Имена Иисуса Христа
Иисус – современная церковнославянская транслитерация греческой формы Ιησούς еврейского имени ישוע (произносится: «Йешу́а»), которое является усечением имени יהושוע Йеhошу́а, состоящего из корней слов «Йеhо́ва» — имя Бога в Ветхом Завете и «шу́а» — спасение.
Христос – эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса с точки зрения христианства. Греческое слово Χριστός есть перевод ивритского משׁיח (Маши́ах) и арамейского משיחא (Меши́ха) (русская транслитерация — мессия) и означает «помазанник».
Происхождение и значение имени Иисус
То обстоятельство, что Иисус получил Свое имя от Самого Бога,
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
(Матф.1:21)
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
(Фил.2:9)
свидетельствует о Нем как о поставленном Богом Владыке мира,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
(Фил.2:10)
Который наделен божественным могуществом, но все же властвует в послушании Богу, будучи ответственным перед Ним.
28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
(1Кор.15:28)
В этом имени человек может найти и узнать Бога.
Поэтому М.Лютер говорит: “Ты спросишь, кто Он? Его зовут Иисус Христос, Господь Саваоф, и нет никакого другого Бога”.
Я есмь
Иисус говорит о Себе
Когда Иисус говорит о Себе, Он стремится сказать о том, что другого Бога нет.
Его речения о Себе Самом, начинающиеся с “Я есмь” [греч. эго эйми], свидетельствуют о Нем как о Божьем откровении.
Он как “хлеб жизни” (Ин 6:35,51) дарован человеку Богом для жизни вечной. Как “свет миру”(Ин 8:12) Иисус призывает людей выйти из тьмы греха и в Его свете найти путь к жизни. Называя Себя “дверью” (Ин 10:9), а также “путем и истиной и жизнью” (Ин 14:6)
Иисус показывает, что только через Него можно прийти к истине, в которой человек находит вечную жизнь. Поскольку смерть, являющаяся следствием греха, преграждает путь к жизни, то Иисус есть также “воскресение и жизнь” (Ин 11:25); иными словами, вера в Иисуса приводит к Богу, к Тому единственному, у Кого и через Кого человек может получить жизнь и пребывать в ней.
Поэтому Иисус заявляет о Своей исключительности:
- Он есть “пастырь добрый” (Ин 10:12,14), без Которого не могут жить те, кто принадлежит Ему, кого Он называет “своими”.
- Они неразрывно связаны с Ним, как виноградная ветвь связана с “истинной виноградной Лозой” (Ин 15:1,5).
В Ин 8:24,28 Иисус говорит о Себе лично: “это Я” [греч. эго эйми] (ср. Мк 14:62) и тем напоминает о Божьем откровении Моисею в Исх 3:14; слова Бога “Я есмь Сущий” Септуагинта переводит здесь как “это Я” (эго эйми).
Как Бог стремится разъяснить Моисею Свое имя, так и Иисус говорит о Себе, что Он является окончательным, исключительным Божьим откровением (Евр 1:1 и след.) и что только в Нем Бог дарует людям Свое спасение (Деян 4:12).
Сын Человеческий
Сложнее понять, почему Иисус называет себя “Сыном Человеческим” [евр. бен хаадам; арам. бар-энаш; греч. го гюйос ту антропу]:
сын человеческий
- словосочетание бен хаадам в Синододальном переводе Ветхого Завета чаще всего передается как “сын человеческий” (Иов 25:6; Пс 8:5; 35:8; 89:4; Иез 2:1; 3:17 и др.). В этих стихах выражение “сын человеческий” тождественно понятию человек;
- только в Дан 7:13 и следующем выражение “Сын человеческий” обозначает грядущего властителя Царства Божиего (Мессию): “С облаками небесными шел как бы Сын человеческий”. Он противопоставлен здесь четырем зверям, воплощающим великие земные царства (ст. 3-8). В подобном же значении это выражение встречается в сохранившейся только на эфиопском языке Книге Еноха, где Сын Человеческий назван избранным и праведным;
Сын Человеческий
Называя Себя в Евангелиях Сыном Человеческим (в синоптическом 70 раз, а в Ев. от Иоанна 12 раз), Иисус опирается на Дан 7:13. Помимо Самого Иисуса, так Его называют только Стефан (Деян 7:56) и Иоанн (Откр 1:13; 14:14).
В Дан 7 Сын Человеческий однозначно понимается как небесный образ.
В Евангелиях Сын Человеческий – это исключительное самообозначение Иисуса; данное выражение ни разу не встречается в обращении или в повествовании об Иисусе. На вопрос о значении этого имени предлагалось множество ответов.
Называя себя Сыном Человеческим, Иисус имел в виду, что Его внешний облик ничем не отличается от облика других людей или что в Нем явлен истинный человек, человек, каким хотел его видеть Бог, когда сотворил его.
Сравнение Адама и Христа: Адам, прообраз Христа
Для иудеев понятия “Сын Человеческий” и “Христос” (=Мессия) были тесно связаны,
34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
(Иоан.12:34)
и слова Иисуса о том, что Он является Сыном Человеческим, воспринимались ими как богохульство (Мк 14:62-64).
В соответствии с этим и более поздние экзегеты безапелляционно и, возмущенно, правомерно говорят о том, что словосочетание “Сын Человеческий” является “самым притязательным самоопределением, которое вообще мог употребить житель древнего Востока” (Stauffer, Theologie des NT).
Изречения Иисуса, в которых присутствует выражение “Сын Человеческий”, можно разделить на три группы:
- а) тождественность Сына Человеческого и Иисуса (Мк 2:10; Ин 1:51),
- б) Его страдания (Мк 8:31; 9:9,31; 10:33 и пар.; Мф 26:2; Ин 8:28),
- в) Его явление как властителя и судьи (Мк 8:38; 13:26 и парал.; Ин 5:27).
Сын Божий
Божьего откровения в Иисусе
Если до сих пор речь шла исключитительно о высказываниях Самого Иисуса, то выражение “Сын Божий” является как самообозначением Иисуса, так и человеческим исповеданием Божьего откровения в Иисусе:
1. в Ветхом Завете понятие “сын” в отношении Бога не закреплено исключительно за Мессией: Бог мог называть так и народ Израиля (Исх 4:22; Втор 14:1; 32:6,18; Иер 31:9; Ос 11:1). Правда, такие места в Библии, как Пс 2:7, получили мессианское толкование уже у раввинов;
2. в Новом Завете “Сын Божий” (в единственном числе), а также просто “Сын” – исключительное мессианское обозначение Иисуса:
- а) Сам Бог называет Иисуса Своим Сыном и признает Свое отцовство перед людьми (Мф 3:16,17; 17:5; Лк 9:35);
- б) Иисус признает Себя Сыном Бога и открывает этим Свое происхождение от Бога и Свою особую связь с Ним (Мф 11:27; Ин 1:14,18; 3:16).
Поэтому Он, обращаясь к Богу, называет Его “Отче” и всегда говорит “Отец Мой”, но никогда – “Отче наш” (в Мф 6:9; в Лк 11:2 “Отче наш” сказано от лица учеников и как наставление для них).
Исключительность Иисуса как Сына Божьего подчеркивается и определением “единородный”. Признание Иисусом того факта, что Он – Сын Божий, в конечном итоге приносит Ему смерть (Мф 26:63 и след.).
Когда Иисус называет Себя Сыном Божьим, Он тем самым притязает на абсолютное главенство над всем творением (см. Кол 1:15 и след.; также Ин 1:3). Он предвечен, и все произошло от Него. Таким образом, понятие “Сын Божий” равнозначно понятию “Господь”; - в) когда человек исповедует Иисуса как Сына Божьего, он тем самым выражает свою веру в явленное в Нем откровение (Мф 16:16), становится членом Церкви (Деян 8:37) и вступает в общение с Богом (1Ин 2:23).
Но к этому исповеданию человека приводит только Сам Бог (Мф 16:17); - г) даже бесы признают Иисуса Сыном Божьим (Мф 8:29; Мк 3:11; Лк 4;41), и это свидетельствует о Его вселенской власти.
Сын Давидов
Выражение “сын Давидов” также является мессианским самообозначением Иисуса и формулой признания Иисуса Мессией:
- обетование, данное Давиду Богом (2Цар 7:12 и след.), истолковывается как мессианское (см. Пс 131:11). Оно часто повторяется пророками (см. Ис 9:6 и след.; Иер 23:5; Иез 34:23; Зах 12:8). Поэтому обозначение “сын Давидов” является титулом Мессии.
- в Мф 22:41-46 Иисус возражает не против того, что Его называют “сыном Давидовым”, а против неверного представления о том, что Мессия якобы ниже Давида. Даже будучи “сыном Давидовым”, Мессия является Давиду Господом, поскольку происходит от Бога.
Иисус признает это обращение (Мф 9:27; 21:9), а Церковь признает (Мф 1:1) и исповедует Иисуса как Сына Божьего “от семени Давидова по плоти” (Рим 1:3).
Титул “сын Давидов” свидетельствует также о человеческой природе Иисуса и приобретает весомость только рядом с именем “Сын Божий” (см. Рим 1:3 и след.).
Только оба имени вместе точно определяют Иисуса как Божье откровение во плоти.
Царь, Первосвященник, Пророк
Существует много других имен, которые поясняют деяния Христа. Это, в первую очередь, такие обозначения, как “царь”, “первосвященник”, “пророк”.
Царский титул
- Царский титул Иисуса тесно связан с обозначением “сын Давидов”.
- Царем признают Его мудрецы (волхвы) (Мф 2:2)
- Сам Иисус признаёт Себя царем перед Пилатом (Ин 18:37).
- Его царство другого рода, оно не похоже на то, которое существует в человеческом представлении (Ин 18:36).
Именно это стало причиной осмеяния страдающего Иисуса (Мф 27:29,37,42). Его господство скрыто (ст. 37), оно познается только верующими и торжествует над грехом, смертью и дьяволом.
Но это истинное господство над всей вселенной (1Тим 6:15); ныне оно познается и признается верой, а в конце времен станет очевидным для всех (Мф 25:34; Откр 17:14; 19:16).
Таким образом, титул “царь” указывает на Второе пришествие Иисуса в славе.
Священник и первосвященник
Иисус назван священником и первосвященником
1. в Псалтири и в Послании к евреям Иисус назван священником и первосвященником (Пс 109:4; Евр 5:6; 7:1,3,17,21). Прообразом примирительного и искупительного подвига Иисуса стало ветхозаветное богослужение:
- Он Сам Своей жертвой раз и навсегда открыл людям доступ в Святое Святых, т.е. к Богу (Евр 9:12).
- По Своей безгрешности (Евр 4:15; 7:26 и след.)
- и Своему милосердию (Евр 2:17; 4:15)
- Он стоит выше всех священников и пребывает вовек (Евр 10:13);
2. то, что Иисус приносит в жертву Себя Самого, подчеркивается обозначением “Агнец”. В Ис 53:7 агнцем называется “раб Божий” (Исаия, III,2а,б), что указывает на Иисуса Христа, взявшего на Себя грех мира (Ин 1:29,36).
Согл. Ин 19:30,31, Иисус умирает в тот момент, когда в храме иудеи закалывают пасхального агнца.
Поэтому Павел вправе называть Иисуса “Пасха наша” (т.е. “наш пасхальный агнец” – 1Кор 5:7), ибо Он умер как праведная жертва за грехи мира (1Пет 1:19).
В Откр прославленный Иисус 29 раз является как закланный Агнец (Откр 5:6 и след.; 13:8 и др.).
Иисус как Агнец, пожертвовавший Собой ради Своей Церкви, дарует ей жизнь и победу (Откр 7:9 и след.; 12:1 и след.; 14:1 и след.). Но Он и Сам побеждает безбожные и противостоящие Богу силы (Откр 6:16,17; 14:10; 17:14), а в конце времен Он откроется как господствующий над всем творением и соединится навечно в браке со Своей невестой – Церковью (Откр 19:7 и след.; 21), спасенной от обольщения антихристом, принимающим вид Агнца (Откр 13:11).
Мессия
1. Иисус нигде не назван пророком в прямом смысле этого слова, напротив, всюду подчеркивается Его отличие от пророков. Народ, принимающий Его за пророка, не знает Его (Мк 6:15; Мф16:14). С другой стороны, Моисей возвещает о Мессии как о грядущем пророке (Втор 18:15).
В отдельных случаях Он именуется в Новом Завете “Тем пророком” (Ин 6:14; ср. также 1:21; 7:52), что равнозначно понятию “Мессия”. Если Иисус и осознаёт Себя пророком (Лк 13:33), то именно в этом смысле, более широком, чем тот, который вмещает в себя собственно понятие “пророк”.
В Евр 1:1 и след. Иисус противопоставляется пророкам и ставится над ними как носитель окончательного, решающего слова Божьего к человеку;
2. по-этому Иисус может быть назван и “Словом” [греч. логос]. Отличие Иисуса от пророков в том и состоит, что Он не несет, подобно им, Божье Слово, а Сам является этим Словом. Т.е. несущий откровение равен самому откровению.
Он – то Слово, которое было в начале, и “все чрез Него начало быть” (Ин 1:1-3; ср. Быт 1:1): как посредник сотворения мира Он был предпослан всему созданному. Но как носитель откровения Он стал обитать среди людей, став равным им (Ин 1:14) и превратившись в посредника жизни (1Ин 1:1).
В конечном итоге Иисус как победоносное Слово Божье побеждает врагов (Откр 19:13).
Другие Имена
Наряду с вышеперечисленным встречаются и менее употребительные имена:
- на основании Ис 7:14 Иисус назван в Мф 1:23 “Еммануилом”, поскольку понятие “с нами Бог” становится в Нем зримой реальностью;
- выражение “лев от колена Иудина” (Откр 5:5) напоминает о Быт 49:9 и говорит о непобедимости Иисуса;
- в 2Пет 1:19; Откр 22:16 Иисус назван “утренней звездой”, поскольку в Нем наступает совершенство;
- “Женихом” Иисус называет Себя только в притчах (Мф 9:15; 25:1; Ин 3:29), в которых метафорически представлена Его Церковь, исполненная великой радости от общения с Ним;
- “Отрасль” – это имя Мессии в Иер 23:5; 33:15; Зах 3:8; 6:12, где говорится о Христе как об отрасли Давидовой.
Будучи “отраслью от корня Иессеева” (Ис 11:1) и Сыном Божьим, “Который родился от семени Давидова по плоти” (Рим 1:3), Он открывается в Своей земной жизни как Царь царей и Господь господствующих.
Обозначением “раб Мой, Отрасль” (Зах 3:8) указывается на унижение Мессии и на Его послушание вплоть до смерти (Ис 52:13 – 53:12; Флп 2:5-8).
В имени “Отрасль” (Зах 6:12 и след.) прослеживается связь с Сыном Человеческим как “последним Адамом” и “вторым человеком” (1Кор 15:45-47), Который, будучи одновременно священником и царем, правит миром; уделом – когда-то данным Адаму, но утраченным им в результате грехопадения.
Во имя Иисуса
Церковь, проповедуя и действуя в вере, совершает это “во имя Иисуса”.
Это словосочетание никоим образом не представляет собой формулы, подобно тем, что используются в магии и чародействе. Об опасности такого злоупотребления предупреждает заповедь (Исх 20:7).
Креститься “во имя Иисуса” (Мф 28:19; Деян 2:38; 8:16) – это означает через веру связать свою жизнь с Иисусом (Рим 6:3-6; Гал 3:26 и след.). Так же следует понимать слова “во имя Иисуса” и в других случаях.
Действовать “во имя Иисуса” значит действовать “силой и полномочиями Иисуса”. Болезни отступают “во имя (именем) Иисуса Христа”, т.е. перед Его силой (Деян 3:6; 4:10); грехи прощаются “ради имени Его”, т.е. Им Самим (1Ин 2:12).
И бесы повинуются тем, кто использовал полномочия, данные Иисусом (Лк 10:17; Деян 16:18).
Наконец, и Церковь молится во имя Иисуса Христа (Ин 14:13; 15:16; 16:23), т.е. Его Духом; через Него она имеет доступ к Богу и благодарит во имя Иисуса Христа (Еф 5:20).
“Во имя Иисуса Христа” должно совершаться все происходящее в Церкви (Кол 3:17).
Источник
- Библия. Синодальный перевод
- Википедия. Иисус Христос
- Библейский словарь Брокгауза