Три с половиной года была засуха? (Лук.4:25)

0
248

Перед тем, как сразу отвечать на вопрос — предлагаю окунуться в замечательные обстоятельства событий, которые описывает Лука.

Посмотрим на исторические обстоятельства и особенности местного ландшафта.

Для христианина важно не только найти ответ, но и понять почему Иисус упомянул об Илии?

Всегда есть причина!

Умение задавать верные вопросы

БЕЗ СЛАВЫ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Прочитать отрывок Лук.4:16-30

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.
(Лук.4:16-30)

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью

Назарет, Его родной город

Одним из первых городов Иисус посетил Назарет, Его родной город.

Назарет не был деревней. Он назван в Библии греческим словом полис, что означает город, и в нем вполне могло проживать до 20 тысяч жителей. Он был расположен в лощине среди невысоких гор Галилеи, недалеко от равнины Иецреел. Мальчику нужно было лишь взобраться на вершину горы, на склоне которой стоял город, и перед его глазами на много километров вокруг открывалась чудесная панорама.

Английский путешественник Джордж Адам Смит, так описывает панораму, открывающуюся с вершины горы.

Перед глазами наблюдателя расстилалась история Израиля. Сразу пред ним лежала равнина Есдраелон, на которой Девора сражалась вместе с Бараком; где Гедеон одержал свои победы, где несчастье окончательно погубило Саула и где пал в сражении Иосия; перед ним был виноградник Навуфея и место, где Ииуй убил Иезавиль; здесь же виден город Сонам, где жил когда-то Елисей; здесь же был виден город Кармил, где Илия одержал свою великую победу над жрецами Ваала, и в голубой дали видно было Средиземное море и острова.

Но не только история Израиля развилась с вершины горы над Назаретом: мир и три дороги в мир простирались перед глазами наблюдателя: по дороге с юга шли богомольцы в Иерусалим; по большой Приморской дороге двигались караваны из Египта в Дамаск; а по большой Восточной дороге видны были караваны из Аравии и римские легионы, идущие к восточным границам империи.

Неверно думать, будто Иисус вырос в глуши. Он вырос в городе, со всех сторон окруженном историей, и около дорог, связывавших страны тогдашнего мира.

Богослужение

Настоящий отрывок (Лук.4:16-30) дает нам живое представление о богослужении. Конечно, не книгу взял Иисус в руки, ибо тогда все писали на свитках. Он читал из Ис. 61.

Служитель, о котором говорится в стихе 20, выполнял различные обязанности в синагоге: он приносил и убирал свитки Священного Писания, был дворником и уборщиком, возвещал о наступлении субботы тремя сигналами серебряной трубы с крыши синагоги; и он был учителем в местной школе. В этом же стихе 20 сказано, что Иисус сел; это может создать у нас впечатление, что Он закончил свою речь. Но, напротив, Он только начинал ее. Дело в том, что оратор говорил свою речь сидя, и раввины тоже учили сидя.

Слушавшие же иудеи исполнялись ярости, потому, что Иисус похвально отозвался о язычниках. Иудеи были настолько убеждены в том, что они являются избранным народом и поэтому крайне презирали всех остальных. Они полагали, что «Бог создал язычников для того, чтобы они были топливом для адского огня». И вдруг этот молодой Иисус, Которого они знали, проповедует, будто Бог особенно предпочитает язычников.

Они вдруг начали осознавать, что в новом учении имелись такие мысли, которые им даже во сне не представлялись. Следует отметить еще два момента.

  1. Иисус имел обыкновение ходить в синагогу по субботам. Должно быть, со многим, происходившим там, Он был вовсе не согласен и многое могло не удовлетворить Его, но все же Он ходил туда. Богослужение в синагоге часто бывало далеко не идеальным; но Иисус никогда не упускал случая присоединиться в заповеданный Богом день к людям, поклонявшимся Богу.
  2. Чтобы понять различие между Иисусом и Иоанном Крестителем, важно прочесть то место в книге пророка Исаии, которое прочел Иисус. Иоанн проповедовал приход Страшного суда, и, слушая его проповедь, люди содрогались от ужаса. Иисус же принес людям Евангелие — благую весть. Иисус тоже видел гнев Божий, но это был гнев, вызванный любовью.

СКОЛЬКО НЕ БЫЛО ДОЖДЯ?

1 По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю.
(3Цар.18:1)
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
(Лук.4:25)
17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.
(Иак.5:17,18)

В 3 Царств 18:1 говорится, что дождя не было 3 года, в то время как в Евангелии от Луки 4:25 и Иак 5:17 говорится, что дождя не было ровно 3,5 года.

Какая же дата точная и какой промежуток времени считать верным?

  1. Возможно это ошибка переписчика…
  2. Возможно не точность перевода…
  3. Возможно путаница во временном контексте…
  4. Возможны какие либо другие нюансы…

Но мне кажется, дело обстоит в следующим: Ветхий Завет писался в древнюю эпоху, когда у каждого народа были свои обычаи, нравы, ритуалы, а также было своё время исчисление.

В данном случаи, для израильтян во времена пророка Илии, прошло 3 года, с момента когда упала последняя капля, и больше не было дождя, а для нас современных людей этот отрезок мог составлять 3,5 года, на 6 месяцев длиннее.

Календарь иудеев

Новый год у Израильтян начинался в месяце Тишри – это 7-й месяц по их исчислению. Но исчисление по месяцам у них происходило с 1-го месяца, то-есть, месяца Нисан.

Соответственно, наступил Новый год, первый год – когда прекратился лить дождь на землю и наступила засуха. Новый год наступил в месяце Тишри – это 7-й месяц. Далее мы отсчитываем 3 года, то-есть, 12 месяцев, от Тишри до Тишри.

Получается ровно 3 года.

Но, мы должны ещё взять во внимание, что Тишри это 7-й месяц, первый месяц в году всегда был Нисан. Израильтяне лишь праздновали Новый год в 7-м месяце, и Новый год начинался с него же. А соответственно, мы отсчитываем от Тишри назад 6-ть месяцев и получаем Нисан – 1-й месяц еврейского календаря.

Таким образом получается 3,5 года.

Но, надо также учитывать, что:

  • в Ветхом завете не говорится чётко, от какого времени был дан отсчёт 3-м годам
  • также, надо учитывать промежуток времени, когда всё сказанное в 3 Цар 18 г. случилось, в третьем году, на третьем году, или в конце третьего
  • также, нужно учесть последовательность событий, которые происходили в 18 главе. Ведь всё что там описано, не произошло 1-м днём, а на протяжении какого-то времени (может на протяжении пары месяцев, а это ещё +60 дней, или 3 года и 2 месяца)
  • также, евреи могли уменьшить число месяцев в году, а могли прибавить.

Из выше сказанного можно увидеть, что у них был нестандартный календарь и он кардинальным образом мог отличаться от современного календаря: где для нас 3,5 года, а для них всего лишь 3 года.

Иисус мог об этом знать и потому процитировать известное нам место из писания в современном контексте летоисчисления.

Но это, также могли сделать и современные переводчики Библейских текстов:

Исх 16:23-27 «И [он] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра… [Но некоторые] из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли».

Лк 23:53-56 «и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди».

Такого понятия как Пятница у Евреев не существовало. А Суббота у русских 6 день недели, хотя должен быть 7-м.

Всегда существуют подобные незначительные казусы, которые ни какого отношения к истинности или не истинности Библии не несут.

ЗАЧЕМ ИИСУС ГОВОРИЛ О ИЛИИ?

Господь знал, что Его популярность была поверхностной. Люди не воспринимали по-настоящему Его истинную сущность или ценность. Для них Он был просто одним из земляков, который совершил что-то хорошее в Капернауме.

Он предвидел, что они могут сказать Ему: «Врач! Исцели Самого Себя».

Обычно эта присказка имела смысл: «Сделай для себя то, что ты сделал для других. Если ты заявляешь, что лечишь других, то излечи свое собственное состояние». Однако здесь значение несколько отличается.

Оно объясняется в следующих далее словах: «Сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». Это был презрительный вызов, чтобы Он совершил чудеса в Назарете, как Он это делал в других местах, и тем самым спас Себя от насмешек.

В ответ Господь изложил принцип, глубоко укоренившийся в человеческой практике: великих людей не ценят в их собственном отечестве. Затем Он напомнил два ярких события из Ветхого Завета, когда пророки Божьи не были в уважении у народа израильского и, как результат, были посланы к язычникам.

Статья в тему

Когда сделался большой голод в Израиле, Илия не был направлен к какой-либо из еврейских вдов, хотя их было много, но Бог послал его к языческой вдове в Сидон.

И хотя в дни служения Елисея также было много прокаженных в Израиле, он не пришел на помощь ни к кому из них.

Вместо этого он был послан к язычнику Нееману, военачальнику сирийской армии.

Представьте себе, как воздействовали слова Иисуса на евреев. Они ставили женщин, язычников и прокаженных в самый низ общественной лестницы.

Однако здесь Господь намеренно помещает всех трех выше неверующих евреев!

Он говорил как раз о том, что ветхозаветной истории предстоит повториться. Несмотря на Его чудеса, Он будет отвергнут не только городом Назаретом, но и всем народом Израиля. Затем Он обратится к язычникам, как это сделали Илия и Елисей.

Люди в Назарете точно поняли, что Он имел в виду. Они исполнились ярости от одного лишь упоминания о милости, явленной язычникам.

Епископ Райл комментирует: «Люди весьма ненавидят доктрину о владычестве Бога, которую провозгласил здесь Христос. Бог не обязан совершать среди них чудеса». (John Charles Ryle, Expository Thoughts on the Gospels, St. Luke, I:121.)

Люди поднялись и выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, чтобы свергнуть Его. Несомненно, это была интрига сатаны, еще одна попытка уничтожить царственного Наследника. Однако Иисус чудесным образом прошел сквозь толпу и покинул город. Противники были бессильны остановить Его.

Насколько нам известно, Он более никогда не возвращался в Назарет.

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
(Иоан.4:14)

А в вашей душе сколько лет уже засуха?

Над статьей работали: Александр и Станислав из церкви Нижнего Новгорода.
image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью