Пасха

0
878
Предыдущая тема звучала так: Пасхальный агнец, прообраз Христа.
В ней идет речь о сравнении образов Ветхого Завета с Иисусом.

В этой статье мы разберем более детально само понятие «Пасха»: история, особенности, противоречия.

I. НАЗВАНИЕ

Евpейское слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, праздник Пасхи, а с другой — праздничную жертву, пасхального агнца.
Это слово является производным от глагола, первоначально означавшего «хромать», а затем получившего смысл «перескочить через что-то», «оставить нетронутым».
Когда Господь в Египте поражал первенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них (Исх 12:13).

13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.

(Исх.12:13)

Об этом событии и должна напоминать евреям Пасха.

II. ПАСХА ИСХОДА

Фараон не пожелал отпустить

1) фараон не пожелал отпустить порабощенных израильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней.
И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смерти всех египетских первенцев (Исх 11:4-6).

4 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта,
5 и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота;
6 и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;

(Исх.11:4-6)

Эта кара должна была вынудить фараона отпустить израильтян из страны (ст. 8);

Евреи должны были тщательно подготовиться

2) к этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновременно и испытание веры (Евр 11:28).

28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

(Евр.11:28)

Начиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израил. года (Исх 12:2), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи — агнце (ст. 3,5).

2 месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.

(Исх.12:2)

Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была присоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным (ст. 4).
Агнца следовало забить 14 авива «под вечер» (букв. «в сумерках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (ст. 6; Лев 23:5; Чис 9:3,5,11; ср. Втор 16:6).
Пучком иссопа следовало помазать кровью агнца дверные косяки и порог каждого еврейского дома, после чего никто не имел права выходить за дверь (Исх 12:7,22).
Ягненка следовало запечь целиком — с головой, ногами и внутренностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сырым или в вареном виде (ст. 8,9; ср. с Втор 16:7 и 2 Пар 35:13).

Готовить пасхального агнца следовало в доме.

В состав пасхальной трапезы входили, кроме того, пресный хлеб и горькие травы (Исх 12:8).
Все остатки пищи следовало сжечь (ст. 10), и все участники трапезы должны были быть готовы немедленно отправиться в путь (ст. 11);

Запеченный целиком ягненок был символом

3) этот запеченный целиком ягненок был символом единства и целостности.
Пасху следовало есть в одном доме (ст. 46) перед Господом, Который «Един есть» (Втор 6:4).
В один день Он осуществил освобождение Израиля (Исх 12:41), и за это Его народ должен безраздельно служить только Ему (Втор 6:5).
Опресноки (пресные хлебы) — это быстро испеченные «хлебы бедствия» (Втор 16:3); позднее они снова и снова напоминали о спешке во время исхода (Исх 12:34,39); горькие же травы символизировали горечь жизни в египетском рабстве;

Поразил всех первенцев в земле Египетской

4) когда израильтяне совершали пасхальную трапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива «поразил всех первенцев в земле Египетской» — от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота» (Исх 12:29,30).
Однако народ Израиля был пощажен ради пасх. агнцев, к-рые умерли вместо первенцев.
Тем самым путь для исхода был открыт;

Древняя форма праздника

5) часто высказывается мнение, что еще до израильской Пасхи существовала древняя форма этого праздника — ежегодно отмечавшийся кочевниками праздник весны; такое предположение можно сделать на основании целого ряда культурно-исторических данных.
Однако источников более ранних, чем Библия (или даже современней ей), не существует.

III. ПРЕДПИСАНИЯ ЗАКОНА О ПОВТОРЕНИИ ПАСХИ

Напоминания об основополагающем спасительном деянии

1) в качестве постоянного напоминания об основополагающем спасительном деянии Божьем, об освобождении израильского народа из египетского рабства, Закон предписывает израильтянам ежегодно (Исх 13:10), со времени завоевания земли обетованной (Исх 12:25; 13:5 и след.), совершать Пасху, связывая ее с праздником Опресноков (Исх 12:14 и след.; Чис 28:16,17; Втор 16:1-8; ср. также Иез 45:21-24).

Пасхального агнца разрешалось забивать и съедать только в особом священном месте (Втор 16:5-7), для чего все израильские мужчины должны были являться «пред лицо Бога» (ст. 16).
Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл праздника (Исх 13:8).
Никакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел права участвовать в этой общей трапезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие (Исх 12:43,45).

Только совершив обрезание, купленный раб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в празднике (ст. 44,48).
Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали праздновать Пасху в срок, мог сделать это через месяц (Чис 9:10-12), во время так называемой малой Пасхи.
Тот, кто пренебрегал праздником из непослушания, подлежал смертной казни (ст. 13), ибо он сам исключал себя из иудейского общества;

Праздник Опресноков

2) непосредственно к Пасхи примыкал продолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков (Исх 12:18), который, с одной стороны, также напоминал об исходе (ст. 17; Втор 16:3; ср. 26:1-11), а с другой, был праздником начала жатвы (Лев 23:10-14).

Первый и последний день праздника были днями священных собраний, когда разрешалась только такая работа, которая была связана с приготовлением пищи (Исх 12:16; Лев 23:7,8; Чис 28:18,25).
Ежедневно приносились праздничные жертвы (Лев 23:8; Чис 28:19-24), к которым добавлялись добровольные жертвы израильтян (Исх 23:15).
В течение всего праздника запрещалось есть и вообще держать в доме квасной хлеб (Исх 12:18-20; Лев 23:6).

На следующий день после субботы (т.е. после первой праздничной субботы), на второй день праздника (так это понимают Септуагинта и Иосиф Флавий), священник приносил первый сноп в качестве жертвы потрясания и ягненка в качестве жертвы всесожжения.
До того момента плоды нового урожая есть не разрешалось (Лев 23:9-14).

Вероятно, это первое жертвоприношение одновременно символизировало всеобщее начало жатвы (Втор 16:9).
Как и на Пасхе, во время праздника Опресноков нарушение Божьих предписаний каралось смертью (Исх 12:19);

Некрые отличия от других предписаний

3) описание Пасхи и праздника Опресноков в 16-й главе книги Второзаконие обнаруживает некрые отличия от других предписаний, касающихся этих праздников.
Здесь, похоже, допускается приносить в качестве пасхальной жертвы также и крупный рогатый скот (ст. 2; однако, возможно, речь идет о других праздничных жертвах) и упоминается только один день собрания в конце праздника (ст. 8; см. также Исх 13:6).
Отправляться в путь разрешалось на следующее утро после пасхальной трапезы (Втор 16:7), как это и происходило во время Пасхи исхода (Исх 12:11,39).

IV. ПРАЗДНИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ

О праздниках Пасхи подробно рассказывается лишь несколько раз: после празднования Пасхи на Синае (Чис 9:1-5) ее отмечали во время вступления в Ханаан: тогда израильтяне праздновали Пасху в Галгале и на следующий день ели опресноки и поджаренные зерна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось (Нав 5:10-12).

Праздник Опресноков при этом не упомянут.
После строитва храма Соломона Пасху стали отмечать регулярно (2 Пар 8:13).
Важное значение имеют два праздника Пасхи, совершенные при царях Езекии (2 Пар 30) и Иосии (4 Цар 23:21-23; 2 Пар 35:1-19), когда впервые после разделения царства израильтяне снова собрались вместе, из всех колен (2 Пар 30:1,11 и след.; 35:18).

Однако если Пасха Езекии совершалась во втором месяце (2 Пар 30:2 и след.), согласно предписаниям, изложенным в Чис 9:10 и следующие, то Иосия праздновал ее в первом месяце, как и положено по Закону (2 Пар 35:1).

В обоих случаях за Пасхой следовал праздник Опресноков (2 Пар 30:21; 35:17).

V. ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО ИУДАИЗМА

Позднеиудейская традиция четко определяет, какие правила празднования Пасхи, обусловленные специфической ситуацией исхода, потеряли свою актуальность: выбор агнца в день 10 авива, помазание дверей кровью, запрет покидать дом, готовность участников трапезы отправиться в путь.

Жертвенные ягнята (число которых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, примерно с 15 час. дня, в Иерусалимском храме.
Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поручал это сделать; священники собирали кровь в чаши, чаши вручались одному из священников, который выливал содержимое у подножия жертвенного алтаря.

Во время убоя ягнят левиты пели псалмы 112-117 (так называемые халлель).
Съедать ягнят следовало в пределах Иерусалима.
При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе.

VI. ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС

Иисус умер 14 нисана

1) согласно Евангелию от Иоанна, Иисус умер 14 нисана, в канун Пасхи (Ин 19:14), как истинный жертв.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!

(Иоан.19:14)

Агнец, у которого ни одна кость не была сломана (ст. 36); 13 же нисана Иисус в последний раз ужинал со Своими учениками (Ин 13:1).

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

(Иоан.13:1)

Его погребение произошло вечером 14 нисана до наступления субботы, которая названа «великой» (Ин 19:31), очевидно, потому, что в тот год праздник совпал с календарной субботой.

31 Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

(Иоан.19:31)

В таком случае утро воскресения соответствует первому дню недели (Ин 20:1), когда приносились первые плоды нового урожая (см. выше, III, 2).

1 В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

(Иоан.20:1)

Апостол Павел свидетвует, что Христос был заклан за нас как пасхальный агнец (1 Кор 5:7) и воскрес как первенец из умерших (1 Кор 15:20,23).

7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

(1Кор.5:7)

20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

(1Кор.15:20-23)

Датировку евангелиста Иоанна подтверждает вавилонский Талмуд, который также называет канун Пасхи днем смерти Иисуса;

Синоптические Евангелия

2) синоптические Евангелия называют день воскресения первым днем недели (Мф 28:1; Мк 16:1,2; Лк 24:1), а день смерти — кануном субботы (Мф 27:57 и 62; Мк 15:42; Лк 23:54), однако не упоминают о кануне Пасхи.

В то же время они единодушно называют день Вечери Иисуса с учениками «первым днем опресноков», когда приносили в жертву пасхального агнца (Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7), т.е. 14 нисана.

Тем самым они, в отличие от Иоанна и Павла, относят день смерти Иисуса на 15 нисана, праздничную субботу, которая тем самым одновременно оказывается кануном следующей за ним календарной субботы.

При этом остается непонятным то обстоятво, что иудеи, взявшие под стражу Иисуса, имели при себе колья (Мф 26:47,55; Мк 14:43,48; Лк 22:52), которые, не будучи собственно оружием, подпадали под субботний запрет; кроме того, Иосиф Аримафейский вечером покупал полотно (Мк 15:46), чего также нельзя было делать в субботу;

Противоречие между свидетельствами

3) это противоречие между свидетельствами Иоанна и синоптиков может быть снято двояким образом:

День, когда происходила Вечеря Господня

а) день, когда происходила Вечеря Господня, назван «первым днем опресноков» (см. Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7); это может быть вызвано тем, что евангелисты, как принято у евреев, относят время трапезы, состоявшейся 13 нисана после 6 часов вечера, уже к 14 нисана.
В таком случае Иисусу была приготовлена трапеза без пасхального агнца, поскольку заклание ягнят совершалось только на следующие день;

Между фарисеями и саддукеями происходили споры

б) известно, что между фарисеями и саддукеями происходили споры о том, в какой день отмечать праздник — Пятидесятницы.
Особое значение здесь имело то обстоятельство  приходилась ли Пасха на день, непосредственно предшествующий субботе, или на саму субботу.

В год смерти Иисуса Пасха праздновалась в субботу.

Не исключено, что спорящие стороны достигли компромисса, в результате чего саддукеи праздновали свою Пасху на день позже, чем фарисеи.
Если предположить, что так было в год смерти Иисуса, то Иисус праздновал Пасху в более ранний срок (см. Мф 26:18), т.е. в день, который по календарю был 13 нисана, но фарисеи считали его уже 14 нисана, т.е. днем, когда надлежало праздновать Пасху по Закону; а саддукейские священники считали Пасхой следующий день (Ин 18:28).

28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

(Матф.26:28)

28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.

(Иоан.18:28)

Тогда смерть Иисуса, наступившая «около девятого часа», т.е. около 3 часов дня (см. Мф 27:46,50 и параллельные места), совпадает с официальным часом заклания пасхального агнца у саддукеев, в то время как для фарисеев этот день был уже первой субботой праздника Опресноков и одновременно днем приготовления к календарной субботе текущей недели.

Если это предположение правильно, то несовпадение данных в Евангелиях становится понятно, обоснованно и перестает казаться противоречивым.

Ссылка на тему тесно связанную с текущим метариалом
Пасхальный агнец, прообраз Христа