Год юбилея и эпоха Евангелия

0
3288

Год юбилея и эпоха Евангелия

Юбилейный год — год в иудаизме, наступавший один раз в 50 лет и связанный с особым отношением к имуществу.

У древних евреев юбилейный год имеет своё начало в Книге Левит Ветхого Завета Библии:

«…и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям её: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение своё, и каждый возвратитесь в своё племя»
(Лев. 25:10).

Древнееврейское слово yo-bale’ (звучит как «йовель») означает звук шофара, бараньего рога, оглашавшего наступление Юбилейного года. В течение всего года работа на полях приостанавливалась, а рабы отпускались на свободу. Проданные или заложенные дома, находящиеся в стенах города в Юбилейный год, не отходили исконному владельцу, а дома вне стен приравнивались к полям и возвращались ему (Лев. 25:30-31).

Год юбилея и эпоха евангелия
Год юбилея и эпоха евангелия

В христианстве считается, что Юбилейный год был прообразом времени пришествия Мессии, наступления Лета Господня:

2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих,
(Ис.61:2)

19 проповедывать лето Господне благоприятное.
(Лук.4:19)

Период времени

Каждый пятидесятый год в израильском летоисчислении назывался годом юбилея. В этот год рабов отпускали на волю, а земля вокруг городов, огражденных стенами, возвращалась первоначальным владельцам (Лев. гл. 25).

Когда Иисус пришел в Назарет…

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето [год юбилейный] Господне благоприятное.
(Лук.4:16-19)

Если это и не означает, что год юбилея был прообразом евангельской эпохи, между ними в любом случае есть поразительные соответствия.

Год юбилея представлял собой определенный период времени, установленный Богом:

9 и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей;
10 и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.
(Лев.25:9,10)

Это было временем милосердия к бедным и страдающим в Израиле. Рабы отпускались на свободу, и земля вокруг городов, окруженных стенами, возвращалась первоначальным владельцам. Когда человек продавал свою землю, он мог продать только известное число жатв (урожаев), оставшихся до года юбилея (Лев. гл. 25).

Подобным же образом, эпоха евангелия — это период времени, установленный Богом для спасения грешников и царствования Христа:

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф.28:18-20)

2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
(2Кор.6:2)

и Гал. 3:22-29

В этот период любовь и милость Божии предоставлены всем людям:

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
(Деян.10:34,35)

11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
(Рим.2:11)

Грешники избавляются от рабства греха и освобождаются кровью Христа.

Этой свободой мы возрождаемся для древа жизни, которое было утрачено через грех Адама:

16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
(Рим.6:16-18)

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
(Гал.5:1)

14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
(Откр.22:14)

Возвещён

Год юбилея объявлялся в великий день искупления, он возвещался радостным трубным звуком:

9 и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей;
(Лев.25:9)

16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
(Пс.88:16)

Это был самый священный день еврейского календаря.

Христос, олицетворенный в образе двух козлов
Христос, олицетворенный в образе двух козлов

Статья по теме: Христос, олицетворенный в образе двух козлов

В этот день закалывали тельца в жертву за грех, овна в жертву во всесожжение, а козла отпущения выпускали в пустыню, и он символически уносил на себе грехи народа (Лев. 16:9-16).

В этот день окропляли кровью седалище милосердия. Первосвященник ходатайствовал за народ в Святое святых, а затем выходил и благословлял народ во имя Господа.

Вся эта церемония символизировала жертвенную смерть Христа. Искупление во Христе является основой евангельского освобождения от греха.

Эпоха евангелия была возвещена жертвой Христа и Его искупительной кровью:

46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
(Лук.24:46,47)

1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
(1Кор.15:1-4)

11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
(Рим.5:11)

Пришествие Господа Иисуса Христа было поистине радостным событием.

При Его рождении ангелы пели с ликованием:

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
(Лук.2:8-14)

Проповедование евангелия Христова, посредством которого искупительная кровь Христа прилагается к сердцу человека, было и должно быть продолжено для всего мира:

  • Мат. 28: 18-20
  • Мар. 16:15-16
  • Лук. 24:46-48
  • Кол. 1:23

Благословения

Год юбилея ассоциировался с изобилием, и люди могли спокойно жить на земле (Лев. 25:18-22).

Это был год, в который освобождались пленные. Отпускались на волю рабы, прощались долги тем, кто не смог расплатиться, прежние хозяева восстанавливали ранее утраченное имущество (Лев. 25:23-41).

Подобным же образом, эпоха евангелия преизобилует духовными благословениями.

Она подобна царскому пиру:

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
(Матф.22:1-4)

Евангелие освобождает рабов, зависимых от греха, и наделяет их возможностью унаследовать спасение в вечности:

  • Рим. 2:7-11
  • Рим. 6:16-23
  • Евр. 5:9
  • Отк. 22:14

Человек не в состоянии расплатиться за грех, но евангелие Христово предлагает прощение долга греха через Христа:

46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
(Лук.24:46,47)

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)

38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;
(Деян.13:38)

Евангелие возвращает к жизни все, что было утрачено в результате введения греха в мир через Адама (Быт. гл. 3; Отк. 22:14).

Милость и любовь

Год юбилея был временем веселья и отдыха:

11 Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных [лоз] ее,
12 ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее.
(Лев.25:11,12)

Это время со всеми его церемониями было частью периода, в который люди жили по закону Моисея, и конечно, оно закончилось с окончанием действия закона Моисея:

17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
(Иоан.1:17)

14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
(Кол.2:14-16)

Евангелие Христово преизобилует великой любовью Божьей и Его обильной милостью, без тяжкого бремени или дорогостоящих жертвоприношений.

Все установления евангелия просты, понятны и милостивы:

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Матф.11:28-30)

Благодать и истина евангелия со всеми его благословениями стали возможны благодаря искупительной крови и страданиям Христа, понесенными за других.

Итоги сравнения:

Год юбилея и эпоха евангелия
Год юбилея и эпоха евангелия

Год юбилейный

Лев. гл. 25

  1. Год юбилея был временем милосердия к страдающим и бедным в Израиле — рабов отпускали на волю, а землю возвращали прежним хозяевам (Лев. гл. 25)
  2. Год юбилея был определенным периодом времени, установленным Богом (Лев. 25:10)
  3. Год юбилея провозглашался в великий день искупления, самый священный день в еврейском календаре. В этот день седалище милосердия окроплялось кровью (Лев. 25:9)
  4. Год юбилея возвещался радостными трубными звуками (Лев. 25:9; Пс. 88:16)
  5. Год юбилея ассоциировался с изобилием. Люди могли есть и жить спокойно (Лев. 25:18-22)
  6. В год юбилея провозглашалась свобода пленным. Рабов отпускали на свободу (Лев. 25:39-41)
  7. Год юбилея даровал прощение долгов тем, кто не смог расплатиться ранее
  8. Год юбилея был временем, когда возвращалось утраченное имущество (Лев. 25:23-28)
  9. Год юбилея был временем веселья и отдыха (Лев. 25:11,12)
  10. Закон и его обряды были даны Моисеем (Иоан. 1:17)

Эпоха Евангелия

18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
(Лук.4:18,19)

  1. Эпоха евангелия — это время любви и благодати Божьих, когда мы можем избавиться от рабства греха (Рим. 6:16-18; Гал. 5:1)
  2. Эпоха евангелия — время, определенное для спасения и царствования Христа (Мат. 28:18-20; Кор. 6:2; Гал. 3:22-29)
  3. Эпоха евангелия началась с жертвоприношения Христа и Его искупляющей крови (Лук. 24:46,47; Кор. 15:1-4; Рим. 5:11)
  4. Ангелы пели с ликованием при возвещении о рождении Иисуса, и евангелие должно быть возвещено всему миру (Лук. 2:8-14; Кол. 1:23; Мат. 28:1820; Мар. 16:15,16; Лук. 24:26-48)
  5. Эпоха евангелия преизобилует духовными благословениями. Она сравнима с царским пиром (Мат. 22:1-4)
  6. Евангелие освобождает рабов греха (Рим. 6:17, 18, 22; Лук. 4:18,19)
  7. Евангелие предлагает прощение грехов во Христе, за которое мы не можем расплатиться (Лук. 24:46,47; Деян. 2:38; 13:38)
  8. Евангелие возвращает к жизни все, что было утраче но, когда в мир пришел грех (Быт. гл. 3; Отк. 22:14)
  9. Евангелие преизобилует любовью и милостью Божьими, без дорогостоящих жертв и тяжкого бремени. Все установления евангелия просты, понятны и милостивы (Мат. 11:28-30)
  10. Благодать и истина евангелия пришли через Христа (Иоан. 1:17)

Библейская стилистика: образы и прообразы

Источник

  1. Википедия. Юбилейный год.
  2. Библия. Синодальный перевод
  3. В.Гэддис Рой. Образ и прообраз: Учебно-методическое пособие: Перевод с англ.- Киров: 1996.