Призыв, призвать, призвание.

0
1347

I. КТО ПРИЗЫВАЕТ

Сам Бог обращается к человеку, ставя его перед выбором, уклониться от которого невозможно.

Обращаясь к людям и призывая их, Бог кладет конец молчанию, царившему между Ним и человечеством со времени грехопадения:

Авраам — Быт 12:1 и след.

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
(Быт.12:1)

Моисей — Исх 3:1 и след.

1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
(Исх.3:1)

Весь Израиль — Ос 11:1

1 На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего.
(Ос.11:1)

В Новом Завете к Призыву, исходящему от Бога Отца, присоединяется Призыв Его Сына. Словно добрый пастырь, созывает Иисус людей.

43 На другой день [Иисус] восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
(Иоан.1:43)

27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
(Иоан.10:27)

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
(Матф.23:37)

II. К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ БОГ

К вере в Него, к общению с Ним, к служению Ему.

Вера является ответом на дело спасения, которое Бог совершает через Иисуса, и это дело часто называется словом «призыв».

Слово Господне ждет от человека ответа.

Перед тем как ответить, необходимо прислушаться к Слову, сам же ответ должен заключаться в послушании ему.

В греческом языке глагол акуэйн означает «слушать», а составная форма гюпакуэйн — «проявлять послушание»; в русском языке существительное «послушание» также происходит от глагола «слушать».

Вера в Бога и в Его Сына соответствует воле Отца Небесного,

1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
(Иоан.14:1)

являясь Его даром,

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
(Матф.16:17)

и часто возникает под действием Его слова.

5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
(Лук.5:5)

Вера — это доверие к Богу, Который Один только и заслуживает полного доверия.

Им живет ученик, идущий по стопам Учителя. Вера приобщает к Учителю

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
(Иоан.15:1 и след.)

и открывает доступ на великий пир в Царствие Божьем.

15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
(Лук.14:15 и след.)

Своим призывом к вере, общению и служению Господь хочет спасти человека.

+Он призывает его вернуться из мира, искаженного грехом, в мир праведности, с чужбины — на родину, в дом Отца,

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
(Лук.15:11-32)

+обратиться от печали и ложных друзей к радости,

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
(Лук.15:24)

картина брачного пира

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
(Матф.22:1 и след.)

+от вражды с Господом и людьми — к миру Божьему,

15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
(Кол.3:15)

+от жизни бренной — к жизни вечной, от духовной бедности — к духовному богатству,

16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
(Еф.3:16 и др.)

из сообщества грешников перейти в Его Церковь и в Его Царство.

III. КОГО ПРИЗЫВАЕТ БОГ

Бог взывает ко всем людям (экклесиа, «церковь» происходит от калейн и означает буквально «призванные»), так как хочет спасения всех.

4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
(1Тим.2:4)

Милость Его безгранична.

Даже если не все внемлют Его призыву — а Бог никого не принуждает принять его, — Он не перестает желать всеобщего спасения.

22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
(Мар.10:22)

В Библии часто говорится о воле Господа к спасению всех людей, всего мира,

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Иоан.3:16)

19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения.
(2Кор.5:19)

и эта воля не ограничивается одним избрананным народом (Израилем) или отдельными праведниками. И, видимо, только в вечности будет дан ответ на загадку, почему некоторые люди не внимают призыв Господа

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
(Лук.14:18-24)

или, приняв его, спустя некоторое время вновь отпадают.

4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему].
(Евр.6:4-6)

IV. С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ПРИЗЫВАЕТ БОГ

Бог может обращаться к людям разными способами:

  • непосредственно (Исх 3:1 и след.),
  • во сне (Мф 1:20),
  • в видении (Ис 6:1 и след.).

Но в большинстве случаев призыв осуществляется через свидетельство других людей.

17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
(Лук.14:17)

Передавать Божий Призыв другим — наиважнейшая задача каждого христианина: «дабы возвещать совершенства…» (1Пет 2:9).

Бог также может призвать человека через определенное событие в его жизни. Так, Он призвал блудного сына вернуться домой, заставив его голодать.

14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
(Лук.15:14)

В общем же вся история отношений Бога с людьми — это Его Призыв к покаянию и спасению.

V. КАК ЧАСТО ПРИЗЫВАЕТ БОГ

Милосердие Божье безгранично

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
(Пс.102:8)

Его долготерпение велико

4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
(Рим.2:4)

Он обращается к людям многократно

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
(Евр.1:1 и след.)

Кто слышит Его слово и внимает ему (Деян 2:37), у того есть возможность покаяться, обратиться и обрести Его милость.

37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
(Деян.2:37)

Но никому не дано знать, когда пробьет для него Божий час. И когда это случится, то может оказаться уже слишком поздно — как это произошло с фараоном (Исх 6-12).

VI. ОСОБЫЕ ПРИЗЫВЫ

Иисус призывает к Себе в ученики каждого, но не каждого допускает к пастырскому служению. Если же Господь принимает решение поставить пастыря, Он сообщает об этом общине

3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки.
(Деян.6:3-6)

23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
(Деян.14:23)

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
(Деян.20:28)

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
(Тит.1:5)

и указывает вновь призванному место его служения (Деян 13:2).

2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
(Деян.13:2)

Видимая нужда в пастыре и чья-либо одаренность, а также проявляемые людьми склонности еще не свидетельствуют о призвании. Призвание может требовать одаренности и образованности,

22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах.
(Деян.7:22)

но оно не является их следствием.

7 Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь.
8 Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь.
9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
10 Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.
(Иер.1:7-10)

Призыв, если он исходит непосредвенно от Бога,

Ис 6:1 и след.; Иез 1:3 — 3:15; Лук 5:10; Ин 21:15-17; Деян 9:3-6; 26:12-18

может вначале вызвать сомнения у призванного.

Иер 1:6; Иона 1:1-3; Моисей пытался отклонить Божий Призыв пять раз: Исх 3:11,13; 4:1,10,13

Но в конце концов воля Бога торжествует над всеми сомнениями и даже над открытым неповиновением.

2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.
(Ион.3:2 и след.)

VII. ПРИЗВАНИЕ, ДЕЛО

Если человек признает Иисуса Господом, то он не должен от Него ничего утаивать: этот человек всем своим существом, своими мыслями и поступками принадлежит Тому, Чьим учеником он стал.

Бог создал человека

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
(Быт.2:7)

и наделил его талантами и способностями,

7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
(1Кор.4:7)

которые тот обязан реализовать.

11 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.
12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22 [Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
(Лук.19:11-27)

Бог желает видеть в человеке труженика, а не бездельника.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
(Быт.1:28)

5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
(Быт.2:5)

11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам;
(1Фесс.4:11 и след.)

10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
(2Фесс.3:10 и след.)

Таким образом, христианин, будучи учеником Иисуса и творением Божьим, служит своему Господу.

Служить он может в любом деле, которое совершается праведным путем.

Я согласен с Лютером, когда он возражал против мнения, согласно которому призвание священника или монаха выше других призваний.

20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
(1Кор.7:20)

Для Бога любая деятельность, если она совершается Именем Господа Иисуса (Кол 3:17), есть призвание.

17 И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
(Кол.3:17)

Так и Иисус Христос служит Своему Отцу, следуя Его заветам и проповедуя Его любовь.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью