Библия: религия ножа и бумаги

0
788
религия ножа и бумаги

В Библии есть пример того, как человек ножом стирает слова Бога на пергаменте и оставляет только те слова, которые ему угодны.

Часть истории израильского народа

Примерно в 626 году до н.э. Бог посылает пророка Иеремию напомнить о путях Господних и предупредить о войнах и пленении.

Жизнь и время Иеремии.

В истории Иудейского царства после смерти Соломона и разделения его царства видели чередование четырех религиозных упадков и трех подъемов. Последним благочестивым царем был Иосия (640-609 гг. до Р.Х.). В его царствование имело место хорошо известное  последнее религиозное возрождение, вызванное обнаружением в храме свитка закона. После этого иудейская история — процесс непрерывного политического, нравственного и религиозного упадка, завершившегося вавилонским пленом. Этот период упадка и был временем служения Иеремии.

После падения в 612 г. до Р.Х. Нинивии, столицы Ассирийской империи, империя распалась, и во главе цивилизованного мира стал Вавилон. При иерусалимском дворе соперничали две партии. Проегипетская партия считала, что Египет возрождается как мировая держава, и что евреям следует опереться на него для защиты от вавилонской агрессии. Провавилонская партия призывала покориться Вавилону, чтобы такой ценой сохранить нацию. Пророки же советовали народу полагаться не на Египет и не на Вавилон, а на Бога.

Иеремия начал свое служение на тринадцатом году царствования Иосии (626 г. до Р.Х.), через пять лет после начала религиозного возрождения. Это служение продолжалось вплоть до первых лет плена. Иеремия умер в Египте, по-видимому, через несколько лет после разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.).

Иосия был убит в 609 г. до Р.Х., в Магиддоне, где он безуспешно пытался остановить фараона Нехо (Нехао), который двигался на помощь распадавшейся Ассирийской империи. Иоахаз, сын Иосии, сменил отца на престоле в Иерусалиме. Нехо, очевидно считая Иоахаза сторонником Вавилона, вывез его в Египет после трех лет  месяцев правления, и посадил на царство Иоакима (609-598 г. до Р.Х.). Иоаким, сильным правитель и нечестивый человек, пытался заставить Иеремию молчать. В его царствование Иеремия продиктовал свою первую книгу, которую царь уничтожил (Иер. 36 глава).

21 Царь послал Иегудия принести свиток, и он взял его из комнаты Елисама, царского писца; и читал его Иегудий вслух царя и вслух всех князей, стоявших подле царя.
22 Царь в то время, в девятом месяце, сидел в зимнем доме, и перед ним горела жаровня.
23 Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, [царь] отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне.
24 И не убоялись, и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии.
(Иер.36:21-24)

В его же царствование произошла битва при Кархемише, 605 г. до Р.Х., в которой наследник вавилонского престола Навуходоносор, ставший царем Вавилона, нанес сокрушительное поражение Египту.

Затем последовало завоевание  Палестины, и тогда некоторые евреи ( в том числе Даниил) были переселены в Вавилон. Позднее Иоаким взбунтовался. Множество бедствий постигло Иудею. В разгар этих беспорядком Иоаким умер после одиннадцати лет царствования — возможно, он пал жертвой дворцового переворота.

Иоакиму наследовал на престоле его сын, Иехония, а через три месяца после этого вавилоняне напали на Иерусалим и забрали Иехонию в Вавилон (587 г. до Р.Х.). После тридцати семи лет заточения Иехония был выпущен из тюрьмы в Вавилоне.

На место Иехонии Навуходоносор посадил Седекию, дядю Иехонии. На протяжении одиннадцати лет он был вассалом Навуходоносора на троне. Это был слабохарактерный человек, но он защищал Иеремию от покушения на его жизнь со стороны знати и прислушивался к его советам, хотя и не мог им следовать. В конечном счете он тоже восстал. На девятом году царствования Седекии Навуходоносор начал последнюю осаду Иерусалима. Два года спустя (587 г. до Р.Х.) город был захвачен и разрушен. Ослепленный Седекия был отправлен в Ваивлон, вместе в другими соотечественниками Иеремии.

О событиях в Иудее после разрушения Иерусалима нам известно из Книги пророка Иеремии ( главы 40-45). Иеремия многие простые люди были оставлены в стране, во главе которой стоял марионестичный еврейский правитель Годолия. После беспорядков, в которых Годолия был убит, некоторые евреи, остатки проегипетской партии, бежали в Египет. заставив Иеремию уйти вместе с ними. В Египте пророк умер.

Смертью Иремии заканчивается история еврейского царства. Декрет Кира, позволившего изгнанникам вернуться в Иудею, открывает вторую эпоху государственности.

Иеремия и его пророчества

Священник Иеремия был призван на пророческое служение в самое несчастливое время. Религиозное возрождение Иосии миновало. Дело шло к окончательному упадку. Когда пророк был призван, подразумевалось, что он будет проповедовать скорее осуждение, чем спасение. Его долгое служение, длившееся более сорока лет, говорило о суде. Бог рано призвал и выслал своих слуг-пророков, но Израиль не слушал их. И теперь судьба, предсказанная народу-отступнику во Втор. 28-30, была неизбежной: Вавилон захватил Иудею, и людям, ради спасения, лучше покориться.

Такая проповедь, обращенная к людям, не имевшей никакой опоры, кроме отчаянного национализма, была полностью отвергнута. В Иеремии видели человека,  вмешивающегося в чужие дела, и предателя: его старались свести в могилу и народ, и знать, и цари.

Мы понимаем личность Иеремии лучше, чем личность любого другого пророка. Когда его отвергали и гнали, он верно и неотступно исполнял порученное ему дело — это свидетельство и об его характере, и о благодати Божией.

Почему в Библии два завета, Ветхий и Новый Завет?

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью