В чем состоит значение молитвы Господней?
Это традиционное название молитвы, которую Иисус предложил нам в качестве образца в Евангелии от Матфея 6:9-13. Также эта молитва есть в Луки 11:2-4, но мы будем рассматривать вариант Евангелия от Матфея.
Молитва Господня
Мне кажется, что эта молитва является очень важной по целому ряду причин. Одна из них заключается в том, что Иисус приводит себя в качестве примера и говорит своим ученикам, что именно таким образом они должны молиться: «Молитесь же так».
В раздел:
Систематическое богословие
Иногда молитва Господня воспринимается как некая принципиальная модель молитвы для новичков. Но Матфей не таким образом её представляет.
Он не указывает на эту молитву как на образец для начинающих.
Молитва язычников
На самом деле, он говорит как следует молиться, и утверждает эту молитву для противопоставления молитвам языческим, потому что язычники молятся, чтобы привлечь внимание своих богов.
Они многократно повторяют одно и то же, чтобы убедить богов и чтобы они что-нибудь для них сделали. Поэтому молитвы языческие – это попытки убедить божество позаботиться о молящемся.
Но Иисус говорит, что Отец уже знает, в чём вы имеете нужду, и вот так вы должны молиться.
Литургическая жизнь общины
Вторая причина, по которой эта молитва важна, состоит в следующем.
На ранних этапах развития христианской церкви эта молитва включалась в литургическую жизнь общины. Это было нечто, что община повторяла вместе, воспроизводя слова этой молитвы наизусть.
Например, в конце II века мы уже видим эту практику.
Первая книга, которая была написана и посвящена молитве, использовала эту молитву как образец. Это книга Тертуллиана, который умер около 220 года нашей эры.
Один из разделов этой книги посвящен истолкованию молитвы Господней.
Из этого текста с очевидностью следует, что данная молитва к тому времени уже была частью литургической жизни церкви и с тех пор она уже никогда сферу литургии не покидала.
В некоторых протестантских церквах
В некоторых протестантских церквах молитва Господня не включена в общую литургическую часть, и опыт Церквей Христа указывает на то, что эта молитва не так часто является обязательной частью богослужения.
Полезно: Христианство без деноминаций
Я бы хотел, чтобы эта молитва больше использовалась во время богослужений, потому что Иисус сказал, что мы так должны молиться, и ещё потому, что эта молитва является исторической составляющей для общины, веры и церкви.
Интересно отметить, что именно делает эту молитву столь важной для Иисуса. Что утверждает эта молитва? О чём она говорит? В чём значимость этой молитвы для нас?
В чём значимость этой молитвы?
Молитва Господня настолько важна, что мы должны сделать её частью собственного благочестия.
Например, когда я принимаю душ по утрам, то по крайней мере раза три произношу эту молитву. Она напоминает мне некоторые темы, которые должны формировать христианскую жизнь.
Матфея 6:9-15 – «Молитесь же так:
«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Эта молитва разбита на две части, которые вписываются в два направления теологии или два направления мышления о Боге.
Молитва начинается обращением к Отцу
Мы видим Отца и видим небеса. Уже в этом простом призыве мы видим невероятную богословскую глубину, потому что, когда мы произносим слова «на небесах», тут же начинаем размышлять о трансцендентности, о том, что Бог запределен этому миру.
От читателей
Отче наш – образцовая молитва
Он смотрит с небес, Он над нами, Он превыше нас, Он имеет верховную власть.
И даже когда мы говорим о правлении Бога на небесах, то язык Матфея (который он использует для обозначения Царства) говорит о Царстве Небесном, и поэтому молитва начинается с этих слов.
Мы видим здесь указание на правление Бога с небес, Бога Всемогущего, который способен услышать нашу молитву и ответить на неё.
В то же самое время Он является нашим Отцом
Он тот, с кем мы имеем отношения, некую связь, у нас есть с Ним определенная близость. Мы уже можем говорить об имманентности Бога.
Он не является недостижимым и неведомым для нас. Конечно, Его нельзя познать в полноте, но Он пребывает в отношениях с нами.
И эти две части Бога, эти два измерения бытия Божьего (то, что Он наверху и также то, что Он с нами) выражены буквально в первой фразе призыва.
Эти слова, которыми мы обращаемся к Отцу в начале молитвы, непривычный приём в еврейской литературе. Нельзя сказать, что он уникален и неизвестен, но всё-таки он необычен.
Суть данной молитвы
Иисус говорит своим ученикам, что они могут иметь близкие отношения с Богом.
Вот эта двусторонняя картина сама по себе является отражением сути данной молитвы, потому что когда мы будем рассматривать всю оставшуюся её часть, то по сути увидим, что она сводится к трем прошениям, которые связаны с трансцендентностью Бога, а также других трём прошениям, которые связаны с Его имманентностью.
1. Например, «да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя» – это прошение, но прошение, обращающееся к Богу в Его трансцендентной сфере, когда мы просим Его вторгнуться в наш мир и привнести небесную реальность на эту землю.
Земля исполнена бунтом против имени Божьего и само по себе использование Божьего имени осквернено и оскверняется вновь и вновь.
Дело здесь не просто в имени как в некоем сочетании букв. Имя представляет здесь присутствие Божье и претензию на то, что Он обладает всем.
И просьба об освящении имени это не просто просьба, а просьба о привнесении святости в этот мир, чтобы Его присутствие было почитаемо. Это вопль о будущем.
2. «Да придет Царствие Твое» – речь идет не о Церкви. Здесь речь идет о том, что Царство Божье в Его полноте, правление Божье придёт на эту землю и наполнит этот мир Божьей праведностью, Божьей справедливостью, Божьим миром.
Иногда, особенно часто это происходит в нашей традиции Церквей Христа, некоторые люди говорят, что этой молитвой не стоит молиться, потому что Царство Божье уже пришло.
Что они имеют в виду? То, что Церковь уже на этой земле. Но Иисус, говоря о Царстве, вряд ли подразумевает синоним Церкви.
Говоря о Царстве, Иисус говорит о чём-то, много превышающим Церковь. Он говорит о том, что вся земля, вся Вселенная наполнится славой Божьей.
Я думаю, что Иисус здесь имеет в виду вечное Царство Божье.
И потому молитва, в которой мы говорим: «придет Царствие Твоё», является тождественной следующей: «Приди, Господи Иисусе, привнеси с собой полноту своей реальности в этот мир». И в каком-то смысле это подразумевает скорбь и плач.
О чём мы плачем? Мы плачем о существующей несправедливости в этом мире, о боли, которая в нём пребывает, и мы взываем к Богу, чтобы Его Царство пришло, принесло полноту и чтобы проклятия больше не было.
Тем самым мы видим, что этот вопль обращен к будущему. Мы хотим, чтобы сейчас наступило то, что должно прийти в будущем: «воля Твоя и на земле, как на небе».
Это прошение, о котором идет речь, это призыв к Богу для того чтобы Он обновил мир, который сотворил.
Систематическое богословие
Что такое Царство Божье?
И именно в этом состоит суть служения Иисуса. Он является инструментом этого Царства, инструментом Божьего правления, Его воли.
И точно так же, как Иисус является инструментом в этом мире, мы являемся такими же инструментами.
Мы, будучи Его учениками, являемся средством, с помощью которого Бог правит в этом мире и привносит своё правление в него. И потому когда мы молимся, обращаясь к Богу с этими просьбами, мы провозглашаем свою верность.
Это слова, с помощью которых мы говорим:
«Бог, я на твоей стороне. Я хочу твоего Царства больше, чем своего. Я хочу исполнения твоей воли больше, чем своей. Твоего имени больше, чем своего имени! Я хочу, чтобы твое имя было прославлено, а не моё!»
Когда мы молимся этими словами, то утверждаем свою верность Богу.
Это одна из причин, по которой я молюсь этой молитвой каждое утро, потому что, встав, я хочу напомнить себе, что поклялся в верности Богу и Его Царству.
Большинство людей, когда звучит их национальный гимн, встают и кладут руку на сердце, выражая свою верность родине. Многие знают наизусть клятву флагу.
Я не клянусь верности Америке и своему народу, потому что каждое утро утверждаю свою верность Богу и Его Царству. Поэтому я не могу в то же самое время говорить, что так же верен и Америке. Америка – лишь временная вещь, а Царство Божье не таково.
Я не утверждаю, что у всех должна быть такая же позиция, но просто говорю о том, как серьезно отношусь к этим трём просьбам и воспринимаю их как призыв поместить Царство Божье на первое место в своей жизни.
Также я считаю, что это главная и единственная моя верность. Это не значит, что я могу нарушать законы страны и не платить налоги. Я законопослушный гражданин, но моя верность не принадлежит всецело правительству. Она принадлежит всецело Царству Божьему.
Три прошения
Теперь рассмотрим следующие три прошения. Они относятся к Божьей работе, обращенной к нам в этом мире.
Бог уже присутствует здесь, действуя ради нас.
Когда мы видим эти три прошения в таком свете, то по сути они выражают Божью преданность нам точно так же, как первые три прошения выражают нашу преданность Богу.
Мы молимся так, полагая, что у нас есть уверенность в том, что мы интересуем Бога, что мы не должны Его убеждать нами заинтересоваться, но что Он уже нами интересуется, заботится и печётся о нас.
- Поэтому наша молитва это не какое-то предположение о Божьей заботе, а скорее выражение уверенности в том, что мы уже знаем.
- Поэтому, прося Бога о хлебе насущном, мы тем самым не манипулируем Им, а утверждаем, что Он наш Отец, который хочет давать нам хлеб.
- Когда мы просим прощения, то не убеждаем Бога в том, чтобы Он нас простил, а скорее уверены в том, что Он хочет нас простить. То же самое относится и к защите нас от зла.
Эти прошения охватывают три сферы нашей жизни.
1. Первая сфера нашей жизни посвящена поддержанию нашего материального бытия, то есть обеспечению нашей жизни в физическом смысле – тому, что мы едим, что пьём и во что одеваемся.
Именно то, о чём говорил Иисус: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». То же самое и в молитве Господней.
Если мы на первое место поставим Царство Божье, то Он обеспечит нас насущным хлебом, даст пищу и одежду.
Женщинам
Что такое счастье?
Молитва Господня не просто о духовности, но и о реальном конкретном существовании в мире, где нам нужен хлеб, для того чтобы жить.
И молиться о таком обеспечении – это значит признать, что наша жизнь зависит от Божьих даров.
Это связано с обеспечением жизни, а не с богатством. Не говорится, чтобы Он дал нам роскошь на сей день.
Американской церкви (автора статьи из Америки) к этому следует особенно прислушаться, потому что она богата, живёт в роскоши и должна услышать, что наша молитва о том, чтобы Бог дал нам не богатство, а хлеб наш насущный.
И что богатством, которое мы имеем, мы должны делиться с бедными, с другими людьми ради Его Царства. Но очень тяжело слышать такие слова.
Это постоянная внутренняя борьба. В этом великий грех американской церкви, в котором ей нужно покаяться и начать вести себя иначе.
На самом деле, наши молитвы должны быть скорее похожи на то, что написано в Притчах 30:7-9:
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».
Мы, конечно, не должны молиться о бедности, чтобы Бог обездолил нас, но и не об элитном существовании.
Молитва Господня есть напоминание о том, что я живу не ради богатств, а ради Царства Божьего.
2. Второе прошение связано с отношениями – не только с Богом, но и друг с другом. То есть чтобы наши отношения были в мире с Богом, и чтобы Бог прощал нам наши прегрешения.
Это явно связано с тем, как мы относимся друг ко другу. Мы должны обратить особое внимание на эти строки.
Действительно ли мы относимся к другим так, как хотим, чтобы Бог относился к нам?
Если мы копим обиды на других людей, отказываемся прощать, относимся с пренебрежением и неуважением к другим людям, то действительно ли мы хотим, чтобы Бог относился к нам так же?
Именно это говорит нам данная молитва. Это очень серьезная молитва, и если Бог ответит на нее, то понравится ли нам это?
Она действительно обращается к тем отношениям, которые у нас должны быть с другими людьми. И наша цель состоит в том, чтобы относиться к другим людям так, как Бог относится к нам.
3. И последняя сфера связана с защитой от сил тьмы: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
Я думаю, что это действительно указание на тот духовный конфликт между Царством Божьим и царством тьмы.
Мы говорим этой молитвой, что преданы Царству Божьему, что будем его инструментом, примем его, будем действовать по воле Божьей, и если в этом наше обязательство, то лукавый постарается подорвать нас и будет нам противостоять.
- Нам нужно больше сил, потому что наших собственных сил недостаточно для победы над лукавым.
- Нам нужна Божья сила, чтобы его победить, и нужно присутствие Духа Святого.
Дом на Скале. Видео
Урок 13. Искушение
Эта молитва не такова, что «никогда не позволяй нам искушаться», но скорее она связана с силой и властью искушения, чтобы не ввести нас во искушение одних, чтобы мы не попали туда одни, но чтобы Бог присутствовал рядом с нами и избавил нас от силы лукавого.
Точно так же, как Иисус был поведён для искушения в пустыню, Он там был не один, но Бог был с Ним. И Его сила, и зависимость от Бога победили лукавого.
Это последнее прошение признаёт, что есть что-то, что происходит в мире, большее, чем просто мы и наши желания.
Есть гораздо более крупная битва между Божьим Царством и царством сатаны, и мы участники этой битвы.
Итоги
Первая часть молитвы Господней – есть отражение моей преданности Богу, вторая – Божьей преданности мне. Это очень широкая целостная молитва.
И это одна из причин, по которой Иисус говорит, чтобы мы молились подобным образом.
1. Вот простая молитва, но очень сильная, глубокая и всеобъемлющая, которая признаёт Царство Божье.
Нам нужна эта молитва в нашей повседневной жизни, и я бы посоветовал выработать благочестивую привычку, чтобы каждый день находить время для её произнесения.
2. Эта молитва также необходима и в нашей общинной жизни. Эта вполне уместная и важная молитва, чтобы церковь произносила её вся вместе, в унисон, чтобы это было не только выражением индивидуальной преданности, но и общинной.
Представьте, если вся община молится о хлебе насущном, то это означает, что мы друг другу преданы, что если кому-то из нас не хватает насущного хлеба, то мы делимся.
Если мы произносим: «прости нам, как и мы прощаем», то это напоминает о наших отношениях в общине, которые должны быть.
Мы должны прощать друг друга, любить друг друга и как бы не слишком акцентировать внимание на различиях между нами.
И если вся община молится: «избавь нас от лукавого», то мы напоминаем себе, что как община находимся в битве и что мы все вместе в ней сражаемся.
И поэтому в качестве общинной эта молитва напоминает нам о ряде важных тем, которые должны формировать нашу церковную жизнь.
Видео: Иоанн-креститель и Царство Божье
ИСТОРИЯ ИСКУПЛЕНИЯ: ЧАСТЬ 4.2 Иоанн-креститель и Царство Божье
Сноски
- Библия. Синодальный перевод
- Джон Марк Хикс. Систематическое богословие. Лекция 8: В чём состоит значение молитвы Господней?
- Теологическое образование. Институт Теологии и Христианского Служения