РАДИО
Слабовидящим
Translate
ДЕТЯМ

Веровать (Иоанна 3:16)

Значение слова «веровать» в Евангелии от Иоанна 3:16

Верить в Иисуса. Первоначальное значение слова “верить” означает мысленно признать, что Иисус – Сын Божий и единственный Спаситель человека. Спасающая вера, о которой говорится в Евангелии от Иоанна 3:16, безусловно включает в себя осознанность чувств и мыслей. Но значение слова «верить» содержит в себе гораздо больше, о чём написано в 3 главе Послания от Иоанна и Библии в целом.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Иоан. 3:16) – Синодальный перевод

 

3:16 Ибо Бог так возлюбил этот мир, что пожертвовал Своим единственным Сыном ради того, чтобы каждый, кто уверует в Него, не погиб, а обрёл вечную жизнь.

(Иоан. 3:16) – Современный перевод

Что значит «верующий» в стихе 3:16 в Евангелии от Иоанна?

Веровать (Иоанна 3:16)

Веровать Иоанна 3:16
Веровать (Иоанна 3:16)

Несколько лет назад я спросил одного человека, не заинтересует ли его персональное изучение Библии. Он ответил на мой вопрос, утверждая, что он знает стих из Евангелия от Иоанна 3:16 и что в этом стихе было всё, что ему нужно из Библии. Он был уверен, что спасён Иисусом, потому что “верил” в Иисуса.

На протяжении многих лет я часто слышу этот  уверенный ответ о спасении от разных людей.

Они читали или слышали прекрасные, внушающие благоговейный трепет, истинные слова из Евангелия от Иоанна 3:16 возможно много раз. И они, похоже, были убеждены, что поскольку они признают (или мысленно принимают) реальность существования Иисуса как Сына Божьего, то они будут спасены от своих грехов и получат вечную жизнь в конце времён. Убедительное утверждение – тема закрыта.

Вот и все: “Бог – это любящий Бог. И поскольку я ”верю» в Иисуса, я не погибну, но получу вечную жизнь».

Стих, внушающий благоговейный трепет,.. но Бог дал нам…

Стих из Евангелия от Иоанна 3:16, несомненно, остаётся любимым стихом миллионов христиан на протяжении веков – и это правильно! Это потрясающее заявление нашего всемогущего и милосердного Бога.

Стих 3:16 в Евангелии от Иоанна прекрасно отражает тему всей Библии: Бог так сильно возлюбил человечество (Его своевольное и своенравное потомство), что Он дал величайший дар, который только мог дать, и Единственный дар, который имеет силу спасти человека от греха, – совершенную жертву, Сына Божьего. И любой, кто верит в Него, будет спасен от наказания и получит вечную жизнь.

Я люблю стих 3:16, который исходит из разума Бога. Это – истина! Этот стих – прекрасное краткое изложение Евангелия Христа. Но это не единственный стих, который Бог дал человеку. Это не единственный стих, который Святой Дух вдохновил человека написать. Это не единственная спасительная истина, которую когда-либо произносил Иисус или которую когда-либо писал Иоанн. (примечание 1)

  • Псалмопевец провозгласил: “Суть Твоего слова – истина, и вечен всякий праведный Твой суд”. (Пс. 118:160)р
  • Павел писал, что “Все Писание вдохновлено Богом ”. (2 Тимофею 3:16)
  • Иисус сказал, что Дух истины введет апостолов “во всю полноту истины” (Иоанна 16:13), которую они впоследствии проповедовали и записали. (Ефесянам 3:1-5)
  • Павел провозгласил “весь Божий план”. (Деяния 20:27)

И Моисей, и Иоанн предупреждали – ничего не добавлять и не отнимать из Слова Божьего (Второзаконие 4:2; 12:32 – примечание 2, Откровение 22:18-19).

Когда человек подчеркивает только одно предложение из Священного Писания, исключая все другие, он, по сути, не уважает и отвергает всё остальное, что Бог открыл для вечного блага человека, включая многие истины, которые помогают правильно интерпретировать и понимать другие божественные утверждения.

Какой отец доволен своим сыном, который слушает только 1% из того, что он говорит? Какой учитель не «пропустит» ученика, который выполнит только 1% назначенных уроков? Какой работодатель допустит, чтобы работники довольствовались знанием только 1% того, что им нужно знать и делать – даже если этот 1% включает самые фундаментальные знания о бизнесе?

  • Если утверждения из Евангелия от Иоанна 3:16 было “достаточно”, то почему Иисус учил гораздо большему?
  • Почему Иоанн написал намного больше (в Евангелии от Иоанна, а также в 1, 2 и 3 Посланиях от Иоанна и Откровении)?
  • И если Святой Дух был доволен тем, чтобы человек знал только стих 3:16 из Евангелия от Иоанна, то почему Он вдохновил людей написать тысячи других, вечно полезных утверждений (2 Петра 1:20-21)?

И логика, и Библия требуют больше, чем “христианин в одном стихе”.

Безумность интерпретаций и толкований одного слова и одного стиха

Одно Слово … Без Контекста?

Независимо от того, обращаетесь ли вы к английскому словарю, русскому словарю или греческому лексикону, большинство слов имеют более одного значения, а некоторые слова имеют множество значений. (примечание 3)

Например, согласно Книге рекордов Гиннесса, “Слово с наибольшим количеством значений в английском языке – это глагол «set», 430 значений которого перечислены во Втором издании Оксфордского словаря английского языка… Это слово содержит самую длинную запись в словаре – 60 000 слов». (примечание 4)

Некоторые слова могут функционировать как существительное и глагол, в зависимости от того, как они используются в данном контексте. (примечание 5)

Другие слова могут использоваться как почти полные противоположности. Например, слово “пропустить” может означать “оставлять без внимания”, “отпустить после тщательного осмотра” или “отпустить нечаянно”. (примечание 6)

Эта фундаментальная истина толкования, безусловно, применима к Писанию. Даже самые простые слова, которые авторы Библии использовали сотни или тысячи раз, должны были быть тщательно продуманы и взвешены. Единственный способ правильно понимать смысл слов – это понимать их в контексте.

Английский глагол “знать” (примечание 7, от еврейского YADA— яда и греческого GINOSKO— гиноско) встречается более 1000 раз в новой версии Библии короля Джеймса. Много раз оно используется в смысле простого осознания чего-то или кого-то. В других случаях этот глагол используется в более интенсивном смысле – быть очень информированным и даже опытным. (примечание 8)

Иногда глагол «знать» используется даже для обозначения сексуальных отношений (Бытие 4:17; Матфея 1:25). Человек просто не может знать, что означает “знать” без контекста.

Односложные толкования (примечание 9) невежественны и опасны (при всем уважении) .

Один стих… без контекста?

“Не судите, да не судимы будете”. “Я всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе”. “Просите, и вам будет дано”.

  • Что на самом деле означают эти стихи? (примечание 10)
  • Неужели мы никогда не должны выносить суждения? (примечание 11)
  • Может ли христианин надеяться быть настолько сильным, что если по какой-либо причине у него появится нужда, он сможет поднять 10 тонн веса?
  • Должны ли мы на самом деле надеяться получить всё, что мы желаем, от нашего “джинна” на небесах? (примечание 12)

Статья по теме: Подмена образного значения буквальным. Часть 1

Простой факт заключается в том, что истинное понимание одного стиха Писания без учета всех остальных, также бесполезно и опасно, как думать, что мы можем понять одно слово без какого-либо контекста. И это безусловно верно в отношении стиха 3:16 из Евангелия от Иоанна.

Действительно, Иоанн писал, “чтобы всякий, верующий в Него [Иисуса], не погиб, но имел жизнь вечную”. Но что значит “верить” в Иисуса? Ответ кажется простым, не правда ли?

Каждый знает, что значит “верить” – это верить во что-то или в кого-то. А если не знает, то человек может быстро свериться со словарем и обнаружить, что слово «верить» может означать просто “считать истинным или честным”, или “придерживаться своего мнения”, или “предполагать”, или “думать”. (примечание 13)

Это только некоторые из ведущих современных определений и распространенных употреблений слова “верить”. Таким образом, многие приходят к выводу, что без дальнейшего знания Священного Писания или без дальнейшего обдумывания других определений современного значения слова “верить” (примечание 14), этого достаточно, что человек должен сделать, чтобы получить вечную жизнь, а именно: просто “рассмотреть”, “предположить” или “подумать”, что Иисус – Сын Божий.

“Вера” и цель Евангелия от Иоанна

Мы, конечно, не хотим умалять необходимость и вечную важность того, чтобы грешник узнал об Иисусе и перешел от

  1. (А) ничего не зная о Нем, к
  2. (Б) пониманию и принятию доказательств Его божественности.

Грешник просто не может быть спасен совершенно справедливым и святым Богом без “рассмотрения”, не учитывая безгрешного, любящего, жертвенного Спасителя (примечание 15), “Агнца Божьего, Который берет на себя грех мира” (Иоанна 1:29).

За последние 2000 лет миллиарды людей трагически отвергли основанное на фактах, спасающее душу Евангелие Христа. Однако Иоанн утверждает, что Иисус есть “Бог”, “слово”, “агнец”, “хлеб жизни», “свет мира», “дверь”, “добрый пастырь”, “воскресение и жизнь”, “путь, истина и жизнь”, “истинная виноградная лоза” и “Христос, Сын Божий”. (примечание 16)

Иоанн не просто предполагает, что Иисус божественен, он пишет с определённой целью доказать это.

“Иисус совершил в присутствии Своих учеников и много других знамений, о которых в этой книге не написано. А то, что здесь написано, написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус есть Христос, Сын Бога, и, веруя, имели бы жизнь во имя Его”. (Евангелие от Иоанна 20:30-31)

Иоанн организовал свой рассказ о Благой Вести в Евангелии вокруг семи чудес Иисуса (примечание 17), включая Его хождение по воде, исцеление слепорожденного и воскрешение Лазаря из мертвых. Иисус творил чудеса (и Иоанн записал их), чтобы доказать, что Иисус был и Есть Сын Бога.

В ответ на вопрос группы евреев о том, был ли Он Христом, Иисус ответил:

“Я уже говорил вам, но вы не поверили. Обо Мне свидетельствуют дела, которые Я совершаю от имени Моего Отца… то как же вы смеете говорить, что Тот, Кого Бог освятил и послал в мир, кощунствует, потому что Я сказал: «Я — Сын Бога»? Если Я не делаю то же, что делает Мой Отец, — не верьте Мне. Если же Я совершаю дела Моего Отца, то даже если вы не верите Моим словам, верьте делам, чтобы вы ПОНЯЛИ И ЗНАЛИ, что Отец во Мне и Я в Нем“. (Евангелие от Иоанна 10:25, 37-38)

В другом случае Иисус защищал Свое божество, говоря:

“Но у Меня есть свидетельство сильнее Иоаннова. Дела, которые Отец поручил Мне совершить и которые Я совершаю, свидетельствуют о том, что Отец послал Меня.” (Евангелие от Иоанна 5:36)

Находясь на Земле, Иисус был “удостоверен“, “аттестован“ и “засвидетельствован“ Богом.

В день Пятидесятницы Петр сказал:

“Израильтяне, выслушайте, что я вам скажу об Иисусе из Назарета: Бог удостоверил вас в том, что послал Иисуса, могущественными делами, чудесами и знамениями, которые, как вы сами знаете, Бог совершал через Него у вас на глазах.” (Деяния 2:22).

Как и следовало ожидать от Того, Кто утверждал, что Он воплощенный Бог (Иоанн 1:1-3,14; 10:30), в Священных Писаниях записано (и особенно в Евангелии от Иоанна), что Иисус совершал чудеса на протяжении всего Своего служения, стремясь предоставить достаточное доказательство Своего божественного вероучения и природы.

Статья по теме: Чем Христианство отличается от Ислама?

Чтобы любой из миллиарда атеистов, агностиков, скептиков, евреев и мусульман по всему миру был спасен от своих грехов, они должны были вначале выслушать и узнать (Иоанна 6:45) о мощной защите (апологии), о которой Иоанн написал, что “Иисус есть Христос, Сын Божий” (Иоанна 20:31). “Тот, у кого есть уши, пусть слышит!” (Матфея 13:9). Но не только “услышь”, ты должен и “поверить”. Но что значит “верить?».

Пусть Библия объяснит, что значит “верить”

Как вы думаете, что значит “верить?». В одном каком-либо определённом смысле не имеет значения, что вы или я думаем; важно только то, что говорит Бог и что Бог имеет в виду. Фактическое, истинное объяснение текста – это, в конечном счете всё, что имеет значение.

Если существует правильная интерпретация, то это конкретное, правильное объяснение должно быть единственной интерпретацией, которую мы ищем. И такое правильное понимание далеко не безнадежно.

Подобно большинству повседневных бесед, которые мы ведём с членами семьи, коллегами, одноклассниками и чиновниками, где мы обычно легко понимаем, что означают слова в разговорах, мы можем правильно понимать слова Священного Писания (особенно, если мы старательно и тщательно их интерпретируем). Но опять же, мы должны позволить Писанию итнерпретировать себя (насколько это возможно) и не обманываться нашими собственными предпочтениями и предвзятыми идеями.

Как и большинство слов, существительное “вера” (от греческого pistis) и глагол “верить” (от греческого pisteuo) используются в Писании в разных смыслах. Слова “верить” и “не верить”, безусловно, могут относиться просто к признанию чего-либо истинного (очевидного) или неверного.

  1. В Послании к Римлянам 14:2, в дискуссии о свободе и вопросах мнения, Павел упомянул того, кто “верит, что может есть всё”. В этом примере “вера” или “убеждение” было пониманием того факта, что христиане не связаны диетическими законами Ветхого Завета.
  2. Апостол Иоанн подробно описал допрос фарисеями слепого, которого исцелил Иисус, и отметил, что “Иудеи не верили (исцеленному)… пока не позвали родителей” (Иоанна 9:18). Эти следователи не думали даже предположить, что он говорит правду или что такого рода чудо возможно.
  3. Вспомните, когда Савл, став христианином, отправился в Иерусалим и “попытался присоединиться к ученикам”, то “все они боялись его и не верили, что он ученик” (Деяния 9:26). Эти люди не думали, что такой выдающийся гонитель христиан на самом деле стал христианином.

В Послании Иаковa 2:19 – пожалуй, самый яркий пример необходимости тщательно рассмотреть термины “вера” (пистис) и “верить” (пистео), а не предполагать, что настоящая, спасительная “вера” в Иисуса – это просто “понимание” или “признание” Его.

Иаков писал: “ Ты веришь, что Бог – един, и это хорошо. Но и демоны верят и трепещут от страха!”. Обратите внимание, что Иаков сравнивает “веру” демонов с “верой” некоторых “верующих”. Люди, которые признают тот факт, что “есть один Бог… поступают хорошо”, поскольку такое признание является самым основополагающим столпом христианства. (примечание 18)

Однако простое интеллектуальное признание существования единого истинного Бога является недостаточной верой. (“Одна только вера”– род или тип веры – не спасёт.)

Марк записал про одного нечистого духа, который даже исповедовал, что Иисус был “Святым Божьим” (Марка 1:24). Действительно, он признал истину об Иисусе. У него была “вера” определенного рода, но, конечно, не спасительная вера.

Поэтому, как эффективно аргументировал Иаков, любой человек, который соглашается с существованием Бога и Иисуса, “верит” в одном направлении: в том же смысле, как “верят и демоны”. И всё же демоны не спасены. Таким образом, логически следует, что и те, кто “просто верит” (т. е. “считает” или “думает”), что Иисус – Сын Божий, также не являются таковыми (спасенными).

Вспомните также, что многие из иудейских начальников “уверовали” в Иисуса, «хотя из боязни перед фарисеями и перед тем, что их отлучат от синагоги, они не говорили о своей вере; похвала людей была для них дороже одобрения Бога». (Евангелие от Иоанна 12:42-43)

“Верили”ли эти люди? В каком-то смысле да: они считали Иисуса Мессией. Но была ли у них настоящая, одобренная Богом, спасительная вера?

Конечно, нет. Поскольку Иисус ранее спросил: “Как вы можете поверить, когда вы ищете похвалы друг от друга, но не прилагаете никаких усилий, чтобы получить похвалу от единого Бога?”. (Евангелие от Иоанна 5:44)

“Верующие”, которые предпочитают одобрение и похвалу людей, – это шарлатаны, а не верные верующие во Христа (Матфея 23:5; 6:1-4). “Вера” в Иисуса, которая не исповедуется, – это поверхностная, постыдная “вера”, а не похвальная вера спасенных. (примечание 19)

Позвольте 3-й главе от Иоанна объяснить значение “веры” в стихе 3:16 Евангелия от Иоанна

Если кто кричит “Шмаляй!”, использует ли он это слово как повелительное утверждение (команду) или как разочарованное восклицание? Если мы обнаружим, что это приказ, что имеется в виду? Стрелять из оружия, или бить кого-то чем-то, или ударить в мяч?

И даже если мы обнаружим, что команда более конкретна: “Бей по мячу!”. О каком мяче идёт речь: бейсбольном, футбольном или бильярдном шаре? Если утверждение ещё более конкретно: “Бросьте мяч в правильную цель”. Мы до сих пор не знаем, относится ли эта инструкция к баскетбольному или бейсбольному мячу.

Без дополнительной информации, без контекста мы просто не можем знать.

Американский писатель XX в. и иллюстратор детских книг Джон Макклоски однажды заявил: “Я знаю, вы верите, что понимаете, что по вашему мнению я сказал, но я не уверен, что вы понимаете, что то, что вы слышали, не то, что я имел в виду”. (примечание 20)

Многие предполагают, что Бог всегда имеет в виду то, что, по их мнению, Он имеет в виду, а не то, что Он сказал (и объяснил), но то, что Он имел в виду – это сложная мысль.

В частности, похоже, что многие люди в христианском мире считают, что “вера” (Иоанна 3:16), которая спасает человека от его грехов, – это простое принятие того факта, что Иисус – Сын Божий и “мой личный Спаситель”. Тем не менее, без дополнительной информации, которая содержится в этом одном предложении, и особенно без контекста, человек просто не может знать наверняка.

Лучшее место для начала, чтобы убедиться, что у нас есть более полное и правильное понимание термина “верить” – это в Евангелие от Иоанна 3:16.

36 стихов в этой главе можно прочесть за три минуты, и все же о глубоких, изменяющих жизнь, волнующих душу истинах, содержащихся в них, можно размышлять всю жизнь.

Евангелие от Иоанна 3:14-15

В непосредственном, предыдущем заявлении (Евангелие от Иоанна 3:16) Иисус сослался на момент в истории Израиля, когда Бог наказал неблагодарных, жалующихся израильтян, посылая ядовитых змей (Числа 21).

После того как многие умерли от укусов змей, народ Израиля исповедался в своих грехах и попросил Моисея молиться Богу и ходатайствовать за них.

“И Господь сказал Моисею:  – Сделай змея и укрепи его на шесте: всякий ужаленный посмотрит на него и останется жить. Моисей сделал медного змея и укрепил его на шесте. И когда змея жалила человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.” (Числа 21:8-9)

Иисус сравнил Моисея, поднимающего бронзового змея (Числа 21) , с “вознесенным Сыном Человеческим”, добавив, “чтобы каждый, кто поверит в Него, имел жизнь вечную ” (Евангелие от Иоанна 3:14-15).

Внимательно подумайте о том, что страдающие от змей израильтяне (Числа 21) могли узнать о критически важной, спасающей жизнь истине – о бронзовом змее – и всё же не исцелиться. Они могли даже “поверить” (в результате мысленного согласия с истиной), но всё ещё  оставаться не исцеленными.

Пока они не верили в более глубоком смысле и

  • (А) действительно не покинули комфорт своего шатрового жилища,
  • (Б) прошли (или были пронесены) через (по крайней мере) часть огромного лагеря, который состоял из сотен тысяч израильтян (Числа 1:46),
  • (В) открыли глаза и
  • (Г) посмотрели вверх на бронзового змея. Они не были бы физически исцелены Великим Целителем от их смертельного состояния, если бы не сделали это.

Точно так же любой, кто духовно “мертв в преступлениях и грехах” (Ефесянам 2:1) и кто “без Христа” (2:12), должен смотреть на Сына Человеческого и “верить” в Него.

Но эта “вера” включает больше, чем простое умственное признание того, что Иисус – единственный ответ на проблему греха, так же как и для израильтян признать и искренне поверить, что бронзовый змей был ответом на их смертельное, физическое состояние – этого было недостаточно.

Бог – Целитель, но Он исцеляет только тех, кто верно следует Его утвержденному прописанному рецепту лекарств.

Евангелие от Иоанна 3:5

Интересно, что в этом же разговоре с Никодимом, всего 10-ю краткими стихами ранее, Иисус заявил: “Если кто не родится от воды и Духа, он не может войти в Царство Божье” (Иоанна 3:5).

Статья по теме: Можно родиться второй раз?

Обратите внимание, что Иисус требовал чего-то от тех, кто желает войти в спасительное для души, духовное Царство Божье (ср. Матфея 25:34): они должны были родиться свыше – от воды и Духа.

Иисус не говорит, что для входа в Царство Божье человек должен просто мысленно “верить” в важную истину. Он, безусловно, не говорит повторять “молитву грешника” для входа в Царство Небесное. Иисус подчеркивает серьезное требование: “если” человек не будет следовать Его указаниям, “он не сможет войти в Царство Божье”.

Так что же значит быть “рожденным от воды и Духа?». Возможно, лучше задать вопрос: “Дал ли нам Бог какие-либо указания в Священных Писаниях для дальнейшего объяснения наставлений Иисуса Никодиму?”.

Не исключено то, что вдохновенный апостол Иоанн имел в виду водное крещение.

  • Ранее он трижды отмечал, что Иоанн Креститель погружал грешников в воду (Иоанна 1:26,31,33), когда проповедовал о грядущем Царстве (Матфея 3:2).
  • Иоанн подчеркнул тот факт, что после разговора Иисуса с Никодимом в Евангелии от Иоанна 3:1-21, Иисус и Его ученики отправились в Иудею и “крестились” (3:22).
  • Затем Иоанн немедленно снова сослался на Иоанна Крестителя, отметив, что он “крестил в Эноне близ Салима, потому что там было много воды” (3:23).
  • Наконец, апостол Иоанн отметил в самом начале следующей главы, что “Иисус приобретал и крестил больше учеников, чем Иоанн, хотя на самом деле крестил не Иисус, а Его ученики” (4:1-2).

Учитывая тот факт, что так много евреев в Иерусалиме и во “всей земле Иудейской” крестились Иоанном Крестителем (Марка 1:5), а также учениками Иисуса, и учитывая частое упоминание апостолом Иоанном погружения в воду, не говоря уже о десятках раз, когда водное крещение упоминается в других местах Нового Завета. Разве не имеет смысла, что Иисус имел в виду водное крещение в Евангелии от Иоанна 3:5?

Какое еще действие в Новом Завете, связанное с водой, связано с вхождением в Царство Божье?

  • Павел указал, что христиане были освящены и очищены “водным омовением через слово” (Ефесянам 5:26). Он также учил, что “все мы одним Духом крестились в одно тело” (1-е Коринфянам 12:13).
  • Петр отметил, что мы “были заново рождены не от тленного семени, а от нетленного, живого и вечнопребывающего Божьего слова ” (1 Петра 1:23).
  • Иаков писал, что Бог “породил” или “родил нас словом истины, чтобы нам быть первыми плодами среди Его созданий” (1:18).
  • И Иисус сказал, что мы должны быть “рождены от воды и духа” (Иоанна 3:5).

Статья по теме: Печать Бога

Кажется логичным с библейской точки зрения сделать вывод, что божественное “семя” Святого Духа (то есть Его Слово/Евангелие от Луки 8:11) посажено в умы людей и, мощно действуя в их сердцах, производит изменения в жизни. Понимание жизни Христа, а также осознание своей  греховной жизни – всё это приводит к погружению в воду, чтобы через крещение войти в Царство Божье.

Тем не менее, даже если человек приходит к выводу, что он просто не понимает заявления Иисуса Никодиму, он, безусловно, должен признать, что наставления Иисуса в Евангелии от Иоанна 3:5 плохо согласуются с поверхностным, не изменяющим жизнь, простым признанием»веры” в Евангелии от Иоанна 3:16.

Евангелие от Иоанна 3:36

В заключительном стихе главы Иоанн делает очень показательный контраст, который помогает ещё больше прояснить спасительную веру в стихе 3:16 от Иоанна.

К сожалению, в некоторых переводах этот контраст не ясен. Например, в Синодальном переводе говорится:

“Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём». (Иоанна 3:36).

Много английских переводов также противопоставляют “верить” и “не верить”. Однако лежащие в основе греческие термины на самом деле отличаются. Иоанн не противопоставлял pisteuo и ouk pisteuo – “верить” и “не верить” (ср. Иоанна 9:18). Вместо этого Иоанн фактически противопоставил пистео (pisteuo) и апейтео (apeitheo) – того, кто “верит” в Иисуса, с человеком, который “не повинуется” Ему (Современный перевод РБО, ESV, ASV, NASB, RSV, также см. др. переводы на сайте bible.by).

Таким образом, по-настоящему “верить” в Иисуса – значит полностью подчиняться Ему, повиноваться Ему.

Греческий лексикограф Джозеф Тайер соответствующим образом прокомментировал глагол pisteuo (“верить”) и объяснил, что, когда он используется “особенно в отношении веры, посредством которой человек принимает Иисуса”, то означает “убежденность, полную радостного доверия, в том, что Иисус есть Мессия – божественно назначенный автор вечного спасения в Царстве Божьем, соединенную с послушанием Христу». (примечание 21)

Апостол Петр аналогичным образом противопоставил “верующих” “непослушным/непокорным”, сказав:

“Итак, Он для вас, верующих (пистео), драгоценность, а для неверующих (апистео) — камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь (апейтео) слову, на что они и оставлены».

(1 Петра 2:7-8, CИНОД)

Автор Послания к Евреям также использовал эти термины (или их производные) в поучительной манере, объясняя, что израильтяне не вошли в Обетованную Землю, потому что они были “непокорны/непослушны” (3:18; апейтео).

Однако в следующем стихе говорится: “И мы видим, что они не могли войти из-за своего неверия” (3:19; апистия).

А затем, шесть стихов спустя, в Послании к Евреям 4:6, автор заявил, что они “не вошли из-за непослушания” (апейтея). Когда Библии позволено объяснять (будь то Евангелие от Иоанна 3, или другие места –примечание 22), мы узнаем, что настоящая, доверчивая, спасительная вера в Бога – это послушная вера. (примечание 23)

Евангелие от Иоанна 3:18-21

Четвертый показатель в Евангелии от Иоанна 3 в том, что “верить” и “повиноваться” тесно связаны (и что простое внутреннее убеждение не подразумевается), содержится в стихах 18-21:

Верующий в Него не будет судим. Кто же не верит, тот уже осужден, потому что он не поверил во Имя единственного Сына Бога. Суд заключается в том, что в мир пришел Свет, но люди полюбили тьму больше, чем Свет, потому что их дела были злы. Ведь каждый, кто делает зло, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обнаружились его дела. Но кто живёт по истине, тот, наоборот, идет к Свету, чтобы было ясно видно, что его дела совершенны в Боге.

Тот, кто “не верит” в Иисуса, любит тьму, творит зло и не следует за светом. С другой стороны, тот, кто действительно “верит”, “творит истину” и таким образом “выходит на свет, чтобы его дела могли быть ясно видны, что они были совершенны в Боге”.

В другом месте апостол Иоанн писал:

“Мы можем быть уверены, что знаем Его, если соблюдаем Его повеления. Если кто-то говорит: «Я знаю Его», но не соблюдает Его повелений, тот лжец, и истины в нем нет.”

(1 Иоанна 2:4)

Нелогичность точки зрения того, что человек спасается от своих грехов “только верой” (отдельно от любого дела или акта послушания), проявляется в том факте, что Бог повелевает человеку верить в Него. И таким образом, верить в Бога – значит быть послушным Божьему повелению.

Как написал Иоанн в 1 Иоанна 3:23:

“Его повеление заключается в том, чтобы мы верили во имя Его Сына Иисуса Христа и любили друг друга, как Он повелел нам”.

Итак, не верить – значит не повиноваться Богу, а верить – значит повиноваться. На самом деле, Иисус сказал в Евангелии от Иоанна 6:29, что “верить в Того, кого Он послал” – это “дело, угодное Богу”. (примечание 24)

Критическая фигура речи, которую следует учитывать

Если изучающие Библию не могут распознать использование вдохновенными писателями различных фигур речи, нам будет невозможно правильно понять многие разделы Священного Писания.

Статья по теме: Как распознать образный язык?

Точно так же, как англоговорящие американцы должны правильно интерпретировать метафоры (“Жизнь – это американские горки”), сарказм (“а ты опять вовремя” – сказать человeку, который вечно опаздывает) и гиперболические выражения (“Я так голоден, что мог бы съесть лошадь”), изучающие Библию также должны знать, что в Писании содержится много фигур речи  – “Они повсюду!”. (примечание 25)

Одна распространенная фигура речи (которая имеет не очень распространенное название) известна как синекдоха: где часть ставится за целое или целое за часть. Человек, хвастающийся своей новой машиной, может сказать: “Посмотри на мои колеса”.

“Колеса” — это относительно небольшие части автомобиля, но этот термин используется для обозначения всего автомобиля. Целое вместо части: “Германия избежала поражения в матче с Австралией” (спорт – вместо: сборная Германии по футболу).

Подробнее: Синекдоха, гипербола и пролепсис

Библейские писатели также использовали синекдоху. Например, “преломить хлеб” было обычной древней синекдохой, где “хлеб” (“часть”) заменял все продукты питания и напитки, которые употребляли во время общей трапезы (“целое”). (примечание 26)

После основания Церкви «преломление хлеба” также стало означать всю Господню Вечерю (где фактически подразумевается употребление как пресного хлеба, так и плодов виноградной лозы –Деяния 2:42; 20:7).

Так какое же отношение всё это имеет к “вере”? Просто глагол “верить” и существительные “вера” и “верующий” часто используются как синекдохи.

Настоящая, спасительная вера, безусловно, начинается с критически важного шага – “рассмотреть” или “подумать” (т. е. “поверить”, примечание 27). Иисус действительно является Сыном Божьим, но библейская, одобренная Богом полная “вера” в Иисуса означает гораздо больше, чем просто прийти к умозаключению, что Иисус – Божественный Спаситель.

  • Библейский верующий исповедует Свою веру в Иисуса (Римлянам 10:9-10; 1 Иоанна 4:15).
  • Он раскаивается в Своих грехах (Луки 13:3; Деяния 2:38; 22:16).
  • Он крещен во Христа (Иоанна 3:5; Деяния 2:38; 22:16).
  • Настоящий верующий “повинуется” как на пути к тому, чтобы стать совершенным “верующим” (то есть христианином), так и после того, как он станет Божьим дитем (Иоанна 3:36; Евреям 5:9; 11:6; 1 Иоанна 2:3-5; 5:1-5; Откровение 2:10).

Хотя все эти элементы участвуют в верном следовании за Иисусом, истинных последователей Христа часто называют просто “верующими».

Когда тысячи нехристиан в Деяниях 2 услышали Евангелие, проповедуемое апостолами и были “поражены в самое сердце”, они спросили: “Мужи и братья, что нам делать?” (Деяния 2:37).

“Тогда Петр сказал им: ”Покайтесь, и пусть каждый из вас крестится во имя Иисуса Христа для прощения грехов «» (стих 38). “Затем те, кто с радостью принял его слово, были крещены…. Они твердо держались учения апостолов, всегда пребывая в общении, в преломлении хлеба и в молитвах. ” (Деяния 2:41-42)

Какое слово использовал автор Библии для описания тех, кто (А) покаялся, (Б) крестился и (В) продолжал следовать учению апостолов и т.д.? Как назывались эти послушные последователи Христа?.

О них говорится как о тех, “которые уверовали” или ‘’верующие”(2:44). Были ли они просто “согласными” со Христом? Нет. Они стали “верующими” и “продолжали” оставаться “верующими” (2:42-47). То есть они активно следовали за Христом. Они были послушны Ему.

Когда язычник-тюремщик из Филиппийцев однажды спросил Павла и Силу: “Господа, что я должен сделать, чтобы спастись?” (Деяния 16:30), представители Бога ответили: “Веруй в Господа Иисуса Христа, и ты будешь спасен, ты и твой дом” (стих 31). Необходимо ли “уверовать” (т. е.» знать про”) Иисуcа?.

Абсолютно. Ничто другое не имеет значения, если человек сначала не осознает, Кто такой Иисус и что Он сделал для него. Поэтому тогда апостолы “возвестили слово Господа ему и его домашним ” (стих 32). Затем “он немедленно крестился сам и все домашние его” (ст. 33).

Интересно, что, как и в Деяниях 2, Библия не называет их на самом деле “уверовавшими в Бога” до тех пор, пока они не были крещены (стих 34).

Синекдоха – это очень реальная фигура речи, которая использовалась на протяжении всей истории, в том числе в библейские времена. Дело в том, что в отношении спасения грешников общая сумма данных Богом условий для спасения часто указывается с помощью одной или двух. (примечание 28)

И, как отметил Д. Р. Дунган, “Обычно упоминается первое условие – вера, потому что без неё ничего другого не может последовать.” (примечание 29)

Авторы Библии могли бы называть детей Божьих “кающимися”, “исповедниками” или “погруженными”, но почти всегда, они разумно называли их просто “уверовавшими.” (примечание 30)

Заключение

В предварительном смысле словa, “верить” в Иисуса означает мысленно признать, что Он — Сын Божий и единственный Спаситель человека.

Спасающая вера, как в послании от Иоанна 3:16, безусловно включает в себя это чувство мысленного осознания, но это слово включает в себя гораздо больше. Оно включает доверие вознесенному Спасителю (3:14-15), отвержение тьмы, приход к свету и совершение дел истины (3:19-21), “рождение свыше… от воды и Духа” (3:3,5) и послушание Сыну (3:36).

Стать “верующим” в полном смысле этого слова – значит полностью довериться Спасителю: не просто “признать” Его, но следовать за Ним, куда бы Он ни вёл, в том числе – публично исповедовать Его, раскаяться в грехах, погрузится в воду, а затем ежедневно жить как послушный слуга Царя, “даже до смерти” (Откровение 2:10).

Как сказал Иисус в Евангелии от Иоанна 12:25-26:

“Тот, кто любит свою жизнь, тот потеряет ее, но кто возненавидит свою жизнь в этом мире, тот сохранит ее для вечной жизни. Тот, кто служит Мне, должен и следовать за Мной. И где Я, там будет и Мой слуга. И Отец Мой прославит того, кто служит Мне».

Примечания

  1. Мы не можем с уверенностью сказать, является ли стих 3:16 в Евангелии от Иоанна прямой цитатой Иисуса или комментарием Иоанна. Самое замечательное в том, что нам не обязательно знать это, чтобы познать учение Бога. Независимо от того, является ли Иоанна 3:16 прямой цитатой от Иисуса или нет, она от Бога и, следовательно, божественно авторитетна. Мы должны быть осторожны, чтобы не предполагать, что в Библии прямые цитаты Иисуса напечатаны красным цветом. Издатели должны принять решение о том, какие слова они выделяют красным цветом, а какие нет. Дело в том, что какие бы цвета издатели не использовали для слов Иисуса и авторов Библии, все они заслуживают нашего величайшего уважения, потому что все они исходят от Бога.
  2. Подумайте: был бы Бог доволен любым израильтянином, который рассуждал бы так: “Второзаконие 6:4-5 – это всё, что мне нужно. Мне не нужно знать больше, чем это?». Шема, как называют её евреи, безусловно, резюмирует одну из главных тем Священного Писания, но ценить этот отрывок, пренебрегая всеми остальными, было бы опасно для израильтян, как и для нас – будь то этот стих или любой другой.
  3. В зависимости от того, к какому словарю вы обратитесь, английские слова “run”, “go”, “take” и “stand” могут иметь 100 или более определений (т. е. значения, в которых они могут быть поняты).
  4. См. www.guinnessworldrecords.com/world-records/english-word-with-the-most-meanings/ (прим. добавлено), и, в частности, это ссылка на издание 1989 года второго издания Оксфордского словаря английского языка.
  5. Пример: “Я возражаю против предмета, висящего в зале суда» на английском “I object to the object in the courtroom.”
  6. Пример: “Когда я в последний раз просмотрел свою исследовательскую работу, я решил не обращать внимания на примечания в конце, так как их иногда утомительно читать” на английском “As I overlooked my research paper one last time, I decided to overlook the endnotes, since they are sometimes tedious to read.”
  7. Или их производные (например: знал, познан, знающий).
  8. Например, Исход 6:3; 1 Царств 3:7. Для получения дополнительной информации см. Эрик Лайонс (2006), “Знали ли патриархи Иегову по имени?” “Did the Patriarchs Know Jehovah By Name?”. Apologetics Press, apologeticspress.org/apcontent.aspx?category=6&article=1051.apologeticspress.org/apcontent.aspx?category=6&article=1051.
  9. Интерпретаций, основанных всего на одном слове, без какой-либо опоры на непосредственный или отдаленный контекст.
  10. От Матфея 7:1; к Филиппийцам 4:13; от Матфея 7:7.
  11. См. Эрик Лайонс (2003), “Судить или не судить”. “To Judge, or Not to Judge,” www.apologeticspress.org/APContent.aspx?category=11&article=1197.
  12. См. Кайл Батт (2010) “Защита позиции Библии в отношении молитвы”, “Defending the Bible’s Position on Prayer,” www.apologeticspress.org/APContent.aspx?category=13&article=3483.
  13. “Верь” (2019), Мерриам-Вебстер, www.merriam-webster.com/dictionary/believe.
  14. Пример: “Иметь твердый или искренний религиозный взгляд или убеждение” (www.merriam-webster.com/dictionary/believe).
  15. Иоанна 14:6; Ефесянам 2:12-13; 2 Фессалоникийцам 1:8-9.
  16. Иоанна 1:1; 1:29; 6:49; 8:12; 10:9,11,14; 11:25; 14:6; 15:1; 20:31.
  17. Иоанна 2:1-11; 4:46-54; 5:1-9; 6:1-14; 6:16-21; 9:1-41; 11:1-44.
  18. Если человек сначала не поверит в единого истинного Бога Библии, всё остальное не имеет значения. Всё остальное, чему человек приходит учиться и во что он верит, логически следует за принятием существования Бога.
  19. От Матфея 10:32-33; Римлянам 10:9-10; 1 Иоанна 4:15; 1 Тимофею 6:12.
  20. “Приписывается Роберту Макклоски, представителю Государственного департамента США, Марвином Калбом, репортером CBS, в Телегиде, 31 марта 1984 года, со ссылкой на неуказанный брифинг для прессы во время войны во Вьетнаме”, http://quotes.yourdictionary.com/author/quote/601648
  21. Дж. Х. Тайер (перепечатка 1977 года), Греко-английский словарь Нового Завета (Гранд — Рапидс, Мичиган: Бейкер), стр. 511, дополнено.
  22. См. особенно Иакова 2:14-26 и Послание к Евреям 11.
  23. Ср. Римлянам 1:5; 16:26
  24. “Вера… это Божье дело в том смысле, что это то, что Бог приказал человеку делать” – Гай Н. Вудс (1989), Комментарий к Евангелию от Иоанна (Нэшвилл: Компания Защитников Евангелия), стр. 125. Эта фраза не означает дела, совершенные Богом; а наоборот, это “дела, требуемые и одобренные Богом” (Тайер, стр. 248). Ср. Уэйн Джексон (1997), “Роль «Дел» в Плане спасения», Христианский курьер, 32:47, апрель.
  25. Просто еще один пример гиперболы, то есть умышленного преувеличения.
  26. Иеремия 16:7; Деяния 2:46; 27:34-35.
  27. “Верь” (2019), Мерриам-Вебстер, www.merriam-webster.com/dictionary/believe.
  28. Где в Евангелии от Марка 16:16 упоминаются исповедь и покаяние? Где вера и исповедание в Деяниях 2:38? Где вера упоминается в 1 Иоанна 4:15? И т.д.
  29. Д. Р. Дунган (1888), Герменевтика (Восторг, АР: Свет Евангелия, перепечатка), стр. 305. D.R. Dungan (1888), Hermeneutics (Delight, AR: Gospel Light, reprint), p. 305.
  30. Деяния 4:32; 5:14; 9:42; 10:45; 18:8; 1 Тимофею 4:12; 6:2.

Сноски

Прислать ваше исследование Библии

Предыдущая статьяЧто есть душа человеческая?
Следующая статьяСвятость в Библии
Аватар Stanislav C.
Stanislav C.https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал