Меню статьи
Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Четверг, 2 мая, 2024

Каково значение творения и какова роль человечества в нем?

Каково значение творения и какова роль человечества в нем?

В этой статье мы исследуем значение творения и роль человечества в нем. Библейский текст указывает на завершенность творения и намерение Бога развивать его. Бог создал человека по своему образу и благословил их, призвав размножаться и владычествовать над землей. Бог не просто отдыхает, но наслаждается своим творением и присутствует в нем. Человечество, созданное по образу Божьему, имеет уникальность и ценность. Мы также обсуждаем роль человечества в управлении творением, которое должно отражать Божью любовь и мудрость. Важно понимать, что наше единство, забота о творении и соответствие Божьим намерениям являются ключевыми аспектами нашей роли в творении.

Для размышления над этим вопросом прочитаем следующий текст:

Бытие 1:26 — 2:3 – И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

На шестой день Бог сотворил человека, а на седьмой день, в каком-то смысле, творение было завершено.

Завершенное творение не означает, что не может быть никакого дальнейшего развития. Также завершенное не означает совершенное в платоническом смысле, то есть такое, что Бог якобы создал нечто, что никогда не изменится.

Не о таком совершенстве мы здесь говорим. Речь идет о завершенности как о некой целостности, соответствии тому, что Бог намеревался иметь в самом начале.

Бог вложил в это творение намерение развития. И доказательством этому может служить то, что Бог сотворил человечество и сказал им размножаться.

Можно ли это назвать изменением?

Вы знаете, когда у вас появляются дети, всё меняется. Бог создал мир с намерением менять его, развивать, увеличивать.

На седьмой день Он завершил творение, но это вовсе не означает, что Он ничего больше не совершает.

Бог успокоился на седьмой день, но это не подразумевает, что Бог вступил в полностью неактивное состояние.

На самом деле Бог всё еще вовлечен и участвует в своем творении. Мы называем это провидением. Он действует в своём творении, реализуя свои замыслы.

А что же тогда значит «почил», стал отдыхать?

Для того чтобы понять это, необходимо рассматривать Писание в его целостности, всю библейскую историю.

Когда Бог сотворил народ Израиля, повелел им построить скинию и поместить ковчег завета в святое святых, Он снизошел для того чтобы обитать в святом святых.

Еврейское Писание говорит, что в этом заключался божий покой, – Он почил во святом святых. Или, например, подумаем о книге Откровение, где говорится о том, что когда святые умирают, то они входят в покой.

Если бы у нас было время, мы могли бы проследить развитие этой идеи покоя на страницах Писания, то пришли бы к такому заключению: библейский покой не равен бездействию, недостатку действия или пассивности.

Отдых посреди забот Матф.11:28-30

Покой означает близость, наслаждение, общение, и поэтому когда мы говорим, что Бог почил, это всё равно что сказать, что Он вступил в общение, наслаждение.

Он получал удовольствие в том, что сотворил, потому что когда Он это сделал, то сказал, что это очень хорошо, успокоился и стал наслаждаться этим творением, общаться с ним и присутствовать в нем.

Мы читаем, как Он ходил в Эдемском саду с Адамом и Евой, то есть не был удален от своего творения. Он внутренне присутствует и делит свою жизнь со своим творением.

И поэтому, когда мы говорим здесь о словах «отдых» или «почил», то не должны думать, что Бог где-то вдалеке отряхивает руки, вытирает и говорит: «Ну всё, я закончил, дело сделано».

Нет, мы должны представлять Бога, который приходит для того чтобы пребывать внутри своего творения, наслаждаться тем, что Он сотворил, и общаться с человечеством, сотворённым Им.

Мужчина и женщина

И кульминационной точкой творения является само человечество, потому что нет другого такого аспекта творения, где Бог остановился бы и сказал: «Сотворим человека по образу нашему».

Бог как бы советуется сам с собой и сам себе дает указание.

Мужчина и женщина – уникальное творение, сотворенное по образу божьему. И поэтому, когда мы с вами размышляем о роли человечества как образе божьем, то тем самым размышляем об уникальности человечества.

Вообще это довольно редкое выражение в Библии. Оно встречается около 12-13 раз, где говорится об образе. Но все-таки несмотря на то, что выражение является редким, эта идея в библейском тексте присутствует.

На самом деле она может быть обнаружена практически везде и проходит через всё повествование Библии красной нитью. Если мы можем концептуально ухватить, о чем же идет речь, когда говорится об образе, то увидим это.

Является образом божьим

В истории теологии развитие концепции «образа» можно свести к трем различным путям. Некоторые теологи воспринимали образ как субстанцию или качество человека, то есть в нас есть нечто, что является образом божьим, Его отражение или подобие.

Образ и прообраз: погружение в метафорику Библии

И поэтому Фома Аквинский, например, – великий теолог католицизма – утверждал, что образ божий это, прежде всего, разум, способность к рациональному суждению.

«Рацио» есть образ божий в человеке. И по сути, на самом деле он давал нам аристотелевское определение.

Аристотель утверждал, что человек это мыслящее животное, и Фома Аквинский, который во многом полагался на мысли Аристотеля, говорил, что мы животные, которых именно разум делает уникальными и выделяет из общего ряда.

Разум это часть нашего существа, которая отражает Бога.

Какие еще есть части нашего существа, которые предположительно являются отражением образа божьего? Нравственность, моральность, наша способность различать добро и зло.

  • Некоторые исследователи-теологи относили это к образу божьему в человеке.
  • Некоторые говорили, что на самом деле речь идет о личности, то есть именно это отличает нас от всего остального творения.
  • Еще некоторые говорили, что главное это моральная способность выбирать, свобода выбора между добром и злом.
  • А другие говорили, что отличает нас от всего остального творения способность к творчеству.

Итак, нечто внутри нас, некая субстанция, некое качество, которое отличает нас, вот это первое направление.

В истории христианской теологии это было магистральное направление развития мысли об образе божьем. Но мне кажется, что есть и другое направление.

Оно связано со способностью к общению и указанием на то, что люди это социальные существа, которые не могут жить вне общения.

Божественная община

Это значит пребывать в общении с другими. Точно так же, как сам Бог является пребывающим в отношении, Бог триедин: Отец, Сын и Дух Святой пребывают в общении.

Так же и образ божий или отражение Бога, уподобление Богу обретается во взаимоотношениях.

Бог не создавал человечество, чтобы оно было разделено на отдельные личности, независимые и несвязанные. Когда Он сотворил человечество, то сотворил его сразу же как мужчину и женщину.

Мужской и женский мозг

И будучи разделенными на мужчин и женщин, мы уже имеем встроенную функцию, ориентированную на общение. Различия между мужским и женским полом закладывает механизм общения. Он направлен на поиск друг друга и привлечение друг к другу, тем самым образуя некую связь или общину.

И поэтому можно утверждать, что Бог сотворил человечество, прежде всего, как некую реальность отношений. Бог никогда не намеревался создавать изолированных христиан, которые были бы сами по себе и ни в ком не нуждались, потому что когда Бог творит, то творит общину, творит общение.

Мы можем сказать, что божественная община привела к рождению человеческой общины, и отношения в человеческом обществе есть отражение общения божественной общины.

Когда Иисус молился о единстве между учениками, то приводил следующую модель:

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»
(Иоанна 17:21)

Итак, мы видим, что единство Бога является моделью для единства церкви и человеческого общества.

Человечество предполагалось быть единым как Бог был един. И потому человеческая община, будучи чем-то единым, должна была отражать божественную общность – и это очень важный момент.

В этой концепции есть очень много теологически богатого материала.

Сексуальная этика

Например, давайте подумаем о сексуальности. Когда Бог творил мужчину и женщину, то творил различия, которые способны претворяться в единство, когда двое становятся одной плотью.

Точно так же, как божественная общность являет различия трех личностей, трех ликов божества, которые одновременно имеют единство, взаимоотношения, общение, любовь и близость.

Что Библия говорит о гомосексуализме?

При этом они имеют всё это во взаимной верности как некую общую праведность.

Точно так же и человеческое общество – мужчина и женщина – становится единым, и близость этого единства есть уже вопрос верности. То есть если мы собираемся отражать Бога и являть Его образ в наших половых отношениях, то нам необходимо выражать верность Бога и Его близость.

Наша сексуальная этика коренится на том, как наша сексуальная природа отражает Бога.

Но это лишь один из аспектов практического применения логического размышления о Боге.

Также это говорит о том, что сексуальный союз является духовным актом и участвует в близости самого Бога.

Единство между мужчиной и женщиной – это образ союза, существующего в самом Боге. Сексуальный акт становится не просто актом по воспроизводству потомства, но выражением самой природы Вселенной, в которой мы видим единство различий.

Три в Одном, и в человеческих отношениях мужчины и женщины, достигающих единства.

Полнота божья наполнила землю

Здесь мы говорили о природе человека как существа социального, и один из моментов, на который было указано, состоял в том, что Бог всегда желал видеть общность общины.

И мы можем сказать, что завершенное творение не было до конца завершено при наличии только мужчины и женщины.

Замысел Бога заключался в том, чтобы эти люди возрастали количеством и наполняли собой землю.

Пророк Исайя говорит, что Бог замыслил, чтобы вся земля была населена и полнота божья наполнила землю. Это также связано с аспектом отношений.

Зачем Бог сотворил мир?

А если теперь поразмышлять о церкви, то та община, которую мы зовем церковью и которая призвана наполнить землю, на самом деле является выражением божьего намерения в отношении своего творения.

Точно так же, как Он сказал первым людям, мужчине и женщине, плодиться и наполнять всю землю, так же Он потом сказал и Израилю, что умножит его так, что и счесть будет невозможно.

И затем в книге Деяний говорится, что церковь умножалась и распространялась по всей земле.

Итак, мы видим, что церковь есть часть божьего намерения. Задача в том, чтобы привести нас к Его изначальной цели в отношении творения, то есть заполнить землю этой реальностью.

Царство Божье

Но есть еще один взгляд на божий образ, и он связан с функцией. В Библии говорится, что люди не только призваны размножаться и наполнять землю, но и владычествовать над ней.

Эта лексика связана с царской властью. Всё творение во всей полноте есть Царство Божье. И это завершенное, достигшее полноты творение – это царство, которое включает в себя и всех рыб морских, и птиц небесных, и всё, что на земле.

В этом Царстве люди – соправители вместе с Богом. Мы вместе с Богом царствуем над землей.

Нужно понять, что слово «царствование» – это не эксплуатация земли ради нас самих. Это такое правление над землей, которое согласуется с божьим правлением, потому что мы правим вместе с Богом, то есть соучаствуем в божьем царствовании.

И если размышлять о божьем царствовании над миром, то это царствование мудрости и благоволения. Это царствование, которое проявляет любовь к творению.

Адам, прообраз Христа

Поэтому, когда мы размышляем над нашим правлением на земле, то это должно быть такое правление, которое согласуется с божьим и соучаствует в нем.

Мы должны владычествовать так, чтобы проявлять любовь, благоволение, мудрость и заботу о творении, а не только заботу о самих себе.

Экологическая этика

И, кстати, здесь становится важной экологическая этика. Как мы относимся к окружающей среде? Как относимся к животным?

Если посмотреть на историю Бога, то можно увидеть, что Его всегда это заботило.

В день субботний в Израиле, когда Израиль должен был отдыхать, животный скот тоже должен был отдыхать. Волы отдыхали. И поэтому царствование над землей не означало эксплуатацию волов до смерти, чтобы загнать их и чтобы они упали замертво.

Волам придается какая-то ценность, чтобы они могли отдохнуть в субботу.

Или ещё один пример – Аввакум, 2-я глава, когда Аввакум осуждает вавилонского императора Навуходоносора, потому что тот срубил все деревья, чтобы опустошить землю.

Там есть пять провозглашений горя и одно из них связано с насилием и кровопролитием. Оно как раз посвящено экологической катастрофе, а именно неправильному использованию творения и злоупотреблению вместо того, чтобы заботиться о нем по-доброму.

Навуходоносор уничтожает его ради своих целей, и Бог осуждает его за это. И это лишь один из аспектов размышления о функции людей на этой земле.

Выбор между тремя вариантам

Итак, что же такое образ божий? Какой из вариантов выбрать?

Я думаю, что здесь не стоит вопрос выбора между этими тремя вариантами. Мы видим, что человек это целостность, которая включает в себя всё это.

Человек во всей полноте своей, в том, что касается его сущности и функции, – весь человек являет собой образ божий. И поэтому нельзя сказать, что вот эта часть человека есть образ божий. Скорее весь человек – это весь образ божий.

Я хочу это проиллюстрировать следующим образом.

Когда мы рассматриваем 1-ю главу книги Бытия, то видим там такую царственную картину: Бог – верховный владыка – творит, создает себе территорию. И когда Он заканчивает, то творит также и свой образ на этой территории.

На Ближнем Востоке эта практика была очень распространенной. Например, когда египетский фараон завоевал Палестину в 700 году до нашей эры, то оставил свой образ в городе Мегиддо.

Этот образ представлял его власть, символизировал его договор с народом, потому что на самом этом образе был высечен текст договора. Этот образ был как бы олицетворением присутствия фараона на этой земле.

Именно это сделал Бог. Он сотворил свой мир и поместил свой образ в мир, но этот образ живой и дышащий.

Не создавай никакого кумира

Помните десять заповедей? Там говорится: «не создавай никакого кумира, никакого изображения». Мы можем поднять вопрос: «Почему Бог не хочет никакого образа себя?»

Хотя слово «себя» там не упоминается, но почему Он не хочет, чтобы люди делали такие образы? И когда мы смотрим на текст Писания (например, Иеремия 10-я глава), то в полемике против идолов содержится одна из ключевых мыслей, которую также можно увидеть в книге Аввакума.

Люди создают образы, у которых нет дыхания жизни, а Бог сотворил образ и вдохнул в него дух жизни.

  1. Мы – живущие, дышащие образы божьи.
  2. Мы представляем Его в этом мире.
  3. Мы – Его соправители, которые соучаствуют в Его миссии и замысле.

Мы не творим каких-то иных образов, потому что сами являем собой образ божий.

Не какая-то часть нас самих, не только наша разумная или творческая природа, или природа, связанная с отношениями, но мы, как сотворенные существа, есть часть тварного порядка.

Мы созданы из праха земного, но Бог вдохнул в нас дух жизни. Мы являем собой живущий, дышащий образ Бога в этом творении. И во всём, что мы делаем, мы представляем Бога.

Вот почему вопрос божьего образа красной нитью проходит через всё Писание.

  • Можно обратить внимание на разные фразы, которые в нем используются. Например, в книге Левит говорится: «будьте святы». Почему мы должны быть святы? «Потому что Я свят».
  • Судьям израильским Бог говорит, чтобы они судили справедливо, потому что Он судит справедливо.
  • Или в Нагорной проповеди, в Матфея 5:48 говорится: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Образ божий – это понятие о представлении Бога в этом мире, об уподоблении Богу.

И поэтому, когда мы думаем о том, что сотворены по образу божьему, то должны думать, что этот момент творения Бог замыслил так, чтобы человечество возрастало, созревало и всё более и более уподоблялось Ему в этом мире, заполняя землю. То есть люди это «сотворцы».

Мы творим детей, но не в одиночестве, а вместе с Богом.

Например, если вспомнить псалом 138-й, то лексика творения присутствует даже в этом тексте.

Псалом 138:13-14
«Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это»

Здесь говорится о том, что происходит в утробе. Бог активно творит, созидает нас.

Рождение ребенка есть чудесное творение божье, но это также и наше творение, поэтому мы сотворцы с Богом.

Бог вложил в нас способность творить вместе с Ним. Он вложил в нас задачу править над этим творением вместе с Ним, и поэтому творение было призвано созревать, достигать зрелости, возрастать и наполнять землю точно так же, как и человечество.

И Царство Божье, таким образом, охватывало бы всю землю. Конечно, не совсем всё получилось согласно этому замыслу. Но Бог замыслил и вложил в нас то, чтобы мы разделили эту цель.

Мы же решили, что пойдем другим путем в этом отношении.

Нравственная совершенность

Когда мы размышляем об образе божьем как о представлении по поводу изначального акта Его творения, то можем назвать его нравственным посредничеством, совершенством, нравственной способностью отличать добро от зла.

Нравственная совершенность воплощается, когда человек действительно праведен, когда всегда избирает правду, благо и добро. И в некоторых богословиях фактическая праведность – это когда человек не только способен выбирать, но и выбирает всегда благо.

Некоторые западные богословы (условно скажем, протестанты) утверждают, что люди были сотворены с уже идеальной нравственной способностью выбирать между добром и злом, то есть сотворены полностью праведными.

Католическая теология утверждает, что способность к нравственному выбору это то, с чем мы были сотворены, но это нравственное совершенство, эта праведность были добавлены сверху как нечто дополнительное.

Другими словами, это была некая тварная благодать, добавленная к нашей природе. Но и протестантское и католическое понимание, в том и другом случае, считает, что люди были сотворены праведными, что у них был статус праведности и все ее атрибуты.

В восточной православной мысли человек был создан со свободой нравственного выбора. Нравственное совершенство является вопросом роста, вопросом практики.

В восточном богословии говорится, что способность – это образ божий, а рост – подобие божье, потому что люди сотворены по образу божьему и по подобию божьему и призваны возрастать в уподоблении Богу.

И лично я нахожу эту мысль очень привлекательной.

Об этом мы и говорили

Каково значение творения и какова роль человечества в нем?
Каково значение творения и какова роль человечества в нем?

Именно об этом мы и говорили. Бог сотворил нас как свой образ, и затем мы развиваемся и растем в полноту Его подобия до тех пор, пока всё творение не наполнится Царством Божьим, потому что часть того, чтобы быть подобным Богу, состоит в том, чтобы исполнять божью миссию.

И когда Бог нас сотворил, то призвал соучаствовать в Его миссии. Поэтому можно понимать этот рост так, что Бог сотворил нас со способностью возрастать, и я думаю, что это очень хорошее представление того, что имел в виду Бог, когда создавал нас.

Точно так же происходит, и когда мы рождаемся. Мы рождаемся со способностью к росту, созреванию и развитию.

Я думаю, что Бог сотворил нас точно так же.

Видео: Созданные по любви

Видео История искупления 1.2. – Созданные по любви

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Джон Марк Хикс. Систематическое богословие. Лекция 2: Каково значение творения и какова роль человечества в нем?
  3. Отдых посреди забот Матф.11:28-30
  4. Образ и прообраз: погружение в метафорику Библии
  5. Мужской и женский мозг
  6. Что Библия говорит о гомосексуализме?
  7. Зачем Бог сотворил мир?
  8. Адам, прообраз Христа
  9. James Nored. Видео История искупления 1.2. – Созданные по любви
Предыдущая статья
Следующая статья
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading