Содержание
Отче наш – образцовая молитва
(Мф. 6:9-15; Лк. 11:1-4)
О чём бы вы хотели знать? Какие вопросы вы задаёте себе и другим? Дети – тысячу «почему?»; подростки – «как быть?»; взрослые – «что дальше делать?».
А вот ученики Иисуса хотели знать, как молиться:
«Случилось, что когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников Его сказал Ему: «Господи! Научи нас молиться…». (Лк. 11:1)
В ответ на просьбу Своих учеников: «Научи нас молиться», Иисус прочитал молитву, которую иногда называют Господней молитвой, иногда «Отче наш».
Этот ответ Христа мы читаем в Лк. 11:2-4 и Нагорной проповеди (Мф. 6:9-15). Этот отрывок – один из самых известных во всей Библии.
Статья по теме: Секрет молитвы, которая не остаётся без ответа
Давайте посмотрим, чему учит нас эта молитва. Эта молитва не была задумана для ритуального чтения. Иисус предупреждает о том, чтобы не только «не говорить лишнего», но также «не говорите в точности именно этими словами».
Молитву Иисуса в Нагорной проповеди можно назвать образцовой молитвой в плане всеохватности, краткости и простоты. Разберём этот образец молитвы Иисуса.
Образец направленности
- Она направлена к Богу: «Отче, сущий на небесах» (Мф. 6:9б).
- Мы должны молиться не Марии, или какому-либо святому, а «благодарить всегда за всё Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф 5:20).
- Когда мы молимся «Отче наш…», мы свидетельствуем, что собрались все вместе христианской семьёй.
Наша молитва направлена к «небесам». Там дом Бога-Отца и нашего Спасителя и «наше…жительство на небесах» (Фил. 3:20).
Эта молитва – образец благоговения
- «Да святится имя Твоё» (Мф.6:9в).
- В Ветхом Завете псалмопевец говорит: «Свято и страшно имя Его!» (Пс.110:9в).
- Моисей заповедал: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7а).
Образцовая молитва Иисуса даёт нам знать, что и во времена Нового Завета мы должны приступать к Богу с чувством глубокого почтения и трепета.
Образец акцентирования главного
Только что упомянутое благоговение задаёт тон нашим просьбам в молитве.
Прежде всего мы выражаем заботу не о себе, а о Божьих планах и целях: «Да придёт Царствие Твоё» (Мф. 6:10а).
Что это за «Царство», прихода которого они ждали? Это – церковь.
В Кессарии Филипповой Иисус говорил об установлении Своего царства, которое назвал Своей церковью. Христос сказал Своим ученикам, что царство придёт при их жизни и что придёт оно «в силе» (Мф. 16:18,19; Мк. 9:1).
В День Пятидесятницы было установлено царство/церковь (Деян. 2:1-4). С того момента о царстве/церкви говорится как о реально существующем образовании.
Когда Иисус велел ученикам молиться «да придёт Царствие Твоё», они, по сути, молились «да будет установлена церковь Твоя».
Должны ли мы сегодня молиться об этом? Поскольку царство/церковь уже установлено, лучше не повторять слово в слово эту фразу, а конкретизировать свою просьбу: «да придёт царство Твоё по всему миру» или «да придёт царство Твоё в сердца всех людей».
И хотя мы изменим слова молитвы, она всё равно учит нас тому, что нам надо проявлять заботу о царстве/церкви и что в наших словах должна звучать молитва о её благополучии.
Нам следует молиться о своей общине, о церквях во всём мире. Поступая так, мы участвуем в Божьем великом плане сделать Его мудрость «известной через Церковь» (Еф. 3:10,11).
Образец заботы
Следующая просьба продолжает акцент на духовном, но этот акцент перемещается от церкви на всю землю: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10б,в).
Это пожелание о послушании всех на земле Божьей воле. На эту часть молитвы в Слове Божьем есть ответ: мы должны нести это Слово по всей земле.
Главная же ценность этой части молитвы состоит в том, что она заставляет нас исследовать собственное отношение к Его воле.
Не секрет, что некоторым людям не нравится то, что повелевает Господь. Цель молитвы – не заставить Бога исполнять наши желания, а научиться самим подчиняться Его воле.
Образец сдержанности
Мы уже готовы выразить в молитве наши личные просьбы. «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» (Лк. 11:3).
Заметим сдержанность молитвы: просьба не о пироге, а о хлебе. И дать этого хлеба не на месяц, а на этот день.
Один из уроков этой части молитвы состоит в том, что мы должны довольствоваться самым необходимым. Пища – одно из немногого, что у нас должно быть.
Нет ничего плохого в том, чтобы просить и о других благословениях, но наше счастье не должно зависеть от того, сколько всего мы имеем.
«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».
(1Тим. 6:8)
Образец смирения
Следующая личная просьба: «И прости нам долги наши» (Мф.6:12).
Речь здесь идёт не о денежном долге. В греческой версии Нового Завета слово «долг» означает обиду, вину, грех.
Стоя перед святым Богом, мы признаём, что мы грешники и просим Бога простить нас. А следующая часть просьбы бьёт нас по нашей гордыне ещё сильнее: «Как мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12).
Прощать так трудно! Но мы должны этому научиться. Научиться прощать самим.
Если кто-то обидел меня, возможно, мои отношения с этим человеком останутся натянутыми, пока он не признается в своей вине и не покается. Но меня должно заботить больше всего моё сердце, чтобы в моей душе не пророс «какой горький корень» (Евр.12:15), заполнив всю душу и не оставив места прощению и любви к ближнему.
А что, если вы не готовы простить? Говорят, человек, который не хочет прощать, разрушает мост, по которому должен пройти сам.
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный».
(Мф. 6:14)
Образец понимания
Молитва продолжается: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Лк.11:4в).
Мы должны заботиться не только о прощении грехов, но также и о том, чтобы держаться подальше от всего, что ведёт ко греху.
Эта часть молитвы учит нас просить у Бога помогать нам преодолевать соблазны, которые встают на нашем пути, и при этом иметь ответственность за свои поступки, и не идти осознанно туда, где эти соблазны нас ждут.
Образец восхваления
Последние знакомые слова молитвы: «Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава вовеки. Аминь» (Мф. 6:13б).
Мы снова в своей молитве возвращаемся к источнику всякого блага, к Самому Богу: Царство принадлежит Ему, ничто не может сравниться с Божьей силой, мы должны возвещать Его Славу – и всё это будет истинно «вовеки».
Вот такова образцовая молитва. Можно ли сказать, что она учит всему, что мы должны произносить в молитве? Нет. Просьбы в ней имеют общий характер. Нам же нужно быть более конкретными: благодарить за конкретные благословения, исповедать конкретные грехи, молиться за конкретных людей.
В нашей молитве, как учил апостол Павел, мы должны благодарить «…Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Кол. 3:17).
И всё же, эта образцовая молитва учит нас многому. Она – образец направленности, благоговения, акцентирования главного, заботы, сдержанности, смирения, понимания, восхваления.
Если Бог вам ещё не Отец, если вы не пришли в Божью семью через веру и повиновение, если вы не приняли водное крещение и во Христа не облеклись, – то вы не можете молиться этой молитвой.
Если вы – чадо Божье, но оступились и согрешили – покайтесь и примиритесь с Богом. И сделайте это сегодня. И тогда вы сможете вместе со своей Божьей семьёй молиться образцовой молитвой нашего Спасителя.

Сноски
-
- Библия. Синодальный и Современный переводы
- Автор: Геннадий Щербаков, старейшина Сыктывкарской ЦХ.