И Слово стало плотию. Часть 3 — жизнь и свет.

0
864

ЖИЗНЬ

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
(Иоан.1:4)

Композитор иногда начинает большое музыкальное произведение с темы, которую он хочет в нем разработать; так же поступил здесь Иоанн.

Жизнь и свет — вот те два великих слова, на которых построено четвертое Евангелие. Это две главные темы, которые автор Евангелия намерен разработать и расширить.

Посмотрим на них поближе.

Четвертое Евангелие начинается и кончается словом жизнь.

В самом начале мы читаем, что в Иисусе была жизнь; и в самом конце мы читаем, что Евангелие было написано

«дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (20,31).

Это слово постоянно на устах у Иисуса. Он сожалеет о том, что люди не хотят прийти к Нему, чтобы иметь жизнь.

40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
(Иоан.5:40)

Он заявляет, что пришел для того, чтобы люди имели жизнь и имели с избытком;

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
(Иоан.10:10)

что Он дает людям жизнь вечную, и они не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Его;

28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
(Иоан.10:28)

что Он есть путь и истина и жизнь.

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
(Иоан.14:6)

В четвертом Евангелии слово жизнь (дзое) встречается более тридцати пяти раз, а глагол жить или выражение иметь жизнь (дзэн) — более пятнадцати раз.

Что же тогда подразумевает Иоанн под словом жизнь!

 

1Он считает, что жизнь — это противоположность гибели, осуждению и смерти.

Бог послал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но и — мел жизнь вечную.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Иоан.3:16)

Человек, слушающий слово Иисуса и верующий в Пославшего Его, имеет жизнь вечную и на суд не приходит.

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
(Иоан.5:24)

Воскресающие к жизни противопоставляются тем, кто воскреснет для осуждения.

29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
(Иоан.5:29)

Те, кому Иисус дает жизнь вечную, не погибнут вовек.

28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
(Иоан.10:28)

Иисус дает человеку уверенность в жизни нынешней и в жизни грядущей. Кто не принял Иисуса как своего Спасителя, и не признал Его своим Царем, не может считать, что он вообще жил. Человек, живущий без Христа, лишь существует и не знает, что такое жизнь.

Лишь Иисус может придать смысл жизни и с Ним смерть — всего лишь начало более полной жизни.

 

2Иоанн совершенно уверен в том, что Иисус и дает жизнь, которая от Бога.

Он вновь и вновь употребляет выражение Бог живой, как это делается и во всей Библии. Это воля Отца, Пославшего Иисуса, чтобы всякий видящий Сына и уверовавший в Него, имел жизнь вечную.

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
(Иоан.6:40)

Иисус — дающий жизнь, потому что на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог.
(Иоан.6:27)

Иисус даст жизнь вечную всем, кого дал Ему Бог.

2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
(Иоан.17:2)

За всем этим стоит Бог. Бог как бы говорит:

«Я создал людей, чтобы у них была реальная, подлинная жизнь; через грех свой они перестали жить и только существуют. Я послал к ним Моего Сына, чтобы они смогли увидеть, что такое реальная жизнь».

 

3Мы должны спросить здесь, а что представляет собой эта жизнь?

В четвертом Евангелии вновь и вновь встречается выражение жизнь вечная. Полное значение этого выражения мы обсудим позже, а сейчас мы отметим вот что: для передачи значения вечная Иоанн употребляет слово айониос. совершенно очевидно, это не просто жизнь, которая длится вечно.

Жизнь, длящаяся вечно, может быть и ужасным проклятием.

Жизнь вечная должна быть чем-то больше, чем длительная жизнь; эта жизнь должна иметь особое качество. Жизнь может быть желательной лишь в том случае, если это особенная жизнь. И вот ключ к проблеме: айониос — это прилагательное, которое очень часто употребляется для характеристики Бога.

В подлинном смысле слова лишь Бога можно назвать айониос, вечным, и потому жизнь вечная — это жизнь, которой живет Бог. Таким образом, Иисус предлагает нам жизнь Самого Бога.

Жизнь вечная — это жизнь, в которой есть нечто от безмятежности и силы, от жизни Самого Бога.

Когда Иисус пришел, чтобы предложить людям жизнь вечную, Он предлагал им войти в Самую жизнь Бога.

 

4Ну, а как нам войти в эту жизнь?

Мы входим в нее через веру в Иисуса Христа.

Слово верить (пистевейн) встречается в четвертом Евангелии не менее семидесяти раз: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (3,36). «Верующий в Меня, — говорит Иисус, — имеет жизнь вечную» (6,47). Такова воля Божия, чтобы люди видели Сына Его и верили в Него и обрели жизнь вечную (5,24).

Что подразумевает Иоанн под словом верить?

Он подразумевает две вещи:

+Быть убежденным в том, что Иисус действительно и подлинно Сын Божий; то есть, мы должны для себя окончательно решить это. Ведь, если допустить, что Иисус был всего лишь обычным человеком, нет никаких оснований приносить Ему то абсолютное и непререкаемое послушание, которого Он требует. Мы должны сами для себя решить этот вопрос — Кто же Он?

Мы должны смотреть на Него, узнавать о Нем, изучать Его, думать о Нем, пока не придем к заключению, что Он — Сын Божий.

+Но дело не должно сводится к вере умом. Верить в Иисуса — значит верить Ему на слово, принять Его заветы как совершенно обязательные, и безоговорочно верить в то, что все Им сказанное есть истина.

Для Иоанна вера — это полнейшая убежденность в том, что Иисус есть Сын Божий; вера сердцем в то, что все сказанное Им, есть истина; непоколебимая уверенность в том, что мы можем положится на Его слово и поступать соответственно — тогда мы перестаем существовать и начинаем жить, тогда мы знаем, что такое Жизнь с большой буквы.

 

СВЕТ

Другое ключевое слово Евангелия от Иоанна — свет. Это слово встречается в четвертом Евангелии не менее двадцати одного раза.

Иисус — свет для людей.

Иоанн Креститель был послан, чтобы свидетельствовать о свете который был во Христе. Иисус дважды называет Себя светом мира.

12 Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
(Иоан.8:12)

5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
(Иоан.9:5)

Этот свет может быть с людьми;

10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
(Иоан.11:10)

так что они могут стать сынами света.

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
(Иоан.12:36)

46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
(Иоан.12:46)

Посмотрим, как можно понять эту идею о свете, который Иисус принес в мир. Выделим три пункта.

 

1Свет который приносит Иисус, обращает хаос в бегство.

В истории творения говорится, что Бог (Дух Божий) до сотворения мира носился над темным и бесформенным хаосом и сказал: «Да будет свет (Быт. 1,3).

Вновь созданный Богом свет обратил в бегство хаос, в который он пришел. И потому Иисус — это свет, который во тьме светит.

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
(Иоан.1:5)

Лишь Он может избавить жизнь от хаоса.

Сами по себе мы остаемся во власти наших страстей. Когда над жизнью встает Иисус, в нее приходит свет.

Страх тьмы — один их самых древних в мире страхов.

Есть рассказ о том, что одному мальчику пришлось ночевать в незнакомом доме. Хозяйка проявляя свою доброту, предложила оставить в спальне свет, но ребенок вежливо отклонил это предложение. «Я думала, — сказала хозяйка, — что ты, может быть, боишься темноты». «О нет — сказал мальчик, — это Божественная темнота».

С Иисусом и ночью светло как днем.

 

2Свет который приносит Иисус, свет обличительный.

Проклятие людей именно в том и заключается, что они любят тьму больше света, потому что дела их злы и они ненавидят свет, чтобы не обличились (не стали видны) дела их.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
(Иоан.3:19,20)

Свет, который приносит Иисус, показывает вещи в истинном виде, срывает с них всякую маскировку и всякие личины и показывает их во всей наготе, показывает их подлинный характер и их настоящую цену.

Когда-то давно философы-циники говорили, что люди ненавидят истину, потому что истина оказывает на них такое же воздействие, как свет не больные глаза.

В поэме англо-саксонского поэта Кэдмона (умер около 680 г.) есть видение Судного дня: в центре находится Распятие, от которого струится странный кроваво-красный свет, в лучах которого все вещи предстают в их истинном виде. Все внешнее, все личины и маскировки сорваны и все стоит обнаженным в своем страшном одиночестве.

Мы никогда не сможем увидеть себя, пока не посмотрим на себя глазами Иисуса; мы никогда не будем знать, какова же наша жизнь, пока не посмотрим на нее глазами Иисуса.

Иисус приводит нас к Богу, показывая нас самим себе.

 

3Свет, который приносит Иисус — путеводный свет.

Человек, у которого нет этого света, бродит во тьме и не знает, куда он идет.

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
(Иоан.12:36)

Человек, получивший этот свет и принявший его, не бродит более во тьме.

46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
(Иоан.12:46)

Во всех Евангелиях есть один очень примечательный момент — люди приходят к Иисусу с вопросом: «Что я должен делать?»

Когда Иисус приходит в жизнь человека, человек перестает гадать и ходить на ощупь: время сомнений, неуверенности и шатаний прошло.

Дорога, проходившая во тьме, становится светлой, разъясняется всякая проблема. Без Иисуса мы похожи на людей нащупывающих свой путь на незнакомой неосвещенной дороге; с Ним же наш путь ясен.

4 Часть: ВРАЖДЕБНАЯ ТЬМА

Интересовался темой:

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью