскрывающим тему вечери Господней?
  • Объясните, почему в Евангелии от Иоанна 3:16 нет обоснований теории о спасении «верою только».
  • Правильно ли утверждать, что Новый Завет содержит внутренние противоречия, когда мы читаем, что Иисусу надлежало провести в могиле «три дня и три ночи», но при этом Он должен был воскреснуть «на третий день»? Объясните свой ответ.
  • Дайте определение термину «гипербола». Этично ли употребление этого тропа? Объясните.
  • Правильно ли утверждать, что Псалом 50:7 преподает учение о наследуемом грехе? Объясните.
  • Какой отрывок опровергает учение о наследовании греха от предков?
  • Дайте определение термину «пролепсис». Приведите пример из современной жизни.
  • Как пролепсис соотносится с теорией о том, что соблюдение субботы является обязательным для всего человечества от начала времен?
  • Объясните Евангелие от Матфея 18:15-17. Каким образом можно было обращать внимание церкви на некоторые проблемы, если церковь не существовала во время земного служения Христа?

1 КОММЕНТАРИЙ