Три с половиной года была засуха? (Лук.4:25)
Людей привлекало величие, магнетическая притягательность и явная сила Его личности. Они едва могли поверить, что это был их скромный земляк. Даже в таком небольшом городке, как Назарет, собравшиеся в синагоге с трудом узнавали Его, так как Иисус жил очень скромно и в бедной, незаметной семье.
Иисус упомянул пророков Илию и Елисея по той причине, что эти пророки были посланы к язычникам-намек на Его собственное служение. Это, а также многие чудеса в других местах, но не здесь, настолько оскорбило их, что они впали в неистовство и пытались убить Его.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
(Лук.4:24-26)
В 3 Царств 18:1 говорится, что дождя не было 3 года, в то время как в Евангелии от Луки 4:25 и Иак 5:17 говорится, что дождя не было ровно 3,5 года. Какая же дата точная и какой промежуток времени считать верным?
Перед тем, как сразу отвечать на вопрос – предлагаю окунуться в замечательные обстоятельства событий, которые описывает Лука.
Посмотрим на исторические обстоятельства и особенности местного ландшафта.
Для христианина важно не только найти ответ, но и понять почему Иисус упомянул об Илии?
Всегда есть причина!
Умение задавать верные вопросы: Принципы активного изучения Библии
Город Назарет
Давайте прочитаем отрывок Лук.4:16-30
16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.
(Лук.4:16-30)
Одним из первых городов Иисус посетил Назарет, Его родной город.
Назарет не был деревней. Он назван в Библии греческим словом полис, что означает город, и в нем вполне могло проживать до 20 тысяч жителей. Он был расположен в лощине среди невысоких гор Галилеи, недалеко от равнины Иецреел.
Мальчику нужно было лишь взобраться на вершину горы, на склоне которой стоял город, и перед его глазами на много километров вокруг открывалась чудесная панорама.
Английский путешественник Джордж Адам Смит, так описывает панораму, открывающуюся с вершины горы.
Перед глазами наблюдателя расстилалась история Израиля. Сразу пред ним лежала равнина Есдраелон, на которой Девора сражалась вместе с Бараком; где Гедеон одержал свои победы, где несчастье окончательно погубило Саула и где пал в сражении Иосия; перед ним был виноградник Навуфея и место, где Ииуй убил Иезавиль; здесь же виден город Сонам, где жил когда-то Елисей; здесь же был виден город Кармил, где Илия одержал свою великую победу над жрецами Ваала, и в голубой дали видно было Средиземное море и острова.
Но не только история Израиля развилась с вершины горы над Назаретом: мир и три дороги в мир простирались перед глазами наблюдателя: по дороге с юга шли богомольцы в Иерусалим; по большой Приморской дороге двигались караваны из Египта в Дамаск; а по большой Восточной дороге видны были караваны из Аравии и римские легионы, идущие к восточным границам империи.
Неверно думать, будто Иисус вырос в глуши. Он вырос в городе, со всех сторон окруженном историей, и около дорог, связывавших страны тогдашнего мира.
Богослужение
Настоящий отрывок (Лук.4:16-30) дает нам живое представление о богослужении.
Конечно, не книгу взял Иисус в руки, ибо тогда все писали на свитках. Он читал из Ис. 61.
Служитель, о котором говорится в стихе 20, выполнял различные обязанности в синагоге: он приносил и убирал свитки Священного Писания, был дворником и уборщиком, возвещал о наступлении субботы тремя сигналами серебряной трубы с крыши синагоги; и он был учителем в местной школе.
В этом же стихе 20 сказано, что Иисус сел; это может создать у нас впечатление, что Он закончил свою речь. Но, напротив, Он только начинал ее.
Дело в том, что оратор говорил свою речь сидя, и раввины тоже учили сидя.
Слушавшие же иудеи исполнялись ярости, потому, что Иисус похвально отозвался о язычниках.
Иудеи были настолько убеждены в том, что они являются избранным народом и поэтому крайне презирали всех остальных. Они полагали, что “Бог создал язычников для того, чтобы они были топливом для адского огня”. И вдруг этот молодой Иисус, Которого они знали, проповедует, будто Бог особенно предпочитает язычников.
Они вдруг начали осознавать, что в новом учении имелись такие мысли, которые им даже во сне не представлялись.
Следует отметить еще два момента:
- Иисус имел обыкновение ходить в синагогу по субботам. Должно быть, со многим, происходившим там, Он был вовсе не согласен и многое могло не удовлетворить Его, но все же Он ходил туда. Богослужение в синагоге часто бывало далеко не идеальным; но Иисус никогда не упускал случая присоединиться в заповеданный Богом день к людям, поклонявшимся Богу.
- Чтобы понять различие между Иисусом и Иоанном Крестителем, важно прочесть то место в книге пророка Исаии, которое прочел Иисус. Иоанн проповедовал приход Страшного суда, и, слушая его проповедь, люди содрогались от ужаса. Иисус же принес людям Евангелие – благую весть. Иисус тоже видел гнев Божий, но это был гнев, вызванный любовью.
Сколько не было дождя?
1 По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю.
(3Цар.18:1)
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
(Лук.4:25)
17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.
(Иак.5:17,18)
В 3 Царств 18:1 говорится, что дождя не было 3 года, в то время как в Евангелии от Луки 4:25 и Иак 5:17 говорится, что дождя не было ровно 3,5 года.
Какая же дата точная и какой промежуток времени считать верным?
- Возможно это ошибка переписчика…
- Возможно не точность перевода…
- Возможно путаница во временном контексте…
- Возможны какие либо другие нюансы…
Но мне кажется, дело обстоит в следующим: Ветхий Завет писался в древнюю эпоху, когда у каждого народа были свои обычаи, нравы, ритуалы, а также было своё время исчисление.
В данном случаи, для израильтян во времена пророка Илии, прошло 3 года, с момента когда упала последняя капля, и больше не было дождя, а для нас современных людей этот отрезок мог составлять 3,5 года, на 6 месяцев длиннее.
Календарь иудеев
Новый год у Израильтян начинался в месяце Тишри – это 7-й месяц по их исчислению. Но исчисление по месяцам у них происходило с 1-го месяца, то-есть, месяца Нисан.
Соответственно, наступил Новый год, первый год – когда прекратился лить дождь на землю и наступила засуха. Новый год наступил в месяце Тишри – это 7-й месяц. Далее мы отсчитываем 3 года, то-есть, 12 месяцев, от Тишри до Тишри.
Получается ровно 3 года.
Но, мы должны ещё взять во внимание, что Тишри это 7-й месяц, первый месяц в году всегда был Нисан. Израильтяне лишь праздновали Новый год в 7-м месяце, и Новый год начинался с него же. А соответственно, мы отсчитываем от Тишри назад 6-ть месяцев и получаем Нисан – 1-й месяц еврейского календаря.
Библейский атлас, энциклопедия и цветные карты для изучения Библии
Таким образом получается 3,5 года.
Но, надо также учитывать, что:
- в Ветхом завете не говорится чётко, от какого времени был дан отсчёт 3-м годам
- также, надо учитывать промежуток времени, когда всё сказанное в 3 Цар 18 г. случилось, в третьем году, на третьем году, или в конце третьего
- также, нужно учесть последовательность событий, которые происходили в 18 главе. Ведь всё что там описано, не произошло 1-м днём, а на протяжении какого-то времени (может на протяжении пары месяцев, а это ещё +60 дней, или 3 года и 2 месяца)
- также, евреи могли уменьшить число месяцев в году, а могли прибавить.
Из выше сказанного можно увидеть, что у них был нестандартный календарь и он кардинальным образом мог отличаться от современного календаря: где для нас 3,5 года, а для них всего лишь 3 года.
Иисус мог об этом знать и потому процитировать известное нам место из писания в современном контексте летоисчисления.
Но это, также могли сделать и современные переводчики Библейских текстов:
Исх 16:23-27 «И [он] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра… [Но некоторые] из народа вышли в седьмой день собирать – и не нашли».
Лк 23:53-56 «и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди».
Такого понятия как Пятница у Евреев не существовало. А Суббота у русских 6 день недели, хотя должен быть 7-м.
Всегда существуют подобные незначительные казусы, которые ни какого отношения к истинности или не истинности Библии не несут.
Зачем Иисус говорил о Илии?
Господь знал, что Его популярность была поверхностной. Люди не воспринимали по-настоящему Его истинную сущность или ценность. Для них Он был просто одним из земляков, который совершил что-то хорошее в Капернауме.
Он предвидел, что они могут сказать Ему: «Врач! Исцели Самого Себя».
Обычно эта присказка имела смысл: «Сделай для себя то, что ты сделал для других. Если ты заявляешь, что лечишь других, то излечи свое собственное состояние». Однако здесь значение несколько отличается.
Оно объясняется в следующих далее словах: «Сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». Это был презрительный вызов, чтобы Он совершил чудеса в Назарете, как Он это делал в других местах, и тем самым спас Себя от насмешек.
В ответ Господь изложил принцип, глубоко укоренившийся в человеческой практике: великих людей не ценят в их собственном отечестве.
Затем Он напомнил два ярких события из Ветхого Завета, когда пророки Божьи не были в уважении у народа израильского и, как результат, были посланы к язычникам.
Статья в тему: Псы (по Евангелию от Матфея, 15-й главы)
- Когда сделался большой голод в Израиле, Илия не был направлен к какой-либо из еврейских вдов, хотя их было много, но Бог послал его к языческой вдове в Сидон.
- И хотя в дни служения Елисея также было много прокаженных в Израиле, он не пришел на помощь ни к кому из них. Вместо этого он был послан к язычнику Нееману, военачальнику сирийской армии.
Представьте себе, как воздействовали слова Иисуса на евреев. Они ставили женщин, язычников и прокаженных в самый низ общественной лестницы.
Однако здесь Господь намеренно помещает всех трех выше неверующих евреев!
Он говорил как раз о том, что ветхозаветной истории предстоит повториться. Несмотря на Его чудеса, Он будет отвергнут не только городом Назаретом, но и всем народом Израиля. Затем Он обратится к язычникам, как это сделали Илия и Елисей.
Люди в Назарете точно поняли, что Он имел в виду. Они исполнились ярости от одного лишь упоминания о милости, явленной язычникам.
Епископ Райл комментирует: “Люди весьма ненавидят доктрину о владычестве Бога, которую провозгласил здесь Христос. Бог не обязан совершать среди них чудеса”. (John Charles Ryle, Expository Thoughts on the Gospels, St. Luke, I:121.)
Люди поднялись и выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, чтобы свергнуть Его.
Несомненно, это была интрига сатаны, еще одна попытка уничтожить царственного Наследника. Однако Иисус чудесным образом прошел сквозь толпу и покинул город. Противники были бессильны остановить Его.
Насколько нам известно, Он более никогда не возвращался в Назарет.
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
(Иоан.4:14)
А в вашей душе сколько лет уже засуха?
Сноски
- Библия. Синодальный перевод
- Справочник Г.Геллея
- Комментарии Баркли к Новому Завету
- Комментарий Уильяма МакДональда к Новому Завету