Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Среда, 19 июня, 2024

Зачем Бог сотворил мир?

Систематическое богословие

Зачем Бог сотворил мир? В этой статье мы рассмотрим этот вопрос, исследуя молитву Иисуса из Евангелия от Иоанна. Мы узнаем, что цель Бога заключается в том, чтобы включить нас в общение Его любви. Божье творение и искупление имеют одну и ту же цель – пригласить нас стать частью божественной любви и общения. Мы также обсудим, как это влияет на наше представление о Боге и нашу духовную жизнь. Присоединяйтесь к нам, чтобы узнать больше о том, почему Бог сотворил мир и как это влияет на нашу веру и церковную жизнь.

Мы будем обсуждать вопросы, которые были переданы мне студентами и другими людьми, которые участвуют в группе по изучению Библии по переписке. Я классифицировал их так, чтобы это помогало нам двигаться по ходу развития божьей истории систематическим образом.

Надеюсь, что мы сможем увидеть практический срез всех этих вопросов, потому что у каждого из них есть настоящее, очень значимое измерение, которое связано непосредственно с нашей духовной жизнью и жизнью церкви.

Именно на этом я хотел бы сфокусировать наше внимание. Мы будем говорить о теологии, но теология бесполезна, если она не приносит пользу в жизни церкви и верующих людей.

Мы с вами будем рассматривать и то, и другое, а также различные идеи и их практическую значимость.

Первая тема затрагивает вопрос творения и грехопадения. Она звучит так: «Зачем Бог сотворил мир?»

Джон Марк Хикс. «Систематическое богословие»

Зачем Бог сотворил мир?

Зачем Бог сотворил мир?
Зачем Бог сотворил мир?

В каком-то смысле можно сказать, что это очень простой вопрос. Мне задавали его и дети пятилетнего возраста, и студенты теологических колледжей. И это очень важный вопрос. Он часто возникает среди студентов, которые изучают Библию дистанционно.

Он настолько важен, потому что касается главного вопроса о том, кто такой Бог, в чём Его замысел, какова Его цель и миссия. И если у нас не будет общего понимания того, почему и зачем Бог сотворил мир, то мы с легкостью можем начать воспринимать Бога как тирана, манипулирующего нами.

Эта лекция даст фундаментальный ответ на то, как мы воспринимаем Бога в своих мыслях.

Как мы воспринимаем Бога в своих мыслях?

Если мы рисуем себе Бога, который является своего рода судьей, который справедлив, но с нетерпением ожидает возможности осудить нас навеки, тогда возникает вопрос «зачем Бог сотворил мир?»

Если мы понимаем сердцевину ответа на него, то это дает нам основания воспринимать Бога определенным образом.

У нас будет картина Бога, которая дает нам уверенность и надежду в наших отношениях с Ним и ощущение божьей благодати, потому что если Бог творит мир для того, чтобы просто самоутвердиться, тогда Он заботится не о нас, а, прежде всего, о самом себе.

Но мне кажется, что вопрос «зачем Бог сотворил мир?» говорит нам о том, что Он, в первую очередь, творит ради других, а не ради себя.

17-я глава евангелия от Иоанна

Давайте более внимательно рассмотрим эту тему. 17-я глава евангелия от Иоанна – это молитва, которой молился Иисус, прежде чем Он пошел в Гефсиманский сад.

Мы с вами не будем читать всю эту молитву. Я более заинтересован в том, чтобы рассмотреть ее окончание, но чтобы почувствовать весь ее контекст, я также хотел бы прочитать все стихи с 20-го по 26-й.

20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
(Иоан.17:20-26)

Первое, что я хотел бы отметить в этом тексте, это взаимоотношения между Отцом и Сыном. Отец и Сын имеют отношения, которые укоренены в любви.

На самом деле, здесь мы видим язык, который описывает единство, то есть эти отношения – это отношения взаимной любви.

Например, если вы посмотрите на 23-й стих, то увидите, что Отец возлюбил учеников точно так же, как Отец возлюбил Сына.

Кто такой Иисус?

Итак, Отец любит Сына, Он пребывает в отношениях с Сыном, Он наслаждается личностью Сына и получает удовольствие в личности Сына.

На самом деле, взаимоотношения описываются в этом тексте как «взаимное обитание друг в друге», то есть Отец и Сын пребывают в отношениях друг с другом и в этих отношениях один пребывает в другом.

В истории теологии часто это называют «перихоресис» (греч. περιχώρησις). Это слово на греческом языке означает буквально как бы «танцевать вокруг», то есть возникает такое впечатление, что Отец с Сыном пребывают в симфонии танца. Их движения гармоничны друг с другом, и в этом движении они не только объединены, но мы видим, что между ними присутствует любовь.

Итак, Отец любит Сына, а Сын любит Отца, и потому мы наблюдаем единство в этих отношениях. То есть это язык, который говорит о том, что Отец живет в Сыне, а Сын живет в Отце. 23-й стих – «как ты во мне, и я в тебе».

Как это связано с творением?

Давайте перейдем к 24-му стиху. Здесь Иисус говорит о славе, которая была дарована Ему, потому что «ты возлюбил Меня прежде сотворения мира». То есть до сотворения мира эта любовь уже существовала между Отцом и Сыном.

Даже до основания космоса Отец и Сын пребывали в отношениях, в которых один любит другого. Между ними была гармония и единство – это отношения любви.

Мне кажется, что это является фундаментальным основанием для всего остального, включая наши отношения с Богом. Потому что если обратить внимание на 26-й стих, то там мы увидим утверждение замысла.

Первое Имя Бога Эл — 7 значений

Этот стих говорит: «Я открыл им Имя твое и открою», то есть «буду продолжать открывать». Здесь мы видим утверждение о замысле – о том, зачем Сын открывает Отца. Для того чтобы любовь, которой Ты возлюбил Меня, могла быть в них, и чтобы Я сам был в них.

Любовь, которой Отец любит Сына, это любовь, которую Отец и Сын собираются даровать человечеству. Любовь между Отцом и Сыном это любовь, которой Бог желает поделиться с нами.

То, как Отец любит Сына, это то, как Отец будет любить нас. И поэтому, когда мы задаемся вопросом о замысле творения или цели искупления, то понимаем, что цели искупления и творения по сути совпадают.

Цель Бога

Цель Бога заключается в том, чтобы включить нас в общение Его любви. И поэтому если вы будете воспринимать это как общение, как причастие друг другу между Отцом и Сыном, то акт творения или акт искупления будет представляться вам актом, с помощью которого мы включаемся в орбиту божьей любви.

Это нечто, что вводит нас в общение, которое уже существует между Отцом и Сыном.

Конечно, мы хотим включить в это общение и Духа. Мы в этом смысле тринитарии, но в этом тексте мы говорим лишь об Отце и Сыне.

Почему Бог творит?

Возникает вопрос: «Почему Бог творит?» Он творит, чтобы включить других в общение любви, которой Он уже обладает.

Это означает, что акт творения Бога это, прежде всего, акт любви. Это не творение, которое мотивировано каким-то недостатком в Нем самом.

Нельзя думать, что у Бога не было полноты и что Ему нужно было создать что-то, чтобы чувствовать себя лучше и как-то восполнить эту нужду.

Нет, речь не идет о том, что Ему нужны были объекты для манипуляции, чтобы Он был тираном над этим миром. И это не попытка Бога похвастаться своей силой.

Речь идет о божьем интересе, который состоит в том, чтобы включить других в орбиту своей любви.

Таким образом, творение это акт благодати. Это акт, который Бог производит свободно. Бог не принуждаем к этому.

Всякий, кто призовет имя Господне, спасется

Нет никакой внешней силы, которая заставляла бы Бога творить. Нет, это свободное решение и оно проистекает из чувства Бога любви к иному, чувство и желание включить иное. И это также означает, что Божья любовь неэгоистична.

Вы когда-нибудь были участниками небольшой группы, у которой есть общее настроение, что нам и так хорошо вместе и больше никого не надо?

Представьте себе такой приятный маленький «коллективчик», где все друг друга знают, всем уютно, удобно и комфортно друг с другом. И пригласить в эту группу кого-то еще означает потенциально нарушить царящую гармонию, не правда ли?

У нас возникает тенденция закрываться и исключать других. Мы замыкаемся в этой группе и говорим: «Нет, новых членов нам не нужно, нам всё тут нравится, нам комфортно».

Но Бог полная противоположность этому. Когда Бог творит, Он творит для того чтобы включить остальных.

Возможно, лучшая аналогия, которая может нам подойти в этом отношении, такова.

Отношения между родителем и ребенком

Это отношение, которое мы черпаем со страниц самого Писания об отношениях Отца и Сына. Когда Бог творит, Он творит детей неким образом и отношения между родителем и ребенком как раз являются хорошей аналогией для понимания того, почему Бог творит.

Задумайтесь над тем, почему у мужей и жен появляются дети. Зачем им дети?

Может быть, есть какие-то экономические привилегии, льготы, какие-то детские пособия, когда дети рождаются? Может быть, становится меньше стресса в семье, когда дети появляются? Нет, это не так.

Есть ли обоснованная причина, чтобы рожать детей?

Может быть, это возникает из отношений между мужем и женой, что между ними происходит нечто настолько прекрасное (по крайней мере, в большей части ситуаций), что они радуются друг другу и настолько любят друг друга, что любовь является чем-то, чем ты хочешь поделиться?

Какой он, Бог? Царский псалом 67

Исходя из этой любви, творится ещё одно существо – ребенок. И затем ребенок становится соучастником этой любви между матерью и отцом.

Я думаю, что именно это происходит, когда Бог творит. Он творит других, которые затем вовлекаются и становятся частью сообщества любви.

На самом деле, можно сказать, что когда Бог творит человечество и вкладывает в него способность творить других, то Бог таким образом просит нас соучаствовать в собственной творческой работе.

И мы отражаем божью славу, отражаем ценность и любовь самого Бога, когда творим что-то еще для того чтобы поделиться той любовью, которая у нас есть, точно так же как Бог сотворил нас, чтобы поделиться своей любовью.

Я думаю, что это неплохая аналогия. Конечно, в ней есть недостатки, а именно, что люди зачастую рожают детей не по таким благородным и возвышенным причинам, а по гораздо более низменным и эгоистичным, потому что мы все существа греховные и зачастую наши мотивы могут быть разными.

Сердцевина того, что интересует Бога

Но божье намерение состоит в том, что рождение нами детей должно стать отражением того, что Бог рождает нас. Это представляет собой самую сердцевину того, что интересует Бога, когда Он творит.

Его не интересует проявление своей силы или власти. Главным образом, Его не интересует собственное «я».

Иногда мы думаем, что Бог творит, потому что это проявление его «Я». Конечно, Бог творит во славу свою, но нам нужно задавать себе вопрос: «А что означает, что Бог творит во славу свою?»

Что означает, что Бог творит во славу свою?

Что такое слава божья? Это нечто связанное с Его эго, то есть необходимое для того чтобы Бог неким образом гордился собой, что ли? Или же слава божья связана с тем, как Бог испытывает неподдельный восторг о других существах и как радуется тому, что творит?

Слава божья обретается не в каком-то эгоистическом, себялюбивом, горделивом акте, но, скорее, обретается в любви Бога к другим существам.

Если мы сосредоточимся на этой мысли и если наше сердце действительно воспримет данный текст, который мы читаем в Иоанна 17:26, то увидим, что именно в этом состоит настоящая цель Бога.

Интерес Бога связан не с Его эго, а с общением с нами.

Вот какова цель божья – Он стремится вовлечь нас в общение с самим собой.

И, таким образом, сердцевиной всего того, что делает Бог, в сущности, является этот вопрос отношений.

Также можно использовать слово «общение» или «причастие». Если мы видим это фундаментальным движущим мотивом для божьих деяний, то он в принципе должен формировать и само наше представление о Боге – о том, как мы живем с Ним.

Если мы живем с Богом в некоем страхе перед Ним, всегда боясь совершить неверный шаг, боясь проявить свою веру, боясь, что Бог нас поразит, то значит мы представляем Бога в виде некоего Зевса, который восседает на троне и всегда готов ударить.

И даже, на самом деле, можно сказать, что Он практически хочет и ищет возможности, чтобы ударить нас своей молнией.

Если таков наш образ Бога, то это совершенно не то, что я нарисовал. Потому что в основном это связано с Его интересом быть в сопричастности с нами. Он интересуется не тем, чтобы поразить нас.

Главное Его желание состоит не в том, чтобы причинить нам боль, а напротив, это желание любить нас, проявлять сострадание и милосердие. Это относится к самой сути того, как мы мыслим о Боге.

Судя по всему, многие христиане (по крайней мере, так кажется) живут с таким образом Бога, который в них создает внутренний страх. Они просто боятся жить или, точнее говоря, боятся этого Бога.

Бог радуется своему творению

Если взять аналогию с отношениями родителей и детей, то по идее дети в идеале должны доверять родителям, а не бояться их. Да, в этом смысле можно развить аналогию так, что родителей должно интересовать не то, чтобы дети их боялись, а чтобы у них были доверительные отношения.

Родители интересуются ребенком (по крайней мере, мы надеемся, что в хороших семьях так происходит) не ради самих себя, но ради ребенка.

Бог жаждет вовлечь нас в общение с собой ради нас же самих, а не просто чтобы сделать что-то для самого себя. Часть божьей славы состоит в том, что Он восхищается своими людьми.

Плоды Святого Духа — радость

Помните, при крещении Иисуса Отец сказал: «Это Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение»? Или Бог говорил об Израиле: «Это народ мой, которому Я благоволю». Или у пророка Софонии есть текст в 3-й главе, где говорится буквально, что Бог танцует над народом своим, поет над ним, радуется ему.

Возникает образ такого радостного Творца, который обожает и восторгается тем, что Он творит. Он восторгается не только человеческим измерением творения, но вообще всем творением.

Он радуется и орлам, парящим в вышине, и горным оленям. Помните образ 103-го псалма или книги Иова главы 38-39 о том, как Бог радуется своему творению?

Когда мы думаем об этих отношениях, то есть нечто, что Бог вкладывает в человечество.

Бог любит человечество, а человечество любит Бога, и это причастие любви вызывает взаимное восхищение. Мы радуемся Богу, любим Бога, ликуем в Его присутствии. И в то же самое время Бог любит нас и восторгается нами.

Бог ликует, видя свое творение, и в этом слава божья.

Конечно, это не естественный источник божьей славы. Но Бог нас творил «во славу свою». В творении мы увенчаны славой, которая связана с теми отношениями, которые существуют между Богом и человечеством.

Бог совершает первый шаг

Однако нам нужно помнить, что в этих отношениях Бог совершает первый шаг. Бог инициирует эти отношения.

Мы не сами себя создали, не так ли? Бог сотворил нас. Мы не сами себя искупили. Бог искупил нас.

Если взять, к примеру, понятие «избранности», то Бог нас избрал во Христе. Как бы ни понимать вопрос этого избрания, по крайней мере, это означает следующее: Бог сделал первый шаг, проявил инициативу. Мы это знаем.

Если посмотреть на лексику послания Иоанна, то мы любим Его, потому что вначале Он возлюбил нас. Поэтому очень важно, чтобы мы не думали о себе так, что «мы любим Бога и вот какие мы замечательные».

Мы должны помнить, что вначале Бог проявил инициативу и возлюбил нас. Он творит возможность, радость и вообще весь контекст для проявления любви к Нему, а не мы сами всё это создали для себя.

Вопрос «почему Бог творит?», на самом деле, о том, в какой мере благодать является фундаментом наших отношений с Богом.

Мы не заслужили того, чтобы нас сотворили, и не заслужили, чтобы нас искупили. У нас нет чего-то, что могло бы выдвинуть требования к Богу. То есть Бог не обязан был творить.

И поэтому всё движение Бога по направлению к человечеству это движение Его благодати.

Это означает, что первым шагом Бога в отношениях с тем миром, который Он создал, является шаг сострадания, милосердия и любви, а не осуждения, суда или гнева.

Первый божий акт – это акт божьей милости.

Бог есть Бог, который всегда готов возлюбить, проявить милосердие и сострадание. И, в частности, в своих собственных сердцах мы должны отложить (а также и в сердцах тех, с кем мы общаемся и кто нас слышит), что Бог ориентирует свои отношения с нами таким образом, что всегда в качестве первого шага проявляет благодать, милость и любовь.

Первый шаг состоит не в том, что мы вначале должны каким-то образом впечатлить Бога. Первый шаг состоит в том, что Бог подействовал ради нас, будь то акт самого творения или то, что Бог совершает во Христе.

Общение со святыми людьми

Второй момент, который я считаю основополагающим, состоит в том, что Бога всегда больше интересует общение со святыми людьми, сотворенными Им, чем с некоей институцией своего народа.

Иногда мы отождествляем свои отношения с Богом с неким институтом или даже ритуалом. Я думаю, что ритуалы важны, и позднее мы будем о них говорить. Но если мы понимаем этот мотив творения, то всегда в качестве приоритета ставим вот это общение и отношения. Они выше ритуала института.

Великие мечты жизни. Псалом 60

Бог в своей фундаментальной сущности являет отношения, и Его задачи связаны с общением. Конечно, Он использует ритуал или институт, но это средство, ведущее к цели, а не сама цель.

Например, мы можем подумать (и некоторые христиане именно так и считают), что цель вообще всей жизни состоит в том, чтобы ходить в церковь и участвовать в ритуалах. Но, на самом деле, это превращение того, что призвано стать средством, ведущим к цели, которую Бог замыслил, в самоцель.

Поэтому мы думаем о ритуале как о чем-то, что используем в качестве средства для достижения какой-то цели. Цель же состоит в общении, чтобы испытать эти отношения с Богом и пережить их.

Есть и другие средства – духовные дисциплины, в частности. Они тоже являются частью этих средств, ведущих к цели. Но всегда нужны приоритеты в целях.

Помните, однажды Иисус сказал фарисеям: «Пойдите, прочтите и поймите, что же говорит пророк Осия в 6-й главе в 6-м стихе»? Он сказал просто: «Пойдите и поймите, что я милости хочу, а не жертвы».

Некоторые ставят некое жертвоприношение в качестве самоцели вместо средства, ведущего к милости. Бог желает милости, а не жертвы (Осия 6:6). Иисус говорит об этом в Матфея 12:7 и также в Матфея 9-й главе, находясь в доме у Матфея.

И еще один последний момент. Я думаю, что здесь совершенно право православное богословие. По крайней мере, в богословском намерении переживание Бога и опыт встречи с Богом в мистическом смысле есть соучастие в единстве Отца и Сына.

В этом радость спасения и радость творения: пережить опытным путем, ощутить причастие или общение как включающее всех нас. Об этом общении мы можем думать в мистических терминах или каких-нибудь других более простых формах, таких как молитва, наши отношения с Богом и так далее.

Но это становится определением вообще самой сути спасения, сердцевиной всего того, что интересует Бога, – включить нас в общение внутри Триединого Бога, внутри самого себя.

В этом цель самого Бога, и я думаю, что именно поэтому Бог сотворил мир.

Видео: Любовь и творение. В начале

Видео История искупления 1.1. – Любовь и творение. В начале…

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Джон Марк Хикс. Систематическое богословие. Лекция 1: ЗАЧЕМ БОГ СОТВОРИЛ МИР?
  3. Кто такой Иисус?
  4. Первое Имя Бога Эл — 7 значений
  5. Всякий, кто призовет имя Господне, спасется
  6. Какой он, Бог? Царский псалом 67
  7. Плоды Святого Духа — радость
  8. Великие мечты жизни. Псалом 60
  9. James Nored. Видео История искупления 1.1. – Любовь и творение. В начале…
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал
Mastodon

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше