В каком положении правильно молиться? Поза в Молитве.

11
137

Поза в молитве: в каком положении правильно молиться?

Есть мнения некоторых христиан, что молящийся Богу человек должен всегда молиться стоя или на коленях, но так ли это? Давайте разберёмся в том, в каком положении правильно молиться, какая поза в молитве должна быть у человека!

В целом, Слово Божье показывает нам с вами кто такой человек, зачем он живёт в этом мире, что ему нужно здесь, как он может спастись, что ему нужно делать. Некоторые аспекты всего этого широки, какие-то узки, а какие-то имеют множество «подсистем» поклонения.

Но самые главные вещи обоснованные и открытые Богом для человека, это простота в учении, свобода в поклонении, и всего лишь один критерий праведности пред Богом.

3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе.
(2 Кор 11:3).

13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
(Гал 5:13-14).

3 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью.
(2 Тим 1:3).

29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
(1 Кор 10:29).

Соответственно, теперь мы можем не предвзято посмотреть на то, с какой позой мы должны молиться.

Поза в молитве

В каком положении правильно молиться? Поза в Молитве.
В каком положении правильно молиться? Поза в Молитве.

Как уже было сказано, Бог оставил нам Свою волю относительно многих аспектов нашей духовной жизни, но в некоторых моментах Он не создавал какие-то препятствия и не удобства для человека, давая ему полную свободу действия в них. Таким аспектом является «поза в молитве»!

В каком положении должен быть молящийся человек:

Чему учит Библия касательно молитвы?

Христианин в этой жизни должен всегда молиться и не «вешать нос», ожидая того, что Бог ответит ему и не оставит его без помощи и поддержки:

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
(Лк 18:1-8).

Молитва христианина должна быть со смиренным сердцем:

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лк 18:10-14).

Христиане должны молиться с верую, не сомневаясь в том:

24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.
(Мк 11:24).

Христиане должны прощать других, чтобы их молитвы были результативны:

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
(Мф 18:35).

Молитва настоящего христианина не должна быть сопряжена с показухой:

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
(Мф 6:5-8).

Христиане постоянны в молитве и осторожны в миру:

33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
(Мк 13:33).

За кого нужно молится?

Христиане должны молиться за тех, кто ещё не является христианином:

36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;
38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
(Мф 9:36-38).

Христиане должны молиться и за своих врагов и обидчиков:

28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
(Лк 6:28).

Христиане молятся и за свои каждодневные нужды:

11 хлеб наш насущный дай нам на сей день.
(Мф 6:11).

Христиане молятся также о том, чтобы победить и выстоять против дьявольских козней:

4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
(Лк 11:4).

Вообще же, христиане молятся за всех людей. Всегда когда возникает такая потребность и нужда, они молятся обо всём и всегда:

1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков.
(1 Тим 2:1).

17 Непрестанно молитесь.
(1 Фес 5:17).

6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом.
(Флп 4:6).

Шаблон молитвы.

Давайте посмотрим на несколько примеров молитв, которые идут от сокрушённого и смиренного сердца, а не из повторяемых изо дня в день одних и тех же заученных текстов, как это практикуют различные глобальные мировые конфессии:

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
(Лк 10:21).

27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28 Отче! прославь имя Твое.
(Ин 12:27-28).

42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
(Лк 22:42).

60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
(Деян 7:60).

Это лишь некоторые примеры из Библии. Но в ней много мест, где представлена молитва людей к Богу.

В какой позе молились люди Богу?

Давайте теперь посмотрим, в какой позе молились люди Богу. И из приведённых ниже стихов мы можем сделать вывод, что позы в молитве могут быть различны:

25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
(Мк 11:25).

41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился.
(Лк 22:41).

39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил…
(Мф 26:39).

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.
(1 Тим 2:8).

41 Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
(Ин 11:41).

В приведённых отрывках мы видим, что молитвы к Богу произносились в разных позах и ракурсах.

В основном это стоя, сидя на коленях, низко склонившись к земле лицом, также стоя, простирая в небо руки и смотря в верх.

Всё это показывает нам то, что молящийся, испытывает и испытывал в момент молитвы или готовясь к ней. И не для кого не секрет (тех кто внимательно читал Библию), что все эти примеры молитв взяты и из Ветхого Завета. Человек ничего нового в молитвенной позе не смог придумать.

Как молились в Ветхом Завете, так и молились в Новом. И если бы за это долгое время у людей вырос хвост и появилось четыре ноги, вместо двух, то наверное мы бы молились в какой-то другой позе, это непременно.

22 И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу.
(3 Цар 8:22).

6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего.
(Пс 94:6).

22 Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?
(Чис 16:22).

15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
(Ис 1:15).

Поза в молитве: сидя

Почему сейчас многие христиане молятся сидя? Да потому, что это традиция. Подобно тому, почему сейчас мы носим штаны и рубашку, тогда как раньше мы бы носили, что-то на подобие халата, всегда и везде. Просто изменилось общество в плане новых изобретений, но человек-то остался прежним.

Богу не важно передвигаешься ты на колесницы в победоносной процессии или на дорогом бронированном лимузине (Аурус, Мерседес) и тебя встречают любопытные горожане. Времена меняются, остаётся лишь духовное поклонение, как и тысячелетия назад.

Как молился Иисус?

Давайте посмотрим, как молился Иисус и Его ученики за несколько дней до смерти на кресте:

18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
(Мк 14:18-26).

В этом отрывке мы видим, как Иисус и Его ученики, лежат при молитве. Просто была такая традиция в Израиле при принятии пищи. У них не было тогда таких столов и стульев, как у нас сейчас.

Само собою разумеется, что поза молитвы у Иисуса могла быть разной: при молитве благодарения мог сесть или даже встать, но из контекста мы видим, что это было не обязательно, не принципиально — так как об этом ничего не говорится, ни что на это не указывает.

Скорее всего, Иисус сделал так как ему было удобно, чтобы произнести благодарственную молитву. Было бы странно если в такой печальный и в тоже время «торжественный» момент Иисус и Его ученики вскочили на ноги и стали в «постройку, смирно!», начав молиться.

В такие жизненные моменты человек не задумывается о позе в молитве, поза автоматически приходит к нему. И разве сидя за столом или на стуле, нельзя быть настроенным на духовный разговор с Богом?

И разве сидя на стуле, нельзя склонить голову, опустить плечи, поставить определённым образом руки и ноги? И разве поза в молитве определяет наше духовное бытие?

Поза молитвы из Ветхого Завета

Давайте также посмотрим и на некоторые примеры из Ветхого Завета.

  • К примеру, царь Давид, лёжа на сырой земле, продолжительное время молился Богу [2 Цар 12:16].
  • Пророк Иона явно небыл в «подобающей позе» в желудке большой рыбы, но это не помешало ему воззвать к Богу в молитве [Иона 2:1-2].
  • Царь Езекия умирая на своей кровати, также молился Богу Израилеву [4 Цар 20:1-2].
  • Праведный Иов, сидя на земле, взывал к Всевышнему в своей молитве [Иов 2:8; 2:13; 3:1-2].

Логика этих примеров показывает нам, что мы не должны выбирать какую-то специальную позу, чтобы помолиться Богу. Напротив, поза в молитве придёт к нам сама собою. В тех условиях или тех обстоятельствах, в которых мы будем находиться во время необходимости помолиться — мы будем знать, какую позу нам принять.

В заключении о позе в молитве

Многие учителя Библии сегодня, как и в I веке н.э. стараются придумывать много препонов и нововведений, кто-то по тщеславию, кто-то по невежеству, кто-то искренне заблуждается, кто-то хочет быть всех умнее и стать лидером. Всего этого, не должно быть в Церкви Бога!

Не важно, какая у тебя поза в молитве, важно то, что ты чувствуешь, что говоришь, как ведёшь себя. Ибо всему этому учит Библия, «а что сверх этого, то от лукавого!»

20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» –
22 что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому?
(Кол 2:20-22).

30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
(Деян 20:30).

Нам нужно остерегаться подобного рода вещей!

Схожие статьи о молитве:

11 КОММЕНТАРИИ

  1. Отличная статья. Логично обоснованный аргумент.

    Следующие вопросы для размышления… они может быть и не в тему конкретно, но исходят из этой статьи:

    Может ли обиженный простить обижающего если второй не просил прощения?

    О чем именно может молится христианин когда молится не за христиан? (Мф 9:36-38)

      • Александр, я поднимаю этот вопрос для того чтобы мы задумалась над темой прощения.

        Не правильный подход к конфронтации со стороны может звучать здраво и правильно, но если это не по писанию, к добру такой подход не приведет.

        Чему учит Писание?
        Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
        От Матфея 18:15

        Некоторые же учат «прости просто так — это не легко,но все равно ты обязан простить». Этот поход не по писанию.

        Бог хочет простить грешников, поэтому он послал Христа в мир. Но, до того как грешник не придет к Нему со смиренным сердцем и не попросит прощения (исполнив повеление благой вести) Бог ему не простит…

        Если Бог ожидает от нас послушания, и велит прощать так же как и Христос прощает (Кол 3:13)

        Имеем ли мы право учить прощать не так как Он прощает?

        • Здравствуйте Валентин.

          Возможно я не совсем понимаю ваш вопрос. Вы имеете в виду, что прощать нужно как то конкретно, регламентировано по Писанию? Если да, то я не совсем с этим согласен!

          В каждом конкретном случае прощение происходит по разному.

          Прощение между братьями — это одно.
          Прощение в среде неверующих — это другое.
          Прощение Бога человеку — это третье.

          Конечно же, Бог не примет не раскаявшегося грешника, это понятно. Но всё остальное, индивидуально.

          14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших
          Мф 6:14-15.

      • Согласен, иногда прощать не легко…
        но можно ли простить то о чем не спрошено?

        снисходяя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
        Послание к Колоссянам 3:13

        Как простил Христос им? Простит ли Христос всем, даже тем кто прощения не просил и просить не собирается?

        и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
        От Матфея святое благовествование 6:12

        Прощают ли должникам долг просто так, даже если должник не просит?

        Поэтому то вопрос звучит необычно. Можно ли назвать прощением ту ситуацию где мы «прощаем» тем кто даже может и не знать что нас обидел?

        • Я бы сказал, что сам процесс прощения не для галочки.

          Когда мы сознаемся и просим прощения, мы проделываем работу внутри себя. Осознание и скорбь идут рядом — как в притче о блудном сыне.

          Сын (младший) проделал путь от гордости до покаяния и пришел к отцу.
          Старший сын возмутился, что младшего простили.
          А отец простил и возрадовался.

          Может быть, кто-то со стороны и на нас будет возмущаться, но если мы виновны, то должны поступить как младший сын. Если мы в роли «отца», то распознать путь раскаяния и возрадоваться. Но даже если к нам не пришли и не поняли, что обидели, стремиться поступить как тут:

          Лук 15:20: «Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.»

          При виде обидчика — сжалитьца.

          Возможно, что простить в сложной ситуации тяжелее и важнее
          именно для нас, чем попросить прощение нашему обидчику.

          Простить — тоже путь от гордости до смирения, не для галочки.

          • Сжалиться и просить не одно и тоже.
            Вернёмся к Колоссянам 3:13. Как и когда прощает Христос? До или после покаяния?
            Если сносится только на Писания -Может ли Христос простить не раскаянному?

          • Стоит разделить вопрос на две части:
            1) Бог — человек
            2) человек — человек

            Так как в зависимости от выбранного варианта ответ на вопрос можно дать по разному.

            Мой комментарий относился к варианту 2: «человек-человек»