Избрание и предопределение Кальвинизма. 7 мест из Библии

2
555

Кальвинизм

Жан Кальвин, основоположник Кальвинизма, в одной из своих доктрин говорил о предопределении спасения человека. То есть, Бог заранее предопределил или запрограммировал жизнь людей, как они будут жить, развиваться, будут ли они спасены или нет.

Жан Кальвинизм и орден Кальвинистов
Жан Кальвинизм и орден Кальвинистов

Вся эта программа заложена от начала создания мира, и человек не способен изменить свою судьбу. И хотя в словах Жана Кальвина есть здравый смысл, его последователи, расширили его доктрину и возвели её в ранг непреложной истины, в которой, спасаются не все кто хочет, а все кто избран и предопределён.

Эта доктрина берёт за основу некоторые места из Библии, вырывая слова из контекста и не смотрит на всю Библию целиком, в контексте всей книги. Вот некоторые примеры Кальвинизма, на которых основана их доктрина «избрания и предопределения»:

4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей.
(Еф 1:4-5).

 

48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.
(Деян 13:48).

 

16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
(Ин 15:16).

 

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;

26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
(Мф 11:25-26).

Библия и доктрина кальвинизма

Учит ли Библия доктрине избрания и предопределения?

Человек свободен, у него есть выбор, а не предопределение
Человек свободен, у него есть выбор, а не предопределение

Оба эти слова (избрание и предопределение) могут быть обнаружены в Библии во многих отрывках, давайте посмотрим на некоторые из них:

4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия.
(1 Фес 1:4).

 

10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь.
(2 Пет 1:10).

 

29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
(Рим 8:29).

Как мы можем видеть, слово «избрание» – означает «выбранный, отобранный»:

20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
(Мк 13:20).

Слово «предопределять» – значит «определять или описывать заранее». Следовательно, избранными являются те избранные, для которых кое-что было предопределено.

Поэтому для тех, кого можно охарактеризовать как выбранные и назначенные, нельзя применять такие слова, как избранные и предопределенные.

Нет также никаких указаний на время и условия такого избрания (в известном смысле). Это можно увидеть из контекста книг Библии.

В Ветхом Завете говориться, что Израиль был избранником Божьим: «Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня» [Ис 45:4].

Это место можно сравнить с [Мф 21:43]: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».

В Библии Христос называется «избранным Божьим»: «И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» [Лк 23:35].

Также в Библии говорится, что некоторые ангелы были избраны: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» [1 Тим 5:21].

В Библии сказано, что Бог выбрал исполнение Своего обещания Аврааму через своего второго сына Иакова, а не через первенца Исава [Рим 9:10-13; ср. Быт 12:1-3; 28:13-14].

В Библии, Новом Завете говорится, что все христиане называются «Божьими избранниками»: «Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, [относящейся] к благочестию» [Тит 1:1].

В Библии также сказано, что Бог избирает «святых» или «верных во Христе Иисусе» «перед созданием мира»: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» [Еф 1:1-5].

Эти люди были выбраны, чтобы «быть святыми и непорочными перед Ним в любви». Они были «предопределены для принятия их как сыновей» [ст. 5]. Это избрание и назначение было «в Иисусе», т.е. «во Христе» и «через Иисуса Христа» [ст. 4, 5].

Поэтому от создания мира, Бог объявил, что искупление должно быть во Христе: «Cпасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен.

Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» [2 Тим 1:9-10]. Так как избранными являются те люди, кто во Христе, поэтому каждый должен быть в Нём, чтобы спастись [2 Тим 2:9-10].

Человеку дана свободная воля, для того, чтобы выбирать будет ли он пребывать во Христе или нет: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» [Мф 11:28].

Кающиеся же верующие, сделавшие свой выбор в пользу Христа «крестятся во Христа»: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» [Гал 3:27].

Избрание и предопределение, таким образом, относятся к определенному классу людей, а не к зафиксированному числу людей, ни с того, ни с сего отобранных Богом «без всякого учета их веры или добрых дел».

Библия без всяких сомнений учит об избрании и предопределении, но не так, как об этом учат человеческие вероучения, придуманные людьми.

Спасается тот, кто что-то для этого делает, хотя бы и бежит. А не тот кто избран и предопределен.
Спасается тот, кто что-то для этого делает, хотя бы и бежит. А не тот кто избран и предопределен.

«Бог нелицеприятен», но «хочет, чтобы все люди спаслись»:

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
(Деян 10:34-35).

 

11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?
(Иез 33:11).

Библия об избрании и предопределении

Есть ли в Библии места, которые учат об избрании и предопределении?

Некоторые проповедники Библии, цитируют места, содержащие такие слова как избранный, избрание, выбранный, назначенный, предопределенный и думают, что этим их учение об «избрании и предопределении» подтверждается.

Тем не менее ни одно место Библии нигде не говорит, что Бог провозгласил, что «перед созданием мира» «определенное и строго известное» количество людей были безусловно «предназначены для вечной жизни, а другое количество людей – для вечного наказания».

Избраны и предопределены лишь те, кто любил и верил
Избраны и предопределены лишь те, кто любил и верил

Множество людей предполагают, что их доктрины, которые они возводят в ранг Библейского учения, имеются в Библии. И предполагают они это только потому, что в Библии существуют слова, которыми эти доктрины называются.

1. Давайте рассмотрим внимательно следующие места Библии, чтобы самим убедиться чему они учат (относительно избрания и предопределения):

16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
(Ин 15:16).

Христос сказал это апостолам, которых Он избрал [Лк 6:13-16]. И это избрание относилось не к их спасению, а к их миссии «идти и приносить плоды» [Ин 15:16].

Иисус провозгласил, что один из двенадцати, кого Он выбрал, есть «дьявол»: «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас дьявол» [Ин 6:70].

2. Господь называет Саула «избранным сосудом Своим». Для чего он был избран? «Чтобы нести имя Господне всем людям…» [Деян 9:15].

15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
(Деян 9:15).

И это избрание не имело никакого отношения к его спасению. Это также не значит, что он был выбран когда-то давным давно, прежде вековых времён, так как были и другие люди перед ним во Христе [Рим 16:7]:

7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
(Рим 16:7).

Это также не значит, что он был безусловно избран и предопределён «для вечной жизни», так как он мог быть и отвергнут: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» [1 Кор 9:27].

3. В своей доктрине Кальвинисты полагают, что все те люди из Книги Деяния [13:48] которые были избранны и предопределены, были выбраны или назначены Самим Богом «перед созданием мира» для получения вечной жизни, но так ли это?

48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.
(Деян 13:48).

Иисус сделал условием получения вечной жизни веру, а не ее плоды [Ин 3:16]. Даже высоко моральные люди могут делать добрые плоды, но оставаться при этом неверующими:

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Ин 3:16).

Слово, которое переводится, как «предуставленные» в [Деян 13:48], означает «положенные в определенном порядке». Павел вначале проповедовал иудеям, которые «противились тому, что говорил он им, а также проклинали и злословили его и учение которое он проповедовал» [Деян 13:45].

Но в следующим стихе [Деян 13:46] Павел сказал: «Если вам это не нужно, и вы почитаете себя недостойными вечной жизни, то, до свидания». В противоположность этому, язычники: «услышали Слово и обрадовались, прославляли Бога и предуставленные ко спасению поверили» [Деян 13:48].

Иудеи, противясь слову, не расположили или «не привели себя в порядок» для принятия вечной жизни, в то время как язычники намеревались принять вечную жизнь посредством подчинения себя истине.

Слово «предустановление» здесь означает – работу человеческого ума, а не избрание и предопределение вот именно этих людей, к спасению, ещё до создания мира.

4. Избрание Фессалоникийцев было через Евангелие, через которое они были призваны [1 Фес 1:4-5]. Необходимо услышать, поверить и повиноваться Евангелию для того, чтобы спастись [Рим 1:16].

4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы [сами] знаете, каковы были мы для вас между вами.
(1 Фес 1:4-5).

 

16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину.
(Рим 1:16).

Так как человек может либо принять, либо отвергнуть Евангелие, его спасение не может быть безусловным: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» [Мк 16:16].

5. В Послании к Римлянам 8 главе 29 стихе предложение начинается со слова «ибо», что показывает, что оно связано с предыдущим стихом и говорит о том, что было сделано для «тех, кто любит Бога» и что «они призваны по Его изволению».

28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.
29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
(Рим 8:28-30).

Божии цели были до такой степени определенными, что то, что там написано, уже свершилось – так говорится в этих стихах [ср. Быт 17:5; Рим 4:17].

Бог предназначил спасти людей «во Христе» [2 Тим 1:9]. Быть во Христе не является безусловным [Ин 5:40]. Те, кто любит Бога, соблюдают Его заповеди [Ин 14:15]. Эти люди призваны Евангелием [2 Фес 2:14].

Поэтому это место Библии [Рим 8:28-30], относится не к определенным людям, а к определенному классу людей.

6. В Послании к Римлянам 9:10-13 Павел провозглашает, что Бог для исполнения Своего обещания выбрал Иакова, а не Исава и цитирует два различных места Ветхого Завета в качестве доказательства [Быт 25:23; Мал 1:2-4].

10 И не одно это; но [так было] и с Ревеккою, когда она зачала в одно время [двух сыновей] от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
(Рим 9:10-13).

 

23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.
(Быт 25:23).

 

2 Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова,
3 а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни.
(Мал 1:2-3).

Первое утверждение, что «Больший будет в порабощении у меньшего», было сделано до рождения Исава и Иакова [Рим 9:10-12; Быт 25:23].

Тогда как второе утверждение – «Иакова Я возлюбил, а Исава — возненавидел» [Рим 9:13; Мал 1:2-3] – было написано примерно 1400 лет спустя, после жизни обоих мальчиков.

Эти места Библии не относятся к их спасению, ни тем более к ним самим, но к двум нациям или народам, которые произошли от них, как это видно из контекста.

Нет никаких записей подтверждающих, что Исав как человек когда-либо служил Иакову, но народ Едомский действительно служил Израилю [2 Цар 8:14]. Если это избрание относилось ко спасению, тогда Иаков и все его потомки навечно спасены, а Исав и все его потомки навечно потеряны в аду.

7. В Послании к Римлянам 9:20-23 рассказывается притча о горшечнике и горшке, и она относится к Израилю [ср. Иер 18:1-10].

20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе.
(Рим 9:20-23).

Израиль «испортился в руках горшечника» [Бога] из-за их неповиновения и поэтому они стали сосудами «для низкого употребления», когда были отправлены в вавилонское пленение на 70 лет.

Если бы они отвернулись от «своего зла», Бог обещал, что не уничтожит их. Несмотря на Божие «долготерпение», они продолжали неповиноваться Ему и стали «сосудами гнева, готовые к погибели».

В 70 году н.э. их национальное государство было разрушено Титом, точно так, как предсказывал Иеремия [Иер 19:11]. Павел показывает [Рим 9:20-23], что Бог, отвергая иудеев и призывая Своих людей как из иудеев, так и из язычников через веру во Христа, остается справедливым.

Это место Библии [Рим 9:20-23] отвергает теорию вечного, неизменного «избрания и предопределения», и провозглашает свободную волю как одного человека, так и целой нации!

20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
(2 Тим 2:20-21).

Мы не скованы в нашей жизни избранием и предопределением, мы свободны выбирать
Мы не скованы в нашей жизни избранием и предопределением, мы свободны выбирать

Статьи по этой тематике:

  1. Являются ли родившиеся младенцы полностью испорченными?
  2. Учит ли Писание о полной наследственной испорченности?
  3. Умер ли Иисус для всех, или только для избранных?
  4. Могут ли сейчас христиане иметь вечную жизнь и не потерять её?
  5. Может ли дитя Божие так согрешить, что будет навечно потеряно?
  6. Как некоторые пытаются доказать учение «однажды спасён, навсегда спасён»?

Использованная литература:

  1. Википедия — Кальвинизм
  2. Викентьев И. Л.: Жан Кальвин
  3. Томас, Д. Спрашивайте и – Библия отвечает. Сеймур, Теннеси 1986. – С. 71-74.
  4. Библия. Синодальный перевод