Проповедники, Пасторы и Преподобные, кто они?

0
96

Введение

Давайте разберём с вами такие вопросы, как: «проповедника, можно называть Преподобным?», а также: «проповедник, является ли Пастором церкви?». Иногда такие вопросы всплывают в умах и сознание людей, и мучают их, желанием узнать – можно ли так делать и может ли так быть?

В нашей статье, мы увидим с вами, можно ли давать титулы себе или кому-то ещё? Хорошо ли это будет, плохо ли? Как к этому относится Бог? А также увидим, кто такой проповедник и чем он в сущности занимается, или должен заниматься? Каковы его обязанности и приоритеты?

Преподобный Отец
Преподобный Отец

Что плохого в том, чтобы называть проповедника «Преподобный»?

По своей сути, учение Христа несёт в себе свободу, братство и равенство. Иисус в своих поучениях, запретил возвышение любого человека, даже в таких титулах, как: «Равви», «Отец» или «Хозяин» [Мф 23:8-12].

8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
(Мф 23:8-12).

Величие измеряется служением в Его царстве (ср. Мф 23:11). Возвышение приходит через смирение (ср. Мф 23:12). В настоящей Церкви Христа, нет никаких властных должностей, одних людей, над другими [Мф 20:25-28].

25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
28 так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
(Мф 20:25-28).

Такие титулы, как «Преподобный», «Доктор Богословия», «Магистр Богословия» или даже «Ваше Преосвященство» и многие другие титулы, и звания, не имеют под собой никакого Библейского основания.

Ни один проповедник в церкви Нового Завета никогда не имел никакого религиозного титула или звания. В Новом Завете нет таких наименований, как «Доктор Павел», «Отец Кифа», «Равви Иуда» или «Преподобный Иоанн».

Эти люди называли друг друга такими словами как: «проповедники» [1 Тим 2:7], «евангелисты» [2 Тим 4:5], «служители» [1 Тим 4:6], «слуги» [Флп 1:1]. Они также, называли себя и других: «наши любимые братья» [2 Пет 3:15; Еф 6:21].

7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине.
(1 Тим 2:7).

 

5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
(2 Тим 4:5).

 

6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
(1 Тим 4:6).

 

1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами.
(Флп 1:1).

 

15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам.
(2 Пет 3:15).

 

21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель.
(Еф 6:21).

Все эти термины, в приведённых выше отрывках, обозначают либо труд, который исполняли все эти люди, либо их отношение к Богу и друг к другу. Это небыли религиозные термины, которыми нужно было их награждать или величать, как делают сегодня большинство верующих людей.

Такие понятия как: «Старейшины», «Епископы» или «Пасторы» (что в принципе имеет одно и тоже значение), были призваны или должны были, «питать церковь Господа» [Деян 20:17-28; Еф 4:11].

17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
19 работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев;
20 как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам,
21 возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.
22 И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною;
23 только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.
24 Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.
25 И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие.
26 Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех,
27 ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
(Деян 20:17-28).

 

11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями.
(Еф 4:11).

Эти термины, также не были титулами, определяющими их властное положение. Они больше помогали в определении квалификации христианина и обозначали служение нескольких человек, в конкретной (поместной) церкви, «смотревших за душами людей» [Евр 13:17].

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
(Евр 13:17).

Такие термины как: «Проповедники» или «Евангелисты», не были идентичны термину «Пастор» [2 Тим 4:1-5; Еф 4:11]. Потому что, во-первых: у каждого была своя обозначенная деятельность, только Пастор ещё должен был быть и Проповедником.

Во-вторых: один человек не может быть Пастором церкви. И в-третьих: слово «Пастор», никоем образом не означает главенствующего положения (царского) в церкви Христа, а также, не определяет его «духовный сан».

Поэтому, чисто по Библии, человек не может быть «Пастором» или просто пастором (с помпезными привилегиями) церкви, как принято в современном обществе.

1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
(2 Тим 4:1-5).

Христиане в первом веке не разделялись на духовенство и прихожан. Они признавали священство всех верующих на земле [1 Пет 2:4-10; ср. Еф. 3:6]. Все спасенные люди являются духовенством Бога. Эту роль, могут исполнять не только несколько избранных (Пасторы), но её должны исполнять все христиане.

4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.
(1 Пет 2:4-10).

В 1 Послании Петра 5 главе 3 стихе, слово «наследие» или «наделенные» (в современном переводе) произошло от греческого слова «клерос», а от него в свою очередь произошло слово «духовенство», которое мы знаем сейчас, как Пасторы, Епископы и т.д.

3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду.
(1 Пет 5:3).

Но здесь (1 Пет 5:3), это слово относится к церкви Христа, которую старейшины должны были вести, оберегать [1 Пет 5:1-5; Деян 20:28]. То, кого люди сейчас называют «прихожанами», Пётр называл «духовенством».

1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(1 Пет 5:1-5).

Как вам кажется, хотя бы один из служителей скромного и простого Галилеянина (Христа), когда нибудь согласился бы на такие помпезные титулы, типа: «Преподобный Пастор», «Ваше Преподобие», «Святой Отец», «Доктор Богословия» и т.д.?

Нам кажется, что и Он Сам (Христос) также не дал бы подобных слишком лестных титулов кому-либо из бывших и ныне живущих людей [ср. Мф 22:16; Деян 12:22-23; Гал 1:10; Лев 19:15; Иов 34:19;…].

Проповедники и Пасторы
Проповедники и Пасторы

Является ли проповедник Пастором церкви?

Слово «проповедник» переводится с греческого как «вестник». Это тот, кто публично провозглашает Евангелие [1 Тим 2:7; 2 Тим 1:11; ср. 2 Пет 2:5]. Его основной обязанностью является «проповедование слова» [2 Тим 4:2]. В этом смысле он производит «труд Евангелиста» [2 Тим 4:5; ср. Деян 21:8; Еф 4:11].

7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине.
(1 Тим 2:7).

 

11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
(2 Тим 1:11).

 

2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
(2 Тим 4:2).

 

5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
(2 Тим 4:5).

Слово «Пастор» переводится с латинского языка как «пастух или пастырь» [Мф 9:36; 25:32; 26:31; Лк 2:8; Ин 10:1-2, 10:11 и т.д.]. Пастор должен был делать всё то, что делает пастух, то-есть, ведение, охрана, сбор стада, а также нахождение пищи для него.

36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
(Мф 9:36).

 

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
(Лк 2:8).

 

1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник;
2 а входящий дверью есть пастырь овцам.
(Ин 10:1-2).

Старейшинам Ефесской церкви предписывалось смотреть за стадом в том месте и «питать» (то-есть, пасти) церковь Божию [Деян 20:17-28]. Старейшины (пресвитеры), смотрители (епископы) и пастыри (пасторы) – всё это разные слова, обозначающие одну и ту же деятельность [ср. Тит 1:5-7].

17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
19 работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев;
20 как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам,
21 возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.
22 И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною;
23 только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.
24 Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.
25 И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие.
26 Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех,
27 ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
(Деян 20:17-28).

 

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец…
(Тит 1:5-7).

Выражение «старейшина» говорит о зрелости духовного опыта и понимания тех, к кому это относится. Выражение «епископ» или «смотритель» говорит о характере выполняемого труда. Выражение «пастор», это тот, кто ведёт и питает стадо [ср. Деян 20:28-35; 1 Пет 5:2; …].

Пасторы, должны «печься о душах» [Евр 13:17], пасти Божье стадо, какое им вверено [1 Пет 5:2], хорошо управлять им [1 Тим 5:17; ср. Евр 13:7]. Вразумлять тех, ради кого они «трудятся» и делают Божий труд [1 Фес 5:12-13]. Пасторы, являются пастухами под руководством «Главного Пастыря», который есть Христос [1 Пет 5:4].

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
(Евр 13:17).

 

2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия.
(1 Пет 5:2).

 

17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
(1 Тим 5:17).

 

12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
(1 Фес 5:12-13).

 

4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
(1 Пет 5:4).

Критерии епископа или старейшины ясно изложены в Библии [1 Тим 3:1-7; Тит 1:5-9]. Если проповедник Евангелия соответствует этим характеристикам, он может быть назначен выполнять эту обязанность [ср. 1 Тим 5:17].

1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
(1 Тим 3:1-7).

 

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
(Тит 1:5-9).

Новообращенный (новичок), женщина [1 Тим 2:12; 1 Кор 14:35], холостяк или не имеющий детей человек, не может быть Пастором или старейшиной Церкви.

12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
(1 Тим 2:12).

 

35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
(1 Кор 14:35).

И самое важное, чтобы в каждой церкви было несколько старейшин, их должно быть не менее двух [Деян 14:23; 15:2; 4; 22; 20:17; 28; Флп 1:1; Тит 1:5].

2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
(Деян 15:2).

 

22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, [именно]: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями.
(Деян 15:22).

 

1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами.
(Флп 1:1).

Ибо Библия, ничего не говорит об одном человеке, как о «Пасторе» церкви. Проповедник, может быть одним из пасторов в церкви, но не единственным Пастором – это закон!

Пастырь
Пастырь

Заключение

Таким образом, мы увидели, что все без исключения христиане должны быть проповедниками. А также то, что «Пастор», это не титул, не звание, не духовный сан, это скажем так – компетенция, отдельно взятого христианина.

Поэтому, раздавать титулы и звания, кому либо из «проповедников» ненужно, в этом нет Божьей воли. В Божьем Духовном Царстве мы все равны друг перед другом, если только мы не хотим создать другое Царство, подобное человеческому [ср. 1 Цар 8:7; Иез 20:13].

Проповедник в свою очередь, может быть и Пастором церкви. Только таких «проповедников-Пасторов» должно быть несколько, хотя бы не меньше двух.

Настоящий «проповедник-Пастор», должен отвечать многим критериям, которые описаны в Библии. Но самый главный критерий, это его «чистое служение» [ср. 1 Тим 4:12-16], перед Богом и людьми.

Статьи по этой тематике

  1. Как человек призывается к проповедованию?
  2. Старейшина
  3. Проповедник
  4. Был ли Пётр первым Папой?
  5. Было ли всего двенадцать Апостолов?
  6. Почему Иоанна называли «Крестителем»?

Литература

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Томас, Д. Спрашивайте и – Библия отвечает. Сеймур, Теннеси 1986. – С. 134-136.