Меню статьи
Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Вторник, 23 апреля, 2024

О покрывале. О подчинении — комментарий к 1Кор.11:1-19

О покрывале. О подчинении

КОРОТКО

В этой статье мы рассмотрим вопрос о покрывале, который возникает из комментария к Первому посланию к Коринфянам 11:1-19.

Апостол Павел обращается к сестрам и говорит о необходимости ношения покрывала на голове во время богослужения. Мы исследуем исторический контекст этой темы, рассмотрим различные точки зрения и постараемся понять, какое значение имеет это учение для нас сегодня. Будем анализировать текст, исследовать культурные особенности того времени и проследим, какие принципы Павел хотел донести до христиан.

Приглашаем вас прочитать эту интересную статью и обсудить ее с нами!

Ты знаешь, Церковь — это идеальная структура, которую придумал Бог. Она прекрасна. Она задумана совершенно! Она удивительная. Она — столп и утверждение истины. И все люди могли бы с этим согласиться, если бы не… христиане.

И 11 глава 1Кор очень наглядно это показывает.

Комментарий к 1Кор.11:1-19

Весь секрет угодной Богу христианской жизни Павел озвучил в 1ст.

«Будьте подражателями мне, как я Христу.» (1Коринф.11:1)

Подражать надо Христу. У Него можно научиться мудрым и нужным поступкам. К сожалению, прямой связи с Христом у христиан не наблюдается, ну так, чтобы прям сказать: «вот мне прям Христос проговорил, и я точно теперь знаю, что … «. Это редкость.

Поэтому Павел и в 2 ст напоминает о преданиях, которые он передал коринфянам. Для нас это важный момент. Потому что предания Павла до нас дошли как раз в виде посланий коринфянам, колоссянам, ефесянам и так далее.

Изучая эти послания, можем узнавать некоторые куски преданий, которые оказались записанными. По сути, современный читатель Библии — это исследователь. Он читает и определяет, что именно хотел сказать автор посланий. Что актуально, что нет. Сравнивает отрывок с другими местами Библии. Складывается общая картина в голове. Но так как современных христиан много, и каждый из них уникальный исследователь, то мнение их часто расходится.

Все я это писал к тому, что в 11 главе содержится отрывок с темой, которая больше нигде не обсуждается в Библии, но из-за неё христиане много попортили крови друг другу. Сколько было ссор, даже разделений церквей…

Если тема такая спорная, то могу ли я надеяться, что я смогу тебе раскрыть тему, да так, чтобы это было максимально объективно? И можно ли мне доверять в таком случае?

Пожалуй, да. Ведь у меня есть борода. Но далее буду писать без лишних шуток. Изложу основное, что знаю по теме. Приведу доводы, которые устраивают лично меня. Но решать все равно тебе самостоятельно, как относиться к данному отрывку.

Покрывало на голову замужней христианки

1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
(1Кор.11:1-16)

Новый завет следует воспринимать не как закон, а как то, что было написано христианам для разъяснения как именно претворяется в жизнь главный принцип духовной жизни: вера и любовь.

В данном отрывке мы видим, что Павлу пришлось объяснять, что замужним женщинам следует в церкви носить покрывало на голове.

Во во многих церквях сегодня нельзя женщине появляться на собрании без платочка. Многие надевают миниатюрный платочек. Некоторые женщины надевают ленточку. Главное, чтобы был знак «для ангелов» (см.ст.10).

Но что за покрывало имел в виду Павел?

К сожалению, я не археолог и не знаю точно, что использовали коринфские женщины.

  • Одни говорят, что это был платок на манер ношения русскими православными женщинами.
  • Другие, что это вуаль, которая закрывало лицо и голову.
  • Третьи утверждают, что это было нечто типа мусульманской паранджи.

На мой взгляд, надо изучать культуру древней Греции и Рима.

Культура древней Греции и Рима

Историческая картина города Коринф

Коринф был портовым городом, там смешивались традиции разных народов, но превалировала культура этих двух цивилизаций.

Первые христиане часто скрывали свои убеждения из-за гонений. Поэтому навряд ли их одежда отличалась от обывателей вокруг. На основании контекста делаем утверждение, что христианки в церкви стали снимать покрывало и не очень хотели его надевать.

О покрывале. О подчинении - комментарий к 1Кор.11:1-19О покрывале. О подчинении - комментарий к 1Кор.11:1-19Может, им было жарко в нем. Может быть, атмосфера в церкви была такой естественной, что они чувствовали себя как дома. В общем, Павлу пришлось сделать им замечание.

Больше всего в этой истории меня поражает то, как он это делает, но об этом чуть позже. Пока продолжим погружаться в культурный слой.

Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. (1Коринф.11:6)

Современным девицам совсем не стыдно быть обритой или стриженной. Как их может убедить мнение Павла, что необходимо носить покрывало? А вот во времена Коринфа это был бронебойный довод.

Потому что в Коринфе был храм Афродиты, ее служительницы были участницами культа, который включал в себя телесное соитие, по сути, они были прихрамовые проститутки.

Их легко было узнать, потому что они были бритыми.

В других городах блудницы не обязательно были бритые, но часто выстригали себе виски или темя, чтобы прохожие могли их узнать как доступных женщин.

Так что Павел, говоря современным языком сказал следующее: «Не хотите надевать покрывало, ну так одевайтесь как проститутки!».

Так что, если ты перечитаешь отрывок, то ты увидишь, что отрывок довольно простой. И касается он прежде всего культурной подоплеки Коринфа.

Но некоторые христиане мне возразят и скажут: «Ты разве не видишь, что по словам Павла покрывало нужно иметь на голове как знак для ангелов?». Ст.10.

Отвечу. Вижу иной смысл в этом стихе. Павел по сути сказал, что женщина должна иметь знак власти над ней для Ангелов. Но знак, в данном случае, не сам платок или покрывало.А поведение женщины, которая надевает и не снимает в церкви покрывало перед братьями, знак того, что она повинуется мужу.

Надо подумать, неужели кусок материи действительно имеет значение для Ангелов?

Когда я веду дискуссии с христианами из деноминаций, где ношение платочка считается обязательным, я часто спрашиваю их:

«Разве вы не видели, как жены в церкви кричат на своих мужей и командуют ими, вместо того, чтобы быть примером смиренного поведения? Хотя на голове их обязательный знак для Ангелов?».

Уверяю тебя, большинство моих оппонентов по этой теме смущенно начинают улыбаться, вспоминая отношения, которые они наблюдают в церкви. Если ткань имеет значение для ангелов, то не следует ли нам для них носить какие-то знаки, что мы русские, американцы, евреи?

Ну, думаю, что достаточно сказал про само покрывало. Интереснее в изучаемом отрывке духовная подоплека. Потому что покрывало коринфской женщины есть форма выражения принципов христианской жизни.

Согласись, нам важнее усвоить урок по принципам, чем по форме. Если мы усвоим принципы, то формы точно подберем в соответствии с нашей культурой. О каком принципе идёт речь?

Подчинение

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. (1Коринф.11:3)

Сегодня, когда случаются разные недоразумения в семьях, на один мой совет чьей-то жене подчиняться мужу, приходится десять советов других людей типа «он тебя не любит, придётся разводиться».

Но у меня есть реальные примеры, когда именно сознательное подчинение мужу ради Христа приводит к замечательным благословениям в семейной жизни.

В современной культуре «Я» возносится в наивысшее положение. И хотя, вроде бы каждый понимает, что раздутое «Я» это ненормально, все же человеку трудно смиряться с ситуацией, или с людьми, или в целом с жизнью, когда все идет не «по-нашему».

Павел вводит принцип подчинения, который указан в третьем стихе совсем не случайно. Коринфские женщины должны не забывать, находясь в церкви, что они ДОЛЖНЫ подчиняться мужу, если хотят угождать Богу.

Мужчинам же следует вспомнить, кем они задуманы, то есть лидерами, защитниками, хозяевами в себе и не быть инфантильными. Но и они должны подчиняться Христу.

Не представляешь, как много бы изменилось в христианских сообществах, если бы каждый не только знал об этих принципах, но и воплощал их в жизнь.

До 10 стиха Павел настаивает на том, что женщина должна сознательно выбрать подчиненную роль в семье и церкви. А в 11-12 ст. он напоминает, что при это каждый должен помнить, что и над женщиной и над мужчиной — Бог.

Думаю, важное примечание, чтобы мужчины больше думали не о том, как классно их Бог создал, а чтобы помнили об ответственности. Формы подчинения в семье могут реализовываться в различных вариантах, в зависимости от характеров и способностей супругов.

Например Мартин Лютер сознательно поручил своей жене финансовые вопросы по хозяйству и признавал ее авторитет в этих вопросах. Фишка в том, что в данном случае муж передал руководство хозяйством жене, а не то, что жена силой «захватила семейную власть».

Муж не должен быть тираном в семье. Он должен мудро взаимодействовать с каждым членом семьи, обучаясь этой мудрости у самого Христа.

В молодости я обратился к Богу примерно с такой молитвой:

«Господь, я не смогу научиться у земных отцов как самому стать отцом для своих детей. Но я прошу, чтобы ты стал моим самым настоящим Отцом и учил меня отцовству».

Уж не знаю, насколько я хороший отец. Но та молитва является одной из тех, на которых я опираюсь в своей жизни.

Весь мир сегодня учит иному. Популярны различные феминистические движения. Конечно, нельзя ограничивать под флагами христианства права женщин, в том числе на право быть теми, кем им кажется наиболее правильным (врачом, ученым, сварщиком или трактористом).

Но христианство учит подчиняться. И если муж настаивает, что жене сварщиком не надо работать ради здоровья детей, то ей надо бы подчиниться.

Ты все это можешь понять уже сегодня, ведь у тебя есть родители. И они требовали от тебя подчинения не ради своего удовольствия, а с целью воспитания тебя и подготовки к взрослой жизни.

Жена подчиняется мужу не ради ограничений. А ради достижения семейных ценностей. Она непременно получит больше благословений в семье, если будет подчиняться, а не требовать их себе.

Сделаю громкое заявление. Если муж не умеет быть главой в семье, то и в церкви у него не получится быть лидером. Если жена не научится подчиняться мужу, то в церкви будет бардак и неустройство в отношениях, ссоры и распри.

И Коринф тому пример. Павел закончил эту тему словами:

А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. (1Коринф.11:16)

Другими словами, кто не согласен с словами Павла — тот пусть оставит споры, потому что распри ничего не приносят, кроме разрушения, и смирение в данном случае нужнее всего.

Но знал ли Павел, что этим отрывком он породил у последующих христиан больше споров, чем было до этого? Это какая-то ирония…

Вот и своей работой я не хочу порождать больше споров, чем есть. У меня нет цели убедить христианок носить покрывала, но есть цель показать необходимость подчинения мужу.

Судя по 18 и 19 стихам, в Коринфе по этим вопросам тоже были разделения. Церковь должна научиться решать такие вопросы, чтобы среди христиан выделились те, кто умеет разбираться в них.

В свою очередь остальные должны подчиняться опытным братьям и сёстрам, а не производить ссоры и разделения. Следующая часть главы (с 20 стиха) в основном о вечере, об этом в другом формате напишу.

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Автор материала: Пронских А. 2020 г.
  3. Нужно ли покрывать голову платком или нет? 1Коринфянам 11:4-15
  4. Покрывать голову или нет? 1 Коринфянам 11:1-16; 11:30
  5. Мужчина должен молиться с непокрытой головой?
  6. Покрывать женщине голову или нет в общине?
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

ВОПРОСЫ

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading