Художественные сравнения, уподобления и иносказания

0
852

Мы начинаем изучение некоторых тропов как средств словесной образности, наиболее распространенных в Писании. Конечно, нам придется проявить избирательность, так как мы сможем исследовать лишь небольшую часть из более чем 500 видов оборотов речи, выделенных в Библии.

Попутно мы попробуем извлечь некоторые уроки, полезные для формирования хорошего знания Библии.

Художественное сравнение

Разум человека подсознательно сопоставляет предметы и отмечает между ними определенные сходства. Это обстоятельство привело к появлению тропов, в основе которых лежит сравнение аналогичных или схожих предметов, явлений или понятий.

Сравнение совершается при помощи таких слов, как «подобно», «так», «как».

Автор псалма сказал, что благоразумный человек, который

«размышляет день и ночь» о законе Господа, будет «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:2-3)

Перед нам предстает восхитительный образ.

Плодородная почва, крепкое дерево, пресная вода, – все это необходимо для созревания вкусных и полезных плодов, способных поддержать жизнь в теле человека. Но, что более важно, есть сила для поддержания души. Это художественное сравнение становится еще более ярким, если вспомнить, что оно содержится в произведении, написанном в засушливой местности.

О «блаженном муже» автор псалма говорит следующее.

+Он знает, что его воля не может быть для него законом. Напротив, он подчиняется закону своего Создателя.

+Он осознает, что доступ к ценности закона Божьего открыт через восприятие разумом, поэтому он «размышляет» о божественной истине «день и ночь». Он читает (изучает), анализирует, понимает и постигает священное учение.

+Он признает ценность закона Господа, который задает направление (Пс. 118:105), назидает (Деян. 20:32), утешает (1 Фес. 4:18), дает надежду (Тит. 2:11-14) и предостерегает (2 Фес. 1:7-9).

Псалом 101 это молитва, которая проистекает из страданий. В нем присутствуют мотивы как личного, так и национального характера.

Обратите внимание на личные местоимения в стихах 2-12 и 24- 29, в то время как в стихах 13-23 внимание обращено на «Сион». Автор псалма описывает свои страдания (стихи 2-12), превозносит сострадание Бога (стихи 13-23) и утверждает превосходство Господа над человеком (стихи 24-29).

В начале этой молитвы автор использует девять сравнений для описания своего затруднительного положения.

+Его дни проходят, как дым; его кости обожжены, как головешка (ст. 4). Возможно, его поразила болезнь, сопровождаемая жгучей лихорадкой.

+Его сердце поражено, как иссохшая трава, и он забывает о еде (ст. 5). Он очень ослаб.

+Автор подобен пеликану в пустыне, филину на развалинах и одинокой птице на крыше дома (стихи 7-8). Каждая из этих птиц изображается здесь вне своего привычного обитания. Возможно, автор попал в плен. Несомненно то, что ему досаждают враги (ст. 9).

+Голодный человек наслаждается едой, но этот страдалец ест «пепел, как хлеб» (ст. 10). Он вкусил хлеб страданий!

+Его дни, как тень в сумерках, и он увядает, как трава (ст. 12). Его жизнь угасает.

Любой человек, прошедший через трудные периоды в жизни, может сказать, что он испытал боль, слабость, отчаяние и т.п. Но насколько более выразительно можно описать чувства, если прибегнуть к образам, которые мы видим в этом богодухновенном отрывке.

Неслучайно, что стихи 26-28 (в греческом переводе Ветхого Завета, с небольшими изменениями) цитируются в Послании к Евреям 1:10-12 в применении к Иисусу Христу!

Полагаю, что, в конечном итоге, страждущий автор это воплощенный Мессия, и данное пророчество представляет собой удивительный аргумент в защиту божественной природы Сына.

Уподобление

Компанию художественному сравнению составляет уподобление.

Иногда уподобление называют «продолженным сравнением». В отличие от притчи, которую представляют в форме рассказа, уподобление это ряд высказываний, в которые зачастую встроено объяснение.

Ряд сравнений в Псалме 101, который мы рассмотрели выше, можно назвать уподоблением, если рассматривать их все собирательно.

Некоторые исследователи относят повествование о двух строителях к уподоблению.

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
(Матф.7:24-28)

47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
(Лук.6:47-49)

Обратите внимание на то, что предшествует этому рассказу.

Вначале Христос назвал два возможных удела человека в вечности,

  • – погибель и жизнь (Мат. 7:13-14),
  • – и предупредил об опасности лжеучителей (Мат. 7:15-20),
  • а затем Он сделал очень серьезное предостережение (Мат. 7:21-23).

Не всякий человек, провозглашающий свои отношения с Иисусом как «Господом», на самом деле имеет такое общение с Ним. Только тот, кто последовательно исполняет волю Божью, имеет обещание о царстве небесно.

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
(Матф.7:21)

Но Иисус, предвидя события Судного дня, говорит, что «в тот день» многие будут говорить о великих делах (чудесах), совершенным ими в Его имя (то есть, Его властью). Но они были ненастоящими служителями Христа и совершали «ложные чудеса»,

9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
(2Фесс.2:9)

а потому Иисус объявит им:

23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
(Матф.7:23)

Некоторые могут выразить невероятное мнение, что данный отрывок наиболее убедительно свидетельствует в пользу того, что христианин не может отпасть от благодати.

Тот факт, что Спаситель «никогда не знал» этих конкретных людей, ничего не говорит о более широком вопросе относительно того, может ли дитя Божье впасть в отступничество.

Отступничество возможно.

4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
(Гал.5:4)

12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
(Евр.3:12)

1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
(2Пет.2:1)

Вернемся к повествованию о двух строителях.

Человек, который внимает учению Христа и стремится к его верному исполнению, подобен тому строителю, который копал глубоко и построил свой дом на камне.

48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
(Лук.6:48)

Когда на его дом обрушилась буря, он устоял благодаря прочному основанию.

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
(Матф.7:24,25)

Напротив, слушающие слово Господа, но не исполняющие его, уподоблены «человеку безрассудному» («глупцу», СПБТ), который построил дом на зыбучем песке!

26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
(Матф.7:26)

Когда налетела буря, дом, не имея прочного основания, с треском разрушился.

27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
(Матф.7:27)

Можно ли представить себе подобную глупость при строительстве жилища Очень трудно, но именно так ведут себя люди, отказывающиеся подчиниться учению Сына Божьего.

Прочное основание это послушание; некрепкое основание это неповиновение.

Теория о спасении «верою только» не выдерживает никакой критики, если ее сравнить с этим примером, приведенным Спасителем.

Новый Завет говорит о необходимости послушания простыми и понятными словами,

36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
(Иоан.3:36)

8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
(2Фесс.1:8)

8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,
(Евр.5:8,9)

17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
(1Пет.4:17)

но в данном уподоблении эта мысль проявляется еще более выразительно.

Павел писал Тимофею:

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
(2Тим.2:3-6)

Данный отрывок также считается уподоблением.

Во время написания этих строк великий апостол в заключении (2 Тим. 1:8) ожидал своей участи (казни) (2 Тим. 4:6).

8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
(2Тим.2:8)

6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
(2Тим.4:6)

Павел считает необходимым наставить Тимофея в верности Господу и делает это при помощи трех поясняющих примеров, – воина, спортсмена и земледельца.

1Воин

Смысл первого примера в том, что христианский образ жизни, в определенном смысле, это битва; это война против сатаны, греха и самого себя.

7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
(Иак.4:7)

23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
(Рим.7:23)

3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
(2Кор.10:3-6)

10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
(Еф.6:10-17)

18 Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
(1Тим.1:18)

Павел как бы говорит: «Не отвлекайся от своего христианского призвания».

Один из комментаторов говорит, что идеальная ситуация для благовестника, работающего как Тимофей (2 Тим. 4:5), «состоит в его освобождении от необходимости зарабатывать на жизнь мирским трудом».

5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
(2Тим.4:5)

Это нужно для того, чтобы он мог посвящать делу благовествования все свое время и силы (сравним с),

8 Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10 По истине Христовой во мне [скажу], что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11 Почему же [так поступаю]? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались [такими же], как и мы.
13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
(2Кор.11:8-15)

хотя Павел признавал, что иногда возникает необходимость содержать себя самостоятельно.

34 сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии.
(Деян.20:34)

2Спортсмен

Во втором примере, взятом из греческих игр, апостол говорит о том, кто «подвизается», то есть, об участнике состязания.

Соревнующиеся спортсмены не могут участвовать «незаконно». Они должны соблюдать правила игры. Кто те радикалы, которые утверждают, что христиане не подчиняются закону?

21 для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;
(1Кор.9:21)

2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
(Гал.6:2)

3Земледелец

Наконец, перед нами предстает пример с земледельцем.

Он много трудится, обрабатывая и засеивая землю и собирая урожай. Его труд на матушкеземле от рассвета и до заката солнца необходим, чтобы добыть пропитание. Поэтому у него есть право первому попробовать плоды своего труда. Однако здесь подразумевается, что и другие люди смогут ими воспользоваться.

Разве человек, серьезно изучающий Библию для того, чтобы учить других, не знает, что он сам первым пожинает величайшую награду?

Это замечательное уподобление преподает ценные уроки о служении, которое является смыслом жизни человека, служении, которое совершается по всем правилам и законам, и служении, которое несет в себе награду.

Эти три составляющие удивительным образом дополняют друг друга в осуществлении христианского долга

Иносказание

Использование иносказания (иначе, аллегории) присуще всем языкам и культурам.

По своей форме, иносказание это изображение реального предмета (или исторической ситуации) посредством использования образного языка. Однако основной предмет разговора остается под прикрытием (на втором плане) «образов».

Читатель (или слушатель) должен сделать собственные выводы на основе этих образов.

Давайте рассмотрим пару примеров.

+В Книге Екклесиаста Соломон представил наглядную аллегорию, цель которой заключалась в том, чтобы призвать юношество «помнить» своего Создателя, пока не наступили «тяжелые» дни физической немощности, а желание служить Богу не растворится среди многочисленных забот.

1 И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»
2 доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.
3 В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;
4 и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать [человек] по крику петуха и замолкнут дщери пения;
5 и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; —
6 доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.
7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.
8 Суета сует, сказал Екклесиаст, все — суета!
(Еккл.12:1-8)

Слово «помни» несет в себе значение решимости действовать в пользу своих духовных интересов (сравним).

19 И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь.
(1Цар.1:19)

Затем мудрец использует очень интересную аллегорию, изображая физическое строение человека в виде приходящего в упадок дома (Еккл. 12:3-7).

  • «Стерегущие дом» (руки) дрожат;
  • «мужи силы» (ноги) сгибаются;
  • «мелющие» (зубы) перестают молоть, потому что их осталось совсем немного;
  • «смотрящие в окно» (глаза) оказываются в темноте и т.д.

Можно составить список из семнадцати пунктов, из которых состоит иносказание данного отрывка. Не пожалейте времени на внимательное изучение этой аллегории, в которой заложены очень поучительные уроки.

+Мы уже упоминали иносказание Павла о двух женщинах, – Сарре (жене Авраама) и Агари (рабыне Сарры). Смотрите Послание к Галатам 4:21-5:1. Апостол утверждает, что эти две женщины символизируют два завета, то есть, систему закона Моисеева от Синая и христианское устройство из Иерусалима.

Первая система была «рабством» (в ней не было постоянного средства против греха); христианская система предложила «свободу». Как Агарь была «изгнана», так и закон Моисеев был устранен.

14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
(Кол.2:14)

Теперь пребывает Новое Соглашение.

Трудно понять, почему люди, изучающие это иносказание, не видят, что закон Моисеев (с его субботами, жертвоприношениями животных, ладаном и музыкальными инструментами, священниками и т.п.) не может быть обязательным к исполнению в наши дни.

Обзор статьи

для самостоятельного изучения

  • Дайте определение «художественного сравнения». Найдите в Библии примеры сравнений, отличных от тех, которые приведены в данной главе.
  • Перечислите некоторые похвальные качества «блаженного» мужа в Псалме 101. Как Псалом 101:26-28 отражается в Новом Завете?
  • Чем художественное сравнение отличается от уподобления?
  • В чем заключается основополагающее различие между двумя строителями, описанными в примере Христа (Мат. гл. 7 и Лук. гл. 6).
  • Учит ли пример со строителями тому, что дети Божьи не могут отпасть от благодати? Объясните свой ответ.
  • Перечислите три образа, которые составляют уподобление во 2 Послании к Тимофею 2:3-6. Что подчеркивается в этих трех примерах?
  • Что такое «иносказание» (аллегория)?
  • Назовите аспекты физического упадка, на которые указывает аллегория разрушающегося дома в двенадцатой главе Книги Екклесиаста.
  • Обсудите иносказание Павла о двух женщинах (Гал. гл. 4). Каким образом этот отрывок соотносится с некоторыми «христианскими» учениями и обычаями?
image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью