ЗЛОСЛОВИЕ И ОСУЖДЕНИЕ

Неправедный гнев

Иаков пишет:

11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?
(Иак 4:11-12).

Слово «злословить», употребленное в данном тексте три раза, переведено с греческого глагола katalaleo со значением «ложно обвинять»; «клеветать»; «наговаривать».

Поэтому совершенно очевидно, что «злословить» в Послании Иакова 4:11 означает говорить то, что не является правдой. «Злословие» в 1 Послании Петра 2:1 и «злословят» в 1 Послании Петра 3:16 это формы слова katalaleo. Во 2 Послании к Коринфянам 12:20 слово «клевет» также является переводом одной из форм слова katalaleo, как и слово «злоречивы» в Послании к Римлянам 1:30:

1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
(1 Пет 2:1).

16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
(1 Пет 3:16).

20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы [не найти у вас] раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
(2 Кор 12:20).

30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
(Рим 1:30).

Злоречивый человек говорит неправду о других людях. Очевидно, что в Послании Иакова 4:11 наложен запрет на такие суждения, в которых человек говорит неправду. Если христианин злословит брата, говоря неправду, то он неправедно судит этого брата.

Он также этим самым злословит закон Божий и судит этот закон, потому что он, по сути дела, говорит, что закон Божий неспособен судить человека.

Праведный гнев

Несомненно, Иаков не имел в виду то, что мы не должны говорить брату о его заблуждении, если он поступил неправильно и отступил от истины. Иаков писал о тех братьях, которые отступают от истины:

19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
(Иак 5:19-20).

В обоих посланиях к Тимофею Павел по имени назвал некоторых людей и упомянул то зло, которое они совершили: Именей и Александр; Фигелл и Ермоген; Именей и Филит; Ианний и Иамврий; Димас; Александр медник:

20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
(1 Тим 1:20).

15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
(2 Тим 1:15).

17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
(2 Тим 2:17).

8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
(2 Тим 3:8).

10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
(2 Тим 4:10).

14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
(2 Тим 4:14).

Павел сказал, что медник, то есть, кузнец Александр причинил ему много зла, но при этом апостол сказал правду. Следует отметить, что Павел не стал посвящать все содержание двух посланий к Тимофею перечислению имен тех людей, которые поступали неправедно. Павел лишь упомянул их и назвал то зло, которое они совершили.

Большая часть этих посланий посвящена совсем другим вопросам, имеющим отношение к церкви, ее деятельности и благополучию. Нет ничего плохого или неправильного в том, чтобы открыто сказать о нечестивом поступке, совершённом братом, в том случае если он не желает покаяться в нём.

Нельзя поддерживать или ободрять зло. Если братья производят разделения вопреки учению и не раскаиваются в этом, их необходимо остерегаться и уклоняться от них:

17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
(Рим 16:17).

Для этого необходимо распознать зло, совершаемое такими братьями.

Есть большая разница между ненавистью к брату и необходимостью сказать о его неправильном поведении.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью