Имя Бога одно? Как зовут Бога в христианстве по Библии? Каковы различные имена Бога и что они означают?
Список имён Бога, Христа и Духа Святого:
Каждое из многих имен Бога описывает различные аспекты Его многогранного характера. Наиболее известными именами Бога в Библии являются следующие:
Имя Бога
- Яхве или Иегова
- Элохим
- Адонай
- Альфа и Омега
- Господь Саваоф — «Господь Воинств»
- Эль-Шаддай — «Бог Всемогущий»
- Эль-Эльйон — «Бог Всевышний»
- Отец
- Творец
- Любовь
- Эль-Олам — «Бог Вечный»
- Иегова-Кана – Бог Ревнивый
- Иегова-Ро’и́ — «Иегова — Пастырь мой»
- Иегова-Ир’э́ — «Иегова усмотрит»
- Иегова-Шалом — «Иегова — мир»
- Иегова-Роф’эха — «Иегова — Целитель твой»
- Иегова-Цидкейну — «Иегова оправдание наше!»
- Иегова-Шамма — «Иегова там»
- Иегова-Нисси́ — «Иегова — знамя моё»
- Иегова-Мекаддишхем — «Иегова, освящающий вас»
Имена и эпитеты Иисуса Христа
- Агнец Божий
- Альфа и Омега
- Аминь
- Бог истинный
- Воскресение и жизнь
- Второй человек
- Господь
- Дверь
- Друг
- Еммануил
- Жизнь вечная
- Звезда утренняя
- Испытующий сердца и внутренности
- Истинная виноградная лоза
- Краеугольный камень
- Лев от колена Иудина
- Мессия
- Назорей
- Отрасль
- Пастырь добрый
- Первый и Последний
- Последний Адам
- Путь и истина и жизнь
- Свет Миру
- Слово
- Сын Бога Живого
- Сын Божий
- Сын Давидов
- Сын Человеческий
- Хлеб жизни
- Хлеб, сшедший с небес
- Царь Иудейский
- Я есмь (греч. «Эго эйми», парафраз еврейского «Я есмь Сущий»), тождественно ему в греческом тексте Это Я (Ин. 18:5,6)
Статья по теме: Имена Иисуса Христа
Имена Духа Святого
- Эль-Кадош — «Святой»
- Утешитель
- Дух Истины
Имена Бога в Библии и их значение
В еврейском и греческом языке
Довольно часто Библия говорит о Всевышнем просто как о Боге, не называя других Его имен.
В евр. Библии понятие «Бог» обозначается тремя словами — эль, элоах, элохим, в греческом – словом теос.
Статья по теме: Я есмь Иоан. 8:58 и Свидетели Иеговы
Три приведенных еврейских слова имеют общий корень, значение которого не поддается однозначному определению; возможно, они происходят от корня вл – «быть впереди», «быть сильным».
Форма единственного числа эль – употребляется, главным образом, с уточняющими определениями.
Бог всевышний в Быт 14:18; Бог всемогущий в Быт 17:1.:
18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —
(Быт.14:18)
1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
(Быт.17:1)
Значительно чаще, чем эль, в Библии встречается форма множественного числа — элохим (прим. 2500 раз), которая может иметь следующие значения:
- божество как общее понятие;
- некий бог;
- Бог (Единый Сущий);
- боги вообще;
- определенные боги.
Слово элоах (например, Втор 32:15; Пс 49:22; Авв 3:3 и примерно 40 раз в Иов) может быть древней формой обращения, употреблявшейся только в возвышенной речи.
15 И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
(Втор.32:15)
22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.
(Пс.49:22)
3 Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.
(Авв.3:3)
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
(Исх 20:3 и др.)
Итак, имя “Бог” в еврейском языке может иметь значение как единственного, так и множественного числа; оно употребляется не только в отношении Бога Израиля.
Форма множественного числа элохим, употребленная в значении единственного числа, становится способом выражения почтительности (сравните: Мы, Царь Всея Руси; Ваше величество).
В отношении Бога Израиля это слово обозначает Творца, чьи деяния сокрыты.
Греческое слово теос может обозначать единого сущего Бога, некоего бога или выражать общее понятие.
Уточняющее определение к имени Бога
Во избежание путаницы, в Ветхом Завете часто прибавляется уточняющее определение к слову Бог.
Полезно знать: Религия Свидетели Иеговы — можно ли считать христианской?
Таким образом, для обозначения Бога используются выражения, не являющиеся именами в собственном смысле слова, но устанавливающие особую связь между:
- Богом и каким-либо лицом, указывая на прежние откровения:
- Быт 26:24: «Бог Авраама, отца твоего»;
- Быт 31:13: «Бог, явившийся тебе в Вефиле»;
- Быт 46:3: «Бог отца твоего»;
- Исх 3:6: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Бог дает узнать Себя как Бога, уже действовавшего в прошлом и исполнявшего обетования.
Он, однако, привлекает к Себе Своего нынешнего собеседника, требуя от него веры.
- Богом и особым местом откровения для отличия от прочих богов. Бог назван «Богом Евреев» (Исх 5:3; 7:16; 9:1) или «Богом Израилевым» (Нав 7:13; 10:42; и проч.).
Эти выражения никоим образом не говорят о реальном существовании других богов, они, скорее, указывают на исключительные взаимоотношения Израиля и Бога, пожелавшего открыть Себя именно этому народу.
Существует двойная связь: Бог Своим откровением связал Себя с народом Израиля, а народ Израиля через Божье откровение и благодаря своему избранию связан с Богом. - Богом и Его избранным народом. В отдельных случаях в том же значении, что и «Бог Израилев», употребляется выражение «Бог Иаковлев» (2Цар 23:1; Пс 19:2; 74:10; 80:2; 145:5; Ис 2:3 и др.), указывающее на историю отношений Бога со Своим народом (т.е. «наш Бог со времен Иакова»).
Наряду с этими обозначениями, а часто и благодаря им, Бог в Ветхом Завете имеет и имя собственное – Яхве, которое изображалось на письме согласными буквами Й-Х-В-Х.
Имя собственное
Яхве – Ветхий Завет.
Из-за опасения нарушить третью заповедь оно прочитывалось так, как если бы это было слово адонай – «Господь».
В соответствии с этим Септуагинта, а вместе с ней и большинство переводов Библии, такое прочтение «Господь» [греч. кюриос] переносит и на написание, так что, например, в Синодальном переводе вместо «Яхве» встречается слово «Господь».
Иегова кто Это в Библии?
Когда позднее еврейский алфавит был дополнен значками гласных звуков (Масоретский текст) и к согласным Й-Х-В-Х были добавлены гласные от слова адонай (причем по правилам еврейского языка первое а стало произноситься как э), то вместо «Яхве» (единственно как результат некомпетентности средневековых переводчиков) возникло прочтение и написание «Й-э-Х-о-В-а-Х», или «Иегова».
Статья по теме: Иегова — ошибка перевода.
Такая неверная передача Божьего имени еще встречается в некоторых церковных песнопениях и в устаревших переводах.
В результате того, что имя Яхве оказалось скрыто под условным именованием «Господь», в тех случаях, когда в еврейском тексте стоит «Господь Яхве», переводчикам во избежание дублирования – «Господь Господь» – приходится прибегать к различным приемам (см. в Быт 15:2: «Владыка Господи»; Зах 9:14: «Господь Бог» и др.).
По той же причине в Синодальном переводе слово «Господь» в Исх 6:3 названо именем.
В Исх 3:15 в тексте оригинала стоит: «Яхве (…послал меня к вам)».
Это проливает свет на стих 14, где сказано: «Я есмь Сущий».
Еврейское слово со значением «существовать» созвучно имени «Яхве»; в данном случае оно должно объяснить Моисею, что означает это имя: «Остающийся равным Себе» или: «Который есть и был и грядет» (Откр 1:8).
Можно понять откровение имени Яхве в Исх 3 прежде всего как свидетельство того, что Господа не надо призывать, что Он, Его власть и Его помощь всегда с нами; поэтому он перевел это имя как «Я здесь».
Яхве – Новый Завет.
В Новом Завете имя Яхве уже не встречается.
Вместо него мы находим ставшее привычным для греческого языка, благодаря Септуагинте, слово кюриос, «Господь».
- с артиклем — го кюриос: Мк 5:19; Лк 1:6,9,28,46; 2:15,22; Деян 8:24; 2Тим 1:16,18 и др.;
- без артикля, т.е. употребляемое почти как имя собственное: Мф 1:20,22; 21:9; Мк 13:20; Лк 1:58; 2Пет 2:9 и др.).
В других местах Нового Завета говорится только о Боге [греч. теос], часто с дополнением: «Отец Иисуса Христа» (Рим 15:6; 2Кор 1:3 и др.).
Иисус говорит просто об Отце [арамеское Абба; греческое патер]; (Бог; см. Мф 5:16,48; 6:4,9 и др.).
Ранняя христианская Церковь использует такое обращение к Богу в своих молитвах.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
(Рим.8:15)6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
(Гал.4:6)
Откровение Бога в Его имени.
Через Иисуса Христа Бог становится Отцом!
Статья по теме: Еммануил: Бог с нами. Иисус – Помазанник.
Сущность Божьего имени показывает, что, сообщая нам Свое имя, Бог не просто представляет Себя, но и дарует откровение.
Это откровение Бога в Его имени было превзойдено в Новом Завете откровением Бога в Его Сыне.
Другие обозначения
Наряду с именем собственным Бога встречаются и другие Его обозначения, подобные именам:
Всевышний
- Принимая во внимание безграничное господство Бога, Его называют Всевышним.
- Втор 32:8; Пс 7:18; Ис 14:14; Мк 5:7; ср. также Быт 14:19,22; Евр 7:1
Святой Израилев
- Его святость и величие выражаются словосочетанием «Святой Израилев», именем, которое использует прежде всего Исаия:
- Ис 1:4; 5:19,24; 10:20 и др.; Ос 11:9.
- Как Святой Бог противопоставляется в корне отличному от Него грешнику.
- сравните Ис 6:3 и след.
Господь (Яхве) Саваов
- Выражение «Господь (Яхве) Саваоф» представляет собой не переведенный еврейский титул Бога. Слово «саваоф» [евр. цеваот] – это множественное число от цава— «войско», «воинство».
- Этот титул не встречается в книгах Библии от Бытия до Книги Руфь, но обнаруживается в книгах Царств, в книгах Паралипоменон, в Псалтири и в книгах пророков.
- Под воинствами могут подразумеваться войска израильтян (1Цар 17:45), а также скопления звезд или сонмы ангелов. Но, скорее всего, верна догадка о воинствах ангелов. Это имя подчеркивает вселенскую власть Бога, в руках Которого находятся судьбы мира!
На особые отношения Бога и Его народа указывает то, что Он именуется «Искупителем» [евр. гоэл].
Искупитель
- Сравните Пс 18:15; Ис 41:14; 63:16; Иер 50:34 и др.
- Бог принимает на Себя роль ближайшего родственника, что подразумевает и долг выкупить Своего задолжавшего сородича. Если другие имена указывают на недосягаемость Бога, то титул Искупитель, которым Бог называет Себя Сам, указывает на Его связь с народом Израиля. Бог готов смилостивиться над Своим провинившимся народом.
Список литературы:
- Библия – Синодальные перевод
- Википедия. Имена Бога в Библии.
- Библейская энциклопедия Брокгауза
- Библейский словарь Вихлянцева
- «Диаграмма» имён Бога из книги «Oedipus Aegyptiacus» Афанасия Кирхера (Рим, 1652—1654)