Храм, Иисус, Завеса

0
1430

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
(Иоан.4:20-23)

Величественный иерусалимский храм без малого тысячу лет — с момента постройки при царе Соломоне (966-967 гг. до н. э.) до окончательного разрушения римлянами в 70 г. н. э. (примерно через 40 лет после воскресения Христова) — был гордостью древнего Израиля и центром иудейской религиозной жизни. Однако и по сей день многие задаются тремя вопросами:

  • В чем заключалось практическое и богословское значение храма?
  • Какое отношение храм имел к новозаветной вере в Иисуса Христа?

Статья, предлагаемая вашему вниманию, дает библейские ответы на эти вопросы. Мы приглашаем читателей внимательно изучить ее, держа под рукой текст Библии.

Слова Христа, приведенные в Иоанна 4:20-23, подчеркивают три важных момента, касающихся связи ветхозаветного храма и с новозаветной верой.

1Евреи были избранным Божьим народом. Через них Господь уникальным образом открыл людям замысел искупления, в котором системе храмового поклонения (включавшей в себя скинию/храм, Аароново священство и жертвоприношения) отводилась центральная роль. Хотя самаряне тоже поклонялись Иегове (или Яхве, как, по мнению современных ученых, следует произносить это имя), единому и истинному Богу, они отвергли важные части Его откровения в Писании {1}. В процитированном отрывке из Евангелия от Иоанна Иисус называет их поклонение ложным (ст. 22).

2Библия предусматривает существование только одного храма (Второзаконие 12:5-27; 14:23-24; 16:2-17; 26:2; Левит 17:8-9), и вопрос правильного места расположения храма был камнем преткновения в отношениях иудеев и самарян. Очевидно, что в этом споре Иисус был на стороне иудеев {2}. Он прямо отождествляет Себя с иудеями («мы знаем, чему кланяемся…»), а в другом отрывке называет иерусалимский храм «домом Отца Моего» (Иоанна 2:16).

3Тем не менее, слова Иисуса в Иоанна 4:23 ясно указывают на близкий конец поклонения в стенах храма. Как мы убедимся далее, Иисус заключил с человечеством Новый Завет, согласно которому Бог не обитает среди Своего народа в здании храма, а пребывает в Своем народе Духом Святым.

Истоки храма

Прежде, чем был построен иерусалимский храм, его функции выполняла скиния — переносной прообраз храма. Скиния была построена где-то в XIII-XV столетиях до н. э. {3} в соответствии с подробными указаниями, которые Моисей получил от Бога на горе Синай (Исход 25-27, 30, 35-40).

Система храмового поклонения — с ее скинией/храмом, Аароновым священством и жертвоприношениями — является важной составляющей Моисеева Закона, часто именуемого «обрядовым законом». Если нравственные положения Закона Моисеева (Десять Заповедей) являются отражением праведности Бога и показывают нам нашу глубокую духовную нищету пред святым Богом {4} («законом познается грех» — Рим. 3:20; см. также 4:15; 5:13; 7:7), то обрядовый закон демонстрирует искупительную Божью любовь и Его милосердный дар искупления, прощения и примирения.

Ветхозаветное еврейское слово kaphar, которое переводится на русский язык словом «искупить», означает «выкупить, обменяв на что-то» {5}. С его помощью описывается ритуал, когда священник совершает кропление жертвенной кровью, тем самым «выкупая» верующего. В сущности, идея искупления была стержнем всего, что было связано с системой храмового поклонения.

Об этом свидетельствуют три составных части обрядового закона:

1Ветхий Завет предусматривал определенный способ искупления в виде животных жертвоприношений {6}. Для этого годилось не всякое животное, а только определенное Законом — чаще всего, ягненок мужского пола.

Закалывая животное, священник возлагал руку ему на голову (Левит 1:4; 3:8, 13; 4:15, 29, 33; 16:20-22). Этот жест символизировал перенесение греха человека на заместительную жертву, которая вместо грешника принимала на себя Божий гнев.

Жертвоприношения были прообразом смерти Христа, «Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна 1:29; Евреям 10:10) и до самого Его пришествия носили предварительный характер (Римлянам 3:25, Евреям 9:15; 10:8-14).

2Священникам из рода Аарона была отведена роль посредников в этих искупительных жертвоприношениях. В соответствии с недвусмысленным предписанием Бога, служить священниками имели право только мужчины из колена Левиина, кровные потомки Аарона (Числа 3:10; Исход 29:9; Числа 18:1-7).

Мужчины из колена Левия, которые не были кровными потомками Аарона, под наблюдением священников выполняли в храме вспомогательные работы в храме (Числа 3:5-9).

В ходе недавнего научного исследования, результаты которого опубликовал уважаемый британский альманах Nature, было обнаружено генетическое родство между нашими современниками-евреями, причисляющими себя к роду священников. Это открытие придает веса их претензиям на общую родословную, уходящую корнями на 3400 лет назад, к библейскому Аарону {7}.

3Скиния/храм была определенным местом, где следовало приносить искупительные жертвы. В Израиле был только один храм — отражение того факта, что есть только один Бог (Второзаконие 12:5, 13-14; 16:5-6), и гарантия от возможных искажений поклонения (3 Царств 12:26-33).

Переносная скиния соответствовала кочевому образу жизни Израиля во время сорокалетних блужданий по пустыне и в первые годы неустроенной жизни в обетованной земле. Когда народ, наконец, перешел оседлой жизни, Господь выбрал Иерусалим в качестве места расположения постоянного храма (3 Царства 8:44, 48; 11:13, 32, 36; 14:21; Пс. 77:68-70) {8}.

Бог открыл Давиду, отцу Соломона, как должен выглядеть храм (1 Паралипоменон 28:11-19); он был так же обставлен, как и скиния, и был устроен аналогичным образом, разве что в два раза больше размером (см. рисунок). Храм времен Иисуса Христа был построен по тому же данному свыше образцу, только площадь прилегающих дворов была увеличена.

Храм как предметный урок

 

kto_ldstemple

Писание говорит, что Бог повелел построить скинию (впоследствии храм), потому что хотел обитать посреди Своего народа (Исход 25:8; 3 Царств 6:12-13). Однако с точки зрения устройства и совершаемых в нем обрядов храм был предметным уроком — он иллюстрировал уникальные стороны иудейской религии, а также подчеркивал отделенность грешного человека от Бога и трудность вхождения в Божье присутствие на условиях Ветхого Завета {9}.

1Язычники не имели доступа в храм. Тем, кто не принадлежал к избранному народу, было позволено входить только на площадь вокруг храма, так называемый «Двор язычников» (как сообщают Евангелия, именно оттуда Иисус выгнал продавцов и менял — Иоанна 2:13-17) {10}.

Невысокая ограда, именуемая Soreg, обозначала границу, которую под страхом смертной казни не мог переступить ни один язычник {11}. Недопущение язычников было свидетельством особого положения, которое евреи, как избранный Богом народ, занимали в соответствии с Ветхим Заветом.

2Искупление греха — это необходимое условие истинного поклонения. Жертвенник всесожжения находился прямо перед единственным входом в святилище, подчеркивая тем самым, что Божьей любви и одобрения достоин лишь тот грешник, чьи грехи были возложены на жертвенного ягненка.

Главной задачей системы храмового поклонения было научить людей необходимости искупления грехов как предварительного условия поклонения истинному и живому Богу. Как сказал Соломон в молитве при освящении иерусалимского храма:

«И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве только для курения пред лицем Его»

(2 Паралипоменон 2:6).

3Божье установление для ежедневного освящения. Между алтарем и входом в святилище стояла большая бронзовая чаша, или умывальник. Она не использовалась для крещений (Крещение — это установление Нового Завета) — священники использовали ее для омовения после жертвоприношений и перед началом служения в святилище (Исход 30:18-20; 2 Паралипоменон 4:2-6).

И если алтарь является прообразом оправдания (божественного прощения, которое ведет к вечной жизни), умывальник является прообразом освящения (или ежедневного очищения), которое позволяет прощенным, но несовершенным христианам находиться в общении с Господом (Иоанна 13:10; 1 Иоанна 1:6-2:2).

