Содержание
Кальвинизм
Жан Кальвин, основоположник Кальвинизма, в одной из своих доктрин говорил о предопределении спасения человека. То есть, Бог заранее предопределил или запрограммировал жизнь людей, как они будут жить, развиваться, будут ли они спасены или нет.
Вся эта программа заложена от начала создания мира, и человек не способен изменить свою судьбу. И хотя в словах Жана Кальвина есть здравый смысл, его последователи, расширили его доктрину и возвели её в ранг непреложной истины, в которой, спасаются не все кто хочет, а все кто избран и предопределён.
Эта доктрина берёт за основу некоторые места из Библии, вырывая слова из контекста и не смотрит на всю Библию целиком, в контексте всей книги. Вот некоторые примеры Кальвинизма, на которых основана их доктрина «избрания и предопределения»:
4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей.
(Еф 1:4-5).
48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.
(Деян 13:48).
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
(Ин 15:16).
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
(Мф 11:25-26).
Библия и доктрина кальвинизма
Учит ли Библия доктрине избрания и предопределения?
Оба эти слова (избрание и предопределение) могут быть обнаружены в Библии во многих отрывках, давайте посмотрим на некоторые из них:
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия.
(1 Фес 1:4).
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь.
(2 Пет 1:10).
29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
(Рим 8:29).
Как мы можем видеть, слово «избрание» – означает «выбранный, отобранный»:
20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
(Мк 13:20).
Слово «предопределять» – значит «определять или описывать заранее». Следовательно, избранными являются те избранные, для которых кое-что было предопределено.
Поэтому для тех, кого можно охарактеризовать как выбранные и назначенные, нельзя применять такие слова, как избранные и предопределенные.
Нет также никаких указаний на время и условия такого избрания (в известном смысле). Это можно увидеть из контекста книг Библии.
В Ветхом Завете говориться, что Израиль был избранником Божьим: «Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня» [Ис 45:4].
Это место можно сравнить с [Мф 21:43]: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».
В Библии Христос называется «избранным Божьим»: «И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» [Лк 23:35].
Также в Библии говорится, что некоторые ангелы были избраны: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» [1 Тим 5:21].
В Библии сказано, что Бог выбрал исполнение Своего обещания Аврааму через своего второго сына Иакова, а не через первенца Исава [Рим 9:10-13; ср. Быт 12:1-3; 28:13-14].
В Библии, Новом Завете говорится, что все христиане называются «Божьими избранниками»: «Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, [относящейся] к благочестию» [Тит 1:1].
В Библии также сказано, что Бог избирает «святых» или «верных во Христе Иисусе» «перед созданием мира»: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» [Еф 1:1-5].
Эти люди были выбраны, чтобы «быть святыми и непорочными перед Ним в любви». Они были «предопределены для принятия их как сыновей» [ст. 5]. Это избрание и назначение было «в Иисусе», т.е. «во Христе» и «через Иисуса Христа» [ст. 4, 5].
Поэтому от создания мира, Бог объявил, что искупление должно быть во Христе: «Cпасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен.
Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» [2 Тим 1:9-10]. Так как избранными являются те люди, кто во Христе, поэтому каждый должен быть в Нём, чтобы спастись [2 Тим 2:9-10].
Человеку дана свободная воля, для того, чтобы выбирать будет ли он пребывать во Христе или нет: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» [Мф 11:28].
Кающиеся же верующие, сделавшие свой выбор в пользу Христа «крестятся во Христа»: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» [Гал 3:27].
Избрание и предопределение, таким образом, относятся к определенному классу людей, а не к зафиксированному числу людей, ни с того, ни с сего отобранных Богом «без всякого учета их веры или добрых дел».
Библия без всяких сомнений учит об избрании и предопределении, но не так, как об этом учат человеческие вероучения, придуманные людьми.
«Бог нелицеприятен», но «хочет, чтобы все люди спаслись»:
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
(Деян 10:34-35).
11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?
(Иез 33:11).
Библия об избрании и предопределении
Есть ли в Библии места, которые учат об избрании и предопределении?
Некоторые проповедники Библии, цитируют места, содержащие такие слова как избранный, избрание, выбранный, назначенный, предопределенный и думают, что этим их учение об «избрании и предопределении» подтверждается.
Тем не менее ни одно место Библии нигде не говорит, что Бог провозгласил, что «перед созданием мира» «определенное и строго известное» количество людей были безусловно «предназначены для вечной жизни, а другое количество людей – для вечного наказания».
Множество людей предполагают, что их доктрины, которые они возводят в ранг Библейского учения, имеются в Библии. И предполагают они это только потому, что в Библии существуют слова, которыми эти доктрины называются.
1. Давайте рассмотрим внимательно следующие места Библии, чтобы самим убедиться чему они учат (относительно избрания и предопределения):
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
(Ин 15:16).
Христос сказал это апостолам, которых Он избрал [Лк 6:13-16]. И это избрание относилось не к их спасению, а к их миссии «идти и приносить плоды» [Ин 15:16].
Иисус провозгласил, что один из двенадцати, кого Он выбрал, есть «дьявол»: «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас дьявол» [Ин 6:70].
2. Господь называет Саула «избранным сосудом Своим». Для чего он был избран? «Чтобы нести имя Господне всем людям…» [Деян 9:15].
15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
(Деян 9:15).
И это избрание не имело никакого отношения к его спасению. Это также не значит, что он был выбран когда-то давным давно, прежде вековых времён, так как были и другие люди перед ним во Христе [Рим 16:7]:
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
(Рим 16:7).
Это также не значит, что он был безусловно избран и предопределён «для вечной жизни», так как он мог быть и отвергнут: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» [1 Кор 9:27].
3. В своей доктрине Кальвинисты полагают, что все те люди из Книги Деяния [13:48] которые были избранны и предопределены, были выбраны или назначены Самим Богом «перед созданием мира» для получения вечной жизни, но так ли это?
48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.
(Деян 13:48).
Иисус сделал условием получения вечной жизни веру, а не ее плоды [Ин 3:16]. Даже высоко моральные люди могут делать добрые плоды, но оставаться при этом неверующими:
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Ин 3:16).
Слово, которое переводится, как «предуставленные» в [Деян 13:48], означает «положенные в определенном порядке». Павел вначале проповедовал иудеям, которые «противились тому, что говорил он им, а также проклинали и злословили его и учение которое он проповедовал» [Деян 13:45].
Но в следующим стихе [Деян 13:46] Павел сказал: «Если вам это не нужно, и вы почитаете себя недостойными вечной жизни, то, до свидания». В противоположность этому, язычники: «услышали Слово и обрадовались, прославляли Бога и предуставленные ко спасению поверили» [Деян 13:48].
Иудеи, противясь слову, не расположили или «не привели себя в порядок» для принятия вечной жизни, в то время как язычники намеревались принять вечную жизнь посредством подчинения себя истине.
Слово «предустановление» здесь означает – работу человеческого ума, а не избрание и предопределение вот именно этих людей, к спасению, ещё до создания мира.
4. Избрание Фессалоникийцев было через Евангелие, через которое они были призваны [1 Фес 1:4-5]. Необходимо услышать, поверить и повиноваться Евангелию для того, чтобы спастись [Рим 1:16].
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы [сами] знаете, каковы были мы для вас между вами.
(1 Фес 1:4-5).
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину.
(Рим 1:16).
Так как человек может либо принять, либо отвергнуть Евангелие, его спасение не может быть безусловным: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» [Мк 16:16].
5. В Послании к Римлянам 8 главе 29 стихе предложение начинается со слова «ибо», что показывает, что оно связано с предыдущим стихом и говорит о том, что было сделано для «тех, кто любит Бога» и что «они призваны по Его изволению».
28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.
29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
(Рим 8:28-30).
Божии цели были до такой степени определенными, что то, что там написано, уже свершилось – так говорится в этих стихах [ср. Быт 17:5; Рим 4:17].
Бог предназначил спасти людей «во Христе» [2 Тим 1:9]. Быть во Христе не является безусловным [Ин 5:40]. Те, кто любит Бога, соблюдают Его заповеди [Ин 14:15]. Эти люди призваны Евангелием [2 Фес 2:14].
Поэтому это место Библии [Рим 8:28-30], относится не к определенным людям, а к определенному классу людей.
6. В Послании к Римлянам 9:10-13 Павел провозглашает, что Бог для исполнения Своего обещания выбрал Иакова, а не Исава и цитирует два различных места Ветхого Завета в качестве доказательства [Быт 25:23; Мал 1:2-4].
10 И не одно это; но [так было] и с Ревеккою, когда она зачала в одно время [двух сыновей] от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
(Рим 9:10-13).
23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.
(Быт 25:23).
2 Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова,
3 а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни.
(Мал 1:2-3).
Первое утверждение, что «Больший будет в порабощении у меньшего», было сделано до рождения Исава и Иакова [Рим 9:10-12; Быт 25:23].
Тогда как второе утверждение – «Иакова Я возлюбил, а Исава — возненавидел» [Рим 9:13; Мал 1:2-3] – было написано примерно 1400 лет спустя, после жизни обоих мальчиков.
Эти места Библии не относятся к их спасению, ни тем более к ним самим, но к двум нациям или народам, которые произошли от них, как это видно из контекста.
Нет никаких записей подтверждающих, что Исав как человек когда-либо служил Иакову, но народ Едомский действительно служил Израилю [2 Цар 8:14]. Если это избрание относилось ко спасению, тогда Иаков и все его потомки навечно спасены, а Исав и все его потомки навечно потеряны в аду.
7. В Послании к Римлянам 9:20-23 рассказывается притча о горшечнике и горшке, и она относится к Израилю [ср. Иер 18:1-10].
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе.
(Рим 9:20-23).
Израиль «испортился в руках горшечника» [Бога] из-за их неповиновения и поэтому они стали сосудами «для низкого употребления», когда были отправлены в вавилонское пленение на 70 лет.
Если бы они отвернулись от «своего зла», Бог обещал, что не уничтожит их. Несмотря на Божие «долготерпение», они продолжали неповиноваться Ему и стали «сосудами гнева, готовые к погибели».
В 70 году н.э. их национальное государство было разрушено Титом, точно так, как предсказывал Иеремия [Иер 19:11]. Павел показывает [Рим 9:20-23], что Бог, отвергая иудеев и призывая Своих людей как из иудеев, так и из язычников через веру во Христа, остается справедливым.
Это место Библии [Рим 9:20-23] отвергает теорию вечного, неизменного «избрания и предопределения», и провозглашает свободную волю как одного человека, так и целой нации!
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
(2 Тим 2:20-21).
Статьи по этой тематике:
- Являются ли родившиеся младенцы полностью испорченными?
- Учит ли Писание о полной наследственной испорченности?
- Умер ли Иисус для всех, или только для избранных?
- Могут ли сейчас христиане иметь вечную жизнь и не потерять её?
- Может ли дитя Божие так согрешить, что будет навечно потеряно?
- Как некоторые пытаются доказать учение «однажды спасён, навсегда спасён»?
Использованная литература:
- Википедия — Кальвинизм
- Викентьев И. Л.: Жан Кальвин
- Томас, Д. Спрашивайте и – Библия отвечает. Сеймур, Теннеси 1986. – С. 71-74.
- Библия. Синодальный перевод