Войдите, чтобы оставить комментарий

Среда, 26 ноября, 2025

Божественная и человеческая природа Иисуса Христа

Изучение БиблииСистематическое богословиеБожественная и человеческая природа Иисуса Христа

Божественная и человеческая природа Иисуса Христа

Эта статья предлагает размышление над вопросом о соотношении божественной и человеческой природы Иисуса Христа, особенно в контексте воплощения, как это обсуждалось на Вселенских соборах с 4-го по 7-й века.

  • Рассмотрим ключевые библейские тексты, начиная с Евангелия от Иоанна, затем перейдем к Посланию к Филиппийцам (глава 2) и Посланию к Евреям (глава 2).
  • Обратившись к Иоанну 1:1-2, мы исследуем, как Логос, будучи Богом, стал плотью и вошел в мир, чтобы участвовать в нашей жизни и разделить с нами человеческие переживания, такие как голод, усталость и смерть.
  • В Послании к Филиппийцам 2:5-11 Павел приводит гимн ранней христианской церкви, который раскрывает тайну уничижения Иисуса, его принятие человеческой природы и служение другим.
  • Наконец, автор Послания к Евреям подчеркивает важность того, что Христос стал причастником плоти и крови, чтобы полностью разделить наше человечество и искупать нас через свою смерть.

Статья призвана дать богословское осмысление воплощения, исследуя, как Иисус, будучи полностью Богом, стал полностью человеком, сохраняя единство личности и обладая двумя природами.

Каково соотношение божественной и человеческой природы в Иисусе Христе?

Божественная и человеческая природа Иисуса Христа
Божественная и человеческая природа Иисуса Христа

В основном, я заинтересован в освещении этого вопроса с точки зрения природы воплощения или, по крайней мере, мы должны рассмотреть описания воплощения, которые были объектами обсуждения на исторических Вселенских соборах с 4-й по 7-й включительно.

Систематическое богословие
Является ли Иисус Богом?

И поскольку невозможно за один час обсудить в полноте всё то, что обсуждалось Церковью в течение четырех веков, я хочу, чтобы мы рассмотрели несколько библейских текстов.

Мы кратко обратимся к евангелию от Иоанна, затем к посланию Филиппийцам 2-й главе и затем к посланию Евреям 2-й главе.

Евангелие от Иоанна

Сначала евангелие от Иоанна. Мы уже говорили об отрывке Иоанна 1:1-2.

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
(Иоан.1:1,2)

Эти стихи не закончены сами по себе, потому что являются частью пролога к евангелию. Это единый раздел с 1-го по 18-й стих.

Логос представлен как тот, кто разделяет божественное общение с Отцом и онтологически участвует в природе Отца. Логос существует во взаимоотношениях с Отцом будучи частью божественной общины.

Этот вопрос как раз связан с общением («кайнониа») и онтологией (природой бытия).

Что утверждается в прологе евангелия от Иоанна?

Что Логос стал «саркс», то есть стал плотью, человеком.

Итак, тот, кто участвует в общении с Отцом, теперь приходит во плоти, чтобы участвовать в общении с человечеством – в нашей плоти, чтобы стать одним из нас. Он стал плотью и обитал среди нас.

Это идея обитания в палатке или шатре. Она означает «вложить свою жизнь куда-то», стать участником, частью общины.

И потому евангелие от Иоанна представляет нам Иисуса и Его участие в нашей плоти, в том числе, в нашем голоде, утомляемости, жажде и, в конечном итоге, в нашей смерти.

Быть причастником нашей плоти это быть причастником тварности. И не только тварности как абстрактного понятия, но и в ситуации падшей реальности.

Иными словами, Он переживал уничижение плоти.

Плоть сама по себе не является уничиженной, потому что сам Бог сотворил ее, но в контексте падшего мира и его сокрушенности, Иисус становится причастником нашего пребывания в этом мире.

Он участвует в нашей боли, нашей жажде, усталости и смерти, будучи тем, кто участвует в нашей человеческой природе.

Послание к Филиппийцам 2:5-11

Я хотел бы поговорить об этом более конкретно в контексте послания Филиппийцам 2:5-11.

Я надеюсь, что это знакомая вам территория.

Обратите внимание на то, что этот отрывок вписывается в контекст обсуждения Павлом проблем во взаимоотношениях верующих в церкви.

Церковь в Филиппах не пребывала в состоянии мира. Были трудности, борьба между разными личностями, амбиции, обманы и поэтому Павел в стихах с 1-го по 4-й призывает церковь приобретать иные характеристики, чтобы ее общение было иным.

Жемчужины греческого языка
Смирение

Павел указывает на пример Иисуса Христа для того, чтобы мы могли усвоить урок смирения и таким образом показывали иное отношение, как мы можем относиться к другим людям, – лучше, чем к самим себе, и ставя их на первое место.

Именно это сделал Бог в Иисусе Христе.

Чтобы проиллюстрировать это утверждение, Павел цитирует то, что очевидно является гимном ранней христианской церкви, и вполне возможно, что Павел не является автором этих слов.

Он лишь цитирует слова гимна, который уже был известен и который пели в церквах. Точно так же вы можете процитировать какое-то стихотворение или строки из гимна.

Церковь уже поет эти слова, она знакома с ними, и тем самым Павел подчеркивает значимость теологического утверждения, которое в них звучит.

Если церковь уже восприняла теологию, которая включена здесь в литургическую жизнь и которая формирует их жизнь, миропонимание, понимание Иисуса Христа, то этот тезис становится еще более центральным.

И мне кажется очень важным поразмышлять о значении данного текста для нашей литургической жизни и теологии.

Филиппийцам 2:5-11:

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
(Фил.2:5-11)

Вновь мы вспоминаем здесь домостроительную Троицу (учение церкви о Триедином Боге), то есть всё это сделано для славы Отца. И даже дело Христа представлено здесь как нечто, что ориентировано на славу Отца.

Когда мы склоняемся перед именем Иисуса и исповедуем Его имя, то конечный результат этого действия – слава Отца. Но я в большей степени заинтересован рассмотреть первые несколько стихов, которые связаны с теологией воплощения.

Цитируя данный гимн

Язык, который использует Павел, цитируя данный гимн, это язык поэтический, здесь звучит лирика.

Он говорит, что тот, кого мы называем Иисусом, существовал в форме (греч. «морфе») Бога. Иисус пришел к существованию опять-таки в «морфе» – в форме раба или слуги.

В 6-м стихе мы видим форму Бога, а в 7-м стихе – форму раба.

  • Некоторые люди утверждают, что слово «форма» в этом тексте это синоним слова «слава», то есть понятие этого слова ограничивается таким образом.
  • Другие исследователи считают, что здесь подразумевается онтологический срез этой личности. По их мнению, существовать в форме Бога означает иметь онтологическую природу Бога, то есть существовать в самом бытие божьем, как Бог по природе своей.

Иными словами, форма Бога является указанием на Его природу, и мне кажется, что это более удачный способ понимания данного слова.

Какой он, Бог? Царский псалом 67

Так что контраст, который здесь проводится между существованием в форме бога и форме раба, это указание на то, что сама природа, сущность и онтология того, кто существовал в форме божьей, были божественными.

Он существовал как божественная личность. И эта божественная личность, обладающая всеми качествами божества и имеющая ту же онтологию, что и Отец, стала рабом и восприняла онтологический статус человечества, то есть стала человеком.

Контраст между существованием в форме

Здесь мы видим контраст, который проводится между существованием в форме Бога и подобии человека. Мне кажется, что здесь мы можем выделить целый ряд очень важных идей.

Прежде всего, поддержание преемственности между тем, кто существовал в форме Бога, и тем же самым, кто теперь стал существовать в подобии человека, в форме раба.

Мы говорим здесь об одной личности – не о двух разных, но об одной и той же.

Именно это подчеркивал Халкидонский собор, вводя в оборот символ веры, где постоянно повторялось слово «тот же».

Мне кажется, что это весьма библейское понятие, потому что мы хотим утвердить преемственность между личностью, существующей в форме Логоса, и той же самой личностью, пришедшей во плоти.

То есть это не две разных личности, а одна. Тем самым мы отделяем себя от несторианства (была такая древняя ересь в ранней церкви).

Еще один момент, который я хочу здесь подчеркнуть. Мы всё время говорим о двух природах, о двух онтологических моментах.

Мы говорим о форме Бога и форме раба и, размышляя об этом, должны пользоваться историческим способом выражения христологии.

Одна личность обладает двумя природами

Как выразить истину, что одна личность обладает двумя природами?

Еще одно важное измерение этого вопроса состоит в том, что церковь поет слова этого гимна, то есть предполагается, что она уже восприняла эту теологию. Это уже часть церковной литургии.

Мне кажется это важным и сам Павел старается подчеркнуть, что учит здесь не чему-то новому. Он учит чему-то, что церковь уже исповедует.

Павел предлагает эту теологию к конкретной ситуации, которая сложилась в Филиппах. Он пытается указать на то, что Сын стал воспринимать интересы других существ более чем свои собственные.

Не почитал хищением быть равным Богу

Это подчеркнуто в стихе 6-м. «Не почитал хищением быть равным Богу» – это достаточно старое выражение, к которому прибегали, чтобы перевести данный текст.

Этот перевод относится к XV-XVI векам. Более современные переводы признали, что слово «харпагмон», которое переведено как «хищение», означает нечто другое.

На самом деле, один человек в Гарвардском университете получил докторскую ступень, защитив диссертацию, посвященную именно этому слову.

Это единственный раз, когда данное слово используется в Новом Завете, что указывает на уникальность данного гимна.

Так вот он обнаружил, что это слово не связано с воровством чего-то, что тебе по закону не принадлежит, и не связано с попыткой ухватить что-то, что ты пока не имеешь.

Это слово означает способность пользоваться преимуществом того, чем ты уже обладаешь.

Перевод, который присутствует в современных английских изданиях, примерно следующий: «Тот, кто существовал в самой природе Бога, не считал свое равенство Богу преимуществом, которым он может пользоваться перед другими».

То есть равенство с Богом было чем-то, чем Он уже обладал. Он онтологически был Богом, был божественным по природе, участвовал в божественной общности.

И это равенство Богу Он мог в принципе использовать ради себя, ради своей выгоды. Но вместо этого Он смирил себя, стал учитывать интересы других людей и опустошил себя.

Преимуществами своего статуса

Мне кажется, что здесь заключено утверждение, что разум Иисуса состоял в том, чтобы воспринимать других людей более важными, чем Он сам.

Он не стал пользоваться преимуществами своего статуса, своего первенства, своей природы. Вместо этого Он смирил самого себя, чтобы служить другим.

Систематическое богословие
Зачем Бог сотворил мир?

Это урок, посвященный власти или статусу, не правда ли? То есть то, что мы имеем, мы используем не ради собственных преимуществ, но ради преимуществ и пользы других для того, чтобы другие люди могли получить служение.

Мы ставим интересы других впереди собственных. Это модель, которую предлагает нам Иисус. Воплощение демонстрирует эту концепцию самопожертвования и служения того, кто существовал в форме Бога, но стал одним из нас.

Павел описывает это (по крайней мере, в этом гимне), используя выражение «уничижил себя».

В теологию этот термин вошел под греческим именем «кенозис». Его значение до сих пор обсуждается и идут споры.

Опустошение

Некоторые склоняются к тому, чтобы понимать его как «опустошил себя от божественной природы и был уже ей не причастен». Но мне кажется, что это не вписывается в другие части истории, которые нам известны.

Особенно это противоречит тому факту, что Иисусу поклонялись еще во время Его пребывания на этой земле, и поэтому я не думаю, что Он полностью опустошил себя от своей божественности.

Но, возможно, мы вправе сказать, что Он опустошил себя от независимой реализации своей божественности и божественных атрибутов.

Например, существование в форме Бога подразумевает, что Он вездесущий, но, став рабом во плоти, Он локализован к конкретном месте, рожден от Марии, живет в Палестине, становится ограниченным самой плотью.

Существуя в форме Бога, Он является всезнающим, но по плоти Лука описывает Иисуса как личность, возрастающую в мудрости (в конце 2-й главы евангелия от Луки).

Я не думаю, что мы можем сказать то же самое о Нем, существующим в форме Бога. Мы не можем сказать, что Логос возрастал в мудрости, но можем сказать так об Иисусе.

Я должен признаться, что не знаю, как в точности следует это понимать, но мне кажется, что это опустошение следует воспринимать как становление одним из нас.

То есть Он живет в своей человеческой природе точно так же, как мы живем в своей человеческой природе, с теми же самыми ограничениями в пространстве, познаниях, с процессами роста и созревания, которые присутствуют в нашей жизни.

И в этом смысле Он существует в форме раба. Однако это та же самая личность, которая существовала в форме Бога.

Итак, именно личность является носителем преемственности, и именно она получает поклонение, честь и славу. Но эта личность во плоти ограничена таким образом, что переживает соприкосновение с этим миром точно так же как и мы, вплоть до переживания смерти.

Послание к Евреям

Здесь я хотел бы перейти к посланию Евреям, потому что его автор развивает данную мысль далее – больше, чем Павел делает это в послании Филиппийцам.

В Евреям 2-й главе с 5-го стиха и далее автор цитирует Псалом 8-й. Этот псалом говорит, что человечество сотворено и увенчано властью, что всё покорено людям и что нам дана задача править с Богом.

Но что-то пошло не так и смерть вошла в мир, поскольку мы захотели построить собственную империю. И вместо того чтобы нам править над миром вместе с Богом, теперь мир с его смертью, погибелью и разрушениями правит над нами.

Об этом говорится в 8-м стихе:

«Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено»

То есть не так Бог сотворил этот мир, но теперь царствует смерть.

И затем стих 9-й:

«Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех»

Здесь проводится контраст. Это первый раз, когда автор использует в своей книге слово «Иисус», до этого он всегда говорил «Сын».

Семь фраз, произнесенных Иисусом на кресте

Слово «Сын» относится к божественной природе, божественной личности, о которой говорится в главе 1-й. И вот эта личность теперь берет на себя человеческую природу.

«Сын» становится Иисусом – человеком, немного умаленным перед ангелами, чтобы Ему вкусить смерть, уничижение и падшесть этого мира, которым мы связаны.

Он вкусил смерть за всех нас.

Стих 14-й:

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола»

Здесь используется понятие причастности плоти и крови. Он не стал ангелом и не взял природу одного из ангелов. Он взял природу человеческую, из плоти и крови.

Став плотью

Давайте используем здесь три идеи.

Став плотью, Он взял на себя подлинную человеческую природу, то есть Он был человеком во всём, как и мы.

Я думаю, что именно это имеет в виду автор послания Евреям, когда говорит: «Он причастен», «стал одним из нас». Точно так же как Он был един с Богом и разделял божественную природу, Он стал одним из нас, разделив нашу природу во всей ее подлинности, по-настоящему.

В 17-м стихе автор говорит:

«Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа»

«Уподобиться во всём» включает в себя не только страдания, то есть Иисус разделяет не только наши страдания, но и искушения. Будучи искушаем, Он может и искушаемым помочь (стих 18).

Подлинное человечество

Это ключевой момент и над ним нужно посидеть и подумать. У нас нет времени, чтобы полностью раскрыть эту мысль, но я хочу выразить ее так.

Одна из важных идей, которую мы можем извлечь из понятия подлинного человечества, это сопереживание, которое разделяет с нами Иисус.

Или лучше сказать «эмпатия». Есть разница между «симпатией» и «эмпатией».

Лучше даже перевести «сочувствие», то есть мне самому не плохо, но я сочувствую в том, что тебе плохо.

Например, моя мать еще жива и, допустим, у меня есть друг, у которого мать умерла. Я не могу испытать тех же чувств, но я сочувствую ему, потому что мне его очень жаль.

Конечно, у Бога море сочувствия к нам. Он скорбит над миром, над его падшим состоянием. Ему больно от того, что нам больно.

Но при воплощении Бог выразил не только это сочувствие, но и сопереживание в том смысле, что Он чувствовал то же самое, что и мы.

Он не только понимает, что мы чувствуем, но и чувствует это сам.

Например, я прошел через опыт смерти сына и очень хорошо могу понять того, кто тоже потерял ребенка, потому что у нас одно и то же страдание, одна и та же скорбь.

Так же и когда Бог стал человеком, то испытывал голод, жажду, искушения и смерть. Бог сочувствует нам в таком смысле, что уже разделяет с нами то, чего раньше не мог разделить, потому что Бог искушаем не бывает.

Духовные прообразы
Мелхиседек прообраз Иисуса Христа – 18 фактов

Но когда Бог становится человеком, Он уже знает, что значит быть искушаемым. Он испытывает это искушение в Иисусе.

В Евреям 4-й главе есть текст, с которым мы хорошо знакомы. Здесь описывается тот первосвященник, который у нас есть.

Евреям 4:14 – «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]».

Слово «Сын» обозначает Его божественность, а слово «Иисус» – человеческую природу. Это одна и та же личность, одно и то же лицо.

Иисус стал нашим Первосвященником.

Как тот, кто полностью переживает человеческую природу, Он может во всей полноте сопереживать всем нашим слабостям.

Он понимает, что значит чувствовать немощь. Он был искушаем точно так же как и мы. Это очень важный богословский момент, потому что связь между Богом и нами как раз в воплощении Иисуса Христа. Иисус может сопереживать нам во всей полноте.

Дистанцировать Иисуса

Некоторые богословские теории склонны дистанцировать Иисуса от нас. Будто бы появляются фигуры, более сочувствующие нам.

Например, иногда бывает, что Дева Мария изображается более сочувствующей роду людскому, чем Иисус.

Мария, мать Иисуса Христа и ее роль в Новом Завете

В сущности, это означает, что Иисус не был во всей полноте человеком. Но кто может действительно более сочувствовать нам, чем тот, к кому мы обращаемся за помощью в искушениях?

Это тот же, кто пришел быть с нами, разделить все наши страдания и искушения именно для того, чтобы быть способным нам помочь. Именно воплощение дает возможность Сыну во всей полноте понять, каково нам, и помочь в наших искушениях.

И поэтому мы обращаемся к Сыну, когда нам нужна помощь. Он единственный, кто понимает одновременно реальность и Бога, и человека.

В сущности, Он единственный, к кому мы можем обратиться за всей полнотой сочувствия и реальностью помощи.

И здесь я бы предположил, что нам не нужна замена Иисусу, когда речь идет о помощи в искушениях.

Настоящий человек

Второй пункт состоит в том, что Он настоящий человек, то есть по-настоящему стал человеком. Он являл собой то, каким должно быть человечество.

В этом смысле Он истинный человек, истинный образ божий. Потому что когда Он был искушаем, то ни разу не согрешил.

  • Он во всем был искушен, кроме греха.
  • Он исполнил свою миссию и полностью воплощает собой то, что такое настоящий божий образ.

В этом Он наш пример. Он тот, за кем мы следуем. Когда мы хотим узнать, что значит быть по-настоящему человеком и образом божьим, то следуем за Иисусом.

Истинный образ Божий

Когда мы говорим о человеческом грехе, то что такое грех?

Грешить, на самом деле, это быть чем-то меньшим, чем человеком, умалять себя как человека, потому что быть человеком и находить свою сущность в божьей истории это значит быть образом божьим.

Когда мы грешим, то становимся чем-то меньшим, чем люди, и поэтому в Иисусе мы находим единственного настоящего человека – человека во всей своей полноте.

Я не имею в виду, что мы теряем свое достоинство и образ божий или становимся какими-то недочеловеками.

Но мы становимся чем-то меньшим, чем должны быть, выпадаем из этого идеала и находим в Иисусе именно то, к чему призвано человечество, – то, что означает быть истинным образом божьим.

Новый человек

И последний пункт состоит в том, что Он также «новый человек». Другими словами, в своем воскресении Иисус это «новый Адам» в новом теле, который обещает новое небо, новое землю и новое будущее.

Духовные прообразы
Адам, прообраз Христа

Он не только новый человек в настоящем, во всей слабости настоящей плоти, но Он также и будущее, в воскресшей плоти.

После воскресения Он остается человеком, ведь Иисус не перестал быть человеком после воскресения из мертвых. Он по-прежнему человек и по-прежнему Первосвященник, ходатайствующий за нас одесную Бога.

Именно Его воскресшему телу уподобятся наши тела. Можно сказать, что Он вовеки наш брат.

На какую же невообразимую жертву пошел Логос, чтобы стать человеком, потому что, став им, Он уже никогда не перестает им быть! Он стал человеком навсегда.

В халкидонском вероопределении это подчеркивается так: союз двух природ в одной ипостаси, в одной личности, уже неизменен вовеки.

Он принял природу человека и уже не может отбросить ее от себя точно так же, как мы не можем отбросить от себя свою природу.

Он навеки человек, навеки наш брат. В этом состоит природа жертвенной любви.

Когда мы думаем о жертвах, которые приносим друг другу, то все они тривиальны по сравнению с такой жертвой.

И мы призваны следовать за Иисусом и иметь ум Христов в наших отношениях друг с другом, ставя интересы другого человека выше своих собственных.

Видео: Видеть Иисуса таким, какой Он есть

История искупления: 6.2 Видеть Иисуса таким, какой Он есть

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Джон Марк Хикс. Систематическое богословие. Лекция 11: Каково соотношение божественной и человеческой природы в Иисусе Христе?
  3. Теологическое образование. Институт Теологии и Христианского Служения
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

4 КОММЕНТАРИИ

Mastodon