Меню статьи
Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Вторник, 16 апреля, 2024

Каково значение страданий для верующих?

Каково значение страданий для верующих?

Анонс:
Страдания и скорбь — неотъемлемая часть жизни каждого человека, включая верующих. В данной статье мы рассмотрим значение страданий для верующих и роль, которую играет скорбь в их жизни. Часто считается, что верующие не должны испытывать страдания, но на самом деле скорбь является важной составляющей их духовного пути.

Мы обратимся к книге Псалмов, где найдем различные жанры псалмов, включая псалмы уверенности, псалмы благодарения и псалмы плача. Важно понимать, что скорбь не означает отсутствие веры, а наоборот, является проявлением веры и обращением к Богу в трудные моменты.

Мы также рассмотрим личный опыт автора, который столкнулся со страданиями и скорбью, и как он нашел утешение и надежду в Боге. В конце статьи мы сделаем выводы о значимости страданий и роли скорби в жизни верующих.

Наш очередной вопрос также связан с темой страданий. Каково значение страданий для верующих? Какова роль скорби?

Что касается нашего опыта прохождения через страдания, то скорбь это очень важная часть нашей жизни.

К сожалению, некоторые верующие считают, что скорбь это что-то неприемлемое для христиан. Они думают, что христиане должны побеждать скорбь и никогда не переживать боли, связанной со страданиями.

Конечно, наше восприятие скорби во многом формирует радость воскресения и несмотря на то, что мы плачем, мы не плачем как люди без надежды. Мы плачем с надеждой в свете грядущего воскресения.

Книга Псалмов

Каково значение страданий для верующих?
Каково значение страданий для верующих?

Давайте начнем с Ветхого Завета. Вспомним роль плача, особенно в книгах Псалмов.

Когда вы читаете книгу Псалмов, то замечаете, что она написана в различных жанрах, которые входят в ее состав. Есть, например, псалмы покаяния, псалмы благодарения, псалмы исповедания уверенности в чем-то, псалмы проклятия на врагов, псалмы закона.

Есть очень много различных жанров псалмов, но я хотел бы разделить их на три широкие категории.

Псалмами уверенности

Есть псалмы, которые отражают мир и умиротворенность, а также уверенность в наших отношениях с Богом. Мы можем условно назвать их «псалмами уверенности».

Это очень известные псалмы – наверное, самые известные. По крайней мере, в Соединенных Штатах 22-й псалом это один из самых любимых.

Великие мечты жизни. Псалом 60

«Господь пастырь мой и я ни в чём не буду нуждаться» – это выражение крайней степени уверенности. «Даже если пойду долиной смертной тени, я не убоюсь зла».

Несмотря на то, что мы лицом к лицу встречаемся со смертью, мы всё еще доверяем Господу, что Он позаботится о том, чтобы мы прошли через это переживание.

Или 45-й псалом – это еще один псалом, выражающий уверенность. Бог наше убежище, наша сила и всегда помогает нам во время скорби. Здесь декларируется уверенность в том, что Господь Бог всемогущий с нами.

«Успокойтесь и познайте, что я Господь», то есть «успокойтесь, остановитесь и познайте, не переживайте, Бог контролирует всё, Он с нами». Мы слышим слова уверенности.

Когда мы размышляем о псалмах уверенности и выделяем их в более широкую категорию (например, 11-й и 16-й псалмы), то можем указать на то, что туда может попасть где-то четверть всех псалмов.

Это является выражением союза, мира и успокоения в присутствии Бога.

Мы все познали Бога, то есть в нашей жизни есть такие моменты, когда мы твердо уверены, когда мы чувствуем покой, причем даже тогда, когда окружены всевозможными трудностями и проблемами.

Даже несмотря на то, что сатана может ополчиться против нас, мы чувствуем внутри глубокую связь с Богом и Его присутствие. И поэтому мы готовы сказать: «Не убоюсь зла».

Даже если горы потрясутся, даже если реки иссякнут, мы не убоимся. В этом выражена стабильность.

Но временами бывает так, что наша уверенность куда-то исчезает, и такие псалмы тоже есть.

Бывают, что трудности в нашей жизни столь интенсивны, что нам кажется, что Бога нет в нашей жизни. Бывают моменты, когда мы спускаемся в долину плача, в которой чувствуем, как будто Бог оставил нас, и у нас возникает целый ряд вопросов. Почему?

Я буквально через несколько минут посмотрю эту тему более подробно, потому что хочу поговорить именно об этих моментах, – когда мы плачем и скорбим.

Псалом благодарения

Но я хотел бы перед этим рассмотреть третью категорию, потому что есть также другие псалмы, которые являются выражением благодарности или хвалы, то есть когда мы уже прошли через испытания, когда Господь услышал наши молитвы и избавил нас от скорби. И мы благодарим Бога, славим его.

114-й псалом является хорошим примером. В нем автор обнаружил себя в путах смерти. Стих 3-й – здесь мы видим, как он вспоминает то, что с ним случилось.

В момент плача он воззвал к Господу или, может быть, враги ему досаждали (мы не можем точно сказать, что именно случилось). Но Бог услышал его молитву и избавил его.

Стих 1-й – Господь услышал его голос и в результате этого человек идет в храм, чтобы поднять чашу спасения, принести жертву благодарения и выполнить свои обеты перед Господом.

Он делает это публичным актом благодарения, он идет в церковь, в собрание божьего народа. Он говорит:

«Я благодарю Бога за то, что Он совершил для меня. Вот мое свидетельство. Послушайте, что Бог совершил в моей жизни. Позвольте мне воздать Ему благодарность среди божьего народа».

И все они возносят эту чашу спасения и вкушают чашу благодарности в доме Господнем. Он говорит: «Как я могу воздать Ему за то, что Он совершил? Я твой слуга».

Это хороший пример псалма благодарения. То есть он как раз отражает опыт преодоления трудностей и скорбей.

Конечно, есть и другие псалмы благодарения в книге Псалмов. Например, 18-й, 107-й и 117-й, очень много таких. Где-то половина всех псалмов связаны со скорбями.

Например, о грехах – такие, как 31-й или 50-й. Возможно, это псалмы проклятия как 57-й или связанные с болезнью как 87-й. Также речь может идти о том, как досаждают враги. То есть плач может возноситься в связи с разными обстоятельствами – о грехах, врагах, трагедиях в жизни, смерти или болезни. Всё это часть нашей жизни.

Воспевать Бога

Воспевать Бога. Каково значение страданий для верующих?
Воспевать Бога. Каково значение страданий для верующих?

Но мне кажется очень важным, что книга гимнов народа Израилева – это книга, которую они использовали для того чтобы воспевать Бога. Половина этих песен является выражением определенных душевных ран божьего народа.

И когда мы рассматриваем это таким образом, то псалмы дают народу разрешение выражать свою боль перед Богом и даже задавать вопросы, которые в результате этого возникают, а также сомневаться, гневаться и, может быть, даже огорчаться.

Особенно если мы вспомним Иова и привнесем его в эту картину.

Иов не был терпеливым человеком, который пребывал в скорби и плаче. Он был зол и разгневан в своем плаче. Но вы должны помнить, что при этом он был праведным человеком. Он был тем, кого Бог назвал одним из самых праведных людей.

Он говорит: «Ты тот человек, который боится меня, который творит добро и отвергает зло».

Депрессия — как христиане борются с унынием? Псалом 41

И посреди всей этой боли и всех этих страданий Иов огорчается и начинает говорить, обращаясь к Богу, задавая Ему все эти вопросы.

Псалмисты поступают точно так же, но остаются верующими людьми. Так что скорбь и плач не означают, что человек перестал веровать. На самом деле, именно вера выражается в плаче.

Если бы не было веры, не было бы плача, обращенного к Богу. Но из-за того что мы верим в Бога и Его любовь, когда приходят проблемы и боль, мы приносим свой плач Богу.

Именно это мы с вами видим в книге Псалмов.

Когда мы плачем и скорбим

Давайте рассмотрим несколько псалмов плача, просто чтобы почувствовать атмосферу.

Псалом 9:22 – здесь очень прямой вопрос «зачем?» Еще один псалом скорби – 43-й, стих 2. Он был написан после проигрыша в битве.

Представляете, вы доверились Господу во время сражения и проиграли. Как после этого обращаться Богу, если битва проиграна? И этот псалом как раз выражает чувства таких людей.

Стихи 23-24 – Господь наш пастырь. Но почему овец убивают? Мы видим в псалмах плача и скорби вопросы, обращенные к Богу. Вопросы, которые человек задает не колеблясь. И один из вопросов, которые очень часто звучат в псалмах, это вопрос «почему?»

Давайте посмотрим 87-й псалом. Это псалом человека, который всю жизнь был болен. Скорее всего, речь идет о каком-то хроническом заболевании.

Он начинается со слов: «Господи, Боже спасения моего! Днем вопию и ночью пред Тобою». Это единственная позитивная нота во всём псалме. Но при этом мы видим, что Бог его не спас от этой ситуации и он всё еще на грани смерти.

Весь оставшийся текст этого псалма это жалоба, вопль к Богу с вопросом «почему я умираю от этой болезни?» Он даже начинает спорить с Богом.

Псалом 87:10-11

«Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Когда я буду мертвым, кто услышит как я хвалю тебя? Бог, почему бы тебе не сохранить мне жизнь, не исцелить меня?»

Я помню, что произносил такие молитвы за своего сына, который родился с определенным генетическим дефектом, который был смертельным. И мы часто молились за то, чтобы Бог его исцелил.

Я помню, что как раз такой аргумент перед Богом и выдвигал:

«Боже, какое это было бы замечательное свидетельство! Потом сын восхвалил бы твое имя. А если он умрет, то что ты приобретешь от его смерти? Разве мир не приобретет славу божью, если ты его исцелишь?»

Я брал идеи как раз из 87-го псалма, где псалмопевец именно такие аргументы выдвигал перед Богом. Этот псалом самый мрачный из всех псалмов во всем Псалтири.

Стихи 14-15

«Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя. Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?»

Почему, Бог, ты мне не ответил? В чем проблема?

Можно чувствовать всю страсть, с которой псалмопевец это произносит, а также боль и ужас. Последний стих говорит об его одиночестве, депрессии. Он говорит, что мрак его близкий друг.

Вот верующий человек, который испытывает глубины депрессии и подавленности. Он озвучивает эту свою депрессию и обращается к Богу.

Есть еще множество других подобных примеров. Давайте ещё один пример рассмотрим, чтобы лучше понять, что такое псалом плача.

Наверное, в вашей Библии это 12-й псалом. Он очень близок мне, потому что я помню то время, когда не жил с плачем.

В 19 лет я уже закончил университет и женился. Мы с женой, а ее звали Шилла, планировали переехать либо в Мюнхен, либо в Вену, и собирались работать в Восточно-Европейской Миссии. Может быть, проникнуть за железный занавес.

Это было в конце семидесятых годов. Мы изучали немецкий и готовились поехать, но у моей жены возникли проблемы с позвоночником, и это мешало ей вынашивать детей. У нее уже случился один выкидыш, а детей мы иметь хотели.

Она решила пойти на операцию, которая бы вот это искривление позвоночника исправила, чтобы она уже могла доносить ребенка полноценно. Операция была в апреле 1980 года.

Спустя примерно десять дней после нее кровяной тромб попал в сердце и сердце остановилось. 30 апреля 1980 года она умерла.

Я не знал, что мне делать. Всё двигалось так как должно было, всё было в порядке. Бог меня благословлял всевозможным образом. Я никогда не испытывал еще никакой утраты.

И вообще у меня был такой очень триумфальный взгляд на жизнь, что жизнь это всегда победа за победой, она становится всё лучше и лучше с каждым днем. Но когда она умерла, всё развалилось на части. Мой партнер по жизни, центр моей жизни – его уже не было.

Мои планы отправиться в Европу и жить там после этого выглядели просто невозможными. Я был уверен в том, что Бог будет со мной и будет всё время благословлять, и что мы будем миссионерами и так далее. И потом вдруг такая неожиданность и я оказался здесь.

Я не знал, что с этим делать, как скорбеть, как оплакивать, вообще не знал, что это такое.

В наших песнях в американских церквах нет песен плача. Я не знал, как мне быть. Я знал, что чувствовал гнев и злость, чувствовал, что меня предали и бросили.

И как-то я чувствовал, что все-таки не должен испытывать все эти чувства, что это неправильно.

И я решил, что мне не стоит произносить эти слова. Я закрыл их в своем сердце и настолько озлобился на Бога, что не мог с Ним говорить, потому что знал, что если я начну всё говорить, то буду использовать все эти слова.

Я подумал, что если буду использовать их, то эти выражения неверия будут оскорблением Бога, и это разгневает Его.

И наконец, мой друг (я даже не помню, кто это был) сказал мне: «Тебе нужно читать псалмы». Я раньше читал их, но никогда не читал именно с настроением плача, то есть когда был в таком состоянии.

Я начал читать псалмы.

Псалом 12-й поразил мое сердце. Я прочел его и подумал, что именно так себя и чувствую, что это мои слова:

«Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]? Доколе врагу моему возноситься надо мною?»

Здесь стихи 2-3 – это жалоба. Это очень распространено в псалмах плача, потому что в них всегда есть какие-то жалобы, сетования. Там всегда говорится о какой-то боли или скорби.

Испытания веры. Псалом 72

Может быть, это вопросы «почему?», «доколе?», «где Ты?», «почему Ты ничего не сделал?», «когда Ты поможешь?» Это то, что характеризует псалмы плача.

Вслед за плачем обычно, как мы видим здесь в стихах 4-5, идет прошение.

«Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я [сном] смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь».

Когда мы просим Бога что-то сделать, просим о помощи, просим изменить ситуацию, избавить нас, исцелить, уничтожить наших врагов. Прошение это просьба о том, чтобы Бог нас спас, искупил и избавил от той боли и той ситуации, в которой мы находимся.

Затем в псалме плача обычно есть то, чем он заканчивается.

Стих 6-й – «Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня».

Здесь выражается хвала. Первое слово в еврейском тексте 6-го стиха называется «вав». Его можно перевести как «и», «или», «но», «тем не менее», «поэтому», то есть оно имеет очень большой спектр значений. Всё зависит от контекста.

Я думаю, что здесь «но» это неплохой вариант перевода. Или другой вариант это сказать так:

«Боже, я огорчен, мне никак не справиться со своей болью. Мне нужно, чтобы Ты мне помог. Пожалуйста, помоги мне. Тем не менее я буду доверять тебе. Хотя я не понимаю, что происходит и почему Ты мне еще не помог, хотя я разгневан на Тебя, я по-прежнему доверяю Тебе. Потому что я знаю, кто Ты. Я знаю Твою историю, то, что Ты сделал, что Ты Бог сострадания, любви, милости. И я доверяю Твоей неизменной любви».

И еще обычно псалмы включают в себя какой-то элемент доверия и похвалы. Есть пара псалмов, в которых этого нет (например, 87-й), но обычно есть.

  • Может быть, это выражение доверия в настоящем времени или какое-то обязательство, которое говорит, что если Ты услышишь меня, то я пойду в храм и буду свидетельствовать об этом народу.
  • Может быть, это воспоминание о похвале, какой-то элемент похвалы обычно является частью псалмов плача.

Это очень важная мысль, потому что она говорит нам о том, что плач это не поступок неверия.

Усомниться в Боге не значит отказаться от Него. Мы можем усомниться в Боге и по-прежнему доверять Ему. Именно это делает псалмопевец. Он не проклинает Бога, не отказывается от Него, не молчит перед Ним.

Не молчит, как я полгода молчал и не говорил с Богом, потому что был настолько разгневан и подавлен.

Они говорят, потому что верят. И эта модель является примером для нас, чтобы мы с верой тоже говорили, рассказывали Богу о том, как себя чувствуем на самом деле.

Зачем утаивать от Бога то, как мы себя чувствуем, ведь Он и так это знает?

Псалмы дают нам разрешение выразить свои чувства перед Богом.

Даже в случае с Иисусом

Мы видим это даже в случае с Иисусом. Сам Иисус берет эти слова из псалма плача и цитирует с креста: «Боже мой, для чего Ты меня оставил?»

Сам Иисус участвует в этом плаче вместе с нами. Он не только для нас и из-за нас умер, но Он и плачет вместе с нами.

Он стоит перед гробницей своего друга Лазаря и рыдает. Он стенает, оплакивает состояние мира, рыдает над Иерусалимом. Сам Иисус тоже зачастую оплакивает многое.

И если Он оплакивает, то и мы можем это делать.

На самом деле, даже в плаче по-прежнему сохраняется доверие, потому что с креста Иисус не только говорит: «Для чего Ты меня оставил?», то есть спрашивает Бога, сомневается, но также, приближаясь к смерти, говорит: «Отец, в руки Твои предаю Дух Мой».

Молитва в кризисный момент. Псалом 69

То есть одновременно звучит и вопрос, и доверие. Иисус на кресте сделал то же самое, что делает псалмопевец. Он задает вопрос, сомневается, просит и доверяет.

Поэтому плач и доверие это не противоположности, они могут идти рука об руку. В жизни верующего это именно так. Даже перед божьим крестом есть место для плача.

Помните историю из Откровения 6-й главы? Души перед жертвенником (стих 10-й) – это те, кто были обезглавлены за свое свидетельство. И они под жертвенником говорят прямо перед престолом и в присутствии Бога:

«Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? Сколько еще будет этот плач? Что, разве не наступит правосудие за земле? Когда Ты прекратишь убийства и насилие против людей?»

Пока на земле продолжается насилие и сатана правит миром, люди тоже будут плакать и взывать, требуя справедливости. И даже перед престолом божьим святые плачут и просят Бога, спрашивая Его: «Доколе? Когда же Ты прекратишь это?»

Хотя мы верим в воскресение, конечный триумф над смертью и в то, что Иисус Христос победил смерть, мы по-прежнему стенаем и нам бывает больно из-за несправедливости, бедности, смерти и трагедий, происходящих в мире.

Мы стенаем и спрашиваем: «почему? доколе?», потому что по-прежнему живем в мире, который еще не наполнился божьей праведностью.

Павел об этом говорит в Римлянам 8-й главе, стихи 22-23:

«Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».

Мы стенаем, хотя Дух присутствует в нас и у нас есть надежда на воскресение, даже если мы знаем конец истории. Нам по-прежнему больно, мы жаждем полноты божьего царства, когда смерти не будет и правда наполнит землю.

Плач это по-прежнему что-то вполне уместное для христиан. И нам нужно больше гимнов и песнопений, где мы сможем озвучивать свой плач и не ограничивать себя уверенностью и благодарением.

Мы можем пропеть друг другу свой плач, чтобы сделать то, о чем говорит Павел: «рыдать с рыдающими» и «радоваться с теми, кто радуется».

Наша реакция на страдания это не только надежда, но также и плач.

Видео: Видеть Иисуса таким, какой Он есть

Видео История искупления 6.2 Видеть Иисуса таким, какой Он есть

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Джон Марк Хикс. Систематическое богословие. Лекция 5: Каково значение страданий для верующих?
  3. Депрессия — как христиане борются с унынием? Псалом 41
  4. Великие мечты жизни. Псалом 60
  5. Испытания веры. Псалом 72
  6. Молитва в кризисный момент. Псалом 69
  7. James Nored. Видео История искупления 6.2 Видеть Иисуса таким, какой Он есть
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading