ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА

Стоит обратить внимание читателя на то, что для некоторых книг Библии (например, произведений пророков Даниила, Иезекииля, Захарии и Книги Откровения) использование образного языка более характерно, чем для других священных книг.

Это явление может явить нам захватывающие образы, в которых преподаются поучительные уроки духовного свойства. К сожалению, это же явление дает плодородную почву для безответственных «мыслителей», которые используют образность для подтверждения собственных теологических пристрастий.

Например, символичность Книги Откровения (иначе, Апокалипсиса) представлена в самом первом стихе этого письменного документа. Посредством знамений Иисус Христос рассказал апостолу Иоанну о тех событиях, которым вскоре было суждено начаться.

Часто возникает вопрос о том, почему последняя книга Нового Завета изобилует таким количеством символов. Короткий ответ заключается в том, что средства словесной образности помогали христианам хранить надежду во времена жестоких гонений.

АПОКАЛИПСИС

Апокалипсис (греч. apokalypsis, «откровение») это особый жанр библейской литературы, содержащий в себе мистические рассказы о судьбах мира и пророчества о конце света.

Книга Откровения в те времена была призвана укрепить читателя, показав, что Бог по-прежнему управляет вселенной, и Его праведность одержит победу.

В своей основе символы в Книге Откровения восходят к ветхозаветной образности, которая, конечно, была знакома христианам и не представляла особой сложности для «расшифровки».

Из 404 стихов Книги Откровения примерно 265 содержат ссылки на 550 ветхозаветных отрывков (Смит, стр. 1495).

В 1826 году Александр Кэмпбелл доработал и отредактировал только что появившийся перевод Нового Завета, который назвали «Живая Библия» (The Living Oracles). Начало этому переводу положили три замечательных исследователя: Джордж Кэмпбелл, Джеймс Макнайт и Филипп Додридж. В издании этого перевода содержится список из примерно 150 различных символов и образов Писания, большая часть которых относится к Книге Откровения.

В данной статье мы хотели бы обратить внимание на некоторые основные случаи неправильного толкования символов Книги Откровения, используемые недобросовестными авторами для распространения своих доктрин.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Комментарии открываются в новом окне в формате PDF и доступны для скачивания. Я люблю книгу Откровение! Семь фактов, которые надо знать об Откровении Хорошее начало полдела откачало Здесь драконы! Важные знаки и удивительные символы Слава Богу, мы победили! "Доколе,...

144 ТЫСЯЧИ В КНИГЕ ОТКРОВЕНИЯ

144 тысячи В Книге Откровения есть две главы, в которых упоминаются два множества, каждое равное 144 тысячам, – седьмая и четырнадцатая.

Некоторые конфессии знамениты своим утверждением о том, что это число представляет общее количество людей, которые будут допущены на небеса. Другие искупленные люди, как утверждается, будут жить на прославленной Богом земле.

Число 144000, что очевидно, в Книге Откровения имеет переносное значение.

Например, в седьмой главе 144 тысячи это двенадцать тысяч от каждого из двенадцати различных «колен» Израиля. Но это множество, если его воспринимать буквально, представляет несколько трудностей.

На небеса не войдут:

  • Авраам, Исаак и Иаков, потому что они жили задолго до того, как образовались израильские колена (тем не менее, см. Мат. 8:11, где эти патриархи представлены в царстве небесном).
  • Все язычники, потому что они не принадлежат ни одному из «колен».
  • Представители колен Ефрема и Дана, потому что они не упоминаются в седьмой главе.

Есть и другие указания на то, что 144 тысячи не может быть числом с буквальным значением.

В восьмом стихе упоминается «колено Иосифово», которое на самом деле не было отдельным коленом. Более того, число 144000 сопровождается «великим множеством людей, которого никто не мог перечесть » (ст. 9).

Некоторые утверждают, что это означает людей, которые будут жить на обновленной земле. Но это не согласуется с другими отрывками, посвященными данной тематике. «Великое множество» изображено стоящим «пред престолом», который и есть небеса (1:4; 4:2- 10; ср. 7:15; 11:19). Подобное мнение не соответствует фактам.

Но что же означает множество, состоящее из 144 тысяч, в седьмой главе?

Некоторые полагают, что оно символизирует иудеев, обратившихся во Христа. Другие считают, что речь идет о церкви в целом. Большинство исследователей сходятся во мнении, что это число имеет образное, символичное значение.

Двенадцать (количество колен) «возводится в квадрат и умножается на тысячу; этим самым завершенность и полнота подчеркиваются дважды» (Маунс, стр. 158).

Число 144000 вновь упоминается в четырнадцатой главе. Однако вновь оно упоминается в ряду очевидных образов, среди которых

  • «Агнец» (Христос, Иоан. 1:29),
  • «гора Сион» (верховное правление Бога, Ис. 2:2-4),
  • «сто сорок четыре тысячи» (полное, законченное собрание искупленных)
  • и «девственники» (чистота и непорочность, 2 Кор. 11:2).

Символичность этих образов более чем очевидна. Обратите внимание на логическое следствие буквального восприятия этих образов. Только неженатые мужчины смогут попасть на небеса, потому что «девственники» это мужчины (ст. 4).

Это означает, что Мария, мать Господа, не будет на небесах, потому что она не была мужчиной. Петр также не будет допущен на небеса, потому что он был женат (1 Кор. 9:5).

Наиболее очевидно то, что это число символизирует полное собрание святых на протяжении всей истории. Они были «искуплены» из числа людей. Цена приобретения искупления, как говорится в других отрывках Нового Завета, это кровь Христа:

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
(Деян.20:28)

5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
(Гал.4:5)

15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
(Евр.9:15-17)

18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,
(1Пет.1:18,19)

КЛЕЙМО ЗВЕРЯ

Предположения относительно «начертания зверя » («клеймо зверя») причудливы в своем разнообразии.

Сторонники диспенсационализма (учения об истории человечества как последовательной смены систем мироустройства, в каждой из которых действует свойственный именно для нее закон Бога) полагают, что это «клеймо» будет начертано на лбу тех, кто последует за антихристом.

Другие конфессии считают, что «клеймо» это поклонение по воскресеньям, и в этом случае «клеймом» была отмечена церковь в начале ее существования, включая апостола Павла (Деян. 20:7; 1 Кор. 16:2).

Эти теории противоречат большому числу других библейских отрывков и не могут быть правильными.

Что же тогда представляет собой «клеймо зверя»?

Это «клеймо», относящееся к «зверю», упоминается в Книге Откровения семь раз (13:16-17; 14:9, 11; 16:2; 19:20; 20:4; также в некоторых рукописях 15:2). Его надлежало принимать на «правую руку» или «чело», то есть, лоб (13:16; 14:9; 20:4).

Придавать «руке» и «лбу» буквальное толкование нелепо. Эти два слова, наиболее вероятно, символизируют общение (Гал. 2:9) и умственное восприятие.

9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным,
(Гал.2:9)

Среди признаков «зверя» необходимо отметить следующие:

  • Его влияние будет ощущаться повсюду (13:16).
  • Он оказывает угнетающее воздействие с экономической (13:17), физической и духовной точки зрения.
  • Его число (666) символизирует имя человека (13:17-18; 14:11; 15:2).

Можно многое добавить относительно этого «зверя », но в одном можно быть уверенными. Он символизирует человеческую силу, направленную против Бога, которая также стремится подчинить себе народ Божий. Эта сила будет уничтожена в момент возвращения Христа.

Некоторые исследователи полагают, что этот символ указывает на угнетающую силу языческого Рима (хотя языческий Рим пал много веков назад). Другие считают, что данный образ олицетворяет развитие порочной религиозной системы, а именно папства и его аналогов. Несомненно, это движение берет свое начало в раннем вероотступничестве (ср. 2 Фес. 2:7), и оно просуществует до пришествия победоносного Спасителя (2 Фес. 2:8; Отк. 19:11-16).

АРМАГЕДДОН

В шестнадцатой главе Книги Откровения Иоанну было видение семи ангелов (посланников) Бога, последовательно выливающих на землю семь «чаш гнева». Шестая чаша повлекла за собой великое множество, собравшееся для битвы на месте под названием «Армагеддон».

Современные сторонники милленаризма (которые верят в то, что Христос вернется на землю, чтобы править тысячу лет в Иерусалиме) считают, что речь идет о значительном военном столкновении, которое должно произойти на Ближнем Востоке до возвращения Христа (Линдсей, стр. 151). В этом случае мы вновь сталкиваемся с проблемой буквального толкования образных понятий.

«Армагеддон» означает «гора Мегиддон (Мегиддо)», которая находилась на северо-востоке Палестины и в свое время стала местом нескольких решающих сражений во времена Ветхого Завета (ср. Суд. гл. 4-5).

В Книге Откровения географические названия нередко становятся символами (Иерусалим, Египет, Содом, Вавилон и др.). Аналогичным образом, «хар-Мегиддон» становится символом великой и решающей битвы в конце времен. В нем отражается картина победы Небес над силами зла «в оный великий день Бога Вседержителя» (16:14).

Моррис совершенно прав, говоря, что Армагеддон «символизирует окончательное поражение сил зла, нанесенное им силой и мощью Бога». По мнению автора данной книги, наиболее разумное толкование этого великого противостояния заключается в изображении дня последнего суда (ср. 2 Пет. 3:12).

Иоанн рисует фактическую битву (имеющую духовную сущность) в девятнадцатой главе. «Агнец» на «белом коне» (символ победы) наносит полное поражение своему противнику, а народ Господень разделяет его победу (16:11-16).

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВИЕ

Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что большая часть протестантских вероисповеданий в той или степени поддерживает взгляды о земном царствовании Христа, которое последует за возвращением Господа и будет продолжаться до Судного дня.

Предположительно, этот период времени представляет седьмую, и последнюю, эпоху времени и мироустройство (эти «мироустройства », как считается, соответствуют семи дням недели сотворения).

Утверждается, что доказательства этой теории содержатся в двадцатой главе Книги Откровения. Если эти предположения верны, то кажется по меньшей мере странным, что это тысячелетнее царствие не упоминается где-либо еще в Библии.

Один исследователь отмечает, что одного этого факта достаточно, чтобы вызвать подозрения в данной теории. По существу, наиболее важные элементы теории о «мироустройствах» и «тысячелетнем царствии» попросту отсутствуют в данном разделе Писания. Здесь ничего не говорится о так называемом вознесении святых, семилетнем периоде скорби, восстановлении иудаизма, антихристе или даже о втором пришествии Господа. Довольно странно для концепции, которая, по идее, должна занимать в Библии главенствующее положение!

«Тысяча лет» в Книге Откровения окружена целым рядом выразительных образов, – бездна, большая цепь, дракон, который есть змий, престолы, зверь, таинственное клеймо, воскресение и т.п.

Почему бездна, цепь, дракон и т.д. должны считаться символами, но при этом выражение «тысяча лет» выделяется как имеющее буквальное значение? В этом нет смысла.

Числительное «тысяча» встречается в Книге Откровения более двадцати раз, и ни в одном случае оно не имеет буквального значения. В двадцатой главе наиболее вероятное значение этого числа заключается в полноте и законченности. Миллиган отмечает: «Тысяча лет, упоминаемая в данном отрывке, не выражает определенного периода времени. … Она олицетворяет идею, и это – идея законченности или совершенства, будь то в применении к покорению сатаны или победе святых» (стр. 913).

В Библии нет обоснования буквального тысячелетнего царствования Христа на земле; это представление зародилось ввиду непонимания символичной сущности Апокалипсиса.

ОБЗОР СТАТЬИ:

Приведенные выше примеры убедительно показывают, как далеко от истинного пути может оказаться человек, если он не понимает сущности образного языка Библии.

Обзор главы:

  • Что означает термин «апокалиптический» в применении к некоторым книгам Библии?
  • Назовите несколько апокалиптических книг в Библии.
  • В чем заключается предназначение большого количества символов в Книге Откровения?
  • Из какого источника заимствуются образы Книги Откровения? Почему это имеет особое значение для христиан?
  • Приведите причины, по которым число 144000 в седьмой и четырнадцатой главах Книги Откровения не может иметь буквальное значение.
  • Перечислите стихи в Книге Откровения, в которых упоминается «начертание (клеймо) зверя».
  • Какие части тела принимали «клеймо зверя»? Что это означает?
  • Назовите две точки зрения относительно «зверя » как врага христианства, которые разделяют те, кто не придерживается теории о тысячелетнем царствии.
  • Могут ли географические названия иметь в Книге Откровения переносное значение? Назовите некоторые из них. Что может означать «хар-Мегиддон» (16:16)?
  • Назовите причины, по которым тысяча лет в двадцатой главе Книги Откровения должна иметь образное значение.