Анонс
В статье рассматривается тема смеха, шуток и юмора с точки зрения Библии. Автор начинает с определения ключевых понятий − смех, радость, шутка, юмор, ирония, сарказм, затем анализирует, как они описаны в Священном Писании.
Несмотря на то, что в Библии встречаются примеры юмора, иронии и сарказма, автор приходит к выводу, что использование подобных средств в церковной среде должно быть ограничено.
Полезно:
Страх Божий
Шутки и насмешки могут ранить чувства людей, особенно тех, кто приходит в церковь в поисках духовной поддержки. Вместо этого христианам рекомендуется проявлять больше эмпатии и заботы о ближних.
Ключевым моментом становится призыв следовать примеру Иисуса Христа, который использовал иронию и сарказм лишь для наставления, но не для развлечения. Автор предлагает задуматься, служит ли наш смех и шутки во славу Божию и на пользу ближним.
Смех и шутки
Эмоциональная сторона нашей жизни выражается через смех, веселье, радость, шутки.
Как эта сфера нашей жизни регулируется Библией? Давайте разберемся и сначала посмотрим определения этих понятий в словаре.
Смех
Смех − характерные голосовые звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие, а также насмешку, злорадство и другие чувства (словарь Ожегова). То есть смех − это просто проявление разных чувств, симптомов. Например, кашель может быть как при простуде, так и при воспалении легких.
Во-первых, смех может быть при радости.
Радость
Радость − весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения (словарь Ожегова). То есть радость это уже чувство. Внешне радость может проявляться улыбкой, смехом, а может вообще никак не проявляться. Вы можете быть радостны в душе, без внешнего проявления.
По поводу радости Библия выражается однозначно:
- «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» /1-е послание Фессалоникийцам 5 глава: 15-17
- «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение…» /Послание к Галатам 5: 22-23
Смех может быть в результате штуки, насмешки, то есть какого-то смешного высказывания. Что такое шутка?
Шутка
Шутка − то, что говорится или делается не всерьёз, ради развлечения, веселья; слова, не заслуживающие доверия (словарь Ожегова). Шутка − то, что говорят или делают ради развлечения, возбуждения смеха, веселья, забавы, шалости (словарь Ушакова).
Шутка может быть юмористическая, ироническая, саркастическая.
- Юмор − понимание комического, умение видеть и показывать смешное; снисходительно-насмешливое отношение к чему-либо (словарь Ожегова).
- Ирония − тонкая, скрытая насмешка (словарь Ожегова).
- Сарказм − язвительная насмешка, злая ирония, едкое, насмешливое замечание (словарь Ожегова).
В Библии и Церкви
Смех, насмехаться
Теперь посмотрим в каком значении слова «смех», «насмехаться» употребляются в Библии (см. Симфонию).
- «О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» /Еккл. 2:2
- «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» /Притч. 14:13
- «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше»/ Еккл. 7:3
- «Так − человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «я только пошутил» /Притчи 26:19
- Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость − в печаль» /Иак. 4:9
- «Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти» /Марк 15:31
- «И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»/ Мф. 27:29
Как видим, в Библии совсем не однозначно используются эти слова. Библия, по своей сути, книга серьезная, а не развлекательная.
Есть ли в Библии юмор, ирония, сарказм, сатира? Да, юмор, ирония, сарказм встречаются.
Например, в рассказе об освобождении Петра из темницы, когда он долго не мог попасть на молитвенное собрание (Деян.12:12–17), служанка Рода, узнав голос Петра у ворот, не впустила его, а побежала к собравшимся. Те тоже повели себя бестолково, решив, что это не Петр, а «Ангел его».
Другой пример − портрет вздорной женщины в книге Притч нарисован в юмористических красках:
«Сварливая жена – сточная труба» (Притчи 19:13)
Сарказм
В Библии есть и примеры сарказма.
В Книге Иова описывается несколько ситуаций, в которых знакомые Иова называются «друзьями» и «утешителями». На самом деле они нападают на Иова и своим присутствием и речами делают его жизнь невыносимой.
И в таких вот условиях Иов ещё способен шутить.
В один из моментов он назвал своих друзей болтунами:
«Будет ли конец ветреным словам?» (Иов 16:2)
В другом случае на длинную речь Софара Иов ответил саркастическим замечанием:
«Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость» (Иов 12:2)
Итак, есть в Библии и юмор, и ирония, и сарказм, но для научения и наставлений, для того, чтобы объяснить читателям тот или иной важный духовный момент.
Поэтому, безусловно, если мы хотим объяснить некоторые тексты из писания, мы можем приводить примеры с использованием юмора, иронии, сарказма, как из Библии, так и свои, с использованием вымышленных персонажей.
Шутить в Церкви
Но насколько оправдано шутить над конкретными людьми и в особенности над нашими братьями и сестрами в Церкви?
В Библии мы нигде не видим указания так поступать: шутить и насмехаться над людьми, даже дружески.
Церковь − это серьезное место, где спасаются души! Это не место для шуток, сарказма, иронии над другими.
Многие приходят, потому что нищие духом, потому что переживают какие-то испытания, боль, сложности, о которых вы не знаете. Вы можете случайно задеть чьи-то чувства, из-за этого человек может отвернуться и от Церкви, и от Бога в целом.
Иногда после шутки, когда видят, что человеку это не понравился и он обиделся, часто говорят: «Ты что, это же просто шутка». Но мы должны помнить, что словом можно спасти, а можно и убить.
«Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!» (Иакова 3:5)
«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иакова 1:19)
Есть такое понятие − эмпатия, сопереживание эмоциям другого человека. Смех должен останавливаться там, где ты можешь сделать другому человеку больно. А так как мы не знаем других людей настолько хорошо, чтобы понять, где им станет больно, то не стоит рисковать и шутить.
«Слова доброго человека — чистое серебро, а мысли злого человека ничтожны. Многим людям помогут слова доброго человека, но глупость глупого смертельна для него» (Притчи 10:20)
«Пусть не исходит из уст ваших сквернословие, а только то, что помогает людям стать сильнее, чтобы те, кто слышит вас, извлекли для себя доброе» (Ефесянам 4:29)
И самый важный отрывок по этой теме:
«Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф. 5:4)
Это как с вином − пить можно, но нужно знать, когда, сколько и с кем. Ведь нам хорошо известно, сколько зла может принести вино. Вот так и со смехом.
«Смеяться, право, не грешно, над тем, что кажется смешно»
(Н. М.Карамзин).
Но при этом нужно вовремя останавливаться.
Есть вещи, вполне естественные для нашей земной жизни, которые, когда нарушаешь меру, становятся очень разрушительными. А если непонятна грань, когда смех и шутки становятся губительными, то лучше и не использовать их по отношению к другому человеку.
Философ Ф. Ницше так писал об иронии:
«Ирония − это бесчинство. Кроме того, привычка к иронии портит характер. Она постепенно придает ему черту злорадного превосходства. Человек начинает напоминать собаку, которая кусается и при этом улыбается».
Известный психолог М. Е. Литвак так пишет об ироничном человеке:
«От иронии портится характер. У ироничных людей повышен уровень тревоги. Ироничный человек может стать садистом. Да он и так по большому счету садист. Ведь он вышучивает самые интимные, трудно уловимые другими недостатки своего партнера по общению. Хочется отметить, что это безопасная для ироничного человека форма садизма. Ведь на шутку нельзя даже обидеться. Но в каждой шутке доля правды. Вы, может быть, думаете, что я против шуток? Отнюдь! Но если очень хочется шутить, подшучивайте над собой!».
Очень верные слова.
Как поступал Иисус?
Иисус Христос использовал иронию чтобы учить, обличать, объяснять, но мы не видим в Библии, чтобы он использовал юмор, иронию, сарказм просто так, чтобы подшутить над кем-то.
Наверное и нам не стоит этого делать.
Конечно, если в лекции, проповеди или личном общении юмор, ирония, сарказм и, соответственно, смех используется для научения, разъяснения, толкования Писания, то почему бы и нет.
Жемчужины греческого языка
Смирение
Если человек шутит в отношении себя, то пожалуйста! Подшучивая над собой, вы точно никому не повредите.
Прежде чем использовать юмор, иронию, сарказм по отношению к другому человеку, нужно помнить, что эти, на первый взгляд безобидные реплики, можно понять как-то не так. И обязательно найдется тот, кто поймёт это не так!
И еще несколько цитат:
«Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию.… так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1-е послание Коринфянам 10: 31, 33)
Прежде чем пошутить − остановитесь и подумайте: «Это я делаю во славу Божию? Я угождаю человеку во всём, когда шучу над ним? Я делаю это ему на пользу, чтобы он спасся?»
«Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1-е послание Коринфянам 10:23-24)
Спросите себя: «То, что я сейчас скажу − это назидает? Это будет полезно мне или другому?»
Если ответы на эти вопросы утвердительные, то шутки вполне приемлемы. Если же нет, может быть стоит от них отказаться?
Сноски
- Ссылки: Библия, синодальный перевод, современный перевод
- Словарь русского языка С. И. Ожегова
- Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
- М. Е. Литвак “Командовать или подчиняться”
- Н. М. Карамзин” Послание к Александру Алексеевичу Плещееву”
- Фридрих Ницше «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»
- Автор: Юлия Жижерина
- Дизайн статьи: Станислав Ч.