СЛОВА У СОКРОВИЩНИЦЫ

Стеречь сокровище

20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.
(Ин 8:20).

Что представляла собой сокровищница, у которой Иисус произнёс одну из Своих важнейших проповедей? В греческом тексте употреблено слово gazophylakein (начальная форма – gazophylakion), состоящее из двух частей.

Слово gaza пришло в греческий и латинский из персидского языка и означало «сокровище; место хранения богатства». Слово phylake и его формы употребляются в различных отрывках Нового Завета в следующих значениях:

Нести стражу, охранять [Лк 2:8]; стеречь, следить чтобы не украли [Деян 22:20]; стеречь, содержать под стражей [Деян 12:4; 28:16]; ограничивать перемещение [Лк 8:29]; охранять, защищать [Лк 11:21]; сохранять в безопасности [Ин 12:25; 17:12].

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
(Лк 2:8).

20 и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его.
(Деян 22:20).

4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
(Деян 12:4).

16 Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.
(Деян 28:16).

29 Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
(Лк 8:29).

21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение.
(Лк 11:21).

25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
(Ин 12:25).

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
(Ин 17:12).

Это же слово употребляется для обозначения места, в котором люди находятся под стражей (под охраной), то есть, тюрьмы, или темницы:

10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
(Мф 14:10).

36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
(Мф 25:36).

17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
(Мк 6:17).

28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
(Мк 6:28).

20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.
(Лк 3:20).

Сокровищница, у которой учил Иисус, находилась в храме. Считается, что она представляла собой специальное помещение, в котором стояли тринадцать ларей с трубоподобными отверстиями для опускания пожертвований. Если это предположение верно, то сокровищница стояла в так называемом «женском дворе», то есть, в месте публичных собраний, где, как правило, собиралось множество народа, за пределами двора священников, куда женщинам вход был заказан.

Вильям Барклей писал в своих комментариях к Евангелию от Иоанна 8:20; «Местом этого спора с иудейскими начальниками была сокровищница Храма, расположенная во дворе женщин. Первым двором в Храме был двор язычников, вторым – двор женщин, названный так потому, что женщины не имели права переходить за его пределы, разве только в том случае, если они хотели принести жертву на алтаре во дворе священников.

Вокруг двора женщин была крытая колоннада, образующая портик, и в этом портике у стены стояло тринадцать кружек для пожертвований. Кружки эти называли «трубы» из-за их формы – узкой вверху и расширяющейся книзу. Каждая из тринадцати кружек была предназначена для определенного пожертвования.

В первые две опускались те полсикля, которые каждый иудей был обязан приносить на содержание Храма. В третью и четвертую опускали деньги на покупку двух голубей, которые приносили женщины в жертву для очищения после родов [Лев 12:8]. В пятую опускали деньги на покупку дров для поддержания постоянного огня на алтаре. В шестую опускали пожертвования на приобретение ладана (фимиама), который использовали при богослужениях. В седьмую клали пожертвования на уход за золотыми сосудами, которыми тоже пользовались при богослужении.

Иногда один человек, или целая семья выделяли известную сумму, чтобы принести жертву за прегрешение или жертву благодарения, и в остальные шесть кружек клались остатки денег после принесения такой жертвы, или все остальное, что они еще хотели положить (Библия онлайн // от Иоанна 8 глава, коментарии Баркли / https://bible.by/barclay/43/8/).

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью