Имена Иисуса Христа

0
1701

О происхождении и значении имени Иисус

То обстоятельство, что Иисус получил Свое имя от Самого Бога (Мф 1:21; Флп 2:9),

21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
(Матф.1:21)
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
(Фил.2:9)

свидетельствует о Нем как о поставленном Богом Владыке мира (Флп 2:10),

10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
(Фил.2:10)Который наделен божественным могуществом, но все же властвует в послушании Богу, будучи ответственным перед Ним (1Кор 15:28). 

28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
(1Кор.15:28)

В этом имени человек может найти и узнать Бога. 

Поэтому М.Лютер говорит: «Ты спросишь, кто Он? Его зовут Иисус Христос, Господь Саваоф, и нет никакого другого Бога».

I: Я есмь

А. Иисус говорит о Себе

Когда Иисус говорит о Себе, Он стремится сказать о том, что другого Бога нет.

Его речения о Себе Самом, начинающиеся с «Я есмь» [греч. эго эйми], свидетельствуют о Нем как о Божьем откровении.

Он как «хлеб жизни» (Ин 6:35,51) дарован человеку Богом для жизни вечной.
Как «свет миру»(Ин 8:12) Иисус призывает людей выйти из тьмы греха и в Его свете найти путь к жизни.
Называя Себя «дверью» (Ин 10:9),
а также «путем и истиной и жизнью» (Ин 14:6)

Иисус показывает, что только через Него можно прийти к истине, в которой человек находит вечную жизнь. Поскольку смерть, являющаяся следствием греха, преграждает путь к жизни, то Иисус есть также «воскресение и жизнь» (Ин 11:25);

иными словами, вера в Иисуса приводит к Богу, к Тому единственному, у Кого и через Кого человек может получить жизнь и пребывать в ней.

Поэтому Иисус заявляет о Своей исключительности:
  • Он есть «пастырь добрый» (Ин 10:12,14), без Которого не могут жить те, кто принадлежит Ему, кого Он называет «своими».
  • Они неразрывно связаны с Ним, как виноградная ветвь связана с «истинной виноградной Лозой» (Ин 15:1,5).
  • В Ин 8:24,28 Иисус говорит о Себе лично: «это Я» [греч. эго эйми] (ср. Мк 14:62) и тем напоминает о Божьем откровении Моисею в Исх 3:14; слова Бога «Я есмь Сущий» Септуагинта переводит здесь как «это Я» (эго эйми).

Как Бог стремится разъяснить Моисею Свое имя, так и Иисус говорит о Себе, что Он является окончательным, исключительным Божьим откровением (Евр 1:1 и след.) и что только в Нем Бог дарует людям Свое спасение (Деян 4:12).

Б. Сложнее понять, почему Иисус называет себя «Сыном Человеческим» [евр. бен хаадам; арам. бар-энаш; греч. го гюйос ту антропу]:

 

1) сын человеческий


  • а) словосочетание бен хаадам в Синододальном переводе Ветхого Завета чаще всего передается как «сын человеческий» (Иов 25:6; Пс 8:5; 35:8; 89:4; Иез 2:1; 3:17 и др.). В этих стихах выражение «сын человеческий» тождественно понятию -> человек;
  • б) только в Дан 7:13 и следующем выражение «Сын человеческий» обозначает грядущего властителя Царства Божиего (-> Мессию): «С облаками небесными шел как бы Сын человеческий». Он противопоставлен здесь четырем зверям, воплощающим великие земные царства (ст. 3-8). В подобном же значении это выражение встречается в сохранившейся только на эфиопском языке Книге Еноха, где Сын Человеческий назван избранным и праведным;

2) Сын Человеческий

 
  • Называя Себя в Евангелиях Сыном Человеческим (в синоптическом 70 раз, а в Ев. от Иоанна 12 раз), Иисус опирается на Дан 7:13.
  • Помимо Самого Иисуса, так Его называют только Стефан (Деян 7:56) и Иоанн (Откр 1:13; 14:14).
  • В Дан 7 Сын Человеческий однозначно понимается как небесный образ.
  • В Евангелиях Сын Человеческий — это исключительное самообозначение Иисуса; данное выражение ни разу не встречается в обращении или в повествовании об Иисусе. На вопрос о значении этого имени предлагалось множество ответов.

Называя себя Сыном Человеческим, Иисус имел в виду, что Его внешний облик ничем не отличается от облика других людей или что в Нем явлен истинный человек, человек, каким хотел его видеть Бог, когда сотворил его.

См. также противопоставление Адама и Христа в посланиях апостола Павла, Рим 5:12 и след.; 1Кор 15:20 и след.

Для иудеев понятия «Сын Человеческий» и «Христос» (=Мессия) были тесно связаны (Ин 12:34),

34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
(Иоан.12:34)

и слова Иисуса о том, что Он является Сыном Человеческим, воспринимались ими как богохульство (Мк 14:62-64).

В соответствии с этим и более поздние экзегеты безапелляционно и, возмущенно, правомерно говорят о том, что словосочетание «Сын Человеческий» является «самым притязательным самоопределением, которое вообще мог употребить житель древнего Востока» (Stauffer, Theologie des NT).

Изречения Иисуса, в которых присутствует выражение «Сын Человеческий», можно разделить на три группы:
  • а) тождественность Сына Человеческого и Иисуса (Мк 2:10; Ин 1:51),
  • б) Его страдания (Мк 8:31; 9:9,31; 10:33 и пар.; Мф 26:2; Ин 8:28),
  • в) Его явление как властителя и судьи (Мк 8:38; 13:26 и парал.; Ин 5:27).

II. Сын Божий

А. Божьего откровения в Иисусе

Если до сих пор речь шла исключитительно о высказываниях Самого Иисуса, то выражение «Сын Божий» является как самообозначением Иисуса, так и человеческим исповеданием Божьего откровения в Иисусе:

1) в Ветхом Завете понятие «сын» в отношении Бога не закреплено исключительно за Мессией: Бог мог называть так и народ Израиля (Исх 4:22; Втор 14:1; 32:6,18; Иер 31:9; Ос 11:1). Правда, такие места в Библии, как Пс 2:7, получили мессианское толкование уже у раввинов;
2) в НЗ «Сын Божий» (в ед.ч.), а также просто «Сын» — исключительное мессианское обозначение Иисуса:

а) Сам Бог называет Иисуса Своим Сыном и признает Свое отцовство перед людьми (Мф 3:16,17; 17:5; Лк 9:35);
б) Иисус признает Себя Сыном Бога и открывает этим Свое происхождение от Бога и Свою особую связь с Ним (Мф 11:27; Ин 1:14,18; 3:16). Поэтому Он, обращаясь к Богу, называет Его «Отче» и всегда говорит «Отец Мой», но никогда — «Отче наш» (в Мф 6:9; в Лк 11:2 «Отче наш» сказано от лица учеников и как наставление для них). Исключительность Иисуса как Сына Божьего подчеркивается и определением «единородный» (-> Единородный сын). Признание Иисусом того факта, что Он — Сын Божий, в конечном итоге приносит Ему смерть (Мф 26:63 и след.). Когда Иисус называет Себя Сыном Божьим, Он тем самым притязает на абсолютное главенство над всем творением (см. Кол 1:15 и след.; также Ин 1:3). Он предвечен, и все произошло от Него. Таким образом, понятие «Сын Божий» равнозначно понятию «Господь»;
в) когда человек исповедует Иисуса как Сына Божьего, он тем самым выражает свою веру в явленное в Нем откровение (Мф 16:16), становится членом Церкви (Деян 8:37) и вступает в общение с Богом (1Ин 2:23). Но к этому исповеданию человека приводит только Сам Бог (Мф 16:17);
г) даже бесы признают Иисуса Сыном Божьим (Мф 8:29; Мк 3:11; Лк 4;41), и это свидетельствует о Его вселенской власти.

Б. Выражение «сын Давидов» также является мессианским самообозначением Иисуса и формулой признания Иисуса Мессией:

  1. обетование, данное Давиду Богом (2Цар 7:12 и след.), истолковывается как мессианское (см. Пс 131:11). Оно часто повторяется пророками (см. Ис 9:6 и след.; Иер 23:5; Иез 34:23; Зах 12:8). Поэтому обозначение «сын Давидов» является титулом Мессии;
  2. в Мф 22:41-46 Иисус возражает не против того, что Его называют «сыном Давидовым», а против неверного представления о том, что Мессия якобы ниже Давида.
Даже будучи «сыном Давидовым», Мессия является Давиду Господом, поскольку происходит от Бога.
Иисус признает это обращение (Мф 9:27; 21:9), а Церковь признает (Мф 1:1) и исповедует Иисуса как Сына Божьего «от семени Давидова по плоти» (Рим 1:3).
Титул «сын Давидов» свидетельствует также о человеческой природе Иисуса и приобретает весомость только рядом с именем «Сын Божий» (см. Рим 1:3 и след.).

Только оба имени вместе точно определяют Иисуса как Божье откровение во плоти.

III. Царь, Первосвященник, Пророк

Существует много других имен, которые поясняют деяния Христа. Это, в первую очередь, такие обозначения, как «царь», «первосвященник», «пророк».

А. Царский титул Иисуса тесно связан с обозначением «сын Давидов».

Царем признают Его мудрецы (волхвы) (Мф 2:2), и Сам Иисус признаёт Себя царем перед Пилатом (Ин 18:37).
Его царство другого рода, оно не похоже на то, которое существует в человеческом представлении (Ин 18:36).
Именно это стало причиной осмеяния страдающего Иисуса (Мф 27:29,37,42).
Его господство скрыто (ст. 37), оно познается только верующими и торжествует над грехом, смертью и дьяволом.
Но это истинное господство над всей вселенной (1Тим 6:15); ныне оно познается и признается верой, а в конце времен станет очевидным для всех (Мф 25:34; Откр 17:14; 19:16).

Таким образом, титул «царь» указывает на Второе пришествие Иисуса в славе.

Б: Иисус назван священником и первосвященником

1) в Псалтири и в Послании к евреям Иисус назван священником и первосвященником (Пс 109:4; Евр 5:6; 7:1,3,17,21).
Прообразом примирительного и искупительного подвига Иисуса стало ветхозаветное богослужение:
  • Он Сам Своей жертвой раз и навсегда открыл людям доступ в Святое Святых, т.е. к Богу (Евр 9:12).
  • По Своей безгрешности (Евр 4:15; 7:26 и след.)
  • и Своему милосердию (Евр 2:17; 4:15)
  • Он стоит выше всех священников и пребывает вовек (Евр 10:13);

2) то, что Иисус приносит в жертву Себя Самого, подчеркивается обозначением «Агнец».

В Ис 53:7 агнцем называется «раб Божий» (-> Исаия, III,2а,б), что указывает на Иисуса Христа, взявшего на Себя грех мира (Ин 1:29,36).

Согл. Ин 19:30,31, Иисус умирает в тот момент, когда в храме иудеи закалывают пасхального агнца.

Поэтому Павел вправе называть Иисуса «Пасха наша» (т.е. «наш пасхальный агнец» — 1Кор 5:7), ибо Он умер как праведная жертва за грехи мира (1Пет 1:19).

В Откр прославленный Иисус 29 раз является как закланный Агнец (Откр 5:6 и след.; 13:8 и др.).

Иисус как Агнец, пожертвовавший Собой ради Своей Церкви, дарует ей жизнь и победу (Откр 7:9 и след.; 12:1 и след.; 14:1 и след.).
Но Он и Сам побеждает безбожные и противостоящие Богу силы (Откр 6:16,17; 14:10; 17:14), а в конце времен Он откроется как господствующий над всем творением и соединится навечно в браке со Своей невестой — Церковью (Откр 19:7 и след.; 21), спасенной от обольщения антихристом, принимающим вид Агнца (Откр 13:11).

В: Мессия

1) Иисус нигде не назван пророком в прямом смысле этого слова, напротив, всюду подчеркивается Его отличие от пророков.
Народ, принимающий Его за пророка, не знает Его (Мк 6:15; Мф16:14).
С другой стороны, Моисей возвещает о Мессии как о грядущем пророке (Втор 18:15).
В отдельных случаях Он именуется в НЗ «Тем пророком» (Ин 6:14; ср. также 1:21; 7:52), что равнозначно понятию «Мессия«. Если Иисус и осознаёт Себя пророком (Лк 13:33), то именно в этом смысле, более широком, чем тот, который вмещает в себя собственно понятие «пророк».
В Евр 1:1 и след. Иисус противопоставляется пророкам и ставится над ними как носитель окончательного, решающего слова Божьего к человеку;
2) по-этому Иисус может быть назван и «Словом» [греч. логос].

Отличие Иисуса от пророков в том и состоит, что Он не несет, подобно им, Божье Слово, а Сам является этим Словом.

Т.е. несущий откровение равен самому откровению.
Он — то Слово, которое было в начале, и «все чрез Него начало быть» (Ин 1:1-3; ср. Быт 1:1): как посредник сотворения мира Он был предпослан всему созданному.
Но как носитель откровения Он стал обитать среди людей, став равным им (Ин 1:14) и превратившись в посредника жизни (1Ин 1:1).
В конечном итоге Иисус как победоносное Слово Божье побеждает врагов (Откр 19:13).

Г. Имена

Наряду с вышеперечисленным встречаются и менее употребительные имена:
  1. на основании Ис 7:14 Иисус назван в Мф 1:23 «Еммануилом», поскольку понятие «с нами Бог» становится в Нем зримой реальностью;
  2. выражение «лев от колена Иудина» (Откр 5:5) напоминает о Быт 49:9 и говорит о непобедимости Иисуса;
  3. в 2Пет 1:19; Откр 22:16 Иисус назван «утренней звездой», поскольку в Нем наступает совершенство;
  4. «Женихом» Иисус называет Себя только в притчах (Мф 9:15; 25:1; Ин 3:29), в к-рых метафорич. представлена Его Церковь, исполненная великой радости от общения с Ним;
  5. «Отрасль» — это имя Мессии в Иер 23:5; 33:15; Зах 3:8; 6:12, где говорится о Христе как об отрасли Давидовой. Будучи «отраслью от корня Иессеева» (Ис 11:1) и Сыном Божьим, «Который родился от семени Давидова по плоти» (Рим 1:3), Он открывается в Своей земной жизни как Царь царей и Господь господствующих. Обозначением «раб Мой, Отрасль» (Зах 3:8) указывается на унижение Мессии и на Его послушание вплоть до смерти (Ис 52:13 — 53:12; Флп 2:5-8). В имени «Отрасль» (Зах 6:12 и след.) прослеживается связь с Сыном Человеческим как «последним Адамом» и «вторым человеком» (1Кор 15:45-47), Который, будучи одновременно священником и царем, правит миром; уделом — когда-то данным Адаму, но утраченным им в результате грехопадения.

IV. Церковь, проповедуя и действуя в вере, совершает это «во имя Иисуса».

Это словосочетание никоим образом не представляет собой формулы, подобно тем, что используются в магии и чародействе.
Об опасности такого злоупотребления предупреждает заповедь (Исх 20:7).
Креститься «во имя Иисуса» (Мф 28:19; Деян 2:38; 8:16) — это означает через веру связать свою жизнь с Иисусом (Рим 6:3-6; Гал 3:26 и след.).
Так же следует понимать слова «во имя Иисуса» и в других случаях.
Действовать «во имя Иисуса» значит действовать «силой и полномочиями Иисуса».
Болезни отступают «во имя (именем) Иисуса Христа», т.е. перед Его силой (Деян 3:6; 4:10); грехи прощаются «ради имени Его», т.е. Им Самим (1Ин 2:12).
И бесы повинуются тем, кто использовал полномочия, данные Иисусом (Лк 10:17; Деян 16:18).
Наконец, и Церковь молится во имя Иисуса Христа (Ин 14:13; 15:16; 16:23), т.е. Его Духом; через Него она имеет доступ к Богу и благодарит во имя Иисуса Христа (Еф 5:20).
 «Во имя Иисуса Христа» должно совершаться все происходящее в Церкви (Кол 3:17).
image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью