Меню статьи
Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Вторник, 23 апреля, 2024

Символы веры в Новом Завете и ранней церкви

Символы веры в Новом Завете и ранней церкви

Сравнительное богословие — богословская наука, исследующая вопросы различия в вероучении различных христианских конфессий. В отличие от других богословских наук, сравнительное богословие практически не затрагивает ереси и формирование христианской догматики Древней Церкви (до окончания эпохи Вселенских соборов).

Лекция 1:
Введение в курс. Символы веры. Экуменическое ядро

Давайте продолжим рассматривать развитие и появление символов веры в ранней церкви.

Предание, традиция

Во 2 Фессалоникийцам 2:15 слово «предание» (традиция) в некоторых церквах иногда воспринималось как негативное, хотя и не настолько негативное как «символ веры».

15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
(2Фесс.2:15)

Для многих людей традиция, особенно человеческая традиция, это нечто, что нужно выкинуть. Но сам по себе термин «традиция» не является негативным.

Традиции могут быть как хорошими, так и плохими, причем хорошие исходят от Бога.

Слово «традиция» с греческого переводится как нечто, что передается от одного к другому.

Во 2 Фессалоникийцам 3:6 используется то же самое слово «предание», но уже в положительном смысле.

6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
(2Фесс.3:6)

А во 2 Фессалоникийцам 2:15 можно ясно увидеть, что есть два вида традиций – устная и письменная.

  1. Письменная традиция получила свое развитие позже и превратилась в Новый Завет.
  2. Устная же традиция получила развитие в ранней церкви. Именно в этот период формируются символы веры.

Термин «символ веры» происходит от английского «кредо» (я верую). Это утверждение того, во что человек верит.

В ранней церкви доминирующим видом традиции была устная как более доступная. Лишь спустя десятилетия были написаны послания Павла и евангелия.

Их копировали и распространяли, но уровень образования народа был низким – всего лишь около 10% населения умели читать. Материалы для письма были большим дефицитом, поэтому большинство людей приходило к познанию веры через устную традицию.

Иногда я задаю людям вопрос: может ли человек обратиться в христианство, не слышав и не читав Библию? Ответ: да, конечно. Это происходило постоянно.

В наше время люди имеют широкий доступ к литературе и множеству переводов, и мы убеждаем человека в том, что он должен сам читать Библию и что именно так он сможет узнать, кем был Иисус из первоисточника, и стать христианином.

Но в древние времена культура была устной, она была построена на историях.

Апостольская устная традиция

Ранняя церковь знала историю Иисуса, знала о Его жизни и учении, смерти и воскресении, и люди становились христианами после того, как всё это слышали.

Ранняя церковь воспринимала устную традицию как апостольскую, то есть учение Иисуса считалось принятым от апостолов.

Евсевий, церковный историк IV века, цитировал послания Иринея, который был отцом церкви в конце II века и учеником Поликарпа, ученика апостола Иоанна.

Ириней писал о лжеучениях, обращаясь к некому Форию, который их отстаивал:

«Эти доктрины, если говорить мягко, не являются твердыми доктринами здравого учения и не соответствуют общему учению церкви. Они ведут к большему нечестию в отношении людей, их принимающих.

Эти доктрины даже еретики не пытались распространять в церкви. Доктрины старейшин, которые сопровождали апостолов, такому не учили.

Когда я был маленьким, я видел тебя в Малой Азии вместе с Поликарпом, и ты двигался в величии царственного двора.

Я помню события того времени более явно, чем те, которые происходили недавно. Я был на том месте, где сидел Поликарп, когда он учил, видел, как он входил и выходил, как он жил, как выглядел, как говорил о своем сотрудничестве с Иоанном и другими людьми, видевшими Господа.

Вспоминал их слова о Нем, о чудесах и Его учении. Он получил их от непосредственных свидетелей, воочию видевших Слово Жизни, а Поликарп полностью передавал это в соответствии с Писанием.

Это по благодати Божьей было даровано мне, и я слушал очень внимательно, записывал всё не на бумаге, но в сердце своем. Постоянно по божьей благодати я верно запоминал всё и верно способен засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот верный апостольский старейшина услышал такое лжеучение, то заплакал бы и закрыл свои уши как он часто это делал:

«О, благой Бог! Пожалей меня!» и убежал бы из этого места».

Из этого отрывка видно, что Поликарп не говорил о том, что читал евангелия. Он сам слышал учения от Иоанна и других свидетелей, видевших Господа воочию и ходивших с Ним.

Ириней услышал эти слова от Поликарпа и «написал их на сердце своем», то есть запомнил их.

Мы видим, что учение об Иисусе и само учение Иисуса передавались устно христианам следующего поколения. Они, в свою очередь, передавали это дальше. Это и есть устная традиция.

Что могли проповедовать апостолы?

Когда мы рассуждаем о том, что могли проповедовать апостолы, когда пошли в разные места проповедовать евангелие после того, как Иисус дал им Великое поручение, то центральной вестью их учения и ключевыми его элементами являются перечисленные в некоторых местах Писания отрывки, такие как 1 Коринфянам 15:3.

Слова Павла «передано мне» это тот же самый греческий глагол, от которого образовано слово «традиция», то есть устная традиция, но из-за того, что слова записали, она стала частью письменной традиции:

«Христос умер за наши грехи по Писанию, был погребен и воскрес в третий день по Писанию, явился Кифе, затем двенадцати и затем другим людям».

Смерть, погребение, воскресение и явление Иисуса.

В книге Деяний мы также видим целый ряд примеров того, как апостолы посещали различные места и проповедовали евангелие для разных групп людей.

  • Мы видим различные способы того, как евангелие передавалось, – это и проповеди, и обращения Павла к евреям в храме.
  • Мы видим, как он обращается к богобоязненному Корнилию и как совершенно по-другому обращается к евреям в синагоге, сотнику, философам и ефесским старейшинам в 20-й главе Деяний.

Во всех этих различных проповедях ясно видны упоминания об Иисусе, Его смерти, воскресении и сошествии Святого Духа, что являлось центром апостольской проповеди в книге Деяний.

Мы задаемся вопросом, почему в Новом Завете нет никаких символов веры.

Это ранний этап становления, когда апостолы все еще путешествуют и проповедуют евангелие. Также в новозаветных посланиях мы видим, что церкви знали важные моменты веры, а Павел в своих посланиях указывает на то, как это вероучение прилагается к конкретным ситуациям в конкретных церквах.

Поэтому мы видим, как в некоторых местах Нового Завета используется язык, похожий на символы веры, – например, 1 Коринфянам 8:6, 15 глава.

6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
(1Кор.8:6)

Павел цитирует символ веры

Есть мнение, что Павел цитирует здесь один из распространенных в то время символов веры.

Также 1 Тимофею 3:16, 2 Тимофею 2:15, Филиппийцам 2:6 и далее:

16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
(1Тим.3:16)

15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
(2Тим.2:15)

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
(Фил.2:6 и далее)

Многие исследователи считают, что тут приводятся цитаты из поэмы или песни, написанной не Павлом, а кем-то из церкви, а Павел просто цитировал их так же, как мы можем цитировать слова известной песни в своих проповедях.

Но есть нечто в отрывке, что указывает на то, что это не полноценная поэзия, хотя ее стиль очень высокий и слова тщательно подобраны.

Обратите внимание на то, что слова начинаются не с земной жизни Иисуса, а с периода до Его воплощения, когда Он был с Богом и сам был Богом.

Есть переход сверху вниз, период становления, когда Иисус стал плотью, затем говорится о Его жизни, подчеркиваются Его страдания и смерть, затем Бог возносит Его на высочайшее место, и мы снова видим движение, переход назад к Отцу.

Здесь я поместил правило веры, правило истины – устную традицию, представляющую собой апостольское учение.

Она включает в себя важнейшие пункты веры: о Боге, о Христе, о Святом Духе.

Главные правила веры служат призмой, через которую рассматриваются и трактуются Писания, что происходило в истории церкви позже.

Можно ли Писания толковать по-разному?

Можно ли Писания толковать по-разному? Можно.

Есть и конкурирующие истолкования, когда кто-то видит в одном отрывке совершенно другой смысл.

Тертуллиан, отец церкви, живший в конце II – начале III века, в своей книге «Против ересей» писал:

«Один человек изменяет Писание, извращает своей рукой, другой – своим объяснением этого Писания.

Ибо хотя Валентин (гностик, не исключавший из Библии никаких книг, но придававший им совершенно иное, антихристианское толкование) использует всю книгу, он накладывает свои руки на истину, применяя хитрость подобно маркионовой.

(Маркион был еретиком и лжеучителем, который изменил Писание и его канон, убрав из него многие важные авторитетные книги, оставив лишь евангелие от Луки и десять посланий Павла, чтобы подстроить обрезанный вариант Писания под свое богословие)

Он открыто и явно использовал нож вместо чернил, ибо обкорнал Писание под свои цели. Валентин, однако, воздержался от подобных методов, потому что решил не адаптировать Писание к своим методам».

Это показывает то, что гностики пользовались теми же Писаниями, и Тертуллиан с остальными авторитетами нуждались в чем-то еще помимо Писаний для борьбы с лжеучителями. Для этого они и создали правила веры.

Сначала возникает учение, а затем спорные вопросы.

Необходимо бороться с лжеучителями и по мере распространения христианства возникала всё большая потребность в стандартизации своего учения, чтобы его было легче передавать другим, – при этом, не теряя жизненно важных его тезисов.

Правило веры

Правило веры – это хорошее короткое резюме для новообращенных верующих и исповедание при крещении. Оно имеет два основных пункта-тезиса:

Вера в Отца, Сына и Святого Духа

1. Вера в Отца, Сына и Святого Духа. Источником этого тезиса, скорее всего, служил отрывок из Матфея 28:19.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
(Матф.28:19)

Отцы ранней церкви пользовались правилом веры.

Игнатий Антиохийский (110 год) по пути на свою мученическую смерть написал несколько писем, в которых призывал церковь не слушать лжеучителей и твердо держаться их исповедания:

«Посему будьте глухи, когда кто-либо говорит вам о чем-то вне Иисуса Христа. Он (Иисус) был из рода Давидова, рожден от Марии, истинно рожден, и ел, и пил, и истинно гоним был при Понтии Пилате, воистину был распят и умер, на что взирали и небесные, и земные, и подземные силы, истинно воскрес из мертвых, когда Отец воскресил Его для воскресения всех тех, кто верует в Него и вне которого нет никакой истинной жизни».

В этом отрывке Игнатий не называет эти слова символом веры. Он просто цитирует их, передает устную апостольскую проповедь, которую сам принял.

Из этого же отрывка виден второй тезис.

Вера в Иисуса, пришедшего во плоти

2. Вера в Иисуса, пришедшего во плоти. В конце I – начале II века были люди, утверждавшие, что Иисус на самом деле не воплотился в теле, а был неким призраком-фантомом, и на кресте умер кто-то другой.

В 1 послании Иоанна они названы антихристами, а во II веке их стали называть докетистами.

Игнатий потому и подчеркивает, что Иисус «воистину родился» как любой человек и что Он жил как все другие люди. Затем Игнатий говорит о том, что «и мы будем воскрешены», что было бы невозможно, если бы Иисус пришел не во плоти.

Есть заявление Иринея Лионского, сделанное около 180 года:

«Таковы правила нашей веры и основание здания нашего и устойчивость нашего пути жизненного:

  1. Бог Отец, несотворенный, невидимый, единый Бог, Творец всего.
  2. Слово Божие, Сын Божий, Христос Иисус Господь наш, являвшийся пророкам согласно форме пророчеств их, посредством которого всё сотворено и который в конце времен придет, чтобы всё совершить и собрать воедино, соделался человеком среди прочих людей, видимым и осязаемым, для того чтобы устранить смерть, предложить жизнь и дать причастие единства между Богом и человеком.
  3. Дух Святой, которым говорили пророки, и отцы узнавали о Боге, и праведники велись путем праведным, который в конце времен излит был новым образом на человечество, на всю землю, обновляя людей для Бога».

В этих тезисах мы видим важные вещи, которые в те времена вызывали споры.

Ириней говорит о достаточном правиле веры, – точнее, о том, что этого правила достаточно и что это самая важная часть учения.

«Те, кто уверовал в отсутствии письменных документов (Ветхий и Новый Заветы), принял эту веру, варвары, незнающие нашего языка, но что касается вероучения, манер, направленности жизни – они благодаря своей вере стали весьма мудрыми и действительно угодными Богу, ведя свою жизнь во всей праведности и целомудрии.

Если бы кто-то стал проповедовать этим людям изобретения еретиков, говоря с ними даже на их собственном языке, они сразу бы закрыли свои уши и убежали бы от тех людей как можно дальше, не желая даже слышать эти богохульные обращения.

Поэтому с помощью этого древнего предания апостолов они не позволяли своему разуму вообразить хоть какую-то часть из тех вероучений, которые им предлагались лжеучителями».

Ириней был миссионером в Галлии и местных людей называл варварами, так как они не знали ни латыни, ни греческого.

Вопросы

Если православная традиция утверждает первичность преданий, то протестантизм утверждает первичность Писания, и это запутывает.

Мы узнали, что изначально существовали предания устные, бывшие прежде письменных, и получается, что они не так уж необходимы при существовании устных преданий.

С другой стороны, правило веры используется при отсутствии письменных документов.

? Что же первично и что вторично по представлению отцов церкви и чему отдавалось предпочтение? Мы будем говорить об этом подробнее, изучая тему православия и римского католицизма.

Важно понять, что устная традиция являлась наиболее важной в отсутствие письменных документов. Но теперь ситуация уже другая, так как появились и стали доступными письменные документы.

Православный взгляд на традицию таков: существует два вида предания – письменное и устное, учение церкви и Писание.

Кое-что из этого мы видим во второй главе 2 послания Фессалоникийцам. Эти предания росли вместе, хотя первичной была устная проповедь Петра в день Пятидесятницы в 30 году н.э., а первый документ был написан примерно двадцать лет спустя.

Апостолы учили и проповедовали устно, используя тайну божью в разных ситуациях с разными церквами. Они отвечали в своих письменных документах на конкретные вопросы.

Православие и католицизм воспринимают эти два вида как равноправные нормы, о чем мы будем говорить позднее.

Символы веры в Новом Завете и ранней церкви
Символы веры в Новом Завете и ранней церкви

Сноски

  1. Википедия. Сравнительное Богословие
  2. Институт Теологии и Христианского Служения
    Сайт: https://itcm.ru
    Е-майл: [email protected]
  3. Библия. Синодальный перевод
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

ВОПРОСЫ

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading