ГАЛИЛЕЯ ЯЗЫЧЕСКАЯ

Галилея

Во время искушения Иисуса, как описано в четвертой главе Евангелия от Матфея, наш Господь трижды цитировал Святое писание. После этого, как говорит Матфей:

11 оставляет Его диавол, – и се, ангелы приступили и служили Ему.
(Мф 4:11).

После того как сатана оставил Иисуса, а Иоанн Креститель был взят под стражу, Иисус не стал поднимать народ на восстание из-за того, что к Иоанну отнеслись несправедливо. Напротив, Он направился в Назарет, Свой родной город, и оттуда – в Капернаум:

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых.
(Мф 4:12-13).

Это стало исполнением пророчества Исаии:

14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
(Мф 4:14-16).

Исаия назвал Капернаум и прилегающую к нему территорию «Галилеей языческой» [Мф 4:15; Ис 9:1]. Во время земного служения нашего Господа, земля к западу от реки Иордан была поделена на три основные части: Иудея на юге, Самария в центре и Галилея на севере.

«Галилея языческая» это перевод греческих слов Galilaia ton ethnon. Слово ethnon означает «народы». Считается, что этот регион назван «языческим» по причине преобладавшего нееврейского поселения. Galilaia произошла от древнееврейского слова Galiylah, которое означало «круг; окружность». Имелся в виду «языческий пояс» на севере Палестины.

Иосиф Флавий свидетельствует о том, что Галилея славилась своими землями, множеством городов и деревень, а также, своим населением:

Галилея, разделяющаяся на Верхнюю и Нижнюю, окружена Финикией и Сирией.

Несмотря на большое протяжение этих обеих частей страны и на окружающее их со всех сторон иноплеменное население, жители все-таки всегда стойко выдерживали всякое вражеское нападение. Ибо они от самой ранней молодости подготовляли себя к бою и были всегда многочисленны. Этих бойцов никогда нельзя было упрекнуть в недостатке мужества, ни страну—в недостатке людей.

Последняя очень плодородна, изобилует пастбищами, богато насаждена разного рода деревьями и своим богатством поощряет на труд самого ленивого пахаря. Немудрено поэтому, что вся страна сильно заселена; ни одна частица не остается незанятой; скорее она чересчур даже пестрит городами, и население в деревнях, вследствие изумительного плодородия почвы также везде до того многочисленно, что в самой незначительной деревне числится свыше 16000 жителей.

Вообще, если даже по величине Галилея уступает Перее, то, по силе и значению, необходимо отдать преимущество первой, потому что она вся возделана и имеет вид огромного сплошного сада.

(Флавий, И. «Иудейская война» // кн. 3; гл. 3; п. 1, 2, 3)

Большое число язычников проживало в Галилее даже во времена судей:

30 И Завулон не изгнал жителей Китрона и жителей Наглола, и жили Хананеи среди их и платили им дань.
31 И Асир не изгнал жителей Акко и жителей Сидона и Ахлава, Ахзива, Хелвы, Афека и Рехова.
32 И жил Асир среди Хананеев, жителей земли той, ибо не изгнал их.
33 И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа и жил среди Хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его данниками.
(Суд 1:30-33).

Язычники

Матфей показывает, что язычники, волхвы из Месопотамии, проявили больший интерес к Мессии, чем образованные и искушенные во многих вопросах иудейские власти в Иерусалиме, цитадели иудаизма [см. Мф гл. 2].

Евангелие от Матфея глава 2

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью

Также Матфей показывает, что Иисус начал Свое великое служение непосредственно после искушения, отправившись к северной границе иудейских земель, где было много язычников. Пророки ветхозаветных времен утверждали, что Мессия грядет для всех народов. Иисус ходил по всей Галилее, в самом начале Своего служения, проповедуя о том, что царство, или церковь, было уже близко:

23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
(Мф 4:23).

В пророчестве Исаии, которое цитировал Матфей, говорится, что жители Галилеи языческой, увидели великий свет, когда среди них был Иисус [Мф 4:14-16].

Наш Господь не приложил никаких усилий к тому, чтобы вызволить из заключения Иоанна Крестителя, Своего родственника. Вместо этого Он ходил среди иудеев и язычников и провозглашал благую весть о пришествии царства.

Этот великий подвиг предзнаменовал работу и усилия всех людей, которые повинуются Ему в исполнении Великого поручения, данного перед вознесением Иисуса на небеса. В этом поручении Он повелел апостолам идти по всему миру и проповедовать евангелие всему творению, чтобы всякий верующий в евангелие и принимающий крещение был спасен:

15 идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мк 16:15-16).

Братья и сёстры! Можем ли мы со всей уверенностью сказать, что мы сейчас лучше древних иудеев понимаем, что евангелие предназначено для всех народов?

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью