Моисей, прообраз Христа

Опубликовано: 01.10.2016. Обновление 13.08.21

0
9421

Моисей – прообраз Христа

Никто не сможет не согласиться в том, что Моисей был прообразом Христа.

Ведь сам Моисей говорил, что Бог воздвигнет пророка, подобного ему.

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, —
16 так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть.
17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили.
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
19 а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу;
20 но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.
(Втор.18:15-20)

Апостол Петр провозгласил, что этим пророком стал Иисус Христос.

23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
(Деян. 3:23,24)

Статья по теме: Духовные прообразы в Библии

Другие персонажи Библии также олицетворяют Христа, но никто не служит более ярким Его прообразом, чем Моисей.

Мы отметим некоторые основные события из жизни Моисея, которые, как кажется, служат прообразами Христу.

Видео

Образ в Священном Писании: Моисей как прообраз Христа, Жигулин Константин: https://youtu.be/6S-fo-X3Gm4

Закон и благодать

Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Закон был дан через Моисея, но благодать и истина, принесшие спасение от греха, пришли через Христа.

17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
(Иоан.1:17)

Закон принес осуждение за грех, но лучшее, на что могли рассчитывать иудеи, находясь под законом, было совершение жертвоприношений; таким образом, они имели воспоминание о грехах из года в год.

1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними].
2 Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
(Евр. 10:1-4)

Иисус даровал нам Новый Завет, раскрывающий, как благодать и истина принесли спасение кровью Христа через повиновение человека истине.

17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
(Иоан.1:17)

12 Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
(Иоан. 8:12)

17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
(Рим. 6:17,18)

Смерть в самом младенчестве

Как Моисей, так и Иисус избежали смерти в самом младенчестве.

Когда родился Моисей, действовало повеление об истреблении всех иудейских мальчиков при рождении (Исх. 1:22; 2:1-10). Когда родился Иисус, царь Ирод приказал истребить всех мальчиков в возрасте двух лет и младше в Вифлееме и его окрестностях.

16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
(Матф. 2:16-18)

Жизнь Моисея была спасена от жестокого замысла фараона провидением Божиим. Иисус был спасен божественным вмешательством, когда ангел Господень явился Иосифу во сне, говоря: «Встань, возьми младенца и матерь его, и беги в Египет…» (Мат. 2:13-15).

Подготовлены

Должным образом приготовлены для исполнения дел.

Как Моисей, так и Иисус были должным образом приготовлены для исполнения дел, которые были им предназначены. Моисей был образован во всей мудрости египетской.

22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах.
(Деян. 7:22)

До прихода в мир Иисус был с Отцом. Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения (т.е. знания)».

3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
(Кол. 2:3)

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
(Иоан.17:5)

24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех
25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.
(Иоан. 2:24,25)

Высокое положение

Моисей был послан вывести страдающий Израиль из египетского рабства (Исх. 3). Моисей пожелал оставить своё высокое положение и богатства Египта, чтобы освободить свой народ от зависимости фараона и рабства в Египте.

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
(Евр. 11:24-27)

Иисус был послан спасти мир от греха.

21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
(Матф. 1:21)

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Лук. 19:10)

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
(Иоан. 3:16-18)

14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
(1 Иоан. 4:14)

Иисус оставил всю славу и сокровища небесные, чтобы освободить человека от рабства греха, чтобы человек имел спасение как в настоящем, так и в будущем.

9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
(2 Кор. 8:9)

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
(Фил. 2:5-8)

Степень бедности Иисуса на земле осознаётся неполно. Его колыбелью стали заимствованные у других ясли.

7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
(Лук. 2:7)

Будучи взрослым, Иисус не имел ничего «где приклонить голову».

58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
(Лук. 9:58)

Когда Иисуса распяли, Он был на кресте, на котором на самом деле должно было быть человечество.

21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
(2 Кор. 5:21)

24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
(1 Пет. 2:24)

Даже гробница, в которую был положен Иисус, принадлежала другому человеку.

57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
(Матф. 27:57-60)

Аарон и Апостолы

Когда Бог отправил Моисея вывести Израиль из Египта, Моисей почувствовал, что нуждался в ком-то, кто бы говорил за него. Бог дал ему Аарона, чтобы тот говорил за него.

10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
11 Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?
12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.
13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.
14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем;
15 ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать;
16 и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога;
17 и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения.
(Исх. 4:10-17)

Иисус знал, что не пробудет на земле долго, что Он вернётся к Отцу, и поэтому Иисус выбрал апостолов говорить за Него.

8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
(Иоан. 17:8-14)

16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
(Лук. 10:16)

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф. 28:18-20)

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
(Мар. 16:15-20)

Чудеса в подтверждение

Моисей и Аарон творили чудеса в подтверждение своих требований (Исх. 4:1-9, 29-31). Израильтяне должны были поверить этим свидетельствам, перестать служить фараону и последовать за Моисеем (Исх. 4:1 -9,29-31; Евр. 11:29; Пс.105:9-12).

Статья по теме: Адам, прообраз Христа

Подобным же образом Иисус и апостолы творили чудеса в подтверждение того, что их слово было от Бога (Иоан. 20:30,31; Мар.16:20; 2 Кор.12:12; Евр. 2:3,4).

Нет иного пути для спасения человека от его грехов без уверования во Христа и Его слово через свидетельство апостолов.

16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:16)

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились,
24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба.
28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30 Ему должно расти, а мне умаляться.
31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
34 ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
35 Отец любит Сына и все дал в руку Его.
36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
(Иоан. 3:16-36)

21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, [туда] вы не можете придти.
22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти»?
23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
(Иоан. 8:21-24)

46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
(Иоан. 5:46, 47)

6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
(Евр. 11:6)

Также человек должен обратиться от своих грехов в покаянии и последовать за Иисусом (Мат. 16:24; Лук. 13:3; 24:47; Деян. 3:19; 17:30).

Верою израильтяне перешли Чермное (Красное) море как по суше, и поэтому «все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10:1,2; Евр. 11:29). Израильтяне до той поры не были свободны от египетского рабства, пока не были крещены в Моисея (Исх.14:30). Сегодня человек становится дитём Божиим по вере во Христа, когда он принимает крещение во Христа (Гал. 3:26,27; Рим. 6:3-6; Мар. 16:16).

Таким образом, люди спасаются благодатью через веру (Еф. 2:8,9). Однако, люди не имеют спасения через веру, покуда они не примут крещения во Христа (Гал. 3:26, 27; Рим. 6:3, 4; 2 Тим. 2:10).

В заключение, как Моисей, так и Иисус были вождями народа Божьего.

Моисей стоял во главе системы иудейского общества и был посредником между Богом и Израилем.

  • Иисус — глава Его церкви (Еф. 1:22,23; Кол. 1:18).
  • Иисус — наш посредник (1 Тим. 2:5).
  • Сейчас Он одесную (по правую руку) Бога и ходатайствует за нас (Рим. 8:34).

Итоги сравнения

Моисей, прообраз Христа
Моисей, прообраз Христа

Моисей

  1. Закон был дан через Моисея (Иоан. 1:17)
  2. Избежал смерти в младенчестве (Исх.1:22; 2:1-10)
  3. Научен мудрости египетской (Деян. 7:22)
  4. Моисей оставил богатство ради спасения Израиля (Евр. 11:24-27)
  5. Моисей был послан освободить свой народ (Исх. 3)
  6. При Моисее Аарон говорит за него (Исх. 4:10¬17)
  7. Моисей и Аарон совершали чудеса в подтверждение своих требований (Исх. 4:1-9, 29-31)
  8. Израиль должен был поверить Моисею (Исх. 4:1¬9, 29-31; Евр. 11:29; Пс. 105:12)
  9. Израиль обратился от служения фараону, чтобы последовать за Моисеем (Исх. 4:29-31; Пс.105:10)
  10. Верою Израиль крестился в Моисея (Евр. 11:29; Исх. 14:29; 1 Кор. 10:1,2)
  11. Израиль был спасен только после крещения в Моисея (Исх. 14:30)
  12. Моисей — посредник между Богом и израильтянами в иудейский век.

Христос

  1. Благодать пришла через Христа (Иоан. 1:17)
  2. Христос избежал смерти во младенчестве (Мат. 2:13-18)
  3. Иисус прежде был с Отцом, Он знает сущность человека (Иоан.17:5; 2:24,25; Кол. 2:3)
  4. Христос оставил богатство, чтобы спасти нас (2 Кор. 8:9; Фил. 2:5-8)
  5. Христос был послан для спасения всех людей (Мат. 1:21; Лук. 19:10; Иоан. 3:16,17; 1 Иоан. 4:14)
  6. Христос послал апостолов говорить за Него (Мат. 28:18-20; Мар.16:15-20; Лук.10:16; Иоан.17:8,14)
  7. Христос и апостолы совершали чудеса в подтверждение того, что их слово было от Бога (Иоан. 20: 30,31; Мар.16:20; 2 Кор.12:12; Евр. 2:3,4)
  8. Люди должны уверовать во Христа (Мар. 16:16; Иоан. 3:16,36; 8:21,24; 5:46,47)
  9. Каждый человек должен раскаяться в грехах и следовать за Христом (Мат.16:24; Лук.13:3; 24:47; Деян. 3:19; 17:30)
  10. Верою человек крестится в Иисуса (Мар.16:16; Деян. 8:37; Гал. 3:26,27)
  11. Сегодня человек не имеет спасения, покуда не примет крещения во Христа (Рим. 6:3,4; Гал. 3:26,27; 2 Тим. 2:10)
  12. Христос — посредник между Богом и человеком в эпоху христианства (1 Тим. 2:5).

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Видео. Образ в Священном Писании | Моисей как прообраз Христа, Константин Жигулин: https://youtu.be/6S-fo-X3Gm4
  3. www.worldhistory.org — Moses