4Только священники могли входить в храмовое святилище. Святилище состояло из двух помещений: внешнего, именуемого «Святым», и внутреннего, отделенного толстой завесой и именуемого «Святым Святых».

Обычные верующие не могли входить ни в одно из этих помещений; они не могли заходить дальше жертвенника всесожжений в храмовом дворе. Только священники из рода Ааронова входили в храм, где от лица народа служили в святом месте.

Хотя простым людям не позволялось ходить в собственно храм (святилище), все знали о том, что внутри делают священники (см., например, Исход 30:7-10; Левит 4:5-7; 24:1-9) {12}.

Недоступность Святого Святых

Это внутреннее помещение, отделенное от Святого толстой завесой, было местом особого Божьего присутствия {13}. Входить за завесу мог один только первосвященник, и то лишь один раз в год, в День Очищения (Yom Kippur, Левит 16:2, 34; Евреям 9:7). И, опять-таки, ничто из того, что первосвященник делал за завесой, не было тайной {14}, все это подробно описано в книге Левит 16:2-34.

Почему Святое Святых было недоступно?

Новозаветное Послание к евреям дает богодухновенное объяснение ограничениям ветхозаветного рукотворного храма:

8 [Сим] Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
(Евр.9:8)

 

Система храмового поклонения в божественном домостроительстве носила временный характер. Она предвосхищала грядущее искупление Христово, но сама по себе не могла примирить Бога и человека (Евреям 10:4).

4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
(Евр.10:4)

Толстая завеса в святилище и ежедневные жертвоприношения служили постоянным напоминанием об этом. Эти ограничения поразительным образом контрастируют с привилегиями, дарованными верующим в соответствии с Новым Заветом.

Благодаря тому, что Христос завершил дело искупления, завеса — более того, вся система храмового поклонения — была упразднена, и сегодня Бога приглашает всякого истинно верующего «приступить с дерзновением к престолу благодати» (Евреям 4:14-16).

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
(Евр.4:14-16)

Храм с его жертвоприношениями и священниками, как напоминает нам Послание к евреям, «не может сделать совершенными приходящих» (10:1-18). Храмовые обряды не могли сделать грешных людей достойными войти в присутствие Божье и были только временной мерой, учрежденной до пришествия обещанного Искупителя — Мессии Иисуса, — предвосхищая окончательное и полное искупление, которое Ему предстояло совершить.

Иисус и храм

Во время Своего земного служения Иисус относился к иерусалимскому храму как к назначенному свыше месту поклонения. Господь посещал его в праздник кущей (Иоанна 7:10), проповедовал в его дворах (Марка 14:49) и проявил власть Мессии, когда увидел, что менялы и торговцы оскверняют Двор язычников, и восстановил порядок, назвав храм «домом Отца Своего» (Иоанна 2:16).

Однако в Евангелиях записано и пророчество Иисуса о грядущем разрушении иерусалимского храма

1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2 Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.
(Матф.24:1,2)

, а в беседе с женщиной-самарянкой Он сказал, что скоро на смену поклонению в храме придет поклонение в Духе, для которого рукотворный храм не нужен

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
(Иоан.4:21-23)

Вечером накануне Своей смерти, во время Тайной Вечери, Иисус объявил об установлении Нового Завета, основанного не на крови жертвенных животных, а на Его Собственной крови (Матфея 26:28)

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
(Матф.26:26-28)

В новозаветном Послании к евреям (главы 5-10) подробно объясняется, каким образом этот Новый Завет упраздняет и заменяет каждое из трех составляющих ветхозаветного обрядового закона:

Иисус — Первосвященник высшего священства

В отличие от священников из рода Ааронова, которым приходилось приносить жертвы за собственные грехи, которые умирали и нуждались в замене, Иисус — безгрешный и вечный Первосвященник (Евреям 7:23, 27).

23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого.
(Евр.7:23-27)

Иисус принес неизмеримо высшую и по-настоящему действенную жертву

Ветхозаветные жертвы приходилось приносить снова и снова, и это свидетельствовало о том, что они не могли в действительности искупить грех (Евреям 9:9-10:4)

9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
(Евр.9:9)

4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
(Евр.10:4)

Напротив, Иисус, Агнец Божий, принес Себя в жертву раз и навсегда. Писание говорит, что грехи ветхозаветных верующих Бог также прощал в счет будущей жертвы Христа (Римлянам 3:25; Евреям 9:15)

25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
(Рим.3:25)

15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
(Евр.9:15)

 

Иисус служит в высшем храме

Иисус служит в высшем храме — в небесном святилище, — прообразом которого было Святое Святых иерусалимского храма (Евреям 9:11, 24)

11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый [завет] был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
(Евр.9:11-24)

Завеса разорвана

Вслед за разрушением великолепного иерусалимского храма в 70 г. н. э. римский император своим указом запретил евреям жить в Иудее {15}. Последовавшие за этим столетия рассеяния евреев имели столь катастрофические последствия, что даже те нынешние евреи, которые причисляют себя к роду священников, не имеют доказательств своего происхождения, которые сочли бы достаточными в древнем Израиле (Ездра 2:62; Неемия 7:64).

Так, Божьим провидением, храм был разрушен, а ветхозаветное служение священников и жертвоприношения закончились {16}.

Впрочем, в Божьем замысле искупления необходимость в иерусалимском храме с его священниками и жертвоприношениями отпала еще сорока годами раньше, когда Иисус произнес с креста Свои последние слова:

«Совершилось!» (Иоанна 19:30).

Ибо в тот самый миг, когда Иисус испустил дух, — об этом повествуют три из четырех Евангелий — произошло нечто необычайное:

«…завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» (Матфея 27:51; см. также Марка 15:38; Луки 23:45).

Чтобы полностью оценить значение этого события, следует вспомнить, что в Евангелии от Иоанна образ скинии используется для описания Личности Иисуса Христа:

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
(Иоан.1:14)

Греческое слово eskenosen («обитало») буквально означает «обитать или жить в палатке, шатре, скинии».

В Лице Иисуса Христа Божья слава, обитавшая за завесой ветхозаветного храма, явилась, облеченная в человеческую плоть; в Послании к евреям 10:20 тело Иисуса прямо названо «завесой» («через завесу, то есть плоть Свою»).

20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
(Евр.10:20)

И не забывайте, что Сам Иисус, когда иудеи потребовали знамения, подтверждающего, что Он вправе очистить храм, указал на Себя как на истинный храм:

19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21 А Он говорил о храме тела Своего.
(Иоан.2:19-21)

Итак, если в Лице Христа Бог обитал среди нас, а Его тело было завесой, скрывавшей полноту божественной славы, Его смерть поистине можно назвать разрывом этой завесы.

Если верить преданиям иудейских раввинов, толстая храмовая завеса была так прочна, что даже две упряжки волов, тянущие в разные стороны, не могли бы ее разорвать {17}. То, что в момент смерти Христа эта завеса разодралась сверху донизу, несомненно, было сверхъестественным Божьим вмешательством — ответом свыше на окончательную жертву Христа, благодаря которой каждый, кто откликается на Божий призыв искренней сердечной верой, получает в дар свободный доступ в Его присутствие (Евреям 4:16; 6:19; 10:19-22).

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
(Евр.4:16)

19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
(Евр.6:19)

19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и [имея] великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
(Евр.10:19-22)

Храм без стен

В Новом Завете христианская Церковь именуется «телом Христа» (1 Коринфянам 12:12-13; Римлянам 12:5; Ефесянам 4:4; 5:30-32). Эта метафора возвещает нам замечательную истину о том, что воскресший и вознесенный Христос обитает в истинно верующих посредством Духа Святого, Который новым и более полным образом был излит на них по окончании спасительного труда Христа (Иоанна 7:39; Деяния 1:8; 2:1).

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
(Иоан.7:39)

8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
(Деян.1:8)

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
(Деян.2:1)

Именно сообщество верующих и является тем «духовным храмом», который пришел на смену рукотворному зданию ветхозаветного храма. Поэтому апостол Павел напоминает коринфским христианам:

16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
(1Кор.3:16)

Аналогичным образом, в 1 Тимофею 3:15 он говорит о «доме Божием, который есть Церковь Бога живого», а апостол Петр называет христиан «живыми камнями», из которых Бог строит «духовный дом» (1 Петра 2:5).

Вне всяких сомнений, это и есть подлинный храм новозаветной веры, которому не нужны стены

В начале этой статьи мы задались тремя вопросами.

1Во-первых, в чем заключалось практическое и богословское значение храма? Как мы убедились, храм был видимым свидетельством того, что мы должны приходить к Святому Богу на Его условиях и посредством искупления.

2Во-вторых, какое отношение храм имел к новозаветной вере в Иисуса Христа? Мы убедились, что в Лице Иисуса Бог обитал среди нас, чтобы мы могли видеть Его славу, для которой ветхозаветная скиния/храм была лишь тусклым отражением.

Пролив Свою кровь на кресте, Иисус вместо грешных и виновных людей исполнил требования Божьего Закона, прообразом которых были ветхозаветные животные жертвоприношения. На основании завершенного труда Христова Святой Дух по-новому изливается на Божий народ, так что христианская Церковь — все, кто истинно прилепляется к одному Христу искренней и сердечной верой, — становится «телом Христа», духовным храмом, в котором отныне обитает Бог.

Иисус упразднил Ветхий Завет, частью которого был библейский храм, и учредил Новый Завет на основании Своей искупительной жертвы, принесенной раз и навсегда. В соответствии с этим Новым Заветом Он теперь является для верующих «Великий Первосвященником» и совершает служение в небесном святилище (Евреям 4:14-16).

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
(Евр.4:14-16)

Поэтому идея новозаветного здания храма противоречит сама себе — она перечеркивает завершенный труд Христа и возвращает нас во времена Ветхого Завета.

Сноски

  1. История самарянской религии началась с восстания десяти северных колен Израилевых в царствование Ровоама, сына Соломонова (3 Царств 12). Впоследствии северное царство стали называть Израилем или Самарией, а южное — которым правили потомки Давида — Иудеей. Поскольку Иерусалим и храм находились на территории Иудеи, царь Израиля построил два собственных храма, чтобы удержать своих подданных от ухода в Иудею для поклонения в Иерусалиме. Естественно, самаряне отвергали все книги Ветхого Завета, кроме Пятикнижия Моисеева, поскольку все последующие ветхозаветные книги были полны упоминаний об Иерусалиме как месте, которое Бог избрал, чтобы «водворить там имя Свое», а также о вечном завете, который Бог заключил с Давидом и его потомками как законными правителями Израиля.
  2. В Ветхом Завете есть множество недвусмысленных упоминаний о том, что Бог избрал Иерусалим (Сион) в качестве места, где бы «пребывало имя Его» в храме (напр., 3 Царств 8:44, 48; 11:13, 32, 36; 14:21; 4 Царств 21:7; 23:27; 1 Паралипоменон 28:4; 2 Паралипоменон 6:6; 7:12, 16; Псалом 77:67-68; Исаия 18:7).
  3. По некоторым консервативным оценкам, исход евреев из Египта состоялся в XV столетии до н. э. (см., к примеру, Merrill F. Unger. Archaeology of the Old Testament [Grand Rapids, MI: Zondervan, 1954], pp. 140-152). Однако большинство исследователей, в том числе и немало консервативных, датирует это событие концом XIII столетия до н. э. (см., к примеру, William Sanford LaSor, David Allan Hubbard, Frederic W. Bush. Old Testament Survey [Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1996], pp. 59-60; John Bright. A History of Israel [Philadephia, PA: Westminster, 1981], pp. 123-24).
  4. В Матфея 5:21-28 Иисус показывает, что действительные требования Божьего закона касаются не внешней благопристойности, а расположения сердца. Так, сердечная ненависть — это нарушение заповеди «Не убий», сердечное вожделение — это нарушение заповеди «Не прелюбодействуй». С точки зрения такого понимания Закона Божьего, кто отважится сказать, что в совершенстве его исполняет (2 Паралипоменон 6:36; Римлянам 3:19-20)?
  5. R. Laird Harris, ed. Theological Wordbook of the Old Testament (Chicago, IL: Moody Press, 1980), Vol. 1, pp. 452-53.
  6. Новозаветное Послание к евреям объясняет, что ветхозаветные животные жертвоприношения не могли по-настоящему искупить грех (Евреям 10:4) и представляли собой временное установление, действовавшее только до пришествия Иисуса Христа, предзнаменованием Чьей крестной смерти они были (Евреям 7:23-27; 9:6-10; 10:1-4).
  7. Это исследование, проведенное под руководством проф. Карла Скорецки из Медицинского центра им. Рамбама при Израильском технологическом институте (Хайфа), «обнаружило между иудейскими священниками и их соотечественниками-мирянами явное различие с точки зрения частоты обнаружения гаплотипов Y-хромосомы». Та же генетическая общность была обнаружена и у тех представителей сефардов и ашкенази, которые причисляют себя к роду священников. Y-хромосома есть только у мужчин и передается по отцовской линии. (См. «Y Chromosomes in Jewish Priests», Nature, vol. 385, 2 January 1997, p. 32).
  8. Долгое временя скиния находилась в Силоме, в уделе Ефрема. Однако Иегова Сам избрал гору Сион в Иерусалиме («в городе Давида») в Иудее в качестве места, где Он «водворит имя Свое». Избрание Иерусалима имеет прямое отношение к завету, который Бог заключил с Давидом, и в соответствии с которым потомки Давида всегда будут править Божьим народом. Говоря словами псалмопевца, Бог «отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил… и избрал Давида, раба Своего…» (Псалом 77:67-70). Этим еще раз подчеркивается, что библейское откровение предусматривает существование только одного храма.
  9. Текст адаптирован из статьи 4319 в Thompson Chain Reference Bible (NIV).
  10. Mатфея 21:12-13; Mарка 11:15-17; Иоанна 2:14-17.
  11. Однажды на апостола Павла набросились разъяренные иудеи, которые ошибочно подумали, что апостол провел за эту ограду язычника (Деяния 21:27-29).
  12. Об осведомленности простых людей и их интересе к служению священников в святилище свидетельствует евангелист Лука. Одной из повседневных обязанностей священника было возжигать благовонные курения — символ молитвы (Псалом 140:2; Откровение 5:8; 8:4) — на жертвеннике курения, который стоял прямо перед завесой. Библия говорит, что, пока священник Захария выполнял свои обязанности, «все множество народа молилось вне во время каждения» (Луки 1:10). Молились они, без сомнения, о том, чтобы служение, которое Захария совершал от их имени, было приятным в очах Господа.
  13. Еврейский текст Ветхого Завета различает между трансцендентным присутствием Бога (yashab), и Его временным пребыванием (shakan) в ветхозаветном храме. Соломон явно сознавал это, когда молился: «Я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать (shakan) Тебе во веки». Далее в молитве он признает, что никакой земной храм не может служить местом трансцендентного присутствия бесконечного Создателя неба и земли: «Поистине, Богу ли жить (yashab) на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3 Царств 8:12-27).
  14. Библия предостерегает христиан от участия в тайных ритуалах (Матфея 10:26-27; Ефесянам 5:11-12), и Иисус также подтвердил: «Я говорил явно миру… и тайно не говорил ничего» (Иоанна 18:20).
  15. Иосиф Флавий. Иудейская война IV:4-6.
  16. Ян Риддербос, профессор Ветхого Завета из реформатской семинарии в Кемпене, Ниделанды, отмечает, что централизация поклонения в одном храме способствовала введению Нового Завета после разрушения храма. См. J. Ridderbos. Deuteronomy (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1982), p. 152.
  17. Цит. по M. R. DeHaan. The Tabernacle (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1955), p. 115.

По материалам Лук П. Уилсона

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью