Различия между буквальным и образным значением. Четыре примера серьезных ошибок. Часть 2.

0
6877

Различия между буквальным и образным значением

Как подчеркивалось в предыдущей статье, неумение или нежелание провести различие между отрывками, имеющими образное и буквальное значение, может довольно быстро привести к заблуждениям.

В данной статье мы продолжим изучение некоторых серьезных ошибок, допускаемых людьми, которые не видят различий между буквальным и образным значением.

Различия между буквальным и образным значением. Четыре примера серьезных ошибок. Часть 2.
Различия между буквальным и образным значением. Четыре примера серьезных ошибок. Часть 2.

Возраст патриархов (буквальное или образное значение?)

Мы читаем в Книге Бытия о том, что Адам достиг невероятного возраста в 930 лет (Быт. 5:5). Но даже его превзошел Мафусал, умерший в возрасте 969 лет (Быт. 5:27).

Нет сомнений в том, что в наши дни люди не могут дожить до таких преклонных лет.

Модернисты воспринимают библейское повествование с точки зрения того, что происходит в современном мире, и поэтому они утверждают, что числа, обозначающие возраст патриархов, не должны считаться буквальными. Якобы, этим числам можно найти «образное» толкование.

Пример этому можно найти в публикациях одного автора, который часто выступает с лекциями на тему существования Бога. Он говорит, что «года» патриархов, вероятно, означают месяцы, а не астрономические годы. Поэтому количество лет нужно разделить на двенадцать, и вы получите фактический возраст библейских персонажей древности. Следовательно, Мафусалу, когда он умер, было всего лишь около восьмидесяти лет (Клейтон, стр. 12).

Эти математические действия автор объясняет тем, что «ни один скептик не примет» буквальное значение этих чисел!

Вспомните, что мы говорили о движущей силе в процессе толкования. Эта теория сталкивается с некоторыми трудностями в повествовании Книги Бытия.

Например, в момент рождения Измаила Аврааму было восемьдесят шесть лет (Быт. 16:16). Разделите «года» патриарха на двенадцать, и вы обнаружите, что ему было семь лет, когда родился его первый ребенок! А затем Авраам умер, достигнув «преклонного» возраста, в 14 лет, если произвести такое же действие с числами в стихах 7 и 8 в двадцать пятой главе Книги Бытия.

Непорочное зачатие Иисуса (буквальное или образное значение?)

В евангельских повествованиях Матфея и Луки утверждается непорочное зачатие Иисуса из Назарета.

Матфей приводит восемь убедительных доводов в пользу этого чуда в первой главе евангелия.

  1. В первой части главы апостол употребил слово «родил» тридцать девять раз (стихи 2-16). Это слово опускается как связка между Иосифом и Иисусом.
  2. Матфей говорит о Марии: «… от которой [греч. hes – женский род, единственное число] родился Иисус» (ст. 16). Употребление этого местоимения исключает возможность биологического отцовства Иосифа.
  3. Когда Мария забеременела, они с Иосифом были обручены, что в иудейской культуре подразумевало девственность невесты.
  4. Матфей утверждает, что Мария «имела во чреве » (то есть, была беременной), прежде нежели она и Иосиф «сочетались» (эвфемизм для обозначения брачных отношений).
  5. Апостол утверждает, что зачатие произошло от «Святого Духа», то есть, посредством чуда.
  6. Когда Иосиф узнал о беременности Марии, он первоначально хотел оставить ее, тем самым подразумевая, что он не был отцом ребенка.
  7. Исаия предсказывал рождение Господа от девы за несколько столетий до этого события (Ис. 7:14).
  8. Иосиф и Мария воздерживались от половых отношений до рождения Иисуса.

Доводы Луки не менее убедительны, особенно в связи с тем, что этот замечательный историк тщательно исследовал фактические сведения об Иисусе, расспрашивая многих свидетелей (Лук. 1:1-4).

Свидетельства были настолько значительными, что этот врач (Кол. 4:14) убедился в сверхъестественности рождения Иисуса.

В отличие от Луки и Матфея, либеральные богословы современного мира, – по прошествии двадцати столетий, – высокопарно заявляют, что история непорочного зачатия это всего лишь «символ».

Профессор Ван Харви, модернист, отмечал, что «либеральное протестантское богословие» утверждает, будто вера в непорочное зачатие Иисуса является «не существенным обстоятельством веры, но символом, выражающим убеждение в том, что Иисус Христос был конечным откровением божественной воли» (стр. 248).

Скажите на милость, есть ли логическая связь между «непорочным» зачатием и концепцией «конечного откровения»?

Если Иисус из Назарета не был рожден от девы, то его отцом был человек (Иосиф или какой-то другой мужчина). В таком случае Он был «Сыном Божьим» в той же степени, что и все остальные люди. Он не мог быть «единородным» Сыном Божьим. Таким образом, попытки образного прочтения повествования о непорочном зачатии фактически означают отрицание того, что Христос есть Сын Божий.

Разве такой вывод может остаться без последствий (Мат. 10:32-33)?

Придание символического смысла крещению

В Великом поручении Христос повелел Своим последователям благовествовать народам и учить их, «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мат. 28:19-20). В повествовании Марка, посвященного этой же теме, сказано:

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет»
(Мар. 16:16).

Обратите внимание на то, что действия, обозначенные словами «веровать» и «креститься», предшествуют глаголу в главном предложении, «спасен будет».

Почти все сведущие исследователи Библии сходятся на том, что эти ссылки на крещение относятся к обряду, во время которого человек погружается в воду в повиновении Иисусу Христу.

  • Иисус учил тому, что одна из составляющих процесса возрождения, или рождения свыше, это вода (Иоан. 3:3-5).
  • Благовестник Филипп на дороге в Газу крестил евнуха из Эфиопии погружением в воду (Деян. 8:36-39).
  • Когда язычник Корнилий, сотник Римской армии, объявил о своей вере во Христа (ср. Деян. 15:9), Петр спросил своих соплеменниковиудеев: «Разве может кто-нибудь отказать в воде, Глава 4 425 чтобы не были крещены эти люди…?» (Деян. 10:47, ВПНЗ).
  • Павел также говорил об очищении, которое происходит через «омовение в воде» в связи с принятием слова (Еф. 5:26, ПК).
  • Наконец, Петр установил связь между спасением семьи Ноя посредством воды (от развращенного допотопного общества) и крещением, необходимым для того, чтобы человек стал христианином (1 Пет. 3:21).

Разве может человек, внимательно изучающий Библию, не знать, что «крещение» в Новом Завете, – имеющее результатом прощение грехов (Деян. 2:38; 22:16) и облекающее человека «во Христа» (Рим. 6:3- 4; Гал. 3:26-27), – это водное крещение?

Именно с таким смыслом должно ассоциироваться слово «крещение», если только нет четких контекстуальных указаний на то, что оно имеет образное значение.

Историк Эверетт Фергюсон отмечает в своем исследовании о письменных источниках периода, предшествовавшего Никейскому собору:

«Лишь немногие гностики, придерживавшиеся крайних взглядов в христианстве, отрицали водное крещение или его необходимость для отпущения грехов» (стр. 36).

Можно ли найти случаи образного употребления слова «крещение»? Конечно, да. Христу надлежало пройти через «крещение» страданий (то есть, перенести крайнюю меру страданий), и Он спрашивал Своих учеников о том, смогут ли они выдержать похожее испытание (Мар. 10:38).

Господь указывал на то, что Его апостолы примут крещение Святого Духа (то есть, наделение сверхъестественными дарами; Деян. 1:5; ср. 2:1-21). Также есть предостережение о том, что некоторые будут «крещены» огнем, – грозное предсказание о последнем суде (Мат. 3:11-12).

Но в этих случаях контекст указывает на то, что слово «крестить» употребляется образно.

Из этого, однако, не следует делать вывод о том, что образное употребление в одном стихе подразумевает образное употребление в каждом стихе. Такой вывод, конечно, не будет разумным.

Мы упоминаем это в связи с тем, что в последние годы возникла религиозная группа, которая утверждает, что в наши дни нет имеющего силу водного крещения.

Сторонники этой теории заявляют, что случаи водного крещения, упомянутые в Книге Деяний (например, крещение евнуха и Корнилия), были всего лишь иудейским обрядом очищения. Водное крещение, как они утверждают, прекратило существование с окончанием Книги Деяний. Другие упоминания «крещения», как они полагают, относятся к «духовному» крещению, которое не имеет никакой связи с водой.

Среди отрывков с образным, или «духовным», крещением они называют:

  • Евангелие от Матфея 28:19;
  • Евангелие от Марка 16:16;
  • Книгу Деяний 2:38; 22:16;
  • Послание к Римлянам 6:3-4;
  • Послание к Галатам 3:27;
  • Послание к Колоссянам 2:12;
  • 1 Послание Петра 3:21.

Таким образом, эти люди преобразуют буквальное крещение в символическое (духовное) крещение.

В этом и заключается их основное заблуждение, ответить на которое можно следующим образом.

Во-первых, давайте рассмотрим случай с Корнилием. Если бы крещение сотника было иудейским обрядом, Петр не стал бы спрашивать своих соплеменников о том, не возражают ли они против его проведения, потому что никаких возражений не последовало бы. Более того, впоследствии иудеи не оказывали бы ему никакого сопротивления в Иерусалиме (Деян. 11:2). Наконец, если бы язычники должны были соблюдать иудейскую обрядность, то наверняка к этим ритуалам добавили бы обрезание! Но этого не произошло.

Во-вторых, крещение Великого поручения было, несомненно, водным крещением. Данный факт наглядно проявляется в том, что отправлять этот обряд было заповедано людям (внимательно прочтите Евангелие от Матфея 28:19), в то время как крещение Святого Духа осуществлялось непосредственно Христом (Мат. 3:11; Деян. 2:33).

Необходимо обратить внимание на то, что сторонники «одухотворения» крещения, отрицающие наличие водного крещения, соглашаются с тем, что крещение, упоминаемое в Евангелии от Матфея 28:19, тождественно тому, о котором идет речь в Книге Деяний 2:38; 22:16 и др. (см. выше).

Отсюда следует вывод, что крещение, необходимое для прощения грехов, должно быть водным крещением, а не каким-то символическим «духовным» крещением.

Некоторые основные христианские вероучения, в попытке уклониться от взаимосвязи крещения и спасения, определяют «крещение» в новозаветных посланиях как крещение «Святого Духа» (Кэмпбелл, стр. 600). Эта точка зрения также ошибочна.

Заблуждение в этом важнейшем вопросе приводит к печальным последствиям. Как бы ни были искренни эти люди, они не смогли провести различие между буквальным и образным в отношении крещения. Совершив эту ошибку, они отвернулись от существенного элемента Божьего замысла о спасении и даже противятся ему.

Следовательно, их неправильное толкование это различие между спасением и осуждением!

Вечное наказание (буквальное или образное значение?)

В описании нескончаемого наказания нечестивых Христос употребил выражение «вечный огонь» (Мат. 25:41, 46).

Богословы, которые придерживаются доктрины «полного уничтожения» (то есть, представления о том, что восстающие против Бога в конечном итоге прекратят существование и не будут подвергнуты вечному осознанному наказанию), утверждают, что слово «вечный» не употребляется здесь в значении «вечное существование». Напротив, «вечный огонь» это всего лишь «символ» или «метафора» для обозначения некоей преходящей «неизвестной нам силы» (Хейли, стр. 134, 143).

Конечно, слово «огонь» употребляется образно для обозначения «муки» страданий в аду (Отк. 14:10; ср. «червь» в Мар. 9:48). Но прилагательное, определяющее огонь, не является образным; оно описывает фактическую длительность как наказания нечестивых, так и «жизни» (то есть, общения с Богом) искупленных (Мат. 25:46).

Когда Бог предстает «вечной твердыней» (Ис. 26:4), тот факт, что «твердыня» это метафора, вовсе не свидетельствует против вечной сущности Бога.

Обзор статьи для самостоятельного изучения:

  • Сколько лет было Мафусалу, когда он умер? Какие побуждения могут стоять за желанием некоторых людей представить возраст этого патриарха в виде количества «лет», разделенного на двенадцать?
  • К каким нелепым выводам могут привести подобные манипуляции с цифрами?
  • Расскажите о доводах в пользу непорочного зачатия Иисуса, которые в своем евангелии приводит Матфей.
  • Какой ветхозаветный пророк предсказывал непорочное зачатие Спасителя?
  • В чем значение Евангелия от Луки в установлении истинности факта непорочного зачатия?
  • Употребляется ли слово «крещение» в Новом Завете в образном значении? Приведите примеры.
  • Был ли эфиопский евнух крещен крещением «Духа» или водным крещением?
  • Крещение, упоминаемое в Великом поручении Евангелия от Матфея, было водным крещением или крещением Духа? Приведите доказательства вашего ответа.
  • В чем заключается логическое несоответствие попытки представить крещение Корнилия как «иудейский ритуал»?
  • Что говорит историк Эверетт Фергюсон о свидетельстве авторов доникейского периода о водном крещении?