Единый имеющий бессмертие — 1Тим.6:16

0
728

16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
(1Тим.6:16)

ПРИЗЫВ К ТИМОФЕЮ (1 Тим. 6,11-16).

Послание заканчивается потрясающим призывом к Тимофею, призывом еще более значительным на фоне умышленной высокопарности слов, в которых он выражен. С самого начала Павел хочет пробудить в Тимофее рвение, воодушевить его. И он называет Тимофея человеком Божиим.

Это один из великих титулов Ветхого Завета.

Он был дан Моисею. Во Втор. 33,1 о Моисее сказано: «Моисей, человек Божий». Пс. 89 называется «Молитва Моисея, человека Божия».

Это — титул пророков и посланцев Божиих.

К Илии пришел человек Божий (1 Цар. 2,27). Самуил характеризуется как человек Божий (1 Цар. 9,6). Самей, посланник Бога к Равоаму «человек Божий» (3 Цар. 12,22). Здесь это почетный титул.

В момент, когда на Тимофея возлагается большая ответственность, Павел не напоминает ему о его слабости и греховности, что могло бы привести его в пессимистическое отчаяние, а бросает ему вызов, давая ему заслуженный им титул человека Божия.

Это истинно по-христиански — не подавлять человека, заклеймив его потерянным и безнадежным грешником, а воодушевить его, напомнив ему о том, чем он мог и должен быть. Христиане не должны унижать человека, бросая ему в лицо его прошлое, а показать ему во всем блеске и сиянии его потенциальные возможности.

Уже то, что Павел назвал его «человеком Божиим», заставит Тимофея распрямить плечи и высоко поднять голову, как человека, получившего поручение своего Царя. Добродетели и благородные качества, на которые Павел нацеливает Тимофея, не представляют собой беспорядочного нагромождения.

+Существует определенный порядок в том, как их приводит автор. И первой идет правда, дикайосуне. Дикайосуне определяли как «отдавать должное и людям и Богу«. [У Баркли — праведность, справедливость].

Эта самая важная добродетель; добродетельный, справедливый человек отдает должное Богу и своим согражданам и собратьям.

Далее идут три добродетели, которые определяют отношение человека к Богу.

+Благочестие, евсебейа, — благоговение человека никогда не забывающего о том, что вся жизнь его проходит в присутствии Бога; вера, пистис означает в данном случае верность, преданность — добродетель человека, который через все перипетия и перемены жизни, до самых врат жизни, верен Богу; любовь, агапе, — добродетель человека, который, даже если старался, не мог забыть ни то, что Бог сделал для него, ни любовь Бога к людям.

+Потом следует добродетель, относящаяся к образу жизни человека: хупомоне. В Библии оно переведено как терпение, но хупомоне никогда не имело ничего общего с сидением со сложенными руками и принятием вещей такими, какие они есть, позволяющему жизненному потоку захлестнуть себя: Хупомоне — торжествующее терпение.

«Это непреклонное постоянство в вере и в благочестии, вопреки всем несчастьям и страданиям».

Это добродетель, помогающая не столько принимать и переносить жизненные перипетии, сколько побеждать и преодолевать их. И, наконец, добродетель, характеризующая отношение человека к людям.

+В греческом тексте употреблено здесь слово паупатейа. В Библии оно переведено как кротость, но оно, собственно, непереводимо. Оно характеризует человека, которого никогда не возмущают несправедливости, причиненные ему, но которого несправедливости, причиненные другим, могут привести в ярость.

Оно характеризует человека, умеющего прощать, но умеющего также бороться за справедливость, человека одновременно скромного и довольного призванием Божиим. Эта добродетель позволяет человеку всегда правильно относиться к своим согражданам и собратьям и справедливо оценивать себя.

 

ВДОХНОВЛЯЮЩИЕ ВОСПОМИНАНИЯ.

Павел не только вдохновляет Тимофея на выполнение задач в будущем, но и вдохновляет его воспоминаниями о прошлом.

+1) Павел напоминает ему о его крещении и данных им обещаниях. В условиях становления раннехристианской Церкви крещение проводилось только во взрослом возрасте, потому что люди приходили к Христу прямо от язычества.

Оно представляло собой исповедание веры и свидетельство перед всеми людьми, что принимающий крещение признает Иисуса Христа Спасителем, Господином и Господом.

Самым первым христианским кредо веры было простое признание: «Иисус Христос — Господь»).

9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
(Рим.10:9)

2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
(2Фесс.1:2)

Но уже высказывалось предположение, что за этими обращенными к Тимофею словами лежит такое исповедание веры:

«Я верю в Бога Всемогущего, Создателя неба и земли, и в Иисуса Христа, Который пострадал от Понтия Пилата и Который вернется, чтобы судить; я верю в воскресение из мертвых и в жизнь вечную».

Вполне может быть, что именно такое кредо веры высказал Тимофей.

Таким образом, Павел прежде всего напоминает Тимофею, что он дал обет.

Христианин — это прежде всего и в первую очередь человек, давший торжественное обещание Христу.

+2) Павел напоминает Тимофею, что исповедал он то же кредо веры, которое исповедывал Иисус. Когда Иисус стоял перед Пилатом, Пилат спросил Его: «Ты Царь Иудейский?» Он сказал ему в ответ: «Ты говоришь» (Лук. 23,3).

Иисус засвидетельствовал, что Он — Царь, и Тимофей всегда свидетельствовал, что Христос — Господь.

Когда христианин исповедует свою веру, он делает то, что уже сделал его Господь, когда христианин страдает за свою веру, он повторяет путь своего Господа. Когда мы заняты важным делом, мы можем сказать: «Мы ступаем там, где ступали святые», но когда мы исповедуем нашу веру перед людьми, мы можем сказать даже больше: «Я в хороших отношениях с Иисусом», и это, несомненно, должно вдохнуть радость в наши сердца и наполнить духом нашу жизнь.

+3) Тимофей должен помнить, что Христос придет вновь. Он должен помнить, что жизнь его должна быть достойной того, чтобы Христос посмотрел на нее.

Христианин старается не для того, чтобы подражать людям; он прилагает усилия, чтобы выполнить требования, предъявляемые к нему Христом». Христианин всегда должен задавать себе один вопрос:

«Достаточно ли хорошо я поступаю, чтобы удовлетворить требования Христа?»,

а не спрашивать себя:

«Достаточно ли хорошо я поступаю, чтобы удовлетворить требования людей?»

+4) Но превыше всего Тимофей должен помнить Бога. И что же он должен помнить? Он должен помнить Царя Царствующих и Господа господствующих; Того, Кто имеет дар бессмертия, чтобы дать его людям; Того, на святость и величье Которого никто не смеет взглянуть. Христианин всегда должен помнить Бога и говорить: «Если Бог за нас, то кто против нас?»

 

ПРЕД БОГОМ ВСЕ ЖИВОТВОРЯЩИМ.

Апостол Павел весьма торжественно завещает Тимофею пред Богом все животворящим, пред Христом Иисусом, Который Сам засвидетельствовал не колеблясь пред сильными мира сего, доброе исповедание, соблюсти заповедь чисто и неукоризненно до явления Господа нашего Иисуса Христа.

Заметим здесь также, что поскольку Павел в этом послании говорит не о привилегиях Церкви, а о ее ответственности, то он не говорит о ее вознесении, но только о ее явлении, когда будут собраны плоды верности (или нарушения ее) и когда каждый окажется на своем месте в видимой славе по его трудам.

Все подобные Христу войдут в Его радость, но сесть по правую Его руку или по левую в Его Царстве выпадет тем, кому это уготовил Его Отец.

Сам Христос представлен здесь как Человек веры (стих 13), Которого Бог явит во славе пред всеми тварями в час, назначенный по Его воле. Все здесь говорит об ответственности перед миром или о славе, как результате этой ответственности.

Державный, невидимый Бог утверждается в Своем величии; и Он представляет Господа Иисуса Христа в творении как центр этого творения и вместилище Его славы — Который обитает в неприступном свете и Которого никто из людей не видел и видеть не может.

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
(Иоан.1:18)

Этот образ в послании весьма замечателен. Нигде больше неприступное величие Бога не выражено так, как здесь. Его образ часто используется для наставления и проявления. Здесь Он один имеет истинное бессмертие.

  • Он обитает в неприступном свете.
  • Он всегда невидим человеческому глазу.
  • Он один властвует.
  • Он властвует над всеми царствующими.

Это Бог в отвлечении от Своей сущности, в полной неизменности Своего существования, в правах Своего величия, скрытый от всех людей.

  • Он есть единый сильный , потому что, собственно говоря, все прочие владетели сами по себе, без Бога, бессильны и вполне зависят от Бога. Наравне со всеми людьми они подлежат и закону смерти, от которой свободен только Бог.
  • Он есть единый бессмертный в собственном смысле этого слова, в силу Своей собственной природы: все другие живые существа, даже Ангелы, имеют бессмертие, какое получили при своем происхождении от Бога.

Все это апостол говорит для того, чтобы убедить Тимофея с твердостью переносить всякие испытания, какие ему Бог пошлет, в особенности же убедить его, чтобы он не боялся земных владык, которые пред Богом — ничто.

Теперь Христос является средоточием видимой славы.

Имея часть в божественной славе еще до сотворения мира, Он явил человеческой природе, в которую воплотился, эту славу, которая стала видимой в Нем, и заставила Его святых разделить с ним Его радость и все то, что Он имеет в этом образе; но здесь Он явлен Богом и явлен для того, чтобы все признали Его.

В Откровении 19 Он явлен Царем царей и Господом господствующих.

16 На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».
(Откр.19:16)

Как бы ни мала была наша ответственность, мы представляем на земле именно такого Бога.

Таков Бог, перед Которым мы должны жить и Чье величие мы должны почитать, непосредственно выражая это уважение своим поведением и своим отношением ко всему, что Он создал.