Библейская стилистика: образы и прообразы

2
93

ОБРАЗЫ И ПРООБРАЗЫ

Одна из наиболее захватывающих областей изучения Библии это прообразы в Писании.

В последние годы эта тема приобрела сомнительную репутацию, что можно объяснить двумя причинами.

Во-первых, нелепые измышления некоторых исследователей произвели неприятное впечатление на многих людей, вследствие чего такого рода изучение стало считаться несостоятельным.

Во-вторых, дух религиозного либерализма повлиял на мышление некоторых людей. Поэтому они теперь склонны с сомнением относиться к сверхъестественным элементам Писания, и, так как прообразы соотносятся с пророчеством, им отказывают в праве на существование.

Однако в Библии очень четко говорится о том, что прообразы это важный элемент искупительного замысла Господа.

Что такое прообраз?

Библейский прообраз можно определить как «символ, символическое изображение чего-либо в будущем, в той или иной мере имеющее пророческую природу» (Буллингер, стр. 768).

Один из комментаторов Библии говорит, что прообраз это «показательное соотношение определенных персонажей, событий и общественных институтов Ветхого Завета с соответствующими им персонажами, событиями и общественными институтами Нового Завета».

Другой комментатор стал автором очень удачного краткого определения: «Прообраз это тень на страницах ветхозаветной истории, оставленная истиной, полное осуществление которой, то есть, образ, содержится в новозаветном откровении».

Суммируя вышесказанное, можно дать следующее определение.

Прообраз это подлинное историческое явление, предназначенное всеведущим Богом стать пророческим изображением благ, которые Он замыслил осуществить во Христе Иисусе.

Новозаветная терминология

В греческом тексте Нового Завета употребляются несколько слов, обозначающие то, чему мы дали определение прообраза.

Во-первых, есть слово typos («отпечаток, форма, образец»), довольно многозначное, но, несомненно, употребленное в рассматриваемом нами смысле в Послании к Римлянам 5:14.

Павел говорит, что Адам «есть образ (typos) будущего », то есть, Христа. В более поздних переводах используется слово «прообраз» (см. ПК, ВПНЗ, НЗПГ).

Во-вторых, употребляется слово skia, которое переводится «тень». В Послании к Колоссянам 2:17 говорится о том, что некоторые элементы закона Моисеева были «тенью будущего» (ср. Евр. 8:5 – «тень небесного»; Евр. 10:1 – «тень будущих благ»).

В-третьих, в Новом Завете используется слово hypodeigma, переведенное «образ» («отображение », ПК; «подражание», СПБТ; «подобие», НЗПГ) и употребляемое в связи с «тенью» в Послании к Евреям 8:5 (ср. Евр. 9:23).

В-четвертых, греческое слово parabole употребляется в Послании к Евреям 9:9, где идет речь об «образе настоящего времени» (ср. Евр. 11:19).

Наконец, необходимо отметить слово antitypos, переведенное «образ» в Послании к Евреям 9:24 («отображение», ПК; «отпечаток», НЗПГ) и 1 Послании Петра 3:21 («прообраз», ПК). Это слово в его новозаветном употреблении обозначает то, что является исполнением пророческого предсказания.

Необходимость избегать крайностей

При изучении библейских прообразов необходимо проявлять определенную меру осторожности. Некоторых крайностей нужно избегать.

Как указывалось выше, некоторые просто не признают библейские прообразы. Очевидно, что это – крайняя точка зрения, которая противоречит учению Библии. Другие исследователи полагают, что использование прообразов в Писании крайне ограничено. Третьи утверждают, что прообраз можно определить только в том случае, если это особо оговорено в Новом Завете. Это – крайняя точка зрения.

Если следовать логике такого высказывания, то придется сделать вывод, что пророчествами в Ветхом Завете являются только те из них, которые процитированы в Новом Завете. Другая крайность заключается в представлении о том, что практически каждый, пусть даже незначительный, элемент ветхозаветный системы был прообразом какого-либо новозаветного нюанса.

Авторы некоторых комментариев толкуют колья и веревки, использованные в устройстве скинии, как символы существенных новозаветных истин.

Истина лежит посередине.

Есть несколько принципов толкования, которые необходимо учитывать.

  • Следует признать, что прообразы коренятся в реальной истории. Речь идет о реальных людях, географических названиях, событиях и т.п., которые были осознанно выбраны Богом с тем, чтобы приготовить приход христианской системы. Кто-то однажды написал: «Бог в прообразах предыдущих поколений учил Своих детей алфавиту. Теперь Он учит их читать, и буквы складываются в слово Христос».
  • Должны быть убедительные свидетельства того, что Бог предназначил исполнение, или осуществление, прообраза в Новом Завете.
  • Существует переход от прообраза к образу; от меньшего к большему; от материального к духовному; от земного к небесному.
  • Необходимо различать в прообразе существенное и частное. Неумение или нежелание следовать этому правилу может привести к серьезным заблуждениям.

Например, комментатор отмечает: «Извержение Ионы из чрева огромной рыбы было прообразом воскресения Христа (Мат. 12:40). Однако возвращение Ионы на сушу вовсе необязательно символизирует восстановление израильской государственности в Палестине».

Теперь давайте рассмотрим несколько различных категорий ветхозаветных прообразов.

Прообразы — персонажи

Определенное количество ветхозаветных персонажей благодаря занимаемому месту в истории искупления служат прообразами будущего.

Библейская стилистика: образы и прообразы
Библейская стилистика: образы и прообразы

Адам это прообраз Христа.

Он ввел грех в мир, а благодаря Иисусу человечество обрело возможность соприкоснуться с праведностью (Рим. 5:19). Это прообраз, в котором отражено противопоставление.

Мелхиседек прообраз Христа.

Мелхиседек, царь Салима и священник Бога (Быт. 14:18-20), был прообразом Христа, Который после вознесения воцарился на престоле Давида и стал нашим первосвященником (Пс. 109:4; Зах. 6:12-13; Евр. 5:5-10; 6:20; 7:1-17).

Кстати, этот факт разрушает всякое основание милленаризма. Если Христос еще не является царем (а именно это утверждают сторонники милленаризма), тогда Он еще не является священником, а мы по-прежнему пребываем в своих грехах!

Моисей прообраз Христа.

Моисей, исполняя благородную роль пророка, руководителя и посредника народа Божьего, был прообразом Господа Иисуса, Который совершает то же самое, но в более высоком звании (ср. Втор. 18:15; Деян. 3:22; 1 Кор. 10:2; Гал. 3:19, 27; 1 Тим. 2:5).

Прообразы — названия

Несколько географических названий в Ветхом Завете, как представляется, имеют значение прообразов.

  • Египет символизирует такое состояние рабства, которое заманивает грешника в зависимость до обращения (Гал. 4:2; Рим. 6:17; 1 Кор. 10:1-11).
  • Иерусалим (Сион) символизирует вначале церковь, а затем – небеса (ср. Гал. 4:25-26; Евр. 12:22; Отк. 21:2).
  • Вавилон, поработивший Божий народ в Ветхом Завете, представляет состояние отступнической церкви, которая отошла от простоты новозаветного образца (Отк. 14:8; 16:19; 17:5; гл. 18).

Прообразы-предметы

Определенные предметы, упоминаемые в Ветхом Завете, предваряют новозаветные истины.

  • Например, лестница Иакова с восходящими и нисходящими по ней ангелами (Быт. 28:12), очевидно, символизировала Христа (ср. Иоан. 1:51), Который дает человеку возможность общения с Отцом (Иоан. 1:18; Евр. 1:1-2) и доступ к небесам (Иоан. 14:6).
  • Вознесенный в пустыне медный змей, дававший людям возможность исцелиться телесно (Числ. 21:8), был прообразом вознесенного на древе Христа (Иоан. 3:14; 12:32), через Которого к нам приходит духовное исцеление (Ис. 53:5).
  • Как указывалось выше, скиния и многие ее особенности были прообразами нынешнего времени (ср. Евр. 9:8-9). Скиния была задумана как «дом Божий », и так как Он есть «Господь неба и земли» (Деян. 17:24), то было вполне уместно, что она состояла из двух помещений, – одно символизировало небесное обитание Бога, другое – земное.
  • Соответственно, святое-святых в скинии символизировало небеса (Евр. 6:19-20; 9:8, 24), а святилище было прообразом церкви (Деян. 15:16-17; 1 Кор. 3:16; 1 Тим. 3:15).

Прообразы-события

Несколько ветхозаветных событий, как представляется, символизировали будущее.

  • Сотворение света в первый день истории земли (Быт. 1:3) предполагает грядущее озарение мира ярким светом евангелия Христова (ср. 2 Кор. 4:6).
  • Потоп во времена Ноя (Быт. гл. 6-8) символизировал внезапную гибель этого мира в конце времен (Мат. 24:37-39).
  • Вода, чудесным образом истекавшая из камня в пустыне (Исх. 17:6), была прообразом животворящей воды, которую дает наш Господь (Иоан. 4:14; 1 Кор. 10:4).
  • Манна с небес в пустыне (Исх. 16:14-16) была прообразом духовного Хлеба, посланного с небес, чтобы напитать человечество (Иоан. 6:32).
  • Избавление семьи Ноя от развращенного мира посредством воды символизировало наше спасение от власти тьмы через крещение в царство Христово (ср. 1 Пет. 3:20-21; Кол. 1:13).

Прообразы в служении

В Ветхом Завете было три вида служения, на которые люди назначались через помазание.

Пророки (3 Цар. 19:16), священники (Исх. 28:41) и цари (1 Цар. 10:1) проходили через обряд помазания в ожидании пришествия Помазанника (ср. Дан. 9:25- 26, ВЗПД), нашего Пророка (Деян. 3:22), Священника (Евр. 3:1) и Царя (Отк. 17:14).

Мы, христиане, также имеем помазание от Бога (2 Кор. 1:21), и мы служим пророками (конечно, не в буквальном смысле, но как глашатаи слова Божьего, ср. 1 Кор. 11:4-5), священниками и царями (ср. 1 Пет. 2:9; Отк. 1:6).

Таким образом, помазание в Ветхом Завете предваряло деятельность Христа и наше служение Ему.

Прообразы — обряды

Определенные обрядные действия ветхозаветной системы символизировали искупительное деяние Мессии.

Например, в день примирения, который иудеи отмечали ежегодно, среди прочих ритуалов первосвященник приводил к входу в скинию двух козлов. Путем жребия определяли одного козла как «жертву за грех», а другого оставляли «живым пред Господом» (Лев. 16:9-10).

Кровью заколотого козла первосвященник кропил крышку ковчега (седалище милосердия) в свято-святом месте. Это, конечно, было прообразом жертвенной смерти Христа (Евр. 9:11-12).

Затем первосвященник возлагал руки на живого козла и исповедовал над ним все беззакония народа, после чего козла уводили в пустыню (Лев. 16:21-22).

Эти два козла были, если можно так выразиться, двумя сторонами одной медали. Они оба составляли единую жертву Христа.

Один козел символизировал Его смерть и искупительное действие Его крови, другой – Его воскресение (ср. Рим. 4:25) и полное очищение наших грехов (ср. Ис. 53:4, 6; Иоан. 1:29).

Обратите также внимание на аналогичную церемонию, связанную с очищением от проказы (Лев. 14:4-7).

Для этого выбирали двух птиц, – одну закалывали, а другую окунали в ее кровь и отпускали на волю.

Прообразы в обычаях

Многие обычаи Ветхого Завета были «тенью будущих благ» (ср. Евр. 10:1).

  • Например, на Пасху закалывали ягненка без порока (Исх. 12:5), не ломая его костей (Исх. 12:46). Он был прообразом смерти Христа (ср. 1 Кор. 5:7), непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1:19), кости Которого остались целыми (Иоан. 19:33-36).
  • Праздник первых плодов (Лев. 23:10), то есть, Пятидесятница, отмечался принесением в жертву начатков урожая как знамение обильной жатвы в будущем. Этот обряд символизировал приток иудеев в церковь Христову на земле (Рим. 11:16) и воскресение Господа Иисуса как данный Богом залог всеобщего воскресения в последний день истории человечества (1 Кор. 15:20, 23).
  • Праздник кущей был учрежден в ознаменование странствий Израиля по пустыне (Лев. 23:43). Но он также был призван напоминать нам, что мы всего лишь странники на этой земле (1 Пет. 2:11), и однажды и мы сложим с себя эту земную скинию (2 Кор. 5:1; 2 Пет. 1:13-14) ради вечного обиталища на небесах (ср. Евр. 11:9-13).

Есть много других ветхозаветных прообразов, которые невозможно охватить в этой короткой статье. Однако даже этот беглый обзор показывает, насколько увлекательным может быть их изучение.

Конечно, при этом нужно применять здравый смысл и осторожность, чтобы не впадать в крайности. Бог желает, чтобы мы, изучая библейские образы и прообразы, познавали ценные уроки.

Обратите внимание на слова Павла, связанные с историей странствий Израиля по Синайской пустыне: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 Кор. 10:6; ср. 10:11). Давайте же познавать эти примеры, эти «наглядные средства обучения», включенные Господом в текст Священного писания.

Обзор материала для изучения:

  • Дайте краткое описание библейского прообраза.
  • Перечислите четыре признака истинного прообраза.
  • В чем заключалось довольно необычное значение Адама как прообраза Христа?
  • Каким образом Мелхиседек, будучи прообразом Христа, опровергает учение милленаризма?
  • Что символизировал древний Вавилон (в шести упоминаниях в Книге Откровения)?
  • В каком смысле медный змей в Синайской пустыне указывал на Христа?
  • Какие три служения в Ветхом Завете были связаны с помазанием елеем?
  • В день искупления первосвященник использовал двух козлов. Что символизировал каждый из них?
  • Перечислите несколько сходств между пасхальным агнцем и Иисусом.
  • Что говорит о ценности ветхозаветных прообразов для христиан апостол Павел?

Продолжение темы духовных прообразов вы можете найти в этом разделе сайта:

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Отличная статья. Здравые предостережения о крайностях. Разбор образов и проборазов может помочь духовному росту. Думаю одна из важных деталей к подходу разбора о/про это внутренняя искренность глубже познать волю Бога.