Меню статьи
Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Вторник, 16 апреля, 2024

Каково происхождение зла?

Каково происхождение зла?

Происхождение зла — одна из самых обсуждаемых тем в философии. В этом контенте рассматривается библейский материал, который затрагивает этот вопрос. В книге Бытия описывается выбор, который стоит перед человеком — выбор между добром и злом, жизнью и смертью. Человек обладает свободой выбора, и это выбор придает любви подлинность. Происхождение зла связано с желанием автономии и созданием собственных империй, что приводит к конфликту и насилию. В конечном счете, Царство Божье — это царство мира и праведности.

Теперь мы с вами обратим внимание на третий вопрос и поговорим о том, что из себя представляет происхождение зла.

Каково происхождение зла? Конечно, было написано огромное количество литературы, рассматривающей философское измерение этого вопроса. И, если появятся дополнительные вопросы, то мы можем исследовать эти книги или, по крайней мере, некоторые из них.

Но на данный момент, размышляя об этом вопросе, мне более интересно рассмотреть библейский материал, который так или иначе затрагивает вопрос о происхождении зла.

Целостность миропорядка

Когда мы читаем книгу Бытия 1-2 главы, то видим, что творению дается положительная оценка. Творение там является настолько хорошим, что Бог отдыхает в нем, наслаждается им. Он наслаждается сотворением мужчины и женщины, которое было совершено в определенном порядке на шестой день.

Каково значение творения и какова роль человечества в нем?

И Он наслаждается целостностью миропорядка, творения самого по себе. И, как уже было сказано в предыдущей лекции, когда мы говорили о сотворенной реальности с определенным замыслом, в этом замысле творение должно было проявляться, возникать и развиваться.

Вся Вселенная должна была заполняться славой божьей и людьми. Именно в этом был замысел Бога, когда Он творил мир.

Но, несмотря на болезненность этого осознания, сегодня это не так. Царство Божье не наполняет землю. И земля не преисполнена праведности, справедливости и равенства. Не хватает ресурсов для всех живущих. Такова земля сегодня.

Естественно возникает вопрос: «А что же случилось, в чем проблема?» Заключается ли проблема в цели божьей? Может быть, сам замысел Бога был неверным? Или метод, который Он избрал, был неверен?

Мне кажется, что именно на этот вопрос пытается ответить 3-я глава книги Бытия, с 3-го по 11-й стихи. Потому что здесь в этом отрывке мы слышим иную историю – не историю о том, как Царство Божье наполняет землю.

И здесь я хотел бы, чтобы мы с вами поразмышляли, что находится в сердце этой истории, что является ее центральным измерением. Мне кажется, что начать стоит с 3-й главы книги Бытия, это очевидно. И рассмотреть историю вкушения плода.

История вкушения плода

Как вы знаете (а я уверен, что вам это известно), частью этого творения было «дерево жизни» и также «дерево познания добра и зла». Когда мы читаем во 2-й главе Бытия об этих двух деревьях, и если серьезно размышляем, то можем попытаться ответить на вопрос, что они собой представляют.

Я не думаю, что эти деревья должны были нам объяснить какие-то метафизические реалии.

  • То есть мы не должны воспринимать их как метафизическую реальность, что есть некое дерево жизни, ты его вкусишь и метафизически изменишься, станешь кем-то или чем-то, с чем Бог ничего не сможет сделать.
  • Или, например, когда мы вкусим от этого дерева, то с нами произойдет некое метафизическое изменение, которое приведет к тому, что мы станем некой иной реальностью, отличной от той, которую сотворил Бог.

Иными словами, я не думаю, что вкушение от этих двух плодов посылает сквозь вас электрический разряд, который нас меняет. Никакого такого разряда нет.

Эти два дерева представляют собой две альтернативы, два пути, два выбора. Они являются своего рода символом самой возможности выбора.

Было ли зло создано Богом?

В древней ближневосточной литературе, в других сирийских и вавилонских рукописях тоже есть эта тема. Там тоже можно встретить ту же самую ситуацию, когда представлена некая альтернатива.

И поэтому мне кажется, что здесь история пытается нам донести следующее.

Дело тут не в том, что мир прошел через некое метафизическое изменение, радикально поменявшее природу, но в том, что с самого начала божье намерение в отношении людей заключалось в том, чтобы человек выбирал.

Итак, два дерева здесь представляют собой возможность избирать. И тем самым мы видим предложение свободы, самой способности избирать.

Практически все христианские теологи в течение истории обсуждали это и высказывали свои суждения, что у первоначальной пары людей, у Адама и Евы, была свобода выбирать.

И мне кажется, что нам следует увидеть это как нечто, что коренится в самой природе Бога. Потому что когда Он творит человечество, то делает это в своем образе, включая в себя.

То есть этот образ включает в себя и способность к выбору, и свободу, потому что сам Бог свободен и был свободен творить или не творить. Он сотворил человечество и при этом сотворил также и свободу. И потому свобода, которой обладают люди, тоже сама по себе является отражением свободы божьей.

Две альтернативы

Что же представляют собой эти две альтернативы?

Мы можем сказать, если упростить, что это жизнь и смерть. Одна представляет собой жизнь, вторая – смерть. Это достаточно легко понять и это очевидно в тексте. Но когда вы слышите это, то подумайте обо всех историях Писания, обо всех различных текстах, которые в нем присутствуют. Они постоянно ставят перед человеком этот выбор.

Давайте в качестве примера рассмотрим одно из таких мест – 30-ю главу Второзакония.

Здесь в конце повторного дарования закона и перед тем, как Израиль перейдет Иордан, Бог дает им закон, не правда ли? И вот теперь в конце мы видим здесь кульминационную точку развития проповеди.

Бог говорит: «Выбери, что ты будешь делать. Либо ты будешь принимать этику закона и изберешь для себя жизнь в святости божьей, либо выберешь противоположную альтернативу».

И в 15-м стихе 30-й главы книги Второзаконие говорится:

15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
(Втор.30:15)

Видите, выбор очевиден: жизнь или смерть. Что ты выберешь, куда ты хочешь пойти?

И поэтому я предполагаю, что этот выбор, который во 2-й главе книги Бытия нам представлен, это тот же самый выбор, который лежит перед каждым человеком и перед всем человечеством.

  • Это выбор, который продолжает существовать во времени.
  • Это выбор, который ставится перед каждым из нас.

Этот выбор ставится здесь перед лицом Израиля в книге Второзаконие до того, как в Израиль пришел Иисус.

Помните, как Иисус стоял на Оливковой горе и, плача, говорил: «Я хотел бы собрать тебя, Иерусалим, как наседка собирает цыплят своих, но вы не захотели».

Текст из 30-й главы книги Второзакония 14-й стих цитируется в 10-й главе послания Римлянам, где говорится о том, что слово Христа близко и человек способен избрать для себя, поверить этому слову или нет.

14 но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.
(Втор.30:14)

8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
(Рим.10:8)

Итак, в Новом Завете, в евангелии, мы также видим, что присутствует выбор, который стоит перед человеком.

Человек выбирает для себя, верить или не верить, избрать жизнь или избрать смерть.

Мы видим это также в книге Притч: «Слушай свою мать, ибо это путь жизни. Не будешь слушать свою мать, это путь смерти». И мы делаем вывод – все должны слушать своих матерей.

Поэтому я хотел бы здесь представить позицию, в соответствии с которой этот выбор, стоящий перед человеком в Эдемском саду, стоит перед каждым человеком и перед всем человечеством в течение всей истории.

И не только в Писании, не только во 2-й главе Бытия, но и в самом творении. Фундаментальным качеством реальности является выбор, который лежит перед человеком.

Почему этот выбор так важен?

Почему этот выбор так важен? Мы можем сказать так: «Выбор придает любви подлинность». Можем ли мы сказать, что нечто является любовью, когда эта любовь вынужденная, а не свободная? «Любить» уже означает, что имеет место выбор.

Здесь я вспоминаю одну пьесу, которую видел однажды. Она называется «Звездный экспресс».

Все артисты, участвующие в пьесе, катаются на роликах. Эта пьеса рассказывает об изменениях, которые произошли в мире, когда люди перешли с парового двигателя на электрический.

И мы видим эти старые паровые двигатели со своими тележками, которые они тащат.

История представлена аллегорически – двигатели это мужчины, а тележки это женщины.

В этой истории одна из женщин-тележек встречается с электрическим двигателем, цепляется к нему и оставляет свой паровозик. А паровоз не хочет отпускать эту тележку-женщину, он хочет, чтобы она осталась с ним.

Тележка говорит следующее (и мне кажется, что ее слова во многом выражают то, что здесь сказано):

«Если я не имею свободы покинуть тебя, тогда я не имею свободы и остаться с тобой, потому что если я вынуждена остаться, то это уже не любовь. Если меня заставляют остаться, то это уже не любовь. Я должна быть свободна покинуть себя для того, чтобы иметь ту же свободу остаться с тобой. Если ты хочешь, чтобы я оставалась с тобой, то у меня должен быть выбор. Я должна иметь возможность покинуть тебя».

И здесь Бог творит нечто подобное, как мне кажется. Он сотворил выбор для нас для того, чтобы придать любви подлинность, чтобы любовь была настоящей и свободной.

Итак, неужели Бог сотворил мир с возможностью зла? Да. Мне кажется, что ответ «да».

Это правда, потому что Он сотворил это мир с встроенным принципом выбора. Люди не понуждаемы насильно творить добро или избирать жизнь. Люди имеют свободу выбрать смерть.

Что же означает выбор смерти?

Давайте теперь немного поговорим о том, что же означает выбор смерти.

Очень много споров происходит в отношении картины дерева добра и зла и, конечно, некоторые считали, что это сама по себе сексуальность и такие мыслители учили против сексуальных отношений.

Некоторые считали, что этот образ означает познание, способное даровать человеку понимание того, чем отличается правильное от неправильного, добро от зла.

Мне кажется, что тут не ухвачена суть.

  • Адам и Ева уже знали, что было неправильным вкусить этот плод.
  • Они уже знали различия между этим деревом и тем.
  • Они знали, что одно дарует жизнь, а другое смерть.

Эти различия были им известны. Они знали, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно, не так ли?

То есть мне кажется, что дело здесь не в том, что они не знали, чем отличаются эти деревья. Речь здесь идет о чем-то более конкретном.

Слово «знание» означает не просто слово, означающее некое содержание, но включает в себя также и способность различать и принимать решения.

Эта фраза часто используется в еврейском тексте Библии, чтобы обозначать вердикты судей, которые знают, что есть хорошо и что есть плохо. Мне кажется, что это дерево здесь представляет выбор, который лежит перед людьми.

Люди могут сказать, что хотят сотворить собственные правила, собственную историю, и хотят сами решать для себя, что хорошо и что плохо, поэтому это дерево является утверждением собственной автономности. То есть тем самым человек говорит: «Я хочу сам решать, что для меня хорошо и что плохо».

Выбрать же дерево жизни означает выбрать союз и общение с Богом. Это означает принять решение пребывать в общении с Богом.

Это всё равно что сказать: «Я хочу пребывать в общении с Богом и участвовать в Его миссии и Его цели. Я хочу участвовать на Его стороне. Я с Ним, я буду сотрудничать с Ним и способствовать достижению поставленной цели».

Но решение автономии это предложение независимости. Это всё равно что сказать: «Я буду это делать, но буду делать всё по-своему».

И именно об этом идет речь, когда происходит беседа между змеем и Евой, а Адам находится неподалеку. Ева не просто хочет уподобиться Богу, но хочет стать на одну ступень с Ним и утвердить свою независимость.

И вместо того чтобы стать соправителем, мы хотим получить свое собственное царство. Такое отношение означает, что мир уже идет в ином направлении.

Цель состояла в том, чтобы в итоге возникло Царство Божье, но их цель – создать собственное царство, собственную империю.

Конфликт между империями

Каково происхождение зла? Почему Каин убил Авеля?
Каково происхождение зла? Почему Каин убил Авеля?

Когда люди начинают создавать такого рода собственные империи, то входят в конфликт, в столкновение друг с другом. И история приводит нам достаточно примеров в качестве доказательства этому, не так ли?

Конфликт между империями – разве не в этом состоит вообще вся история мира?

Если посмотреть на книгу Бытия с 3-й по 11-ю главы, то именно это мы там и увидим. Когда мы доходим до 4-й главы Бытия, то какой конфликт возникает?

Почему Каин убил Авеля?

Каин и Авель, один убивает другого. Каин создает собственную империю, Авель стремится жить в общении с Богом – и две империи входят в конфликт. Или, как Павел это называет, царство тьмы против царства света, царства Сына Божьего.

В 5-й главе идет повторение ряда ключевых слов и приводится целая серия родословий, а в конце каждого родословия, за исключением одного (Еноха), стоит фраза: «И он умер».

Другими словами, смерть захватила мир. Когда люди считают, что могут создать собственную империю, то обольщают сами себя, потому что не они, а смерть становится властителем.

Главы с 6-й по 8-ю описывают потоп. Конечно, потоп говорит о том, какие изменения в мире произошли и какой произошел упадок. Всякая мысль, всякое помышление сердца были направлены на зло, и мир был заполнен насилием.

Благое творение божье, в котором Бог упокоился, по идее должно было стать местом присутствии шалома – мира. Но сотворение наших собственных царств и империй автоматически означало и присутствие насилия.

Насилие становится средством сотворения империи. Вы знаете хоть одну человеческую империю, созданного без насилия?

Каин пытался создать и утвердить свою империю насилием, и с тех пор всегда это было так. Но Царство Божье – это царство мира и праведности.

Давайте посмотрим последнюю историю в этой серии – историю в главах с 3-й по 11-ю. 11-я глава – это история Вавилонской башни.

Давайте прочтем Бытие 11:3-4. Здесь есть фраза, которая должна показаться вам знакомой из более ранних мест книги Бытия – «сделаем».

В 1-й главе Бог говорит: «сделаем человечество по образу нашему», а здесь в 11-й главе книги Бытия, на противоположном полюсе, человечество говорит: «сотворим».

Мир перевернут с ног на голову. Вместо того чтобы править вместе с Богом, человечество решило само по себе сотворить собственное царство, собственную реальность – «давайте же построим себе город с башней до небес».

И когда говорится: «высотой до небес» это не означает буквальное здание, небоскреб, который достигает до Бога. Это метафора, в которой описывается царь Вавилонский (Исайя 14-я глава).

Метафора «дотянуться до небес» это метафора, описывающая то, как на себя берутся прерогативы божьи и когда люди говорят: «Мы станем как боги, завоюем божье царство, постоим башню, которая будет равной Богу».

И вот почему мы это сделаем, указывается причина: чтобы сделать себе имя. То есть сами слова говорят о том, насколько это был горделивый поступок. Люди хотели прославить себя, сделать себе имя.

Я возвеличу имя твое

Противопоставьте это 12-й главе Бытия, когда Бог говорит Аврааму: «Я возвеличу имя твое. Я прославлю имя твое». Есть огромная разница между одним и другим.

История искупления состоит в том, как Бог говорит Аврааму: «Я возвеличу имя твое», и затем Бог обновляет этот мир в противовес истории, когда люди сами вознамерились прославить свое имя.

Жемчужины греческого языка
Сатана, дьявол — враг искуситель (Евангелие от Матфея, 4 глава)

Заметьте, как говорится: «Мы не только построим этот город и башню, которая будет равной Богу, но и сделаем то, что должен сделать Бог, – возьмем на себя власть божью, чтобы у нас было имя более великое, чем имя божье».

И также говорится: «прежде нежели рассеемся по лицу земли», то есть «мы не будем рассеиваться».

Помните, в чем состояло намерение божье? В том, чтобы вся земля наполнилась. А в истории с Вавилонской башней: «мы не хотим рассеиваться по всему лицу земли, мы хотим стать силовым центром».

Это работает против божьего намерения, состоящего в том, чтобы вся земля наполнилась.

И Бытие 11:4 является полной противоположностью Бытию 1:26.

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
(Быт.11:4)

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
(Быт.11:4)

Здесь люди следуют иной истории, создавая иное царство, центром которого являются они сами.

Я думаю, что мысль состоит не в том, что главы с 3-й по 11-ю книги Бытия уникальные в мировой истории, но, скорее, эти главы являются описанием общераспространенной практики в мировой истории, потому что именно так поступают люди и именно так они создают собственные царства.

Они возвеличивают себя с помощью этого и берут на себя прерогативы Бога. Это история человеческой гордыни. Выбрать эту историю значит выбрать гордыню, а не смирение.

Человеческий выбор

Когда вы читаете всю историю Писания, то разве не этот контраст там прослеживается?

Например, Притчи 11-я глава, 2-й стих: «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость». Разница между гордостью и смирением в сущности и есть сердцевина данной истории.

Либо новозаветный пример – Иакова 4:6: «Посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Здесь Иаков цитирует Ветхий Завет, книгу Притчей.

Мы рассматриваем происхождение зла именно в том, как Писание рассказывает данную историю.

Происхождение зла коренится в человеческой гордыне, в самом человеческом выборе, в том, чтобы приписать себе ту роль в мире, которая им не принадлежит.

Полезно знать:
Стратегия обмана

Вместо того чтобы принять роль соправителя вместе с Богом и участвовать в миссии божьей, люди выбирают создание собственных царств, в которых они уже сами являются независимыми и единовластными владыками.

И мне кажется, что можно проследить, как эта история разыгрывается и в Писании, и в человеческой истории.

Это имеет вселенские последствия космического характера, а именно человеческий выбор здесь является разрушительным не только в отношениях с Богом и друг с другом, потому что теперь мы используем насилие, но и в отношении вообще самого творения, потому что в мир впрыскивается доза вражды.

Там где раньше был мир, шалом, теперь творение уже подчинено фрустрации и смерть царствует над миром вместо жизни.

Например, посмотрим 8-ю главу послания Римлянам, стихи 19-21

19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
(Рим.8:19-21)

Творение, космос, сама Вселенная подчинены муке, суете и рабству тления. Иными словами, когда этот выбор в пользу смерти вторгается в мир, то покоряет всю Вселенную суете и тщетности самой смерти.

Слово, которое здесь переводится как «суете» (20-й стих), используется Павлом только дважды. В греческом переводе книги Екклесиаста это слово используется раз 40, наверное. Что-то бессмысленное, тщетное, «суета сует, всё суета».

Творение покорилось вот этой суете.

Бог говорит: «Хочешь установить свое царство? Тогда ты узнаешь, как это тяжело. Земля произрастит тебе колючки, тернии, и ты вернешься в прах. Хочешь сотворить себе собственное царство? Концом этого будет смерть».

И это будет воздействовать на всё творение, а не только на людей.

Это немного похоже на то, как ребенок говорит: «Я не хочу больше жить по вашим правилам, мама и папа». И мама с папой говорят: «Хорошо. Давай, живи уже сам, увидишь как это тяжело».

Я думаю, что именно так Бог сделал с творением.

Когда человечество выбрало автономию и сказало, что мы хотим сами существовать в собственном царстве, Бог сказал:

«Хорошо, создайте себе собственное царство, но это будет тщета, суета, катастрофа, и это закончится смертью. И, может быть, когда вы столкнетесь со смертью, тогда вспомните, что есть другой выбор, другой вариант».

Потому что другой вариант постоянно присутствует в этом отрывке в Бытие главах с 3-й по 11-ю.

  • Он присутствует, когда Сиф оказывается в мире по божьей благодати.
  • И в случае с Ноем, когда он обретает благодать в очах божьих.
  • И также когда Бог призывает Аврама и говорит: «Я не оставлю мир в таком состоянии. Я призову народ, который благословлю и через которого благословлю все народы. Я хочу искупить, хочу снова разыграть эту историю, хочу вернуть ее на сцену, а это и есть история искупления».

Видео: Божья милость к Адаму и Еве

Видео История искупления 2.1 Бог благодати. Божья милость к Адаму и Еве.

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Джон Марк Хикс. Систематическое богословие. Лекция 3: Каково происхождение зла?
  3. Каково значение творения и какова роль человечества в нем?
  4. Почему Каин убил Авеля?
  5. Было ли зло создано Богом?
  6. Жемчужины греческого языка
    Сатана, дьявол — враг искуситель (Евангелие от Матфея, 4 глава)
  7. Стратегия обмана
  8. James Nored. Видео История искупления 2.1 Бог благодати. Божья милость к Адаму и Еве.
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading