Библия: сын, Ветхий и Новый завет.

0
564

I Рождение Сына — дар. Сынами названы…

1рождение Сына — это дар Божий, что нередко подчеркивается в Писании

(Быт 17:16; 21:2; 30:12-24; Суд 13:2-5; 1Цар 1:11; Лк 1:13-17).

16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
(Быт.17:16)

2 В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала.
3 И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына;
4 итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого;
5 ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян.
(Суд.13:2-5)

11 и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.
(1Цар.1:11)

13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
(Лук.1:13-17)

Во времена патриархов дети, рожденные от мужа и служанки жены, считались сыновьями жены (Быт 16:1 и след.; 30:3,6);

1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
(Быт.16:1)

2еврейское слово бен, означающее «сын», употребляется и в более широком смысле.

а) Так, напрпример, им обозначаются — потомки вообще: внуки, правнуки, а также более поздние поколения.

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
(Матф.1:1)

Там, где речь идет о длинной череде поколений, нередко говорится о «сынах сынов»

Суд 12:14, 1Пар 8:40 — в Синодальном переводе — «сыновья и внуки»;
Быт 45:10 — в Синодальном переводе — «сыны сынов»;
Исх 10:2; 34:7, в последнем случае в Синодальном переводе — «дети детей»;

б)люди, составляющие национальную, религиозную, социальную, нравственно-этическую или др. общность, напрпример

  • «сыны Сиона»2 Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем.(Пс.149:2)
  • «сыны Вавилона» (Иез 23:15),
  • «сыны пророческие» (3Цар 20:35; Ам 7:14),
  • «сыны Белиала» (т.е. служащие злому духу Белиалу, — 2Цар 7:10, ср. 2Кор 6:15, в Синод. пер. — «люди нечестивые»),
  • «сыны смерти» (1Цар 26:16, в Синод. пер. — «вы достойны смерти»),
  • «сыны нищеты» (Притч 31:5, в Синод. пер. — «угнетаемые»);

в)детеныши зверей (Пс 146:9, в Синод. пер. — «птенцы воронов») и ветви растений (Быт 49:22, в Синод. пер. — «отрасль и ветви»);

3в Новом Завете Сынами названы и те, кто благодаря апостольской проповеди пришел к вере.

2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
(1Тим.1:2)

13 Приветствует вас избранная, подобно [вам, церковь] в Вавилоне и Марк, сын мой.
(1Пет.5:13)

 

II: Права и обязанности, уклад и порядок жизни Сына

1в законе Божьем изложены права и обязанности Сына; они должны подчиняться отцу, который, впрочем, не должен злоупотреблять своей властью.

«Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери» (Притч 10:1; ср. 19:13).

Широко распространено на Ближнем Востоке жертвоприношение первородного Сына (4Цар 3:27; 16:3; 17:31; 23:10; Мих 6:7)

27 И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю.
(4Цар.3:27)

7 Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?»
(Мих.6:7)

у израильтян было запрещено Законом

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями;
3 и Я обращу лице Мое на человека того и истреблю его из народа его за то, что он дал из детей своих Молоху, чтоб осквернить святилище Мое и обесчестить святое имя Мое;
4 и если народ земли не обратит очей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху, и не умертвит его,
5 то Я обращу лице Мое на человека того и на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха.
(Лев.20:1-5)

10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,
(Втор.18:10)

Распад семьи, восстание детей против родителей рассматриваются как признаки надвигающейся гибели народа;

6 Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его.
(Мих.7:6)

4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.
5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
(Мал.4:4,5)

2 важен уклад и порядок жизни Сына, живущих в доме отца (ср. Быт 27 и 33; 37 и 45). Любая обида ощущается гораздо острее тогда, когда братья живут в одной семье.

19 Жребий прекращает споры и решает между сильными.
(Прит.18:19)

Поэтому мир в семье находится в руках Сына, и его сохранение является их первейшей задачей.

1 Песнь восхождения. Давида. Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
(Пс.132:1)

Среди Сыновей первенец имеет преимущественное положение.

 

III. Бог тоже Отец и имеет сыновей.

В Ветхом Завете весь народ Израиля считается сыном Божьим (Исх 4:22; Ос 11:1).

22 И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой;
(Исх.4:22)

1 На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего.
(Ос.11:1)

Господь обетовал Давиду потомка (2Цар 7:12-16), который особым образом станет Сыном Богу.

12 Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
13 Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки.
14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;
15 но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим.
16 И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки.
(2Цар.7:12-16)

Это обетование исполнилось в Иисусе Христе, так что Новый Завет главным образом называет Сыном [греч. гюйос] Божьим Иисуса, а верующих — чадами [греч. текна] Божьими. В иудаизме эпохи «второго храма» не только весь народ Израиля рассматривался как Сын Божий, но и отдельный израильтянин, который, будучи потомком Авраама по плоти, наследовал его обетование (ср. Рим 9:4), считался Сыном Божьим.

4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
(Рим.9:4)

Иисус же разграничивает усыновление и происхождение по плоти (Ин 8:37,41-44)

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.
(Иоан.8:37)

только тот, кто делает дела Авраама, унаследовав его живую веру, принадлежит к его С. (Ин 8:39 и след.)

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
(Иоан.8:39)

и этих сыновей Авраама принимает Христос

16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
(Евр.2:16)

Так исполняется Евангельская весть о том, что все, принявшие Христа верою, становятся Сынами Божьими (Ин 1:12 и след; Гал 3:26)

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
(Иоан.1:12)

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
(Гал.3:26)

а вместе с тем и Сынами Авраама.

Чтобы сделать людей Сынами Божьими, и принял смерть Иисус Христос

51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
(Иоан.11:51 и след.)