РАДИО
Слабовидящим
Select Language

Что такое грех к смерти и не к смерти?

Грех к смерти

Что такое грех к смерти и не к смерти?

Грех — это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворив человека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу, в том числе и свободу добровольно принять любовь Божию в сознательном послушании и полном доверии.

Иисус Христос сказал:

31 И потому говорю вам: всякий грех и хула будут прощены, но хула на Святого Духа не будет прощена.
32 Тот, кто скажет против Сына Человеческого, может быть прощён, тот же, кто скажет против Святого Духа, не будет прощён ни в этом веке, ни в грядущем».
(Матф.12:31,32)

Статья по теме: Хула на Святого Духа — непростительный грех

Господь наш Иисус Христос говорит нам о том, что есть такие грехи, которые непосредственно ведут душу в вечную погибель – в ад. И это часто является синонимом слова «смерть», не в конкретном физиологическом смысле, но в смысле духовном.

Если человек согрешает смертным грехом и не приносит плоды покаяния, то он убивает, мертвит собственную душу. Она попадает в ад после смерти, где предается вечным мучениям.

Также Библия показывает нам, что есть молитва за брата, которые совершает грех не к смерти.

Согрешающего грехом не к смерти

16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
(1Иоан.5:16,17)

Это, вне всякого сомнения, очень трудный отрывок.

Прежде чем приступить к изучению проблематических моментов, посмотрим, что мы из этого уже понимаем. Иоанн только что говорил о христианской привилегии молитве, а теперь он обращает особое внимание на заступническую молитву за брата, который нуждается в этой молитве.

Примечательно, что теперь, когда Иоанн говорит о конкретной молитве, он говорит не о молитве за нас, а о молитве за других.

Статья по теме: В каком положении правильно молиться? Поза в Молитве.

Молитва никогда не должна быть эгоистической и эгоцентрической, не должна концентрироваться исключительно на нашей персоне, наших проблем и наших нуждах; она должна воздействовать на окружающий мир.

Как сказано в одном комментарии: «Молитва должна быть направлена на совершенствование всего христианского братства».

Авторы Нового Завета неоднократно подчеркивали необходимость такой заступнической молитвы.

  • Павел писал фессалоникийцам: «Братия! Молитесь о нас» (1 Фес. 5,25).
  • Автор Послания к Евреям писал: «Молитесь о нас» (Евр. 13,18).
  • Иаков говорил, что больной человек должен призвать пресвитеров Церкви и «пусть помолятся над ним» (Иак. 5,14).
  • Тимофею Павел советует молиться за всех людей. «1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, (1Тим.2:1)»

Христианину дана величайшая привилегия привести своего собрата к престолу благодати. В связи с этим необходимо отметить три момента.

 Что такое грех к смерти и не к смерти? Молитва за согрешившего брата
Что такое грех к смерти и не к смерти? Молитва за согрешившего брата

Молитва за:

1Мы совершенно естественно молимся за больных, и также естественно должны мы молиться за тех, кто уходит от Бога. Молиться за исцеление души, так же естественно, как молиться за исцеление тела.

Может быть, это самое важное, что мы можем сделать для человека, который сбивается с дороги и может погубить свою жизнь — вручить его благодати Божией.

2Но надо помнить, что наша задача еще не исчерпана тем, что мы помолились за такого человека.

В таком случае, как и во всех других случаях, первейшая наша ответственность заключается в том, чтобы приложить максимум усилий для реализации и воплощения в жизнь нашей молитвы.

Часто мы должны поговорить с самим человеком. Богу нужны каналы, через которые Он мог бы проводить Свою благодать, и посредники, через которых Он может действовать, и, вполне может быть, что в данном случае Бог будет говорить через нас.

3Мы говорим о том, что лежит в основе молитвы и каковы ее главные принципы, но здесь мы видим и границы наших молитв.

Если мы молимся за больного человека, а он не выполняет указаний врача и ведет себя неразумно, наша молитва не возымеет действия.

Бог может побуждать человека, настаивать, просить, предостерегать, Он может предложить сделать что-нибудь, но Бог не может нарушить данную нам Им Самим свободу выбора.

Неразумные люди часто сами сводят на нет действие нашей молитвы и милосердие Божие.

Различия: грех к смерти и грех не к смерти

16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
(1Иоан.5:16,17)

В этом отрывке говорится о грехе к смерти и грехе не к смерти. У Баркли: грех, конец которого смерть и грех, конец которого не есть смерть.

В связи с этим высказывались различные предположения.

Иудеи различали грехи, совершенные невольно или, по крайней мере, не сознательно.
Человек мог согрешить по неведению, под влиянием непреодолимого порыва или сильного чувства, когда его воля не могла совладать с его страстями.

С другой стороны, они различали грехи надменного и высокомерного человека, совершаемые умышленно и сознательно, когда он открыто выбирает свой путь, хотя и знает, чего хочет от него Бог.

Жертвоприношения в Храме могли очистить от грехов первой категории, грехи же надменного и высокомерного человека нельзя было искупить жертвоприношением.

Один английский комментатор перечисляет следующие предложенные толкования:

  1. Смертные грехи — это грехи, которые караются смертью.
    Но, совершенно очевидно, что под этим подразумевается нечто большее. В этом отрывке имеются в виду не грехи, которые являются следствием нарушения и преступления разработанных людьми законов, каким бы серьезным оно ни было.
  2. Смертные грехи — это грехи, которые Бог карает смертью.
    Павел пишет коринфянам, что многие из них немощны и больны и немало умирает вследствие недостойного их поведения за столом Господним «30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. (1Кор.11:30)» и из этого делаются выводы и предположения, что эти грехи столь серьезны, что за них Бог посылает смерть.
  3. Смертные грехи — это грехи, за которые отлучают от Церкви.
    Павел требует от коринфян «предать сатане» этого отъявленного грешника, с которым до сих пор они поступали неправильно. А «предать сатане» — значит отлучить от Церкви.
    Но Павел говорит далее, что, хотя это и очень серьезное и болезненное для тела наказание, оно направлено на то, чтобы спасти душу человека в день Господа Иисуса Христа.

5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
(1Кор.5:5)

Такое наказание не есть смерть. Значит все эти объяснения несостоятельны. Но есть еще три попытки определить смертный грех.

Грехи, совершенные после крещения

В Новом Завете получила отражение идея о том, что за грехи, совершенные после крещения, прощения не будет.

Сторонники этой теории верили, что крещение очищает от всех прежних грехов, но за грехи, совершенные после крещения, прощения не будет.

Эта мысль получила отражение в Послании к Евреям:

4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему].
(Евр.6:4-6)

В ранней Церкви выражение просвещенный очень часто значило крещенный.

Именно поэтому многие считают, что крещение нужно проводить как можно позже. Но смысл фразы в Евр. 6,4-6 заключается в том, что невозможно обновлять покаянием того, кто потерял способность раскаиваться.

Другими словами, возможность или невозможность получить прощение скорее связано с раскаянием, нежели с крещением.

Отступничество — непростительный грех

Несколько позже в ранней Церкви получила широкое распространение идея, что отступничество — непростительный грех.

Статья по теме: Грех к смерти — какой он?

В дни великих гонений на христианстве были люди, утверждавшие, будто никогда не могут получить прощения те, кто из страха или под пытками отказались от своей веры, ибо Иисус сказал:

33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
(Матф.10:33)

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
(Мар.8:38)

26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
(Лук.9:26)

Но надо всегда помнить, что в Новом Завете говорится об ужасном отречении Петра и получившим милость в обновлении покаянием.

Самый грех к смерти

Исходя из этого послания Иоанна можно утверждать, что самый грех к смерти — отрицать, что Иисус действительно пришел во плоти, ибо такое отрицание исходит от антихриста.

3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
(1Иоан.4:3)

Если грех к смерти вообще можно назвать какой-либо конкретный грех, то это должен быть именно этот. Но нам кажется, что за этим скрывается нечто большее.

Суть греха

Сперва, поближе рассмотрим значение выражения грех к смерти.

В греческом это грех прос фанатон, что значит:

  • грех, который идет к смерти
  • грех, который кончается смертью
  • грех, который, если человек погряз в нем, должен вести к смерти.

Весь ужас заключается не в грехе самом, а в том, к чему он ведет, если человек упорствует в нем.

Какой грех ведет к смерти?

Совершенно очевидно, что существуют два рода грешников.

С одной стороны, это люди, которые грешат, так сказать, против своей воли; они грешат, потому что охвачены слишком сильными страстями или желаниями. Грех, в этом случае, является результатом не свободного выбора, а принуждения, которому они не могли противиться.

С другой стороны, есть люди, которые грешат сознательно, преднамеренно поступая по-своему, хотя и понимают, что это плохо. Но ведь сперва оба они были одинаковыми людьми.

Всем известно, что, когда человек грешит впервые, он исполнен страха и содрогания, а потом испытывает сожаление, угрызения совести и огорчение.

Статья по теме: Проказа, прообраз греха

Но если он будет вновь и вновь заигрывать с искушением и грехопадением, то с каждым разом грешить будет все проще и проще, а если он еще будет надеяться избежать всяких неприятных последствий, то сожаление, угрызения совести и чувство отвращения к себе с каждым разом становятся все слабее и слабее, и в конце концов он грешит без малейшего угрызения совести.

Именно такой грех ведет к смерти.

Пока человек в сердце своем ненавидит грех и ненавидит себя, когда грешит, пока он знает, что грешит, он еще не потерял возможность получить прощение; но когда он начинает получать от греха только удовольствие и грешить умышленно, он находится на пути к смерти, потому что скоро вовсе не будет или не сможет раскаиваться.

Грех к смерти — это состояние человека, который часто прислушивается к гласу греха и так же часто отказывается слышать глас Божий, который полюбил свой грех и считает его самым полезным делом в мире.

Какой грех ведет к смерти? Проказа, прообраз греха
Какой грех ведет к смерти? Проказа, прообраз греха

Сноски:

  1. Библейский словарь В.П. Вихлянцева. Грех.
  2. Библия. Синодальный перевод
  3. Комментарии Баркли к Новому Завету. 1 Иоан. 5,16.17
Stanislav C.https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

2 КОММЕНТАРИИ