Меню статьи
Слабовидящим
Translate
ДЕТЯМ

Войти, что комментировать

Среда, 1 февраля, 2023

Крещение: Иоанна, Иисуса и в древней церкви

Крещение: Иоанна, Иисуса и в древней церкви

Крещение — очищение и преображение, символическая смерть и воскресение, знак духовного возрождения человека от воды и Духа:

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
(Иоан.3:5)

Погружение в воду при крещении есть первый, внешний акт подтверждения человеком перед всем миром и небом его веры во Христа и очищения от грехов, за которым впоследствии происходит таинственное (сокровенное) погружение в Духа Святого, которое осуществляет Сам Господь (Мф 3.11; Деян 1.5; 8.14-17; 11.15-16).

Крещение в воде, крещение покаяния, впервые осуществленное Иоанном Крестителем, предтечею Христа, было, несомненно, взято от ветхозаветных омовений, символизировавших частичное очищение (Исх 19.10; Лев 8.6; 17.16; Евр 9.10).

Но полное погружение в воду при крещении демонстрирует решительный и окончательный характер отрешения от старого и готовность человека облечься во Христа (Гал 3.27).

Важно:
Библия о крещении — одно спасение

Русское слово «крещение» этимологически не соответствует тому слову, которое употребляется в оригинале (греческое «баптизо» означает «окунать», «погружать»), но имеет обратную формацию от слова «крест», на котором был казнен Спаситель.

Крещение Иоанна

1Крещение в Новом Завете имеет прообразы в Ветхом Завете: очищающие и ритуальные омовения,

8 Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;
(Лев.14:8)

5 и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
(Лев.15:5)

16 если же не вымоет [одежд своих] и не омоет тела своего, то понесет на себе беззаконие свое.
(Лев.17:16) и проч.

которые в пророческих предсказаниях становятся символом очищения от грехов:

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
(Ис.1:16)

25 И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
(Иез.36:25)

1 В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.
(Зах.13:1)

Наряду с этими ветхозаветными образцами перед глазами Иоанна, вероятно, были также и современные ему явления. К ним принадлежит крещение прозелитов, предположительно появившееся в I в. по Р.Х.

Это крещение, наряду с обрезанием, совершалось над язычниками, а для девушек и женщин являлось единственным внешним признаком их обращения в иудаизм. Иоанну, возможно, было также известно крещение послушников в секте ессеев в Кумране (Рукописи Мертвого моря).

Несмотря на возможность существования таких связей, прозвище Иоанна — «Креститель» указывает на то, что совершаемое им крещение расценивалось как нечто совершенно новое;

2Иоанново крещение водой, неразрывно связанное с его проповедью покаяния, предполагает исповедание крещаемым своих грехов и осознание своей греховности.

6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
(Матф.3:6-11)

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
(Мар.1:4,5)

3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
7 [Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
(Лук.3:3-8) и след.

Эти обстоятельства, а также указание на крещение Святым Духом и огнем:

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
(Матф.3:11)

Как на более высокую ступень крещения, которая станет возможной только с явлением Христа говорят о том, что Иоанново крещение занимает место предварительного крещения в священноисторической последовательности.

Деятельностью Иоанна община людей, связывающих свое спасение с явлением Мессии, приготовляется к приходу Христа и сплачивается.

1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
(Деян.19:1-7)

Крещение Иисуса

1Крещение в Иордане

Иисус принял крещение в Иордане (см. Мк 1:9 и параллельные места), чтобы «исполнить всякую правду». Значение этого крещения относилось только к Нему как к Божьему Мессии, поскольку нигде в Новом Завете крещение в древней Церкви не обосновывается этим крещением Иисуса и не связывается с Ним.

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Мар.1:9-11)

Иисус в этом крещение приобщается к нам, грешным людям.

С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус — Его Сын (ст. 11), а с другой, Иисус, как Агнец (Ин 1:29), подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть:

29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.
(Иоан.1:29)

2Крещение страданиями

Исходя из этой предпосылки, все страдания Иисуса, вплоть до Его смерти на кресте, можно тоже назвать «крещением» (Мк 10:38; Лк 12:50).

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
(Мар.10:38)

50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
(Лук.12:50)

Именно это имеет в виду Павел, говоря о крещении Иисуса как о крещении «в смерть»

3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
(Рим 6:3 и след.)

Крещение в древней церкви

Во имя Иисуса Христа

1Для постижения сущности новозаветного крещения основополагающее значение имеет тот факт, что в Церкви Христовой крещение Духом Святым, пророчески предсказанные Иоанном, становится тем событием, которое учреждает и знаменует собой эту Церковь.

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
(Матф.3:11  и парал. места)

Ученики Иисуса некоторое время продолжали совершать крещение водой как (Иоанново) крещение в покаяние:

26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
(Иоан.3:26)

2 хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, —
(Иоан.4:2)

Но под воздействием деяний Самого Иисуса, стали, начиная с дня Пятидесятницы, крестить заново — теперь уже «во имя Иисуса Христа»

 38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)

16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
(Деян.8:16)

48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
(Деян.10:48)

15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
(1Кор.1:15)

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
(1Кор.6:11)

27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
(Гал.3:27)

Или — исполняя повеление Иисуса о крещении — во имя триединого Бога.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
(Матф.28:19)

Символизм крещения заключается в передачи идеи смерти и воскресения. Это имеет связь с тем, что Христос назвал «рождением от воды»:

2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
(Иоан.3:2-5)

Без рождения свыше, где с одной стороны действует дух святой, а с другой стороны человек, невозможно спасение, «вхождение в Царствие Божие».

Необходимо ясно осознавать, что не вода омывает грехи человека, Сам по себе обряд крещения не имеет силы и способности к духовному очищению, оправдания от вины и перерождению грешника.

13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
(1Кор.12:13)

Это лишь момент времени, когда спасительные деяния Христа производят изменения как положения человека перед Богом (меняется его статус; оправдание), так и его духовной сущности (обретение способности жить по воле Божьей; освящение).

По Божьему постановлению такие изменения происходят не до крещения, не после него, а именно в крещении. И потому в отличие от современных теологов, которые утверждают, что «крещение не спасает», Петр сказал, что «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа»:

21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
(1Пет.3:21)

Апостол говорит о том, (1) чем крещение не является, (2) чем оно является, (3) что оно делает.

Подчеркнем в этом месте Писания, что крещение спасет воскресением Христа.

Крещение Святым Духом

2Крещение Святым Духом — термин христианского богословия, встречающийся в Новом Завете и обозначающий событие в жизни христианина или в истории христианской церкви.

Так как Святой Дух является божественной Личностью, буквально погрузиться в Него невозможно. Следовательно крещение Духом Святым является образным описанием процесса переполнения силой, влиянием и контроля этого Духа.

  • Это больше, чем быть просто исполненным Духом: Лук. 1:15, 41, 67; Деян. 4:8; 7:55; 9:17
  • Это более яркая манифестация Духа, чем просто проявление духовных даров, которые давались посредством рукоположения апостольских рук в той мере, как их использование было в прямой зависимости от пророков, имевших их: Деян. 8:14-19; 1 Кор. 12:1-11; 14:32
  • Это не одно и тоже с обещенным обитанием Духа Святого в верующих: Деян. 5:32; Рим. 8:9; 1 Кор. 3:16

Перед самым своим восхищением Иисус обещал своим апостолам, что они будут «скоро крещены Духом Святым» (Деян. 1:5, 8; ср. Лук. 24:49).

Это обещание было исполнено в День Пятидесятницы через десять дней.

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деян.2:1-4)

Где-то через 10 лет в доме Корнилия произошло тоже самое (Деян. 10:44; 11:15-17). Других записей крещения Духа Святого в Новом Завете нет.

Крещение Духом Святым не было дано для того, чтобы спасать тех, кто принимал его.

Апостолы к моменту этого замечательного события были уже на протяжении трех лет учениками Христа.

Находившиеся в доме Корнилия услышали слова о спасении, посредством которых они спаслись (Деян. 11:14; 15:7; ср. Рим. 1:16).

Это необычное переполнение Духом в соответствии с пророчествами подтвердило Божьи откровения и Его принятие как евреев, так и язычников как одно целое во Христе (Деян. 2:16, 33; 10:47; 11:15-18; 15:7-11).

Сейчас существует только одно крещение (Еф. 4:5). Это есть водное крещение (Деян. 8:36-39; 10:47; 1 Пет. 3:20, 21; Евр. 10:22).

Оно предназначено: «для (для того, чтобы получить) прощение грехов»
(Деян. 2:38; 22:16; Мар. 16:16; 1 Пет. 3:21).

КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ СЕЙЧАС НИКОМУ НЕ ОБЕЩАНО И НИКЕМ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.

Спасение

3В Деян 10:44-48; 16:14,15,32; 18:8 водное крещение принимают люди, услышавшие Благую Весть и принявшие ее верой. Слово «дом» в этих текстах может включать детей, способных к осознанной вере.

Признание того, что момент водного крещения имел подчинительное значение и что в Новом Завете основной упор сделан на проникнутую Духом веру и начало новой жизни, способно обеспечить ту свободу от всех догматических и конфессиональных предубеждений, которая позволяет увидеть самое существенное.

Статья по теме:
Крещение младенцев

При этом особенно важно, что Новый Завет глубоко чужда идея автоматического получения спасения через совершение неких таинств, имеющих якобы магическое действие (ср. Мф 28:19, досл.: «сделайте все народы учениками и крестите их»);

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
(Матф.28:19)

Обращаясь к Своим последователям, Господь Иисус сказал:

«…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»
(Мар. 16:15,16).

В этом наказе упоминаются три интересующие нас элементы: вера, крещение и спасение. Есть ли между ними взаимосвязь, и если да, то какая? Ответ очевиден.

Иисус Христос ожидает, что на проповедь Евангелия люди прореагируют верой, они будут крещены и в результате получат спасение. И это значит, что вера и крещение, предшествуют спасению, а поэтому является условиями для его получения.

В метафорическом значении

а) в метафорическом значении слово «Крещение» употребляется в Новом Завете в отношении перехода израильтян через Чермное море и потопа:

2 и все крестились в Моисея в облаке и в море;
(1Кор.10:2)

20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
(1Пет.3:20,21)

Креститься для мертвых

б) смысл выражения «креститься для мертвых» (1Кор 15:29) не вполне ясен.

Лингвистически возможное истолкование «ради мёртвых», т.е. для их пользы, вместо них, кажется невероятным с точки зрения новозаветного богословия. Но возможно, язычник принимал подобное крещение с той целью, чтобы при воскресении вновь соединиться с умершими близкими, которые были верующими.

Следует, однако, учесть, что Павел не признает этого обычая, что бы тот собой ни представлял, а только использует его как пример, чтобы разъяснить коринфянам, насколько абсурдным является отрицание воскресения мертвых.

Места в Библии о крещении

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)

  • А. Крещение Иоанна Крестителя
    • где крестил Иоанн => Ин 1:28 ; Ин 3:23
    • он покрестил много людей => Мф 3:5,6
    • он крестил Иисуса => Мф 3:13-15
    • крещение символизировало покаяние => Мф 3:11
    • крещение должно было явить Иисуса => Ин 1:31
    • крещение предваряло крещение Духом => Лк 3:16
  • Б. Крещение учениками Иисуса => Ин 3:22 ; Ин 4:1-2
  • В. Христианское крещение
    •   1. Оно было заповедано Иисусом => Мф 28:19,20 ; Мк 16:16
    •   2. Оно совершалось во имя
      • Отца, Сына, Святого Духа => Мф 28:19
      • Иисуса Христа => Деян 2:38 {C} ; Деян 10:48
      • Господа Иисуса => Деян 19:5
    •   3. В Ветхом Завете прообразами были
      • история потопа => 1Пет 3:19-21
      • ритуал обрезания => Кол 2:11,12
      • переход через Чермное море => 1Кор 10:2
    •   4. Различные случаи христианского крещения
      • три тысячи в день Пятидесятницы => Деян 2:41
      • новообращенные в Самарии => Деян 8:12
      • ефиопский евнух => Деян 8:36-38
      • Савл (его обращение) => Деян 9:18
      • Корнилий и его друзья => Деян 10:48
      • Лидия и ее домашние => Деян 16:15
      • темничный страж в Филлипах и его домашние => Деян 16:33
      • новообращенные в Коринфе => Деян 18:8
      • Гай, Крисп, дом Стефанов => 1Кор 1:14-16
      • новообращенные в Ефесе => Деян 19:1-7
    •   5. Символика христианского крещения
      • прощение грехов => Деян 2:38
      • снятие грехов => Деян 22:16
      • духовное перерождение => Тит 3:5
      • спасение => 1Пет 3:21
      • погребение с Христом => Рим 6:3,4 ; Кол 2:12
      • духовное обрезание => Кол 2:11,12
      • включение в тело Христово => 1Кор 12:13
      • единство в теле Христовом => Еф 4:3-6
      • облечься во Христа => Гал 3:27
    •   6. Характеристики христианского крещения
      • только одно крещение => Еф 4:5
      • в воде => Деян 8:36-38 ; Деян 10:47
      • обязательно с верой => Мк 16:16 ; Деян 8:12 ; Деян 16:31-34
      • обязательно раскаяние => Деян 2:38
      • с принятием Святого Духа => Деян 2:38 ; Деян 10:44-48 ; Деян 19:2-6
      • без принятия Святого Духа => Деян 8:14-17
      • крещение всего дома => Деян 16:15,33 ; 1Кор 1:16
Крещение: Иоанна, Иисуса и в древней церкви
Крещение: Иоанна, Иисуса и в древней церкви

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Библейский словарь В.П. Вихлянцева
  3. Библейский словарь Брокгауза
  4. Тематический словарь NIV (c) Zondervan/IBS
  5. Краткая презентация: Крещение в Ветхом и Новом Завете
  6. Что есть крещение Духом Святым?
Stanislav C.
Stanislav C.https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал