Почему Иоанна называли «Креститель» (в 15 стихах Библии)?

0
272

Введение

Некоторых, может заинтересовать значение и происхождение слова «крестить», а также, сходное с ним слово – «креститель». В связи с этим, многих интересует, почему Иоанна, человека возвестившего приход Иисуса, называли «Креститель»?

Также многим это слово (креститель) может напомнить название одной из церквей, которая берёт своё наименование из действия (крещения), совершаемое во многих церквях. Давайте разберём всё это!

Крещение
Крещение

Происхождение слова «креститель»

Слово «креститель», как и слово «крещение», произошло от греческого слова «bapto», означающее «окунать, погружать», а тот, кто погружает или окунает, называется крестителем или крестящим кого либо.

Само это слово, не описывает крестившегося человека или то, во что или в кого он креститься. Но разумеется, Новый Завет говорит нам, в чём происходило это крещение, а именно – Иоанн Креститель, крестил людей в воде [Мк 1:4-10; Ин 3:23].

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и все жители Иерусалима, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
(Мк 1:4-10).

 

23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились.
(Ин 3:23).

Слово «Креститель» используется только в 15 стихах Библии (нашего синодального перевода) и 1 раз [Мк 6:14] из 15, оно не означает «прозвище» Иоанна, а говорит о действие (глаголе) – «крестить» кого либо [Мф 3:1; 11:11-12; 14:2; 8; 16:14; 17:13; Мк 6:24-25; 8:28; Лк 7:20; 28; 33; 9:19].

Это слово (Креститель), было применимо только к Иоанну, предшественнику Иисуса Христа. И всегда говорилось: «Иоанн Креститель», а не «Иоанн, один из крестителей».

1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской.
(Мф 3:1).

 

14 Царь Ирод, услышав [об Иисусе], — ибо имя Его стало гласно, — говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
(Мк 6:14).

 

20 Они, придя к [Иисусу], сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?
(Лк 7:20).

Иоанна называли «креститель», потому что он крестил людей [Мф 3:1-6]. Если сказать буквально, он был «Иоанном крестящим» или «Иоанн, крестящий людей» [ср. Мк 6:14 – написано греческое слово, означающие: «крестить, погружать, окунать»].

1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед.
5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
(Мф 3:1-6).

Если бы в наших широко употребляемых синодальных переводах Библии, прямо перевели бы греческое слово «baptizo», вместо его транслитерации «баптист», тогда во всех 15 местах нашей Библии, у нас было бы написано «Иоанн Погружающий».

Иоанн Креститель - Его история
Иоанн Креститель — Его история

Иоанн Креститель — Его история

Его имя было Иоанн [Ин 1:6-8]. Ангел Гавриил предвозвестил его рождение и сказал, что он будет называться Иоанном и этот человек, будет велик перед Господом [Лк 1:5-17].

6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете.
(Ин 1:6-8).

 

5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 а все множество народа молилось вне во время каждения, —
11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и придет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
(Лк 1:5-17).

Его мать, также сказала, чтобы его назвали Иоанном. Его отец тоже сказал, чтобы родившегося младенца, назвали Иоанн. И многие, дивились рождению этого младенца [Лк 1:57-66].

57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
(Лк 1:57-66).

Иоанна, никогда не называли «Крестителем», пока он не начал крестить людей [ср. Мф 3:1]. В пустыне, перед самой своей проповеднической и крестящей деятельностью, его просто называли «Иоанн», а не «Иоанн Креститель» [ср. Лк 3:2-4].

2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
(Лк 3:2-4).

Даже после того, как он начал крестить людей, его всё ещё называли «Иоанн», а не «Иоанн Креститель» [Мк 1:14].

14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия.
(Мк 1:14).

Иоанна назвали «Крестителем» потому, что он занимался крещением людей. Точно также, как Матфей занимался сбором денег [Мф 10:3], Симон занимался разделкой и шитьём кожи [Деян 9:43], а Елима занимался ворожбой [Деян 13:8].

3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем.
(Мф 10:3).

 

43 И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника.
(Деян 9:43).

 

8 А Елима волхв ибо то значит имя его противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
(Деян 13:8).

Поэтому слово «Креститель», не было прозвищем или фамилией Иоанна, как могут подумать многие. Также, Библия ничего нам не говорит о других крестителях, кроме одного Иоанна.

Но даже после его смерти, иногда, его продолжали называть – Иоанн Креститель [Мф 14:1-12]. Но его ученики, никогда не назывались крестителями (или баптистами) [ср. Мф 11:1-3; 14:12].

1 В то время Ирод [правитель одной четвёртой части царства] услышал молву об Иисусе
2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
6 Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.
(Мф 14:1-12).

 

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
(Мф 11:1-3).

Погружение (Крещение)
Погружение (Крещение)

Заключение

Таким образом, слово «креститель», произошло от производного слова «крестить». Которое в свою очередь, обозначает действие (окунать, омывать, погружать).

Поэтому Иоанна, называли соответственно его роду деятельности – он крестил людей, приготавливая этим, путь Иисусу Христу.

Нигде в Библии, мы не встречаем подобного наименования или прозвища применимое к другим людям, которые занимались тем же чем и Иоанн – крестили людей.

Ученики Иисуса Христа также не именовались этим именем (Крестители) [ср. Деян 11:25-26]. Нигде в Библии церковь Христа не называется «Церковь крестителей» или «Баптистской церковью».

25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
(Деян 11:25-26).

Поэтому сегодня, мы не называем себя как либо, кроме как Христиане – последователи Христа. Ведь нет никаких библейских оснований для того, чтобы называть себя «Крестителями» или «Баптистами».

Статьи по этой тематике

  1. Как человек призывается к проповедованию?
  2. Что плохого в том, чтобы называть проповедника «Преподобный»?
  3. Является ли проповедник Пастором церкви?
  4. Был ли Пётр первым Папой?
  5. Было ли всего двенадцать Апостолов?
  6. Иоанн Креститель (Евангелие от Матфея, 3:1-3)

Литература

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Википедия – Баптизм
  3. Википедия – Крещение
  4. Словарь Стронга
  5. Томас, Д. Спрашивайте и – Библия отвечает. Сеймур, Теннеси 1986. – С. 138-139.