ПОСЛАНИЕ ОТ ИАКОВА 1:27

Благочестие

Иаков писал:

27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
(Иак 1:27).

Давайте обратим внимание на некоторые слова, употребленные в данном отрывке:

«Благочестие» это греческое слово threskeia со значением «вероисповедание; религия»; «религиозность; набожность». Хотя оно употребляется в других новозаветных отрывках; например в Деяниях 26:5 «в нашем вероисповедании учению», вероисповедании имеет тоже греческое слово threskeia. Но только здесь, в Послании Иакова, оно имеет отношение к истинному христианству.

5 они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению.
(Деян 26:5).

Исполнение того, что заповедует нам Бог в завете Христовом, можно назвать христианским или чистым вероисповеданием.

Также важно отметить, что в единственном случае, когда это слово в Библии обозначает христианство, оно имеет непосредственное отношение к благотворительности, заботе о сиротах и вдовах.

Сирота

«Сироты» это перевод греческого слова orphanous (начальная форма – orphanos) со значением «сирота», «оставшийся без (попечения) родителей». Ребенка можно считать сиротой, даже если у него нет отца, но его мать жива.

Вероятно, Иаков говорил о таких ситуациях, когда дети оставались без отцов, но у них были матери (вдовы). Ребенка также можно считать сиротой, если у него живы оба родителя, но они оставили его, отказавшись от попечения о нем. Возможно, ребенку лучше считать, что его родители погибли, чем знать, что они живы, но бросили его.

Иисус сказал апостолам:

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
(Ин 14:18).

Очевидно, Иисус имел в виду то, что придет к ним, послав им Святого Духа:

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам.
(Ин 14:26).

Слово «сироты» в Евангелии от Иоанна 14:18 это orphanos. Иисус сказал Своим апостолам, что они не останутся сиротами; Он сделает так, чтобы Святой Дух заботился о них и руководил ими.

В Ветхом Завете слово «сирота» и его формы употребляются около сорока раз. В большинстве случаев это перевод древнееврейского слова yathowm, которое означает «одинокий»; «потерявший родственника»; «(ребенок) без отца; сирота». Иногда это слово в Ветхом Завете означает детей, у которых были матери, но не было отцов по причине их смерти.

Призирать

«Призирать» это перевод греческого слова episkeptomai со значением «навещать», «помогать», «выручать». Иными словами, «призирать» это оказывать помощь, когда она необходима.

Некоторые люди высказывают такое мнение, что церковь не может помогать сиротам, но это должны делать отдельно взятые христиане. Такие люди говорят, что Послание Иакова 1:27 обращено к «индивидууму».

Это не совсем верно, потому что Иаков не обращается отдельно к каждому из нас и не употребляет местоимений в форме второго лица и повелительное наклонение глаголов («ты», «призирай», «храни»).

Скорее всего, дело состоит в том, что Послание Иакова 1:27 обращено к церкви, каждый член которой должен делать то, что относится ко всей церкви, а именно, хранить чистое и непорочное вероисповедание, оказывая помощь сиротам и вдовам.

Иаков не говорил, что отдельные члены церкви не могут объединять свои усилия в стремлении хранить чистое и непорочное вероисповедание.

То, что было написано в одиннадцатой главе 1 Послания к Коринфянам относительно христиан, вкушающих вечерю Господню, было адресовано церкви, но эти наставления касаются того, что каждый отдельный человек должен делать в причастии и причащении.

1 Послание к Коринфянам 11 глава

1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17 Но, предлагая сие, не хвалю [вас], что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
(1 Кор 11 гл).

Христиане собираются вместе для того, чтобы вкушать вечерю Господню в первый день недели. Подобным же образом, отдельные христиане в церкви могут объединять свои усилия в оказании помощи вдовам и сиротам.

Выводы

Иногда, можно услышать различное толкование этого отрывка из Писания (Иак 1:27), от разных конфессий и деноминаций.

Одни утверждают что христиане должны лично помогать сиротам и вдовам, другие упирают на то, что церковь сообща должна этим заниматься, третьи могут говорить, что это есть прямая обязанность церкви, четвёртые ещё что-то придумывают.

Здесь, в Послании Иакова 1:27, как и во многих местах Библии, нужно понять и помнить несколько основополагающих правил:

1 Христиане всей церковью, могут помогать кому либо, если только они договорились об этом, на общем собрании церкви. Здесь можно провести аналогию со сбором пожертвований или выборов дьяконов и старейшин.

Конечно же, есть моменты, где церковь решает сообща вопросы о помощи сиротам и вдовам, кем бы они небыли (сироты и вдовы). Церковь сообща может сделать эту работу, если отдельно взятому христианину не в состоянии поднять подобную ношу.

2 Церковь это не благотворительная организация которая должна заниматься помощью людям в их нуждах. Церковь это «организация» святых людей которые должны нести в общество людей — Благую весть о Спасении (Евангелие).

Здесь можно провести аналогию с Христом. Иисус не делал упор на помощи ближнему (хотя и это, Он говорил — нужно делать) в своём служении. Его последними словами, когда Он пребывал на земле были:

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мк 16:15-16).

Какой смысл для человека в социальном — евангелии, если при этом в переди его всё равно ждёт смерть?

3 Каждая поместная церковь состоит из членов церкви. Каждый её член является самостоятельной «единицей» церкви и он лично ответственен за своё спасение, а не за спасение всей церкви.

Например: если христианин живёт по Библейским принцыпам, а другие члены церкви нет, то кто будет спасён «в день гнева»? Христианин будет спасён, а другие члены церкви погибнут! Если христианин видит грех в церкви и не говорит о нём членам церкви, то кто будет спасён «в день смерти»? Никто!

4 Библейские принципы относятся как к одному так и ко всем членам церкви. Ибо Евангелие написано для всех и для каждого в отдельности. Если все не могут жить по Евангелию, а один может, или два могут, то тот, кто может — и должен его исполнять.

5 Христиане это слабые люди которые приняли «Благую весть». Они такие же люди как и все остальные в этом мире, из плоти и крови, из мыслей и чувств. И они не должны заботится только о сиротах и вдовах, они должны (по возможностям, смотря какую кому даёт Бог) заботится о всех людях, «делая добро всем, а наипаче своим по вере»;

Ведь написано:

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
(Лк 10:27-28).

Таким образом, в Послании от Иакова 1:27, говориться об одном из аспектов христианской жизни и жизни церкви (или поместного собрания). Но только вся Библия, целиком, может открыть всю картину жизни христианина и церкви!