И Слово стало плотию. Часть 4 – враждебная тьма.

0
1237

ВРАЖДЕБНАЯ ТЬМА

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
(Иоан.1:5)

А здесь еще одно ключевое слово Евангелия от Иоанна — тьма (скотос, скотиа), оно встречается в Евангелии семь раз.

В представлении Иоанна в мире есть тьма столь же реальная, как и свет.

Тьма враждебна свету

+1. Тьма враждебна свету; свет во тьме светит, но сколько бы тьма ни старалась, она не может погасить его. Человек, творящий грех, любит тьму и ненавидит свет, потому что свет обнаруживает слишком многое.

Вполне возможно даже, что Иоанн позаимствовал эту идею. Как мы уже видели, Иоанн был вполне готов позаимствовать идею, если он мог через нее представить людям христианскую благую весть и привлечь их на ее сторону.

В ту эпоху на мировоззрение людей большое влияние оказывала иранская религия зороастризм, основным принципом которой является противопоставление во вселенной двух начал, двух сил — бога света и бога тьмы, Аримана и Ормузда.

Вселенная является, по мнению Зороастра (Заратустры), полем битвы в той вечной космической борьбе света и тьмы: важно, какую сторону в этой борьбе выбирает человек.

Итак, Иоанн говорит: «В этот мир пришел Иисус, свет мира; существует тьма, которая хотела бы уничтожить Его, изгнать Его из жизни, затмить Его. Но в Иисусе есть непреодолимая сила: тьма может ненавидеть Его, но она никогда не сможет избавиться от Него«. Как справедливо было сказано: «И вся тьма в мире не может затмить и погасить мельчайшее пламя«.

Непобедимый свет, в конце концов, победит враждебный мрак. Иоанн говорит: «Выбирайте, на чью сторону вы встанете в этой вечной борьбе, и выбирайте правильно«.

Тьма символизирует всех тех, кто ненавидит добро

+2. Тьма символизирует всех тех, кто ненавидит добро. Люди, делающие злое, боятся света.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
(Иоан.3:19,20)

Человек, которому есть что скрывать и прятать, любит тьму, но от Бога нельзя ничего скрыть: Его свет срывает все тени и высвечивает скрывающиеся пороки мира.

Тьма символизирует невежество

+3. В некоторых отрывках тьма, по-видимому, символизирует невежество, в частности то своевольное невежество, которое отвергает свет Иисуса Христа.

Иисус говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (8,12).

Своим ученикам Он говорит, что свет будет с ними лишь малое время, чтобы они ходили, пока есть свет; а то наступит тьма, а ходящий во тьме не знает куда идет (12,35). Иисус говорит, что Он пришел в мир, чтобы люди не оставались во тьме (12,46).

Без Иисуса Христа человек не может найти свой путь, он не видит, куда идет, он похож на человека с завязанными глазами или даже на слепого. Без Иисуса Христа человек теряет жизнь.

«Света, больше света!» призывал великий немецкий поэт и мыслитель Гете. Света, больше света!

Почувствовав приближение своего конца, один токийский вождь сказал своим друзьям: «Зажгите свечи, чтобы я мог видеть, когда буду умирать».

Иисус — свет, указывающий дорогу человеку и освещающий каждый шаг этой дороги.

Иногда Иоанн употребляет слово тьма символически; тогда оно должно означать более, нежели просто тьму земной ночи. Он рассказывает о том, как Иисус шел по воде, когда ученики, сев без Иисуса в лодку, отправились на другую сторону моря Тивериадского и добавляет: «Становилось темно, а Иисус не приходил к ним» (6,17).

Без Иисуса была бы лишь страшная тьма.

Повествуя об утре Воскресения и о часах, когда любившие Иисуса еще не осознали того, что Он воскрес из мертвых, Иоанн начинает словами:

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу «рано, когда еще было темно» (20,1).

В тот момент она думала. что живет в мире, из которого Иисус ушел навсегда, а в таком мире темно.

Рассказывая о Тайной Вечери, Иоанн говорит, что Иуда, приняв кусок, тотчас вышел, чтобы совершить предательство Иисуса; при этом Иоанн передает это такой страшной символикой:

«Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (13,30).

Иуда вышел в ночь жизни, которая предала Иисуса Христа.

Для Иоанна жизнь без Иисуса Христа была жизнью во тьме. Тьма символизирует жизнь без Христа и особенно жизнь, отвернувшуюся от Христа.

Стоит, отметить, что тьма, которое в Библии переведено как объяла, (по-гречески каталамбанейн) можно перевести тремя способами.

+а) Оно может значить, что тьма так никогда и не поняла свет. В некотором смысле мирской человек попросту не может понять требований Христа и предлагаемый Христом путь. Ему все это кажется безумием. Человек не может понять Христа до тех пор, пока не подчинится Ему.

+б) Оно может значить, что тьма никогда не победила свет. Каталамбанейн может означать преследовать так долго, чтобы догнать, захватить и, таким образом, победить. Это может значить, что тьма мира сделала все, что было в ее силах, чтобы устранить Иисуса Христа, даже распяла Его, но так и не смогла убить Его. Это может быть указанием на распятого и победившего Христа.

+в) Это слово может значить погасить огонь или пламя. Именно в этом смысле мы и понимаем его здесь. Хотя люди и сделали все возможное, чтобы затемнить или погасить свет Божий во Христе; они не смогли уничтожить Его.

В каждом поколении свет Христов сияет снова, несмотря на все попытки людей погасить пламя.


И Слово стало плотию

Часть 1 | Часть 2Часть 3Часть 4


Опубликовал материал:

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью