ДЬЯКОНЫ ИЛИ СЛУЖИТЕЛИ?

Diakon…

После того как эллинисты пожаловались на пренебрежение в отношении их вдов, Апостолы поручили ученикам в Иерусалиме избрать семерых братьев, обладающих определенными качествами, чтобы «поставить их на эту службу», читаем мы в Деяниях Апостолов 6-й главе:

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу.
(Деян 6:1-3).

В связи со сложившейся ситуацией Апостолы отметили: «Не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах» [Деян 6:2]. «Пещись» то-есть, «обслуживать», — это перевод греческого слова diakoneo со значением «служить». Его корень лежит в основе слова «диакон» или «дьякон».

По этой причине некоторые исследователи пришли к выводу, что семь братьев, избранные на служение в шестой главе Книги Деяний, были дьяконами, то есть, первыми дьяконами, назначенными в церкви, о которых мы читаем в Новом Завете.

Однако, равным образом можно было бы утверждать, что Апостолы были дьяконами, потому что они сказали:

4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
(Деян 6:4).

«Служение» в данном стихе это diakonia, производное от diakoneo. Действительно, семь служителей в шестой главе Книги Деяний, как и двенадцать Апостолов, были дьяконами в том смысле, что все они были служителями.

Слово «дьякон» в широком значении слуги и служителя применимо к каждому верному последователю Иисуса. Иисус говорил об этом в Евангелии от Иоанна 12:26:

26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
(Ин 12:26).

Слова «слуга» и «служит» это также производные от diakoneo.

В этом широком значении, Иисус тоже является дьяконом [Рим 15:8], как и проповедники евангелия [Еф 6:21], государственные служащие [Рим 13:4] и прислужники на праздниках [Мф 22:13; Ин 2:5; 2:9]. В этом значении даже служители сатаны являются дьяконами [2 Кор 11:15], потому что слово «служитель» и «слуга» в данных отрывках – это перевод слова diakonos.

8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам.
(Рим 15:8).

21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель.
(Еф 6:21).

4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
(Рим 13:4).

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов.
(Мф 22:13)

5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
(Ин 2:5).

9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха.
(Ин 2:9).

15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
(2 Кор 11:15).

В узком значении это слово употребляется в Послании к Филиппийцам 1:1 и 1 Послании к Тимофею 3:8-13, где оно переводится «диакон». Нет сомнений в том, что в данных стихах «диакон» имеет специфическое значение.

1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами.
(Флп 1:1).

8 Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
9 хранящие таинство веры в чистой совести.
10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения.
11 Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
(1 Тим 3:8-13).

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью