Меню статьи
Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Вторник, 16 апреля, 2024

Миква — скопление воды

Иудейская миква

Миква или миквэ (ивр. ‏מִקְוֶה‏‎, в сефардском произношении микве, букв. «скопление воды») — в иудаизме водный резервуар, в котором производится омовение (твила́, ивр. ‏‏טבילה‏‎‏‎) с целью очищения от ритуальной нечистоты.

Миква представляет собой резервуар с минимальным количеством воды в 40 сеа[en] (согласно различным подсчётам — от 250 до 1000 литров).

Источник: Википедия — миква.

История иудейской миквы

История иудейской миквы или историческое обоснование христианского крещения.

Что такое миква?

Миква (в переводе с иврита — «скопление вод») — бассейн для ритуального очищения, предписанного еврейским законом.

Согласно законам семейной чистоты, в микву должна окунаться женщина после того, как закончится период ее ежемесячной «нечистоты» (нида). Без этого семейной паре запрещено вступать в супружеские отношения.

Можно сказать, что миква — это основа семейной жизни и залог продолжения еврейского рода. Поэтому в еврейской «системе ценностей» микве придается первоочередное значение.

  • Если община стоит перед выбором, строить микву или синагогу, предпочтение отдается микве.
  • Если миквы в общине нет, предписывается продать даже последний свиток Торы, но микву все-таки построить.

Как устроена миква, или секрет живой воды?

Согласно еврейскому закону, только «живая» вода — т.е., вода естественного, природного происхождения — способна принести духовное очищение. Но на практике окунуться в речку или озеро возможно далеко не всегда. Поэтому-то еврейский закон и предписал строить микву, имитирующую естественный водоем в его основных свойствах, т.е., содержащую «живую», природную воду.

Устройство миквы таково: во-первых, сам бассейн, непосредственно в который и окунается женщина. В нём вода обычная, водопроводная. Этот бассейн соединён с небольшим резервуаром (на иврите он называется бор — «яма»), заполненным «естественной» — дождевой — водой.

Дождевая вода и водопроводная соприкасаются, благодаря чему вся вода получает статус «живой». Бор естественным образом заполняется дождевой водой или снегом.

В микве при петербургской синагоге, к примеру, вода собирается на крыше здания и поступает в бор по трубам. Бор может располагаться под бассейном для окунания (и тогда вода из двух водоемов «соприкасается» через отверстие в полу), либо рядом (и тогда водоемы сообщаются посредством трубы).

В бассейне для окунания вода регулярно (после каждого посещения) меняется, его стены моются и дезинфицируются, поэтому женщины всегда окунаются только в чистую воду.

Строительство кошерной (т.е. соответствующей закону) миквы — дело нелегкое. Оно предполагает множество нюансов и деталей и потому осуществляется только под руководством раввина.[

Как выглядит миква?

В хасидских общинах (хасидизм – одно из ответвлений иудаизма) у мужчин есть обычай окунаться в микву перед молитвой. Поэтому рядом с женской миквой часто возводят мужскую и делают два отдельных входа в здание. Мужская миква строится по менее строгим канонам, нежели женская, и оборудована она обычно гораздо скромнее.

Миква - скопление воды. Прообраз христианского крещения
Старинная миква в Шпайере, датируемая 1128 годом

С виду современная миква — нечто среднее между бассейном, сауной и ванной комнатой в зажиточном доме. Это целый комплекс помещений, в котором центральное место принадлежит залу с бассейном для погружения. Сам бассейн небольшой, приблизительно 2 на 3 метра, обычно он выложен кафелем.

Современная миква
Современная миква

Внутрь ведут ступеньки с перилами. Вода в бассейне теплая. К главному залу примыкает несколько ванных комнат, оборудованных всем необходимым для долгого и тщательного омовения. Ведь, согласно еврейскому закону, непреложным условием окунания в микву является физическая чистота.

Духовный смысл миквы – «чистота» и «нечистота»

Что же это такое — та самая «ритуальная нечистота», от которой необходимо очищаться посредством окунания в микву? Сами термины «чистота» и «нечистота» могут ввести в заблуждение. По сути, это очень неточный и не отражающий сути перевод ивритских понятий «таара» и «тума».

Эти понятия обозначают духовные состояния, природу которых понять очень сложно. Они не имеют ничего общего с гигиеной и физической чистотой.

Как пишет Рамбам: «Погружение — это действие, совершаемое на основе веры, поскольку ритуальная нечистота не является грязью, которую можно смыть водой».

Во времена Иерусалимского храма существовало множество причин, по которым человек мог стать ритуально «нечистым». В состоянии «нечистоты», тума, запрещено было вступать в пределы Храма, священник не имел права приносить жертвы и т.д. Это состояние непременно требовало очищения.

В Торе перечислен целый ряд обстоятельств, при которых человек становился «томе», и приведены способы его очищения. Так вот, во всех случаях очищение сопровождалось окунанием в микву.

В нынешние времена, когда Храма нет, большинство законов, связанных с «чистым» и «нечистым», не действуют. Единственный случай, требующий, как и в древние времена, окунания в микву, — ежемесячная «нечистота» женщины.

«Нечистое» — смерть, «чистое» — жизнь.

Миква как символ жизни.

Что является духовной первоосновой нечистоты, и почему окунание в микву возвращает человека в «чистое» состояние?

Если проанализировать разные виды «нечистоты», описанные в Торе, становится понятно, что между ними есть нечто общее: это контакт или связь со смертью. Самая большая «нечистота» возникает от соприкосновения с трупом. Но и другие виды «нечистоты» прямо или косвенно связаны со смертью. Имеющий истечение из тела нечист, ибо самопроизвольное истечение семени есть утрата потенциальной жизни.

Это верно и по отношению к женщине в период «нечистоты»: в это время она теряет неоплодотворенную яйцеклетку, и эта потеря потенциальной жизни, это «нашептывание смерти» приводит ее в состояние «нечистоты».

Напротив, «чистота» связана с жизнью. И в этом смысле противоположностью нечистоты являются супружеские отношения: благодаря им в мир может спуститься еще одна душа, может появиться новый человек.

Статья по теме: Что Библия говорит про секс?

Точно так же, как нечистый не имел права войти в Храм, супружеские отношения с женщиной, находящейся в состоянии ритуальной «нечистоты» — нида — запрещены. Ибо нельзя подняться к высшему уровню совершенства, апогею проявления жизни, оставаясь при этом в состоянии, связанном со смертью. А для того, чтобы избавиться от этого состояния, необходимо очищение водами миквы, которая есть символ жизни.

Погрузившись в воды миквы, женщина переживает обновление и вновь становится потенциальным партнером Бога в вечном акте творения. Она выходит из животворных вод миквы как бы заново рожденной, то есть вновь готовой к зачатию.

Связь между миквой и жизнью заключается еще и в следующем. Жизнь не может существовать без воды. Именно поэтому вода во всех культурах является символом жизни. Получается, что воды, символизирующие жизнь, аннулируют «нечистоту», которая есть «шепот смерти».

В свете этой символики становятся понятными и требования, предъявляемые к микве.

Воды миквы должны быть естественными, как воды колодца или дождевая вода, а не вода, которую черпают в сосуды или накачивают насосом. Подчёркивая, что воды миквы должны быть естественными, мы осознаём, что только Создатель — источник жизни, и только к Нему мы обращаемся с просьбой даровать нам жизнь.

Погружение как рождение

Мудрецы уподобляют микву материнскому чреву. Тот, кто вступает в микву и погружается в её воды, как бы возвращаются в чрево. А тот, кто выходит из нее, уподобляется родившемуся заново.

Чрево матери — это место, полностью лишенное любого вида тумы, нечистоты. Новорожденный вступает в мир совершенно чистым, ибо, находясь в материнском лоне, полностью защищен от всякой скверны — как физической, так и духовной.

Статья по теме: Крещение младенцев

Поэтому тот, кто входит в микву, как бы сбрасывает с себя всю грязь — физическую и духовную — и выходит из нее чистым и обновленным.

Аналогия между миквой и рожающим чревом становится намного понятней, если вспомнить, что Тора, описывая первичное, самое примитивное, еще не организованное состояние вселенной в первые шесть дней Творения, говорит о создаваемом мире как о воде.

В первых стихах [Быт 1:2] говорится: «Земля была пуста и не устроена; тьма — над бездной, а дух Бога парит над водой». Далее рассказывается, как на второй день «верхние воды» были отделены от «нижних вод». Наконец, на третий день воды были собраны в моря, в результате чего образовалась суша.

Вот почему можно сказать, что в некотором смысле вода представляет собой «утробу Творения». Когда человек погружается в микву, он, условно говоря, добровольно попадает в состояние еще не родившегося мира, целиком ставя себя в зависимость от созидательной силы Бога.

Можно привести и более прозаическое объяснение. Когда человек погружается в воду, он попадает в среду, в которой жизнь невозможна. Поэтому входящий в микву в буквальном смысле входит в такое состояние, где для него нет жизни.

Согласно Торе, человек, прекративший дышать, уже как бы не живет. Таким образом, тот, кто погружается в микву, на какое-то время вступает в область смерти. А когда выходит из нее — как бы рождается заново.

Кстати, здесь мы находим частичное объяснение тому, почему микву нельзя устраивать в емкости, изолированной от земли. Миква должна быть построена непосредственно в земле, примыкать к ней, ибо в некотором смысле она олицетворяет собой могилу.

Входящий в нее человек становится на время как бы неживым. Только тогда, выходя из нее, он обретает новый статус, «рождаясь» для новой жизни.

В таком двойном уподоблении миквы рожающему материнскому чреву и могиле, в которой хоронят умерших, нет никакого внутреннего противоречия. Ведь и в чреве, и в могиле нельзя дышать — они представляют собой крайние, полярные точки единого жизненного цикла.

В связи с этим полезно отметить, что ивритское слово кевер, употребляемое обычно в значении «могила», в некоторых случаях обозначает «чрево». И то, и другое представляет собой узловую точку, символизирующую рождение и смерть. Проходя через эту точку, человек получает новый духовный статус.

Закон ниды

Окунание в микву — важнейшее условие соблюдения заповеди о чистоте семейной жизни. Тора сообщает, что с того момента, как у женщины начинаются очередные месячные, она имеет статус ниды (отделенной). В этот период ей запрещены не только половые, но и все прочие физические контакты с мужем. Период нечистоты длится обычно чуть меньше двух недель, после чего женщина, выполнив все предписанные законом действия, может окунуться в микву и вновь стать «разрешенной» для мужа.

Законы ниды, вынуждающие мужа и жену каждый месяц отделяться друг от друга почти на две недели, оказывают благотворное влияние на их супружеские отношения, усиливая взаимное сексуальное влечение.

Они помогают преодолеть изначальное несовершенство половых отношений между людьми, поскольку ежемесячное воздержание не дает супругам устать от однообразия сексуальных переживаний. Ведь даже самые гармоничные и теплые чувства, испытываемые ими друг к другу, могут непоправимо испортиться из-за таких, казалось бы, заурядных причин как скука и однообразие.

И здесь законы ниды дают решение сложных сексуальных проблем. Ежемесячная разлука способна внести элемент новизны в половые отношения и тем самым укрепить семейные узы.

Интересно отметить, что среди супругов, соблюдающих законы ниды, неверность практически не встречается, а процент разводов крайне низок. Таким образом, рассматривая эти законы даже с прагматической точки зрения, мы можем с уверенностью сказать, что данная система вполне себя оправдывает.

Законы ниды, укрепляя основы брака, помогают человеку избавиться от несовершенства, изначально присущего любым, даже самым на первый взгляд счастливым и гармоничным супружеским отношениям.

Важно и такое соображение: муж и жена, отказываясь от любых физических контактов в дни разлучения, волей не волей начинают видеть друг в друге человеческую личность, а не просто сексуального партнера.

Отсюда видно, что правила ниды представляют исключительную важность, поскольку только они позволяют мужу и жене добиться взаимной близости, что при других условиях было бы невозможно. В результате их выполнения супружеские узы приобретают крепость, почти немыслимую в условиях несовершенства человеческой природы.

Обычай окунаться в микву у еврейских мужчин

Существует традиция окунаться в микву накануне иудейского праздника Йом Кипура (Судного дня), в знак стремления к духовной чистоте. Многие соблюдающие евреи окунаются в микву перед каждой субботой, чтобы глубже прочувствовать святость Шаббата.

В хасидских общинах мужчины окунаются ежедневно перед утренней молитвой. Считается, что это помогает подчинить свою волю воле Всевышнего.

Миква в различные эпохи существования еврейского народа

Евреи начали строить миквы в глубокой древности. Это подтверждается данными археологических раскопок и исследований.

Несколько лет назад группа археологов, работающая над восстановлением туннелей в районе Стены Плача в Иерусалиме, обнаружила древнюю микву, которая датируется эпохой Второго храма и насчитывает около двух тысяч лет. А раскопки на Массаде — горной крепости на юге Израиля, где 1000 евреев выдерживали осаду римлян в течение трех лет, — позволили обнаружить микву, которой женщины пользовались даже во время осады.

В ходе раскопок, проводившихся в Масаде, остатки микв были тщательно исследованы раввинами Давидом Минцбергом и Элиэзером Альтером. В отчете раввины отметили, что оба бассейна были построены с точнейшим соблюдением всех положений еврейского закона о миквах.

Оказывается, за восемнадцать прошедших веков конструкция миквы не изменилась.

В самые разные эпохи существования еврейского народа миква представляла собой неотъемлемую принадлежность еврейской общины и обычно строилась при синагоге. Если же судьба забрасывала еврейские семьи в такие места, где миквы не было, еврейские женщины проявляли чудеса героизма.

К примеру, в деревнях России еврейки зимой делали проруби в замерзших прудах, чтобы выполнить заповедь. В советские времена, когда соблюдение еврейских традиций жестоко каралось, те немногие семьи, которым удалось сохранить верность еврейскому закону, строили подпольные миквы, существование которых тщательно скрывалось. Об одной из таких микв рассказывает Арье Каплан в своей книге «Воды Эдена».

Миква – как образ крещения по Новому Завету

Проанализировав значение окунания в микву у еврейского народа нам людям христианской эпохи легче понять сущность крещения.

Статья по теме: Библия о крещении — одно спасение

Крещение (греческое слово – баптизо) обозначает погружение. Поэтому когда крестящийся заходит в воду для крещения, он символически показывает своё полное погружение в смерть Иисуса Христа:

3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения.
(Рим 6:3-5).

Он заходит, чтобы погрузиться со всеми своими грехами, которые обозначают его нечистоту перед Святым Богом! И, так как Христос-Агнец Божий взял грехи всего мира на Себя, умер на кресте и был погребен так и человек, уверовавший во Христа и признавший свой греховный образ жизни должен «умереть» в водах крещения, чтобы очиститься от грехов:

12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи.
(Кол 2:12-13).

Выходящий же из вод крещения человек как бы воскресает вместе с воскресшим Христом для новой жизни и поэтому добавляется Богом в Церковь Христову:

41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
(Деян 2:41).

Святой Дух – третья Личность Божества Библии не может жить в оскверненном грехами человеке. И даже если человек признаёт свои грехи и свою греховную жизнь перед Богом это совершенно не означает, что он получает очищение этих грехов.

Человек должен быть послушным «образу учения» [Рим 6:17], то есть, он должен уверовать во Христа, покаяться в грехах и зайти в воды крещения, чтобы старый его человек с грехами там как бы умер, а новый человек во Христе вышел из воды чтобы вечно жить с Богом:

17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
(Рим 6:17).

Этому выводу об освобождении грехов при крещении, становления людей последователями Иисуса Христа и носителями Святого Духа в Новом Завете, в книге Деяния Апостолов есть 11-ть примеров:

  1. Обращенные иудеи в День Пятидетсятницы 3000 чел. [Деян 2:38; 41; 47],
  2. Обращенные иудеи в притворе Соломоновом около 5000 человек [Деян 4:4; 5:12; 14],
  3. Самаряне при проповеди Филиппа [Деян 8:12],
  4. Симон –волхв [Деян 8:13],
  5. Евнух из Эфиопии [Деян 8:27-38],
  6. Савл из Тарса [Деян 9:1-30],
  7. Корнилий и его дом [Деян 10 глава],
  8. Лидия из города Фиатир [Деян 16:14-15],
  9. Темничный страж в Филиппах [Деян 16:25-33],
  10. Люди в Коринфе [Деян 18:8],
  11. Ученики в Ефесе [Деян 19:1-7].

Все эти люди уверовали в Иисуса Христа, покаялись в своих грехах и крестились для прощения или освобождения [Деян 22:16] от грехов и получения дара – самого Святого Духа внутрь себя [Ин 14:17; 1 Кор 3:16; 1 Кор 6:19].

16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.
(Деян 22:16).

17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
(Ин 14:17).

16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
(1 Кор 3:16).

19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
(1 Кор 6:19).

samarinbr
samarinbr
Христианин собрания Нижнего Новгорода

3 КОММЕНТАРИИ

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading