Апостол Павел — некий изверг?

0
1125

Я смело могу сказать, что если бы не Павел, то Новый Завет стал намного тоньше в своих повествованиях о Благой Вести.

Мы знаем многих Апостолов, чьи жизни и пример вдохновляли церкви в первом веке, но лишь история Павла — заставляем меня восхищаться его великим умом и сильной верой.

Стоит ли подражать Павлу? Кто он?

Сегодня мы будем изучать Савла из Траса!


I: Сафл — истовый иудей, с детства преданный закону Моисея

1

Савл, уроженец города Тарса в Киликии.

11 Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
(Деян.9:11)

39 Павел же сказал: я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города; прошу тебя, позволь мне говорить к народу.
(Деян.21:39)

Как это часто бывало в новозаветные времена, Савл носил также второе, римское, имя «Павел».

9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
(Деян.13:9)

Павел, унаследовавший от отца римское гражданство,

28 Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем.
(Деян.22:28)

был сыном благочестивых иудеев, ревностным учеником раввинов.

3 я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне.
(Деян.22:3)

Он гордился своим еврейским происхождением, принадлежностью к обществу фарисеев, праведностью, основанной на соблюдении Закона, а также своими трудами на благо еврейской общины.

5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
(Фил.3:5 и след.)

Но именно иудаизм и его приверженцы окажутся в дальнейшем его злейшими врагами, а сам он станет одним из ведущих руководителей некогда ненавистной ему «назорейской ереси» (Деян 24:5), т.е. христианства.

5 Найдя сего человека язвою [общества], возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси,
(Деян.24:5)

В молодости Савл был истовым иудеем, с детства преданным закону Моисея, беззаветно любившим свой народ. Он со всем усердием учился у Гамалиила (Деян 22:3), одного из известнейших раввинов того времени, и, вероятно, уже в молодые годы был официально признан учителем Закона (в Синодальном переводе такие люди обычно называются «книжниками»). Савлу было едва за 30, когда во исполнение служебного долга ему пришлось присутствовать при побивании камнями христианина Стефана,

58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
(Деян.7:58)

обеспечивая надзор за надлежащим исполнением казни. Такое задание мог выполнить только учитель Закона, получивший законченное образование.

Покинуть свой народ и перейти к христианам — об этом Савл никогда не помышлял. Напротив, казнь Стефана указала ему путь, по которому ему, истинному иудею и стороннику самых жестких мер против отступников, следовало идти: христиан надо преследовать, бросать в темницы, а если потребуется — убивать, и тогда исчезнет это лжеучение, согласно которому недавно казненный Иисус из Назарета на самом деле был давно ожидаемым евреями Мессией;

36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
(Деян.2:36)

1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
(Деян.9:1 и след.)

2 Кто Ты, Господи?

Результаты гонений на приверженцев Иисуса в Иерусалиме вдохновили Савла. Гонимые христиане рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.

1 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
(Деян.8:1)

Если где-то еще и скрывались напуганные последователи Иисуса, они, казалось, больше не представляли опасности. Когда в Иерусалим пришло известие из Сирии о том, что и здесь, внутри еврейской общины, появились христиане, то первосвященник направил на подавление «ереси» именно Савла — как наиболее подходящего для этого дела человека, который к тому же и сам просил об этом (Деян 9:2).

2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
(Деян.9:2)

Заручившись полномочиями, полученными от первосвященника (Деян 22:5),

5 как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание.
(Деян.22:5)

Савл с отрядом воинов направился в Дамаск, чтобы начать расправу с христианами этого города. Он уже почти добрался до Дамаска, когда среди ясного дня его вдруг осиял яркий свет с неба и голос, обращенный к упавшему на землю Савлу, вопросил: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?»

На его испуганный вопрос: «Кто Ты, Господи?» — голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Затем последовало указание: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать».

Для изучения: Деян 9:3-6; 22:6-10; 26:12-15

Поднявшись, чтобы продолжить путь, Савл обнаружил, что ослеп. Когда его привели в Дамаск, это был совершенно сломленный человек. Здесь он провел три дня в молитве и посте, пытаясь осмыслить, что же с ним случилось.

8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
(Деян.9:8,9)

На третий день размышления Савла были прерваны приходом христианина Анании, который по поручению Господа объявил ему, что Бог избрал его орудием благовествования среди язычников. Анания возложил на Савла руки, и тот прозрел. Затем Анания ввел его в христанскую церковь Дамаска, и Савл
принял там крещение.

Для изучения: Деян 9:10-19; 22:12-16

 

II: Павел — христианин, миссионер и богослов

1По дороге в Дамаск

Чтобы понять, почему и каким образом Павел стал христианином, миссионером и богословом, человеком, всецело посвятившим себя служению Господу, необходимо отталкиваться от происшествия, случившегося по дороге в Дамаск.

Здесь после встречи с Христом рухнуло многое из того, что прежде Павел считал священным для себя и к чему стремился. Позднее он скажет:

7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
(Фил.3:7-9)

2 Три истины Павла

происшедшее помогло Павлу постичь прежде всего три истины:

а) Иисус — Божий Мессия, Спаситель мира;

б) праведности (Справедливость, праведность) перед Богом человек добивается не через дела Закона, а только через веру в Евангелие, в Благую Весть о том, что во Христе и Его смерти заключено для нас Божье прощение, которое одно только и может привести человека к праведности, действительной пред
Богом;

в) уже не требования Закона, а Христос, реально живущий в каждом верующем, через Святого Духа становится движущей силой и ориентиром для человека.

20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
(Гал.2:20)

27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
(Кол.1:27)

Иисус Христос стал для Павла средоточием жизни, а следовательно, и его богословия.

С этого времени Павел решительно выступает против любой практики или теории, если она не основана на личности Иисуса Христа, не считаясь ни с какими авторитетами. Так, он призывает Петра к ответу перед всей Антиохийской церковью, когда тот подвергает сомнению необходимость единства иудеев и эллинов, установленного Христом и основанного на вере в единого Господа; тем самым Петр восстанавливал старые границы, проложенные между этими двумя группами законом Моисея.

11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
(Гал.2:11 и след.)

С суровыми словами осуждения Павел обращается и к верующим галатам, когда те позволяют иудеохристианам склонить себя к признанию того, что
наряду с верой в Христа для спасения требуется еще и исполнение Закона.

Соединение благовествования, в центре которого — Иисус Христос, с требованиями Закона представляло собой одну из самых больших опасностей для молодой христианской Церкви.

Даже признав Иисуса Мессией, евреи не хотели отказываться от прежних установлений.

Живя во Христе (Деян 4:32 — 5:11), они по-прежнему держались Иерусалимского храма и иудейских предписаний.

46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
(Деян.2:46)

1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
(Деян.3:1)

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
(Деян.5:12)

14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
(Деян.10:14)

20 Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона.
21 А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.
22 Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел.
23 Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.
24 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.
(Деян.21:20-24)

Сам Павел также сначала действовал через синагоги, но иудеи отвергли его.

Для изучения: Деян 13:14,45; 14:1 и след.; 17:1 и след.,5; 18:4,6

Неправильное понимание преемственности, существующей между ветхозаветным и новозаветным Божьим народом, могло привести к тому, что
наряду с верой в Христа условием спасения верующие стали бы считать и исполнение Закона;

3 Закон или Благодать?

Такая искаженная законническая проповедь, соединенная с непониманием и клеветой,

8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
(Рим.3:8)

1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
(Рим.6:1)

во многом затрудняла работу Павла среди язычников, а временами даже грозила уничтожить плоды его деятельности в молодых церквах.

Отсюда страстность и взволнованность Послания к Галатам.

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
(Гал.1:8-10)

19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
(Гал.4:19 и след.)

12 О, если бы удалены были возмущающие вас!
(Гал.5:12)

Но споры с Петром в Антиохии

11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
(Гал.2:11 и след.)

и Апостольский собор в Иерусалиме (Деян 15) все же способствовали прояснению проблемы и выработке апостолами единой позиции. Евангелие было окончательно освобождено от Закона, а вера в Христа была признана достаточной для оправдания перед Богом, хотя это и не означало устранения всех разногласий.

Когда в Послании к Римлянам Павел касается основополагающей проблемы взаимоотношений Закона и Евангелия, в его словах слышны отзвуки возмущения, характерные для Послания к Галатам.

8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
(Рим.3:8)

Вопрос о том, свидетельствуют ли тексты Кол 2:18-23; 1Тим 4:1-5

18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» —
22 что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
(Кол.2:18-23)

1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3 запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
(1Тим.4:1-5)

о новом всплеске иудеохристианского мышления, остается нерешенным — ведь законничество свойственно отнюдь не только евреям.

Ради единства Церкви Павел и после своего третьего миссионерского путешествия должен был свидететельствовать о себе, как о «подзаконном для
подзаконных»;

20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
(1Кор.9:20)

20 Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона.
21 А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.
22 Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел.
23 Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.
24 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.
25 А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
(Деян.21:20-26)

4 Для святых в Иерусалиме

Подобные разногласия с собратьями не огорчили Павла, что он и доказал своими заботами о нуждах Иерусалимской церкви. Во времена царившего в Палестине около 47 г. голода

27 В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.
28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30 что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла.
(Деян.11:27-30)

и позднее, в 55-56 гг.,

1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.
(1Кор.16:1-4)

9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
(2Кор.8:9)

он собирал пожертвования в основанных им церквах для «святых в Иерусалиме».

Новообращенным, бывшим прежде язычниками и принявшими от иудеев блага духовные, предстояло теперь поделиться с иудеохристианами благами
материальными («телесными»);

27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
(Рим.15:27)

 

5Великое религиозное рвение иудеев

Павел не позволил лишить себя связи с евреями, с Божьим народом, из которого происходил он сам.

Он был твердо уверен в грядущем обращении иудеев ко Христу,

15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых?
(Рим.11:15)

25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
(Рим.11:25-35)

несмотря на то, что именно из-за собственных соплеменников ему пришлось претерпеть суровые наказания и гонения

Для изучения: Деян 9:23 и след.,29; 13:50; 14:2,5,19; 17:5 и след.,13; 18:12; 21:27 — 25:12; 2Кор 11:24.

Даже если с момента смерти Христа милость Божья обратилась на язычников, а сам Павел был призван Богом стать апостолом среди язычников, у него не появилось чувства презрения к еврейскому народу. Он на собственном опыте знал о великом религиозном рвении иудеев; можно ли было гневаться на них за то, что их усилия неверно направлены (Рим 10:2)?

2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
(Рим.10:2)

Но именно осознавая тот факт, что Церковь стоит на плечах Израиля,

17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
(Рим.11:17-24)

Павел с особой болью воспринимал жестоковыйность большинства израильтян.

2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
(Рим.9:2-5)

1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
(Рим.10:1)

 

III: Обетование — Мессия уже явился

1подготовка Павла

глубокого понимания Христовой любви и постижения личности Иисуса Христа, ставших средоточием его жизни, Павел достиг, конечно, не сразу. Даже после того как он присоединился к христианской церкви Дамаска и принял крещение, у него на сердце оставалось еще много вопросов.

Сама Церковь по понятным причинам поначалу сдержанно отнеслась к нему, однако это недоверие продержалось недолго, поскольку очень скоро Павел начал проповедовать Иисуса как Мессию среди евреев Дамаска.

Возмущение иудеев действиями Павла было столь велико, что ему пришлось покинуть Дамаск

19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
(Деян.9:19-25)

и отправиться в Аравию.

Оттуда он еще раз вернулся на несколько дней в Дамаск. Через три года (вероятно, считая с момента его обращения) Павел посетил Иерусалим и, познакомившись с Петром, пробыл у него 14 дней. Затем он
направился к себе на родину, в Киликию.

17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.
20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу.
21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
(Гал.1:17-21)

сравните

26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав [о сем], отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
(Деян.9:26-30)

17 Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление,
18 и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что [здесь] не примут твоего свидетельства о Мне.
19 Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах,
20 и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его.
21 И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам.
(Деян.22:17-21)

Сначала Павел провел несколько лет в тиши, в размышлении и постижении всего того, что так растревожило его в Дамаске. Движимый Святым Духом, он исследовал Священное Писание, все более убеждаясь, что обетования Мессия уже явился.

Этой внутренней подготовкой к миссионерскому служению среди язычников объясняется та исключительная независимость в отношениях с апостолами в Иерусалиме, которую Павел проявил уже в начале своей деятельности.

Он так ясно осознавал свою задачу благовествовать язычникам, что не видел никакой необходимости идти в Иерусалим, чтобы получить от апостолов подтверждение своих полномочий.

1 Павел Апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,
(Гал.1:1)

17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
(Гал.1:17)

Проведя несколько лет в Тарсе, Павел получил от Варнавы приглашение к сотрудничеству в церкви города Антиохии.

25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
(Деян.11:25 и след.)

Отсюда Павел доставил в Иерусалим собранные Антиохийской церковью пожертвования.

30 что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла.
(Деян.11:30)

В Иерусалиме (Апостольский собор) Павел встретился с Иаковом, Петром и Иоанном, которым он рассказал о своем поручении и о своем благовествовании язычникам (Гал 2:1-10).

На этом, спустя 14 лет после случившегося в Дамаске, закончился подготовительный период его служения.

Вскоре после этого Господь направил Павла на исполнение великой миссии, к которой Он его призвал,

25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
(Деян.12:25)

1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
(Деян.13:1-3)

во всем уравняв с апостолами;

2первое миссионерское путешествие Павел

в свое первое миссионерское путешествие Павел отправился вместе с Варнавой и Иоанном — Марком.

23 Paul1 R

Это было примерно в 47-48 гг. по Р.Х.

Через Кипр путешественники направились в Малую Азию, в Ликаонию и южную Галатию, а оттуда снова в Антиохию.

В Деян 13 и 14 подробно сообщается об этом первом непродолжительном, но благословенном предприятии. Перерыв в проповеднической деятельности, продолжавшийся до второго миссионерского путешествия, был заполнен улаживанием спора с иудеохристианами, которые возражали против проповеди Павлом Евангелия, свободного от предписаний Закона;

11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
(Гал.2:11 и след.)

1 Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.
(Деян.15:1 и след.)

и Апостольский собор

3второе миссионерское путешествие Павла

во второе миссионерское путешествие, задачей которого было укрепление новообразованных церквей, Павел взял уже не Варнаву, а Силу, врача Луку, а несколько позднее включил в число своих спутников Тимофея.

Вначале Павел посетил и укрепил церкви в Сирии, Киликии и Ликаонии.

40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
(Деян.15:40,41)

1 Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,
2 и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.
3 Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
4 Проходя же по городам, они предавали [верным] соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.
5 И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.
(Деян.16:1-5)

После этого он прибыл в Галатию, но Святой Дух не допустил его к проповеди в Мисии, в Вифинии и на северо-западе Малой Азии, чтобы, наконец, в Троаде через видение призвать его направиться в Македонию.

6 Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии.
7 Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.
8 Миновав же Мисию, сошли они в Троаду.
9 И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.
10 После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.
(Деян.16:6-10)

За этим последовало основание церквей в Македонии и после посещения Афин — Коринфской церкви.

Находясь в Коринфе с осени 50 г. до весны 52 г., Павел создал там многочисленную и крепкую церковную общину. Затем через Эфес и Иерусалим он отправился обратно в Антиохию;

Для самостоятельно прочтения: Деян 16:11 — 18:22

4третье миссионерское путешествие Павла

укрепление церквей наряду с основанием новых было важнейшей задачей Павла. Выполнению этой задачи служили также и послания апостола, которые вместе с книгой Деяния свидетельствуют о его борьбе за внутреннее и внешнее возрастание Церкви Христа, Его Тела. Поэтому Павел недолго оставался в Антиохии и вскоре вновь отправился в путь.

25 Paul3 R

В сопровождении Луки, Тимофея и Тита он направился в Малую Азию — третье миссионерское путешествие;

Для самостоятельного изучения: Деян 18:23; 19:1 — 21:17

Ободрив уже существовавшие церкви, Павел осенью 52 г. прибыл в Эфес.

Здесь образовалась большая община, и Павел оставался в этом городе до лета 55 г. Лишь однажды он прервал свою работу в Эфесе ради поездки в Коринф, чтобы устранить начавшиеся в здешней церкви раскол и беспорядки, но, не добившись видимого успеха, вернулся обратно (Послания к Коринфянам).

Вскоре его помощнику Титу удалось добиться от Коринфской церкви послушания апостолу.

В результате начавшихся в Эфесе гонений на христиан Павел (Послание к Филиппийцам) был вынужден покинуть город и по суше отправиться через Македонию в Коринф. Там он оставался всю зиму, написав в это время «Послание к Римлянам».

Затем он поехал в Иерусалим, чтобы принять участие в праздновании Пятидесятницы и передать местным верующим пожертвования, собранные его церквами;

5…готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса

Пророчества братьев во Христе неоднократно указывали Павлу, что посещение Иерусалима может окончиться для него заточением и даже смертью.

22 И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною;
(Деян.20:22 и след.)

4 И, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по [внушению] Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим.
(Деян.21:4)

10 Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
12 Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
13 Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
(Деян.21:10-13)

Но он все же направился туда, так как считал, что необходимо вновь встретиться с апостолами, поскольку его деятельность среди язычников значительно расширилась.

В Деян 21:18 — 28:31 подробно повествуется о том, что произошло с Павлом в Иерусалиме, о его аресте, длительном заточении в Кесарии и, наконец, о доставке Павла по его настоянию в Рим, где ему надлежало предстать перед судом императора.

На этом пути Павла пришлось в полной мере ощутить человеческую несправедливость, ненависть фанатически настроенных иудеев, столкнуться с интригами коррумпированных чиновников.

Однако эти трудности не затронули внутреннее состояния Павла.

Получить возможность проповедовать Евангелие в Риме было его давним желанием.

15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
(Рим.1:15)

Два года он прожил в Риме под домашним арестом. Правда, ему были разрешены свидания, которые он использовал для проповеди Евангелия.

Вероятно, именно в Риме были написаны письма Павла из заточения, что, однако, нельзя считать полностью доказанным (Послание к Ефесянам, Послание к Колоссянам, Послание к Филимону; сравните Послание к Филиппийцам).

Послания Павла к Тимофею и Титу свидетельствуют о том, что он был освобожден из этого заточения и посетил позднее Грецию, Крит и Малую Азию.

Невыясненным остается вопрос, проповедовал ли он в Испании.

24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь [общением] с вами, хотя отчасти.
(Рим.15:24)

По преданию Римской церкви, Павел был казнен при императоре Нероне одновременно с Петром, но было ли это при первых гонениях на христиан или позднее, установить невозможно.

Итого

При изучении личности Апостола Павла для себя я выделили несколько важных аспектов:

1фактически, то, что заповедовал делать Иисус сначала Апостолам, а сегодня велит делать каждого христианину

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:15,16)

идти и прововедовать Евангелие всей твари, как инструкция от бытовой техники — примером изложена в книги Деяний.

Большая часть книги, которая была записана Лукой, сподвижником Павла повествует от первого лица историю великого христианина.

Стоит ли подражать вере Павла? Определенно — да!

2Если Иисус говорил, как должен поступать верующий Богу человек, то Апостол Павле это показал на своем примере.

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
(1Кор.4:16,17)

1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
(Еф.5:1,2)

17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
(Фил.3:17)

7 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
(Евр.13:7,8)

3Почему Павел говорит о себе, как о неком изверге?

Ответ кроется в его рвении угодить Богу и в тех поступках, которые он делал до событий на дороге в Дамаск.

8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
(1Кор.15:8,9)

Сын рожденный по крови от отца — признавался наследником его имения. Апостолами были те, кто всегда находился рядом с Иисусом. Но Павел не знал до Домаска Христа лично. В этом сравнении Павел говорит о себе, как о неком выкидыше при родах. Можно еще сравнить с усыновленным сыном.

Не смотря на уникальность призвания Павла — Благодать через него сделала очень много.

10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
(1Кор.15:10)

8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
(Еф.3:8)

14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась [во мне] обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
(1Тим.1:14)

 

Бог показал всему миру, что если даже самый сильный ревнитель, противник Церкви уверовал в Иисуса Христа и приобрел свободу, смог сотворить великое количество духовных примеров — значит это под силу каждому!

Благодать Вам и мир в Иисусе Христе!

 

Вдохновился примером Апостола Павла: