РАДИО
Слабовидящим
Translate
ДЕТЯМ

6 принципов в Ветхом Завете для понимания Божьей воли

Принципы в Ветхом Завете для понимания Божьей воли

Одним из атрибутов Бога является Его рациональная природа. Бог по своей сути логичен, рационален и разумен. Он — Бог истины. Он создал людей по Своему образу и подобию, который включает в себя ту же разумную природу.

Человеческий разум был создан Богом для рационального функционирования. Общение Бога с человечеством допускает эту характерную особенность.

Библия была написана на человеческом языке, и она была написана таким образом, будто ожидается, что ее намеренные значения не только возможно правильно понять, они должны быть правильно поняты.

Факт в том, что в Библии, начиная с Ветхого Завета, находятся герменевтические принципы, с помощью которых читатель может понять предполагаемые значения

Герменевтика (др.-греч. ἑρμηνευτική «искусство толкования», от термина ἑρμηνεύω «толкую, толковать», этимология которого неясна) — изучение принципов интерпретации (например, принципов интерпретации каких-либо текстов или (систем) понятий — так как любые тексты или понятия формулируются в (не)определённых среде и контексте).

В том числе, может применяться в смыслах:

  • искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности[2];
  • направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов.

Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется гермене́втом. Источник – Википедия.

Эти принципы не являются «новыми» принципами, разработанными современными учеными и недоступными для древнего человека. Наоборот, они были заложены в Ветхий Завет тысячи лет назад для всех, кто желает достаточно глубоко погрузиться в Слово Божье, чтобы обнаружить их.

В этом разделе кратко излагаются шесть ключевых принципов, очевидных в Ветхом Завете, которые необходимы для правильного понимания Библии. Многие библейские отрывки требуют, чтобы читатель Библии применял эти простые, но необходимые принципы толкования, чтобы прийти к смыслу, задуманному Богом.

6 принципов в Ветхом Завете для понимания Божьей воли
6 принципов в Ветхом Завете для понимания Божьей воли

Принцип 1: абсолютная истина достижима

Абсолютная, объективная истина существует и может быть познана. Человеческий разум может познать эту истину.

Соломон сказал: «Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума» (Притчи 23:23). И Исаия, и Иеремия утверждали, что людей можно и нужно учить, чтобы они пришли к познанию того, что должно быть известно (Исаия 54:13; Иеремия 31:34; ср. Иоанна 6:45; 7:17).

Моисей предупреждал, что израильтянам будет крайне важно и самим познавать, и учить своих детей тому, что необходимо для угождения Богу (Второзаконие 6:1–9).

Моисей также объяснил, что цель трудностей пустыни состояла в том, чтобы заставить израильтян понять «что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Второзаконие 8:3). Если вся жизнь должна управляться словами, исходящими от Бога, люди способны уразуметь эти слова и прийти к правильному пониманию того, что от них требуется.

Моисей далее указал, что:

«Тайное принадлежит Господу, нашему Богу, а открытое принадлежит нам и нашим детям навеки, чтобы мы следовали всем словам этого закона»
(Второзаконие 29:29).

Конечно, есть много вещей, которые люди не могут знать, вещей, выходящих далеко за рамки нашей ограниченной способности понять (Римлянам 11:33). Однако Бог открыл определенные истины, которые мы вполне способны постичь, и Бог ожидает, чтобы мы их поняли.

Эти истины «принадлежат» нам. То есть они направлены к нам, и мы будем нести ответственность за нашу реакцию к ним.

Активное изучение Библии: 1.1 Умение задавать верные вопросы

К сожалению, многие люди останавливаются на вопросах, которые не могут быть полностью известны, в то время как они пренебрегают теми вещами, за которые они будут нести ответственность в вечности. Неудивительно, что Бог часто предостерегал от невежества, неосведомленности или сопротивления к познанию (Исаия 1:3; 5:13; Иеремия 9:6; Осия 4:6).

Соломон заметил, что слова Божьей мудрости:

«все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание»
(Притчи 8:9)

Его мудрость утверждает, что «ищущие меня найдут меня» (Притчи 8:17).

  • Могли ли Адам и Ева знать, разрешено ли им есть плод (Бытие 3:1-3)?
  • Мог ли Каин знать, какой жертвы ожидал Бог (Бытие 4:5)?
  • Мог ли Моисей знать, говорить ли ему со скалой или ударить ее (Числа 20:8-11)?

Эти примеры демонстрируют, что извечная проблема человечества не в способности познать Слово Божье; скорее, постоянная проблема – это воля и желание подчиняться.

Многие другие отрывки не оставляют сомнений в том, что у Бога есть свод истины, который Он сделал доступным человечеству, и Он ожидает, что каждый человек будет использовать умственные и познавательные способности, чтобы понять эту истину.

Принцип 2: требуется логическое рассуждение

Ветхий Завет также передает идею о том, что для того, чтобы прийти к Божьей истине, необходимо использовать правильные рассуждения.

Исаия процитировал Божье обращение к народу: «придите же, и вместе рассудим» (1:18). Позже Бог сказал: «Напомни Мне, и будем судиться; изложи свое дело, чтобы оправдаться» (43:26).

В своем прощальном обращении к народу Самуил провозгласил: «Итак, встаньте здесь, а я буду судиться с вами перед Господом» (1 Царств 12:7). Соломон утверждал, что «кто первым изложит дело, тот выглядит правым, пока другой не придет и его не расспросит» (Притчи 18:17). Он также сказал: «Простак верит всему, но разумный следит (хорошо обдумывает) за своими шагами» (Притчи 14:15).

Мы должны использовать данную нам Богом рациональность, чтобы мыслить ясно, точно и логично в нашем обращении с Писанием, а также в решении повседневных жизненных дел.

Эти отрывки учат тому, что мы и можем и должны установить правильное значение Священного Писания посредством надлежащего использования наших способностей к рассуждению.

Принцип 3: необходимо прилагать усердные усилия

Статья по теме: Молитвенный метод изучения Библии

Задача узнать то, что Бог хочет, чтобы мы знали, требует значительных усилий. Мы должны быть готовы тратить время и силы на то, чтобы внимательно, с молитвой и усердно анализировать и исследовать слова Бога.

Моисей подчеркнул этот принцип, когда наставлял израильтян на равнинах Моава незадолго до их входа в Ханаанскую землю. Он описал эту задачу, как требующую постоянного, последовательного внимания:

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
(Втор. 6:6-9)

Соломон упомянул о внимательности, необходимой для того, чтобы оставаться верным Богу:

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
(Прит. 6:20-22)

Эта внимательность должна включать в себя сильное желание следовать, знать и приобретать истину — подобно псалмопевцу, который так сильно хотел Божьих законов, что почти ощущал их вкус (Псалом 18:11).

Её нужно было искать больше, чем чистое золото (Псалом 18:11; 118:127).

Большинство людей просто слишком заняты или не желают прилагать усилия с такой интенсивностью. В жизни слишком много отвлекающих факторов и слишком много других интересов. Но Библия ясно проясняет, что если мы хотим понять Божью волю для нашей жизни, то для того, чтобы знать и исполнять эту волю, необходимы напряженные, настойчивые, агрессивные усилия.

Принцип 4: остерегайтесь ложного толкования

Четвертый принцип, найденный в Библии, состоит в том, что мы должны осознавать, что существуют неправильные толкования и что мы способны отличить правильное от неправильного.

Статья по теме: Ложные откровения и теории

На самом деле существуют лжеучители, которые искажают Слово Божье и вводят людей в заблуждение неверными толкованиями.

Бог через Иеремию предупредил народ:

16 Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, [а] не от уст Господних.
(Иер. 23:16)

Подумайте о многих аферистах и ​​мошенниках на протяжении всей библейской истории, которые стремились сбить с пути народ Божий – от чародеев фараона (Исход 7:11; 2 Тимофею 3: 8) и пророков Ваала, Ахава и Иезавели (3 Царств 18:19) до Седекия (3 Царств 22: 11,24) и Ханания (Иеремия 28).

Бог ожидал, что люди увидят насквозь их спектакль и их ошибочные идеологии и распознают чистое Слово Божье.

Итак, очевидно, что Ветхий Завет предупреждает о ложных толкованиях и искажении Слова Божьего. В глазах Бога, с одной стороны, есть только истина, а с другой – различные отклонения от этой истины.

Все люди обязаны различать истину и заблуждение и держаться за истину.

Вы должны следовать поучениям и завету. Если не будете следовать им, можете сбиться на ложные поучения, идущие от чародеев и предсказателей будущего, но они пусты, и вам не будет от них пользы.
(Исаия 8:20 Современный перевод)

Принцип 5: оставайтесь в рамках Библейских параметров

Библия также учит, что толкователь должен оставаться в рамках Писания, не прибавляя и не отнимая от письменных откровений.

Давным-давно Моисей провозгласил:

2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
(Втор. 4:2)

32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
(Втор. 12:32)

Соломон сказал:

5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.
6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
(Прит. 30:5,6)

Иеремия призывал:

16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем».
(Иер. 6:16)

Другими словами, за человеком стоит ответственность определить пределы Божьих указаний, и ограничиться этими указаниями. Эти отрывки ясно показывают, что Бог определил параметры моральной, духовной и религиозной истины для человечества.

Он ожидает, что мы ограничимся Его наставлениями в нашем мышлении и практике.

Ветхий Завет изобилует примерами людей, неспособных в точности подчиняться наставлениям и инструкциям, данным им Богом.

  1. Каин не был ни атеистом, ни нечестивцем. Он, по сути, был религиозным человеком, готовым участвовать в религиозном поклонении. Похвально и то, что он направил свое поклонение в сторону правильного Бога. Тем не менее, его небольшое изменение в конкретных деталях поклонения вызвало недовольство Бога (Бытие 4:5; 1 Иоанна 3:12).
  2. Надав и Авиуд были правильными людьми (Левитами), в правильное время, на правильном месте, с правильными кадилами и правильными благовониями. Однако, используя неправильный огонь, они были уничтожены Богом (Левит 10:1-2).
  3. Царь Саул дважды подвергался осуждению за свои несанкционированные действия (1 Царств 13: 11-13; 15: 19-24).
  4. Оза был убит просто за то, что прикоснулся к Ковчегу Завета, хотя его очевидным мотивом было защитить Ковчег (2 Царств 6:7).

Позже Давид определил проблему, сказав, что это произошло «потому что мы не посоветовались с Ним (Богом) о надлежащем порядке» (1 Паралипоменон 15:13).

Предыдущие указания Бога по этому вопросу не были выполнены должным образом.

Чтобы оставаться в рамках Священного Писания, необходимо должным образом признать роль «молчания» Священного Писания.

Недопонимание возникает по двум причинам:

  1. некоторые думают что если Библия ничего не говорит о конкретном действии или поступке (и, следовательно, не осуждает его явно), то они могут свободно тем заниматься;
  2. другие считают, что если в Библии не упоминается какая-то практика или действие, то они тоже не могут то делать.

Но ни одна из этих точек зрения не соответствует библейской картине. Библия может не упомянуть конкретный предмет, но разрешить его использование.

Например, Ною было сказано построить ковчег, не вдаваясь во все подробности о том, как это сделать (Бытие 6:14). Ему было разрешено выполнять эту задачу, используя различные столярные и плотницкие инструменты.

Статья по теме: Подмена буквального значения образным: 5 примеров. Часть 1

Следовательно, Божье молчание по этому конкретному вопросу было снисходительным. С другой стороны, Бог прямо не запрещал использовать тополь, кедр или ясень. Вместо того, Он конкретно указал сделать ковчег из дерева «гофер«. Поэтому молчание Бога об использовании каких либо других пород деревьев, в данном случае было ограничительным.

Еще два примера иллюстрируют этот принцип.

Бог прямо не запрещал Надаву и Авиуду использовать огонь из какого-либо другого источника, кроме указанного Богом. Вместо того чтобы перечислить все источники откуда нельзя было брать огонь для кадильниц, Он просто указал им откуда разрешено брать огонь.

Поэтому, использование огня из любого другого источника было несанкционированным действием, то есть не получило предварительного одобрения Бога.

В тексте говорится, что они «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им» (Левит 10: 1). Не то чтобы Бог сказал им этого не делать; дело в том, что Он не велел им это делать.

Подобным образом, когда Иисус Навин получил указания от Бога относительно надлежащей тактики, которую следует использовать при завоевании города Иерихон, Бог дал положительное повеление, указав, что они должны были делать.

Он не сказал им, чего они не должны были делать. Инструкции включали восклицания всего народа при звуке трубы (Иисус Навин 6:3-5). Однако Иисус Навин, который, очевидно, понимал принцип соблюдения Божьих наставлений и усвоил концепцию ограничительного молчания, передал Божьи наставления народу, предложив дальнейшие разъяснения:

9 Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните.
(Иис.Нав.6:9)

Иисус Навин понимал, что вещи могут быть запрещены Богом — не потому, что Он явно запрещал их, а потому, что Он просто не давал никаких полномочий делать их.

При тщательном и честном изучении мы тоже можем решать вопросы толкования и авторитета.

Принцип 6: сохраняйте восприимчивое отношение

Это подводит нас к шестому принципу понимания Библии.

У нас должен быть правильный образ мышления, правильное отношение, искреннее желание познать волю Бога и честное сердце, чтобы принять истину, независимо от того, насколько трудными могут быть требования этой истины.

Соломон отметил, что «послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Притчи 1: 5). «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» (Притчи 9: 9).

Эти отрывки ясно показывают, что мы не можем обращаться к Священному Писанию, имея скрытый мотив — добиваться своего или доказывать свою позицию.

Мы должны стремиться узнать из Священного Писания то, что Господь предназначил для нас. Мы не должны уподобляться современникам Иеремии, которые демонстративно заявляли: «Мы не пойдем по нему» и «Мы не будем слушать» (6:16-17).

Заключение

Это чрезвычайно краткое обсуждение принципов толкования, которые очевидны в Ветхом Завете, безусловно, не претендует на полноту. Но оно показывает, как Ветхий Завет содержит в себе принципы, с помощью которых можно извлечь истину.

Все ответственные люди в состоянии подняться над своими предубеждениями и предположениями в достаточной степени, чтобы прийти к Божьей истине — если они действительно этого хотят.

Статья по теме: 12 методов изучения Библии

Просто не существует таких понятий, как «моя интерпретация» и «ваша интерпретация». Существует только Божья интерпретация и Божий смысл — и при усердном, рациональном изучении мы можем прийти к истине по любому вопросу, который жизненно важен для нашего духовного благополучия.

Вместо того, чтобы отмахиваться от противоречивых взглядов и позиций по различным вопросам, и вместо того, чтобы отвергать религиозные разногласия как безнадежные, неразрешимые и неуместные, мы должны заниматься изучением и поиском Божьей Книги, осторожно воздерживаясь от неправильного толкования и неправильного использования Писания.

Если мы будем усердно и внимательно относиться к этой задаче с честным сердцем, восприимчивым к истине, мы сможем быть уверены в нашей способности прийти к познанию Божьей воли.

Ветхий Завет — подходящее место для начала этого поиска.

Сноски

Прислать ваше исследование Библии

Предыдущая статьяЕврейский народ, прообраз церкви
Следующая статьяЧто значит аминь?
Аватар Stanislav C.
Stanislav C.https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал