ИОСИЯ ВАРНАВА, «СЫН УТЕШЕНИЯ»

Варнава

В день Пятидесятницы, когда Бог излил Своего Духа на Апостолов, чтобы наставить их на всякую истину, в Иерусалиме собрались иудеи из многих народов [Деян 2:5-11]. Возможно, здесь есть один интересный момент; Апостолы проповедовали истину, и новообращенные задержались в Иерусалиме, чтобы побольше узнать о новой вере, которую они только что приняли. Похоже, они оставались в Иерусалиме дольше, чем изначально планировали. Это вызвало определенные сложности, потому что многим из них понадобилась помощь [Деян 2:41-47].

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?
(Деян 2:5-11).

41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44 Все же верующие были вместе и имели все общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян 2:41-47).

В те дни, некоторые новообращенные стали продавать свое имущество, чтобы помочь другим святым. Лука написал об одном из них в Книге Деяний 4:36-37:

36 Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит – сын утешения, левит, родом Кипрянин,
37 у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.
(Деян 4:36-37).

«Утешение» это перевод греческого слова parakleseos, формы parakaleo. Напомним, что именно это слово лежит в основе parakletos, что означает «Утешитель», то есть, Святой Дух [Ин 14:26].

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Ин 14:26).

Иосия, вероятно, настолько хорошо мог утешать и ободрять других людей, что его назвали Варнава (huios parakleseos), то есть, «сын утешения», «сын успокоения» или «сын увещевания». Этот Варнава, был тем самым Варнавой, который трудился на ниве евангелия вместе с Апостолом Павлом.

Когда жители Ликаонии, погрязшие в идолослужении, увидели чудо, совершенное Павлом, они сказали о нем и о Варнаве: «боги в образе человеческом сошли к нам» [Деян 14:11]. В следующем стихе Лука сообщает, что ликаонцы назвали Варнаву Зевсом, а Павла – Гермесом, потому что в основном говорил Павел [Деян 14:12].

Зевс – верховный бог греческой мифологии, римляне переименовали его в Юпитера. Гермес (Эрмий) сын Зевса у греков, а римляне называли его Меркурием. Зевс считался главным из богов, верховным божеством, а его сын Гермес был богом торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия.

Иосию совершенно обоснованно назвали Варнавой, ибо это означало «сын утешения». Но ликаонцы ошиблись, назвав его Зевсом. Они ошибались, думая, что есть такой бог, которого зовут Зевс. Они ошибались, думая, что существует хотя бы один бог, которому они поклонялись в своём идолослужении. Библия учит тому, что таких богов не существует, и Павел говорил об этом:

4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, –
6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
(1 Кор 8:4-6).