ИСПРАВЛЕНИЕ ЗАБЛУЖДАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ БОЖЬИХ

Katartisis

Во 2 Послании к Коринфянам 13 главе Апостол Павел писал:

9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
(2 Кор 13:9).

Если посмотреть в контексте тринадцатой главы 2 Послания к Коринфянам, то становится понятным, что Павел имеет в виду следующее; он ничего не имеет против того, чтобы на него смотрели как на слабого (немощного) человека, по той причине, что он пишет коринфянам об их грехах. Он хочет сказать это им заранее, а не по том, когда он придёт к ним и скажет это им в лицо. Павел надеется, что эти слова к ним в письме, сказанные до его прихода к ним, послужат к совершенству коринфских христиан.

Слово «совершенство» в данном стихе – это перевод греческого слова katartisis, которое происходит от глагола katartizo с буквальным значением «завершать»; «исправлять; восстанавливать»; «приводить в порядок».

Павел говорит, что он с готовностью предстанет «немощным», если только коринфские христиане восстановят порядок в своих жизнях! Павел беспокоился о тех людях, которые никогда не были христианами. Он равным образом беспокоился о заблуждающихся детях Божьих. Он был готов принять унижение, чтобы на него смотрели, как на «слабака», лишь бы только исправились его заблуждающиеся братья и сестры!

Павел избрал более мягкий способ исправления заблудших коринфских христиан в письме, чтобы избежать переживаний, связанных с личным общением по этому поводу. Павлу казалось, что в личном присутствии он проявит большую жёсткость, чем в письме, и эта жесткость и суровость может привести их в уныние. Он желал, чтобы его Апостольский авторитет созидал церковь, а не разрушал ее!

Мы все, включая проповедников, можем извлечь из этого замечательный урок. Лучше подвергнуться обвинению в слабости, пытаясь проявить мягкость в исправлении заблудших душ, чем проявить суровость, способную удручить их и побудить еще сильнее увязнуть в грехе.

Верно то, что наш Господь Иисус временами проявлял суровость [Мф. гл. 23]. Однако не все согрешающие люди подобны тем, кого Иисус осудил в главе 23 Евангелия от Матфея. Иисус также проявлял и мягкость, обращаясь к заблуждающимся людям.

Нам не следует называть каждого заблуждающегося брата «змеем» только потому, что Иисус назвал «змиями» некоторых упрямых, лицемерных и мятежных людей [Мф 23:33]:

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
(Мф 23:33).

Нам также следует проявлять осторожность и в обращении к заблуждающимся людям, которые не являются христианами. Действительно, Павел назвал Елиму «сыном дьявола» [Деян 13:10], но это не означает, что мы теперь должны называть каждого потерянного духовно человека «сыном дьявола». Павел не называл Сергия Павла «сыном диавола», хотя тот не был христианином до встречи с Павлом, а потому он тоже мог подпадать под определение «сын дьявола» [Деян 13:6-12]. Отношение Сергия Павла в корне отличалось от отношения Елимы. Елима пытался отвратить Сергия от познания истины, в то время как Сергий Павел хотел ее познать:

6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв ибо то значит имя его противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
(Деян 13:6-12).

Во 2 Послании к Коринфянам 13:11 Павел сказал коринфским христианам: «усовершайтесь». Это – форма глагола katartizo, о котором мы говорили выше. Буквально повеление Павла означает «исправьтесь» или «приведите себя в порядок»:

11 И на прощание, братья, говорю: радуйтесь, исправляйтесь (усовершайтесь), исполняйте то, о чем я вас просил, будьте со всем согласны, живите в мире – и Бог, источник любви и мира, будем с вами (СПБТ)!
(2 Кор 13:11).

Исправление заблуждающихся это новозаветная концепция. Мы должны делать это наиболее искусным образом. В своём Послании к Галатам Павел писал:

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
(Гал 6:1).

Слово «исправляйте» в данном отрывке это также форма глагола katartizo. Слово «наблюдая» это перевод греческого слова skopon (начальная форма – skopeo) со значением «смотреть; наблюдать».

В попытке исправить других мы должны внимательно следить и за собой. Потому что мы сами можем совершать ошибки, и тогда помощь будет нужна и нам. Поэтому давайте проявлять доброту и внимательность в стремлении исправить заблудшие души, чтобы не побудить их еще сильнее увязнуть в заблуждении и грехе.